О френологии — Жан-Мари Рагон
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

О френологии — Жан-Мари Рагон

ГЛАВА XXXVII

 

О ФРЕНОЛОГИИ (1)

 

«Славная эра приблизится, когда философия и мораль будут основаны на френологии»

 

БРУССЭ

 

ФРЕНОЛОГИЯ учит раскрытию естественных предрасположенностей и элементов характера каждого индивида. С ее помощью с определенной достоверностью достигается познание страстей, склонностей, чувств и свойств умственных способностей человека.

 

Жизнь продолжается в органах благодаря двум вещам: ФОРМЕ (образу) или слепку, в которой непрестанно обрабатывается материя, согласо- вываясь с образом, откуда моральное изменение в такой-то период жизни, изменение всегда более значимое, чем физическое, особенно из-за постоянного применения рассудка для соотнесения между собой внешних или видимых предметов.

 

Это интересное знание, более полное, нежели физиогномия, обладающее огромным полем деятельности, уравновешиваемым только своей очевидной пользой и моралью. Ее интерес всеобщий и такой, что она должна стать частью общественного просвещения. Когда с разумного возраста станут френологистами, тогда каждый узнает все свои наклонности: он разовьет добрые и будет бороться с дурными; исправляя их взаимообраз- но; он не будет заблуждаться, поскольку желает добра, ведь он всегда узнает, чем ему заниматься; чему можно доверять без опасения, а чему по праву не доверять, что необходимо контролировать. Тогда мы увидим, как незаметно снизится масса преступников и правонарушений. Самые благоприятные последствия проистекают от этой теории, применяемой к всеобщему воспитанию; и то, что было в принципе посмешищем легкомысленных и недальновидных людей, станет восхищением философа и одним из охранительных чудес общества. Если бы это знание имело больше докторов и сторонников, то такая голова никогда не смогла бы быть управляемой.

 

Знаменитый физиолог ГАЛЛЬ является основоположником френологии; при содействии своего ученика Шпурцгейма, выдающегося лекаря, он создал свою систему и опубликовал свои открытия в 1808 году. Они оба продолжили свои работы с настойчивостью и прозорливостью наблюдательного гения: многочисленные факты, собранные ими, о врожденных способностях и предрасположенностях значительного числа индивидов, моральные портреты которых были подтверждены и признаны как точные, определенно установили это любопытное знание; в него обязательно необходимо посвящать судей в их степени бакалавра, дабы суметь проникнуть в тайну мотивов, определяющих большинство человеческих деяний согласно охарактеризованным типажам. Те же, кто отрицают разоблачения физиогномии и френологии, либо не умеют читать по характеру лица, ничего не предвидя по внешнему телесному облику, либо скорее опасаются быть сами разоблаченными (2).

 

  Обучение философа и франкмасона должно будет всегда пополняться точными сведениями о психологической, физиологической, физиогномонической и френологической науках, тесные соотношения которых, кажется, составляют из них лишь одно целое. Мы не сомневаемся, что если бы френология серьезно практиковалась экспертной комиссией каждой ложи, масонская организация была бы лучше обустроена, и Масонство стало бы более блистающим и более взыскуемым, ведь его сияние зависит только от его благого устроения. Именно последнее соображение подвигло нас привести эти сведения, дабы возбудить к ним интерес в умах наших читателей.

 

  О СВОБОДЕ ВОЛИ

 

  «Форма материальных органов,

  которые определяют наклонности,

  пристрастия и инстинкты живых существ,

  может всегда быть измененной,

  ибо на земле всякое порождающее

  и свободное существо изменчиво»

 

(Гермес-ТОТ)

 

Свобода человека состоит в желании того, что он может. Один ав- тор сказал: «Воля в свободе выбора является тем же, чем и гиря на весах»

  (барон Массиас).

  Человек не может полностью использовать свою свободу выбора, если он не просвещен светом оккультизма: чтобы исправиться, должно познать себя, но никто себя не знает или знает очень несовершенно. Ответ на третий французский масонский вопрос («Что приходим мы делать в ложе?») гласит: «Побеждать наши страсти, подчинять наши воли и совершать новое развитие в Масонстве» (морали) (3); Масонство говорит то же, что и надпись на храме в Саисе: «Познай себя сам»; или как индийская максима: «Познай себя и Существо (душу мира)»; но оно не указывает своим адептам, как это делалось раньше в посвящениях, средств достижения данной благородной цели. Значит, масон вынужден прибегнуть к просветительным знаниям, которые мы только что изложили.

 

  Эти знания, пускай даже они еще несовершенны, распространяют до- статочно света, чтобы масону познать свои страсти, направления своих умственных способностей, склонности своего сердца, приведя к борьбе с теми из них, что пагубны, и к управляемому развитию тех из них, что благоприятны; и чтобы, решительно трудясь над усовершенствованием своей морали и своего рассудка, ему одновременно прийти к совершенству всего своего существа. Тем самым должны видоизмениться черты его лица, выступы его мозга, форма его руки, его походка и умение дер- жаться; достигнув предложенного ему морального идеала, он осуществит свое физическое усовершенствование. С подобной системой поведения человеческая раса не имела бы вырождения.

 

  Материальная субстанция, передаваемая родителями своим потомкам, является того же самого естества и той же самой формы, что и у них, конфигурация органов, которые происходят отсюда, делает почти всегда наследственными интеллектуальные свойства, моральные наклонности, телесные черты, производимые идентичным естеством, несущим слишком часто с собой и предрасположенности к определенным семейным заболеваниям.

