Третья часть. Введение. — Жан-Мари Рагон
ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ
ФИЛОСОФСКОЕ МАСОНСТВО ИЛИ ГЕРМЕТИЧЕСКОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ
«Посвящение являлось организованной
и сохраняющей традицией тайных знаний»
______
Введение
Преамбулу, которую, как мы полагаем, должно дать к этой третьей части Масонской ортодоксии, второй части Оккультного масонства, это просто выдержка из рассуждения оратора в герметической степени Истинного Масона; она выражается следующим образом:
«Знание, в которое мы посвящаемся, является первым и наиболее древним; оно происходит от естества или скорее это само естество, усовершенствованное искусством и основанное на опыте. Во все столетия существовали адепты; и если в наши дни художники понапрасну сжигают свое имущество, свои труды и свое время; то это потому, что они далеки от подражания простоте естества и следования по путям, им прямо начер- танным; они его наряжают притворством, которым оно не может страдать, и блуждают в лабиринте, куда их увлекает безумное воображение.
Отсюда и насмешки этих профанов, которые без благоговения перед Богом, без почтения к искусству обращают в осмеяние наши самые серьезные мистерии.
Отсюда и грубые сатиры этих невежд, которые слишком отягощены своим смыслом, чтобы подняться к возвышенности наших знаний, кощун- ствующие над всем тем, чего не могут понять.
Отсюда напускной смех этих ленивых людей, которые даже когда сообразительный ум и трудолюбивая рука покрыли бы для них все издержки открытия и работы, презирают все, чего они не имеют силы ни вообразить, ни смелости исполнить.
Отсюда оскорбительные памфлеты смельчаков, которые с дерзостью, полной злонамеренности, осмеливаются поставить истину и герметическое знание в разряд сказочных изобретений и народных суеверий, руководствуясь лишь желанием ниспровергнуть их подлинность и невозмож- ностью разрушить их свидетельство.
Предоставим этих детей тьмы и этих недругов самих по себе всякому посрамлению их тщетных и непоследовательных идей. Для нас, настоящих детей света и искренних друзей человечества, видящих истину в наших учениях, остается возрадоваться от преимуществ, которыми она нас обеспечивает».
ОСНОВА ГЕРМЕТИЧЕСКОГО МАСОНСТВА
Это Масонство или знание, венчающее собой все, что человеческий гений смог выработать самого возвышенного, зиждется на трех колоннах:
ВЕРА: она должна предварять работу;
НАДЕЖДА: она должна ее сопровождать;
ЛЮБОВЬ: она следует за успехом работы.
ГЕРМЕТИЧЕСКИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
Прежде чем приступить к предмету, добавим несколько выдержек из герметических наставлений, доказывающих для масонов, возвышенных в магистерии, что они лучше поймут скрытый смысл их степени, только будучи посвященными в знание Гермеса, если обладают счастьем благодаря их заслуге и их изысканиям быть к нему допущенным. Равно они узнают в каббалистических изречениях, которые последуют, поразитель- ное согласие религиозных учений с тайными доктринами высших посвященных, которым первые служат завесой, что заставило сказать Бэкона: «Малое знание творит скептика, многое знание порождает верующего». ВОПРОС: «Не ты ли верховный командор светил?».
ОТВЕТ: «Я видел направление их лучей».
ВОПРОС: «Что означает собой земля, приемлющая лучи?»
ОТВЕТ: «Что без нее мы не можем строить из камня (maçonner), и что ей необходим живительный огонь».
ВОПРОС: «Что означает погребенное тело Хирама?»
ОТВЕТ: «Что в земле заключены великолепнейшие из секретов».
ВОПРОС: «Что ты встретил в земле?»
ОТВЕТ: «Грубый камень, на котором три было числом семь».
ВОПРОС: «Что изображает собой могила Хирама?»
ОТВЕТ: «Что материя способна воспроизводиться, только подвергнувшись разложению».
ВОПРОС: «Что изображает собой в ложе весьма Счастливый (весь- ма Досточтимый)?»
ОТВЕТ: «Хирама или первичную материю, которая, подвергшись разложению, становится живым источником».
ВОПРОС: «Почему твой престол на Востоке?»
ОТВЕТ: «Поскольку необходимо, чтобы всякая материя подверглась лучам солнца от восхода до заката».
ВОПРОС: «Почему ты заставляешь себя лежать на табеле?»
ОТВЕТ: «Поскольку весьма Счастливый изображает собой первичную материю в разложении».
ВОПРОС: «Почему ты протягиваешь свой палец?»
