О психологии, физиологии, физиогномии — Жан-Мари Рагон
Глава XXXVI
О психологии, физиологии, физиогномии
О ПСИХОЛОГИИ (1)
ПСИХОЛОГИЯ или ПСИКОЛОГИЯ является частью философии, толкующей о душе, ее свойствах и ее действиях. Психологическое знание, знание души, есть первый уровень этой безмерной лестницы, которую должно изучать, выгравировав для познания истину; но чтобы ее достичь, необходимо быть, как был поначалу человек, в присутствии естества, от которого он прямо получал впечатления в полноте их действия. Должно быть полностью свободным от научных и религиозных предрассудков. Знание в целом абстрагируется от политиков и религий для того, чтобы стать ЕДИНЫМ и УНИВЕРСАЛЬНЫМ.
О ФИЗИОЛОГИИ (2)
«Философия грядущего будет
усовершенствованной физиологией»
БАЛЬЗАК
ФИЗИОЛОГИЯ есть знание о началах животной экономии, использовании и обращении органов. Она является знанием жизни и одушевленно- го естества. Именно благодаря ей Лафатер и Галль достигли физиогномических и френологических открытий. Растительная физиология это знание жизненных функций растений. Минеральная физиология успешно занимает в данный момент нескольких привилегированных ученых.
О ФИЗИОГНОМИИ (3)
ФИЗИОГНОМИЯ ведет к познанию внутренней морали человека через его внешние проявления, его характер и его наклонности, осмотр его лица, поскольку магнетический флюид, будучи жизнью мысли, отпечатывает на физиономии его характеризующие моральные ощущения различ- ными чертами. На самом деле, по словам господина де Сегюра, «привычка некоторых привязанностей души придает мышцам лица сокращения, позволяющие читать характер по образу».
Талант или искусство различать вещи по их виду является делом физиогномиста.
Мы часто видим, что тот, кто не верит в физиогномию, не доверяет человеку или животному по их образу, грибу по его виду и растению по его цвету.
ЛАФАТЕР, родившийся в Цюрихе в 1741 году, предстает создателем этого любопытного знания. От него дошло: Физиогномические опыты в 4-х томах, а4, 1773–1778 гг. Он умер в 1801 году вследствие ранения, полученного во время взятия Цюриха французами в 1799 году.
О ХИРОМАНТИИ
Знание, которое учит познанию будущего человека по осмотру его руки, называется ХИРОМАНТИЕЙ (от греческих слов cheir, рука, и manteia, прорицание). Рука (manus) происходит от арабского глагола mana, счи- тать; откуда слово manach, счисление; al-manach — счисление (дней года после революций светил); méné (луна), mensis (месяц, мера года); moneta (монета, чтобы регулировать годовые отчеты). Греки называли e penté (всю руку), поскольку у нее пять пальцев, и они выражали это число буквой V, представляющей четыре пальца, разделенные с большим пальцем. Хотя рука и не представляет важности черепа, она, тем не менее, как и он, некое подобие реестра, куда вписываются различные перипетии жизни. Многочисленные бороздящие ладонь линии являются такими же иероглифами: они, соединенные с ее формой и с формой пальцев, показывают человеческую судьбу с наклонностями, хорошими или порочными, которые нужно развивать или с которыми должно бороться. Это оригинальная книга, чтению которой необходимо быть обученным, как одновременно и обычному чтению. Легче чем последнее, оно ему не уступает в пользе, поскольку предупреждает подростка, как о его предназначении, исходя из его записанных наклонностей, так и о связях, которые ему будут полезны или опасны, с лицами, протягивающими ему руку, каковую следует пожать, только осознавая причину.
Мы читаем в Книге Иова (Глава 37, ст. 7), написанной за 1800 лет до нашей эры и за 200 лет до Моисея:
«Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его».
