О Смирении Девяти Чувств — Робер Амбелен
О Смирении Девяти Чувств
Отрывок из "Духовной Алхимии" Робера Амбелена
Чувства – это способности (которые древние называли инструментами), устанавливающие отношения между человеком и внешним миром, и соединенные с органами физического тела, чьими инструментами чувства и являются.
Обычно мы подразумеваем существование только пяти чувств: зрения, обоняния, вкуса, осязания и слуха. Классическое Богословие добавляет к ним два сокровенных чувства: воображение и память. Классический Иллюминизм говорит о двух наивысших, духовных чувствах: ясновидение и яснослышании. Таковы пять, семь или девять чувств, чье число зависит от сферы, в рамках которой мы их изучаем. Духовная Алхимия очевидно использует вместе с этими девятью еще одно чувство, и именно это чувство мы собираемся изучить.
1) Осязание
Чувство осязания опасно исключительно в профанном мире, поскольку пробуждает в нас страсти, а также допускает соприкосновения, способные повредить нашему здоровью или нашей жизни (раны, боевые действия). В духовном мире освязание совершенно иное. Чувство осязания огнестрельного оружия, вложенного в руку юнца, может пробудить в нем жажду власти; в руке охотника или ревнивца – жажду убийства. В сфере Осязания ласки могут также вызвать желание чувственных удовольствий, и в том числе Похоть.
Для Кандидата, в том числе в его Внутреннем Пути, соприкосновения с вещами, наполненными мистической силой, могут оказывать воздействия, как положительные, так и вредоносные. Он должен избегать прикосновений с погребенными останками (костьми, черепами); трупами (их перевозка и погребение как акт милосердия – другой случай); погребальными принадлежностями (саваны, гвозди из гроба, кладбищенская земля и т. д.); рукописи и книги, посвященные низшей магии, которые были подвержены магическому воздействию, способному сделать их вредоносными в духовном плане. Сюда же относятся и пантакли низшей магии, а также ритуальные инструменты ведьм и фетишистов. Что важнее всего, он должен избегать нанести наихудшее из оскорблений Божественному Плану, держа в своих руках священные и святые предметы, прикасаться к которым профану запрещено, так как святотаственные руки не раз приводили к духовной погибели некоторых Магистров, несмотря на все их разумение. По той же причине стоит отказываться принимать, под некоторым расплывчатым посвятительным предлогом, прикосновения к совершенно неуместным местам, прикосновений, призванных пробудить в нас те центры силы, которые, напротив, должны оставаться спящими. Нет ничего более опасного, чем такие духовные "пробуждения", которые практикуют полу-профаны, не знающие их непредсказуемого действия, или те, кто ловко и немилосердно использует своих "учеников" в качестве подопытного материала... Чувство Осязания соответствует Элементу Воздуха.
2) Вкус
Материальное чревоугодие, говоря в общем, не является одним из наиболее значимых пороков Кандидата. Однако, за ним необходимо проследить, укротить и пресечь. Прежде всего, чувство Вкуса необходимо дисциплинировать, когда, преображаясь, мы придаем огромное значение и испытываем подлинную страсть к книжным богатствам, роскошному и великолепному ослеплению, к которому приводят рукописи или раритетные издания, а также к численности и качеству наших книг.
Это Вкус, который, будучи успешно укрощен, позволяет нам не впасть в подобное искушение, в котором сочность пустых слов, полет поверхностных сентенций, и красиво излагаются необнародованные теории, чем служат исключительно тому, чтобы скрыть совершеннейшее отсутствие в них смысла: в общем, все те вещи, которые способны завести нас в псевдо-учение, на самом деле не несущее инициатического характера.
