О сомнамбулизме — Жан-Мари Рагон
Глава XXXIV
О СОМНАМБУЛИЗМЕ
«Те, кто видят лишь телесными глазами, являются почти слепыми»
(КЛАВДИЯ БАШИ)
СОМНАМБУЛИЗМ порожден либо благодаря естественным склонностям, либо у больных в течение магнетического действия; тогда он прекращается после излечения. В этом состоянии больной по-особенному обладает достаточно тонкой чуткостью, чтобы увидеть, понять и указать то, что для него и для других может быть спасительным.
Сомнамбулизм является смешанным состоянием между сном и бодрствованием; мы различаем два его вида: естественный или спонтанный, искусственный или магнетический (1).
Первый из них выражает состояние самопроизвольно поднявшегося ночью субъекта, ходящего и исполняющего определенные действия; это noctisurgium Римлян, которое было бы лучше перевести ноктамбулизмом.
Вторым является вызванное состояние субъекта волей или образом действий того, кто гипнотизирует, либо же субъектом, воздействующим на себя самого и получающим впечатление магнетического тела; это somnus medicus Римлян. Но поскольку в этом сне вопрос ставится уже не о хождении, а об исцелении, то выражение сомниатрицизм (somniatricisme) могло бы стать подходящим.
Он из тех индивидов, которые, бодрствуя и впадая в экстаз, наделены силой самоуглубления (после чего возникает магнетическое питание) и проецировать свой взгляд в пространстве: это лучшие ясновидящие для познания прошлого, настоящего и даже будущего, подтверждающие его из множества фактов (2). Эти индивиды, загипнотизированные таким образом в своем неведении, должны по-особенному удерживать это свойство земного магнетизма, с которым их естество находится в соответст- вии.
Но примечательно то, что в своих начинаниях ясновидящие, наиболее прозорливые и удивительные в своих экстазах, не верят никакому сомнам- булизму и не добавляют никакой веры необыкновенным фактам, которые они разоблачали с вящей точностью. Они отрицают свою магнетическую силу. Мы знаем одно лицо, утверждающее себя черпавшим в атмосфе- ре элемент своих всегда достоверных предвидений, и которые для него там находились начертанными. Оно также долгое время не верило в свою силу.
Прозорливый лунатик ЯСНОВИДЯЩИЙ не похож больше на уснув- шее существо, как человек активный, находящийся в состоянии бодрство- вания. Его материя онемевает, но его разумение распространяется вовне, он живет в эфире, это дух вечной жизни; его душа, почти разжиженная в соединении с эластичностью универсальной субстанции, мировой душой, живым и возрождающим огнем, от которого она исходит, получает бесконечные восприятия. Он охватывает собой все, он пользуется экстатичностью, он счастлив и радостен в этом состоянии: естество со всеми своими чудесами разоблачены перед ним на любом расстоянии. Все тела движутся посреди света, излучаемого солнцем. Всякий свет высвобождает непреложно тепло, которым насыщаются все тела и все флюиды; и получается, что солнечные и тепловые лучи сразу проникают, насквозь пронизывают все тела, которые внешне и внутренне живут, освещаемые светом, выделяемым от их относительного тепла, исходя из их естества и пористости. Отсюда два вида света: свет внешний для нашего зрения и свет, невидимый нашим органам, когда солнце, источник света, от нас скрыто. Тепло присуще свету, как и свет свойственен теплу, и все тела, пронизанные солнечным теплом, тем самым являются освещенными фосфоресцирующим светом, выделяемым телесным теплом, в темноте направляющим и освещающим некоторых животных, как, например, крот, филин и др.
Непрерывность невидимого света, пересекаемая восприятием ясновидящего с большой скоростью, которую не может достичь электрическая искра, вынужденная скользить по своей стальной проволоке, означает, что для него тела потеряли свою непроницаемость. Всякий индивид может быть магнетизером, но не всякий является сомнамбулой. В древности сомнамбулизма назывался пророчеством.
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ДУША ИЛИ ВООДУШЕВЛЕНИЕ
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ДУША, источник жизни всех существ и ВООДУШЕВЛЕНИЕ трех царств и миров, является, согласно герметическим физикам, светом, теплом, электричеством, земным и астральным магнетизмом, разумением и движением, всеми высшими последствиями, подчиненными одной и той же причине.
Трение, откуда происходит электрический флюид, порождает в то же время электричество и тепло и в своей внешней точке — свет: три последствия, обладающие общим естеством, поскольку их производит та же самая причина.