Это истина, признанная с тех пор, что рука различается в зависимости от профессионального разряда индивидов и таким образом передает- ся в течение нескольких поколений: адвокат или лекарь, сын пахаря или ремесленника будут обладать рукой своего отца и передадут ее, легко видоизмененную, своему сыну и дальше. Итак, рука является характерным знаком расы и удивительным образом служит предсказательному знанию. В древности она была узой союза и дружбы. Это передалось гностиками, воспринялось Англичанами, и может теперь только продолжаться повсюду, ибо рука — символ будущего. Рукопожатие выражает доверие, надежду на человека, который его получает; тем самым, чтобы указать на тесный, нерушимый брачный союз, просят у девушки ее руку, чтобы соединиться с ней навсегда.
Две сомкнутые в рукопожатии руки символизируют благую веру (степень мастера).
Каждый извлекает пользу из непрестанных услуг, которые оказывает рука, не оценивая ее бесконечное достоинство. Рука повелевает, обвиняет, призывает, возвращает, одобряет, осуждает, утверждает, отрицает, собирает и отталкивает; она помощница проповедника на кафедре, адвоката в коллегии, оратора на трибуне: для них она удваивает силу воздействия; наконец, как бы обходились без нее в магнетической работе? Но самое благородная из ее привилегий — это ее движение в поклонении к небу, чтобы обратить наши обеты Творцу миров (4).
О ПСИХОЛОГИИ РУКИ
Бесконечное число волокон образуют форму на поверхности человеческого тела, органа ОСЯЗАНИЯ. Они образуют три мембраны, называемые эпидермой (надкожицей, кутикулой), ритивалью и кожей. Их колеба- ние, сообщаемое сенсориуму (мозгу) нервами производит в нем два великих двигателя жизни: удовольствие и боль.
Орган осязания, которым пользуются пять чувств, по-особому пребы- вает на руке, как на наиболее гибкой части тела, лучше подготовленной к разнообразным капризам воли. Если бы можно было увеличить сочле- нения, то есть число пальцев, то это, несомненно, пропорционально добавило бы силу ощущения (5).
Сколь поразительно строение человека! Чем больше он наделен огромным разумением, объемлющим бесконечность, тем более обширным является его мозг, а его рука больше украшена узлами (6). Функции руки почти универсальны. Этот главный агент пятого чувства (осязания) выше всего того, что о нем навыдумывали: рука ощупывает и отмеряет тела, как наиболее крупные, так и наименьшие; она анализирует, моделирует, изготавливает и трансформирует все существующее; создавая все то, что ей внушает гений; поддерживает жизнь, готовит пищу, которую подносит ко рту; защищает, ограждает от препятствий; служит проводником в темноте, узнает реальное состояние и свойство тел: фор- му, размер, сопротивление, температуру и пр.; откуда рождаются другие науки. Будучи всегда деятельным посланцем разумения, рука предстает исключительным уделом человека. Многие животные превосходят его в зрении, слухе, обонянии и вкусе; осязание человека стирает их всех своим совершенством, поскольку оно следует за ними, исправляя их заблуждения: мы осязаем, ибо мы видели, слышали, чувствовали и пробовали предметы.
Осязание добровольно, оно предполагает размышление у того, кто его осуществляет: другие чувства не требуют ничего подобного; звуки, свет, запахи поражают соответствующие органы, которые этого не ожидают; тогда как никто ни к чему не прикоснется без волевого акта. Осязание является геометром духа, смыслом рассудка; рука позволяет духу окрепнуть, отделив наше существо от всего того, что его окружает; она углубляет пространство, устанавливает размер, измеряет расстояние, осуществляет все искусства, использует все материи земного шара, с протяженностью которого нас знакомит и предлагает даже пройти его пространство. Те, кто изучали восходящую лестницу человеческого и животного ряда, видели, что повсюду блистает разумение, увеличиваясь в пропорции знака совершенствования этого органа. Вот замечания, сделанные на примере идиотов, кретинов и слабоумных.
ИДИОТ (не имеющий ни идеи, ни понимания). Торокальный член и рука идиота суть бесформенные и атрофированные (истощенные), как и его мозг; их предплечье лишено кругового движения; маленькая кисть поддерживается широким запястьем; иногда недостает ладони (внутренней части кисти между запястьем и пальцами), или запястье остается во- гнутым к ладони.
ИМБЕЦИЛ (слабоумный, неспособный). Рука слабоумного более или менее развита, но она считается плохо сложенной, и мускулы руки, хотя и меньше ограниченные в своих движениях, имеют размер не больше, нежели мышцы идиота.