ОТВЕТ: «Чтобы напомнить себе, что всякий добрый масон должен удостовериться, насколько гнилой является материя, прежде чем перейти ко второму действию».
ВОПРОС: «Почему ты держишь в ложе руки сложенными?»
ОТВЕТ: «Дабы свидетельствовать о терпении, которое необходимо иметь для достижения».
ВОПРОС: «Что обозначает слово СИЛА на пламенеющей звезде?»
ОТВЕТ: «Черную материю, признак разложения».
ВОПРОС: «Что означает слово МУДРОСТЬ на луне?»
ОТВЕТ: «Белую материю, признак очищения».
ВОПРОС: «Что означает слово КРАСОТА на солнце?»
ОТВЕТ: «Красную материю, источник всех благ».
ВОПРОС: «Почему ты носишь повязку на глазах?»
ОТВЕТ: «Для того чтобы показать себе, что хотя я и масон, но находился во тьме».
ВОПРОС: «Каков твой возраст?»
ОТВЕТ: «Число пятнадцать (3+5+7)».
КАББАЛИСТИЧЕСКИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
ВОПРОС: «Почему ты стремишься стать рыцарем Каббалы?»
ОТВЕТ: «Чтобы познать в числах удивительную гармонию, существующую между естеством и религией».
ВОПРОС: «Как ты заявляешь о себе?»
ОТВЕТ: «Двенадцатью ударами».
ВОПРОС: «Что они обозначают?»
ОТВЕТ: «Двенадцать оснований нашего преходящего и духовного счастья».
ВОПРОС: «Кто такой каббалист?»
ОТВЕТ: «Человек, познавший в предании жреческое и царственное искусство».
ВОПРОС: «Что обозначает девиз: Omnia in numeris sita sunt?»
ОТВЕТ: «Что все заключено в числах».
ВОПРОС: «Объясни мне это!»
ОТВЕТ: «Я спешу это сделать до числа двенадцать, ваша проницательность охватит остальное».
ВОПРОС: «Что обозначает единица в числе 10?»
ОТВЕТ: «Бога, творящего и воодушевляющего материю, выраженную нулем (зеро), одним, не имеющим ценности».
ВОПРОС: «Что разумеешь ты в единице?»
МОРАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ФИЗИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК
ОТВЕТ: «Слово, воплощенное, Дух, воплотившийся в девственной утробе девы, религию, землю, естество».
ВОПРОС: «Что разумеешь ты в числе 2?»
ОТВЕТ: «Мужчину и женщину». «Активное и пассивное».
ВОПРОС: «Что разумеешь ты в числе 3?»
ОТВЕТ: «Три теологических добродетели». «Три начала тел».
ВОПРОС: «Что разумеешь ты в числе 4?»
ОТВЕТ: «Четыре кардинальных (1) добродетели». «Четыре элементарных качества».
ВОПРОС: «Что разумеешь ты в числе 5?»
ОТВЕТ: «Квинтэссенцию религии». «Квинтэссенцию материи».
ВОПРОС: «Что разумеешь ты в числе 6?»
ОТВЕТ: «Теологический куб». «Физический куб».
ВОПРОС: «Что разумеешь ты в числе 7?»
ОТВЕТ: «Семь таинств». «Семь планет».
ВОПРОС: «Что разумеешь ты в числе 8?»
ОТВЕТ: «Малое число избранных». «Малое число мудрых».
ВОПРОС: «Что разумеешь ты в числе 9?»
ОТВЕТ: «Экзальтацию религии». «Экзальтацию материи».
ВОПРОС: «Что разумеешь ты в числе 10?»
ОТВЕТ: «Десять заповедей закона». «Десять предписаний естества».
ВОПРОС: «Что понимаешь ты в числе 11?»
ОТВЕТ: «Умножение религии». «Умножение естества».
ВОПРОС: «Что понимаешь ты в числе 12?»
ОТВЕТ: «Двенадцать статей веры. «Двенадцать действий естества. Двенадцать апостолов, Двенадцать знаков зодиака, основание святого града, основание первого двигателя, которые проповедовали по всей земле его распространяющего по всему для нашего духовного счастья». мирозданию для нашего преходящего счастья».
Равви (президент Санхедрина) (2) добавляет: «Из всего того, что ты только что сказал, получается, что единица развивается в 2, завершаясь внутри себя числом 3, чтобы произвести 4 снаружи; откуда благодаря 6, 7, 8, 9 она приходит к 5, половине от сферического числа, каковое 10, чтобы подняться, переходит от числа 11 к 12, и чтобы возвыситься благодаря числу по 4 раза к 10 и посредством числа по 6 раз к 12, завершению и апогею нашего вечного счастья».