ДЕДУКЦИИ. Будучи светом, универсальная душа предстает разумом; благодаря своей универсальности, но без решения о ее непрерывности, она всевидяща и всеведуща. Поскольку всякий свет обладает относитель- ным теплом, и всякое тепло посредством своего непрестанного движения осуществляет на тело проникающее воздействие, постольку свет вездесущий. Наконец, поскольку благодаря своей конкреции под разными видами своей альтернативной и непрерывной деконкреции он порождает и возобновляет все, постольку свет всемогущий. Отсюда выходит, что уни- версальная душа (субстанция) является всем и повсюду: она видит все, знает все и порождает все. Тогда, будучи светом, разумением, теплом и движением, она соединяет все атрибуты Бога.
Разумение или одухотворение, украшенное именем души, чувстви- тельность или чувство являются производными постоянного действия универсального флюида, обработанного энцефалом (мозгом): различия его организации вызывают интеллектуальные разнообразия.
ОБ ОККУЛЬТНОМ МИРЕ
Это необыкновенное зрение ясновидящего лунатика не должно заставлять верить в реальное существование двух миров, как об этом думает грубый легковерный человек. Существует только один мир, в котором мы живем, и от глубокого познания которого мы еще далеки. Воздух, запахи, флюиды, земные и атмосферные влияния представляются незримыми; они принадлежат нашему миру и не способны создать иной.
Врожденная, универсальная и порождающая душа мира, которой пронизаны все тела, и от которой наше воодушевление составляет часть под именем человеческой души, не образует никакого второго мира. Она не- видима, бестелесна, но не имматериальна, следуя магнетическим авторам. Душа в состоянии естественного или преднамеренного экстаза посредством добавления флюида, тождественного ее естеству и направленного гипнотизером, собирается в мозговом резервуаре за счет иных частей тела, лишенных не жизни, но ощущений. Душа, существующая только в мозге, способна исполнять функции всех церебральных свойств, не используя обычные и материальные органы. Отделенная таким образом душа вступает в непосредственное общение, являясь ее частью, с универсальной душой; и поскольку последняя пронизывает все тела, постольку человеческая душа их одинаково пронизывает, она видит и составляет отчет. И поскольку универсальная душа образует все единое целое беспрерывно, постольку человеческой душе легко видеть повсюду на значительных расстояниях. Но все эти вещи, какими бы необыкновенными они ни были, не составляют нового мира, второго мира.
Образующие наш мир видимые объекты представляются настолько же конкретизированными частями благодаря поглощению и в уподоблении универсальной субстанции, которой они тогда лишь проявления. После их деконкреции через эманацию и распад они разжижаются, эфиризуются и обобщаются в универсуме. Предавшись тем самым великому всеединству, всякое проявление исчезает: они стали невидимыми. Отсюда получается, что два мира не что иное, как ОДИН, поскольку это всегда универсальная субстанция с проявлением или без него, то есть флюиди- ческая материализованная субстанция или материальная разжиженная субстанция.
____________________
(1) Наука выделяет четыре вида сомнамбулизма: естественный, симптоматический, магнетический и экстатический.
Сомнамбулизм естественный и сомнамбулизм симптоматический яв- ляются двумя по существу различными состояниями: один имеет место только ночью; другой — как днем, так и днем; и действия субъекта не представляются тождественными.
Сомнамбулизм магнетический и сомнамбулизм экстатический разли- чаются тем, что один управляем, а другой нет; первый — искусствен- ный; а второй — естественный; в первом субъект зависим; во втором он располагает сам собой; вот почему искусственный сомнамбулизм лечит, как и естественный, когда последний им подменяется.
Мы видим, что магнетизм и сомнамбулизм в состоянии, где они находятся, предстают двумя очень разными вещами.
(2) Мы приведем здесь следующее: «Находясь в сомнамбулическом состоянии, один эпилептик говорит однажды доктору Лонду, что в течение пятнадцати дней тот будет иметь дело чести и окажется раненым. Доктор достает свой календарь и вносит туда это предсказание. В завершении двух недель он поспорил с одним из своих собратьев. Он вызван на дуэль и получает удар шпагой; и пока его препровождали на карете домой, он вынул свой календарь и прочитал сделанное ему предсказание о его удачливом сопернике» (МАЛЛЬ, Отчет об излечениях, совершенных благодаря магнетизму, том 1, стр. 258).
перевод © Владимир Ткаченко-Гильдебрандт (Прандау), 2018 г.