КРЕТИН (слабоумный и уродливый). У кретина рука не имеет ничего нормального; ее движения ограничены; она поднимается на широком запястье в основании, и на пределе ее пальцев отсутствуют или недоразвиты выпуклости. Слишком громоздкая или слишком тонкая, но всегда плохо сложенная, эта кисть и рука кажутся переданными для осанки с неловкой и вынужденной походкой.
У людей с обычным умственным развитием рука не имеет ничего ненормального; она несет в себе порой определенную красоту; но ее движе- ния от этого не представляются менее ограниченными, будучи поднятой на широком запястье. Дюпюйтран (Dupuytren) отметил, что осязательная часть руки тоньше, и что выпуклости на конце пальцев являются плохо развитыми или отсутствующими.
У лиц с высшим рассудком торакальный член и рука представляются совершенными образчиками. Эта рука, всегда поддерживаемая на утонченном и легком запястье, по-особенному организована, соотносясь с искусством или наукой, которые они развивают.
Современные врачи сообщили другие факты: туберкулезная рука у людей, болеющих чахоткой и золотухой. Алчный человек обладает крючковатыми пальцами; расточительный, наоборот, прямыми. Все эти замечания достойны для привлечения внимания философа и масона.
О ХИРОЛОГИИ
ХИРОЛОГИЯ является знанием языка при помощи пальцев; поскольку одно из драгоценных преимуществ руки это быть помощницей слова и служить языковым органом и выражениями для глухонемых. Рука, неутомимое орудие во взаимодействии с мозгом, храм, наполненный мистериями и чудесами, жилище мысли и разумения, является всегда вылепленной с большим или меньшим совершенством, то есть, следуя мозгу в своем развитии, она предстает более или менее пропорциональной.
Известно, что пальцы называются: большой (pollex, знак власти) (7), указательный (index), средний (medius), безымянный (на нем носят кольцо) (8) и маленький (auricularis; один, которым можно проникнуть в ухо); их язык называется хирологией.
Знаменитый аббат де л’Эпе (de l’Epée), родившийся в Версале в 1712 году и умерший в 1789 году, был первым, кто разработал часть этого удивительного языка, основав Учреждение для глухонемых, в высшей степени филантропическое установление, созданное в целях обучить искусствам, наукам и общению большое число людей, которые без этого удачного изобретения, оставались бы несчастными, являясь обузой для общества, вместо того, чтобы быть ему полезными.
Это можно восполнить дигитацией (аппликатурой) (осязанием пальцев) при потере зрения. Мы могли бы привести ряд примеров, констатирующих, что слепые люди показывали цвета, монеты, карты и другое, которое удавалось воспроизвести с помощью глины, в том числе статуи, совершенно подобные тем, что оказались под рукой. ____________________ (1) Это слово происходит от psuché, душа, и logos, толкование: наука о душе.
(2) От phusis, естество, и logos, толкование: наука о естестве.
(3) ФИЗИОГНОМИЯ, от греческого слова phusis, естество, и gnomon, ука- зание.
(4) В любопытном произведении, называемом Хирогномия, сведущий наблюдатель капитан д’Арпантиньи (d’Arpentigny), предоставил средство распознавания направленности ума по формам руки, которые он разделяет на семь категорий.
(5) Говорят, в Берлине есть семья шестопалых; люди, ее составляющие должны во всех равных вещать иметь больше ощущений, чем другие.
(6) Соединение переплетенных нервов.
(7) Древние прижимали большой палец к указательному пальцу в знак одобрения и разводили пальцы для указания на противоположную оценку.
(8) Согласно обычаю, восходящему в глубокую древность, и смысл которого взят из анатомии; древние верили, по словам Авла Геллия, что этот палец находился в прямом сообщении с сердцем посредством особого нерва; обстоятельство, которое его заставило рассматривать не как самый важный из пяти пальцев, но как самый достойный для ношения колец, залога привязанности или знаков определенного достоинства.
перевод © Владимир Ткаченко-Гильдебрандт (Прандау), 2018 г.