 

  Это пластическое изучение и восстановление уже созданных сущност- ных частей человеческого организма у магов и Египтян — разумный спо- соб физического и интеллектуального совершенствования; они называли первое ВОСПИТАНИЕМ и второе НАСТАВЛЕНИЕМ. Но у зрелого чело- века именно новое наставление должно видоизменить полученное воспитание: «В океане жизни, что послужит ему кормилом, как не разум, когда страсть была кормчим?»

 

  Эпикур сказал, а Лукреций вслед за ним повторил:

  «Как и откуда скажи, появилась свободная воля,

  Что позволяет идти, куда каждого манит желанье,

  И допускает менять направленье не в месте известном

  И не в положенный срок, а согласно ума побужденью?

  Ибо сомнения нет, что во всем этом каждому воля

  Служит начальным толчком и по членам движенья проводит.

  Также не видишь ли ты, что в тот миг, как отворят ворота

  Перед конями, они всё же вырваться вон и помчаться

Столь же мгновенно, как дух их стремительный жаждет, бессильны?

Ибо материи вся совокупность должна возбудиться

В теле повсюду, чтоб ей, возбудившись во всех его членах,

Духа порыву затем последовать было возможно.

Видишь из этого ты, что движенье рождается в сердце

И начинает идти, руководствуясь волею духа,

Передаваясь затем по телу всему и по членам.

Это совсем не похоже на то, когда мы поддаемся

Внешним толчкам и вперед их силою движемся мощной.

Ибо тогда целиком вся материя нашего тела

Двигаться будет, от нас, очевидно, совсем не завися,

Вплоть до того, как она удержится нашею волей».

 

(Тит Лукреций Кар «О природе вещей»,

  Книга вторая; стихи 184–293.

  Перевод с латинского Ф. Петровского. Издательство Академии наук СССР, 1958 год).

 

  ____________________

(1) Термин образовано от греческих слов phrén, дух, рассудок, и logos, толкование.

 

(2) Скажем несколько слов о двух больших интерпретаторах, первых апостолах этого важного знания.

  ГАЛЛЬ (Франц Йозеф), родился в Трийзенбрюнне (Великое герцогство Баденское) в 1758 году. Учился в Бадене, Брухзале и Страсбурге, став доктором медицины в Вене, где практиковал некоторое время. Именно в этом городе он изложил новые взгляды на структуру и функции мозга. Его доктрина показалась опасной, и власти вынуждены были закрыть его курсы. Он оставил столицу Австрии, посетив Север Германии, Швецию, Данию и осел, наконец, в Париже в 1807 году, где открыл в Атенее публичные курсы, служившие популяризации его системы. Польщенный оказанным ему во Франции приемом, Галль стал натурализованным французом в 1809 году и продолжил свои открытия во френологии. По- началу он доказывал, что мозг не являлся простым органом. Углубленная проверка его заставила признать до двадцати семи энцефалических изви- лин, с которыми он связывает столько фундаментальных свойств. Он определял для животных или аппетитивных свойств задние и боко- вые части головы; для интеллектуальных свойств — переднюю часть; и для моральных — высшую переднюю часть. Доктрина Галля, как все новые учения, встретила пылких оппонентов, обвинявших его в матери- ализме (а) и в фатализме (b); но знаменитый анатом посвятил целый том отповеди на эти обвинения, заявляя, что никогда не смешивал душу с материальным орудием, которое ей служит, и не учил о неотразимости действий. Галлизм восторжествовал (с).

 

  От него осталось: «Anatomie et physiologie du systéme nerveux еn général et du cerveau еn particulier, etc.» (1810—1820), 4 vol. in-4; 1822– 1825, 6 vol. in-8 — «Анатомия и психология нервной системы в целом и мозга в частности».

 

  Галль умер в Монруже в возрасте 78 лет в 1833 году. ШПУРЦГЕЙМ (Каспар), знаменитый врач, ученик Галля, родился близ Трира (Пруссия) в 1766 году; связывал себя с доктриной Галля, кото- рую легко видоизменил. Он ассистировал Галлю в Анатомии мозга. Он объехал Францию, Германию, Англию и Соединенные Штаты с целью популяризации френологии.

 

  Этот доктор умер от тифа в Бостоне в 1833 году. От него дошло два про- изведения с названиями: О безумии; О принципах воспитания. Новому конкуренту Галля доктору ДЕУЛЮ (DEHOULE), уже известно- му в научном мире, удается придать определенное развитие френологии, систему которой он обосновывает и совершенствует, представляя с но- вой философической точки зрения; он разделяет череп на участки, но никак не на выпуклости; поскольку, по его мнению, рельефности могут не существовать, тогда как страсти и чувства господствуют всегда. Он извлекает из своего метода четкие, рациональные и позитивные аргументы, составляющие удачные дополнения для столь любопытной, сколь полезной науки френологии.

 

  (а) См. выше наше замечание о материализме.

 

  (b) Фатализм на самом деле является только переводом слова Провидение.

 

  (с) Бальзак хорошо описал действие магнетического флюида в физиогномонии и френологии (см. Человеческая комедия, Урсула Мируэт, том 5-й).

 

  (3) Старинные ритуальные тетради представляют этот вопрос следующим образом: «Что разумеешь ты в Масонстве?»

 

  Ответ: «Я разумею в нем изучение наук и практику добродетелей».

 

 перевод © Владимир Ткаченко-Гильдебрандт (Прандау), 2018 г.


Back to Top