ВОПРОС: «Каково же порождающее число?»
ОТВЕТ: «В божестве это единство; в сотворенных вещах — это число 2; поскольку божество 1 порождает 2; а в сотворенных вещах 2 порождает 1».
ВОПРОС: «Каково самое величественное число?»
ОТВЕТ: «Это число 3, поскольку обозначает троичную божественную сущность.
ВОПРОС: «Каково самое таинственное число?»
ОТВЕТ: «Это число 4, поскольку оно заключает в себе все мистерии естества».
ВОПРОС: «Каково самое оккультное число?»
ОТВЕТ: «Это число 5, поскольку оно заключено в центре соединений».
ВОПРОС: «Каково самое спасительное число?»
ОТВЕТ: «Число 6, поскольку оно содержит в себе источник нашего духовного и преходящего счастья».
ВОПРОС: «Каково самое счастливое число?»
ОТВЕТ: «Число 7, поскольку оно нас приводит к декаде, совершенному числу».
ВОПРОС: «Каково самое желаемое число?»
ОТВЕТ: «Число 8, поскольку всякий обладающий им входит в число избранных и мудрецов».
ВОПРОС: «Каково самое возвышенное число?»
ОТВЕТ: «Число 9, поскольку благодаря ему превозносятся религия и естество».
ВОПРОС: «Каково самое совершенное число?»
ОТВЕТ: «Число 10, поскольку оно содержит единицу, которой творится все, и зеро, символ материи и хаоса, от которого все произошло; значит, оно заключает в своем образе сотворенное и несотворенное, начало и конец, власть и силу, жизнь и небытие. В исследовании этого числа обнаруживается соотношение всех вещей: могущества Творца, свойств творения, альфы и омеги божественного знания».
ВОПРОС: «Каково самое приумножающееся число?»
ОТВЕТ: «Число 11, поскольку, располагая двумя единицами, приходит к умножению вещей».
ВОПРОС: «Каково самое прочное число?»
ОТВЕТ: «Число 12, поскольку оно является основанием нашего духовного и преходящего счастья».
ВОПРОС: «Каково самое предпочтительное число?»
ОТВЕТ: «Число 4 раза по 10, поскольку оно нас приводит к тому же самому, отделяя все нечистое, вечно используя число 6 раз по 12, предел и венец нашего блаженства».
ВОПРОС: «Что обозначает собой квадрат?»
ОТВЕТ: «Квадрат это символ четырех элементов, содержащихся в треугольнике, одинаково эмблеме 3 химических начал: эти соединенные вещи образуют абсолютное единство в первичной материи».
ВОПРОС: «Что обозначает центр окружности?»
ОТВЕТ: «Он обозначает универсальный дух, животворящий центр естества».
ВОПРОС: «Что ты разумеешь в квадратуре круга?»
ОТВЕТ: «Исследование квадратуры круга указывает на познание четырех грубых элементов, которые сами по себе составлены из элементарных духов или главных начал; одинаково и круг, хотя и круглый, слагается из линий, убегающими от взгляда и способными быть охваченными только разумом».
ВОПРОС: «Кому принадлежат, как атрибуты, соль, сера и ртуть?»
ОТВЕТ: «Соль является атрибутом Отца, сера — Сына; и ртуть — Святого Духа. От действия этих трех происходит треугольник в фигуре квадрата, и от семи ангелов — декада, совершенное число».
ВОПРОС: «Каково самое мятущееся число?»
ОТВЕТ: «Зеро, эмблема хаоса, безобразного смешения элементов».
ВОПРОС: «Что обозначают четыре девиза степени?»
ОТВЕТ: «Под ними должно понимать: разумение, видение, безмолвие и обладание своим счастьем».
_____________________
Примечания:
(1) От латинского cardinalis, образованного от cardo, петля (шарнир), то есть, на чем катится или вращается вещь. Этими четырьмя добродетелями являются: Сила, Благоразумие, Умеренность и Правосудие. Три первых не что иное, как полезные качества для всякого, кто ими обладает, но никак не добродетели по отношению к своему ближнему. Правосудие есть одна добродетель, полезная для других; но недостаточно быть справедливым, нужно быть еще и благодетельным.
(2) От греческого sun, вместе, и hédra, сиденье (1-й Иудейский трибунал).
перевод © Владимир Ткаченко-Гильдебрандт (Прандау), 2018 г.