Чувство Вкуса соответствует Элементу Воды. Вода вместе с ее мистическим Разумом, то есть, выраженном, по Каббале, Ундинами, относится к сфере Чувств. Поэтому не следует также поддаваться и поверхностным эмоциям. Любовь - слово, подвергавшееся путанице в течение многих веков, и зачастую этим словом прикрывается совершеннейшая пустота. Истинная Любовь созидательна; это Агапэ древних греков, не потакающая слабостям Заблуждения, но пекущаяся о Справедлиовсти и Истине.
Рис. 2
Очищение чувственного плана происходит так же, как указано в процессе на рис. 1.
3) Обоняние
Излишнее использование парфюмерных изделий в профаном мире, а также то влияние, которое они на нас производят по нашему же соизволению, зачастую является лишь предлогом для удовлетворения нашей чувственности или же побуждением к похоти.
То же самое происходит относительно ароматических курений, присущих Оккультизму. Различные курения, исходящие из глиняных горшков и кадил, представляют собой призывающие волны, обращенные к «мирам», онтологически отличным от нашего. Они не предназначены ни для удовлетворения нашего чувства обоняния, ни для создания мистической атмосферы. Еще меньше они предназначены для того, чтобы убедить профана в том, что якобы мы обладаем тайной особенного мистического окуривания, что дает ему повод полагать, будто мистическая и духовная эволюция зависит от банальных обонятельных ощущений.
Совсем напротив, благовония призваны создавать внутри нас, в надлежащий момент, внутреннюю атмосферу, которая позволит нам воспринимать духовную связь или взаимодействие с Существами, которые от нас отличаются.
С другой стороны, если существуют благовония, способные предоставить нам сознательную связь с высшими «мирами» и Существами, то есть и такие, которые могут завести нас в иные глубины: благовония, которые, sui generis (сами по себе - прим. перев). Пробуждают сексуальность, магические курения ,устанавливающие в нас связь с демоническими планами. Таких благовоний, несомненно, следует избегать, или использовать исключительно в случаях, предприсанных Мастером.
4) Зрение
Не то, чтобы нам следовало избегать зрелищ, пробуждающих в нас
сексуальные желания. Но в данном случае важно не впасть в невоздержанность. Святой Климент Александрийский далеко не беспричинно писал о том, что: «Мы не должны стыдиться органов, которые не постыдился дать нам Бог...» Однако для всех людей существуют зрелища опасные, так как пробуждают наиболее грубые инстинкты человеческого существа: такие, как петушиные бои, бычьи бега, современная охота, собачьи бои, и все, что связано с жестокими убийствами животных, без обстоятельств, оправдывающих такие действия, без выполнения необходимых формальностей и т. д... Среди зрелищ менее мрачных мы отметим матчи по боксу, такой вид борьбы, как кетч, которые едва ли можно назвать зрелищами более возвышенными для человеческого зрения.
В случае Оккультиста подобным значением будут обладать зрелища различных книг, библиотек, коллекций, картин, которые способны вызвать в нем Любопытство, Зависть, Алчность: мистические схемы, таинственные тексты. Для кого-то будет справедливым отметить и зрелище более или менее прельщающих и помпезных одеяний или украшений, которые вызывают Гордыню или Зависть; безрассудные учения (что относится к аспекту Чревоугодия, если только Оккультист сильно желает приобрести эти вещи или книги); или Гнев (если он вызван жестокостью, как внутренней, так и внешней),или Праздность(если вещи прививают нам дурной квиетизм). Кроме того, стоит упомянуть журналы и книги, являющиеся истинным духовным ядом, исходя из тех реакций, которые они насильно пробуждают в нас: в особенности политические издания.
5) Слух
Его смирение (слово, которое как нельзя лучше подходит для практической Алхимии), связано с усмирением Речи, и побуждает нас не говорить и не слушать того, что противно Милосердию, Чистоте или Умеренности. В особенности, касательно Милосердия, мы должны воздерживаться от того, чтобы говорить или слушать что-либо, способное пробудить в других или в нас самих, малейшие отголоски одного или нескольких из Семи Смертных Грехов.
Поэтому мы должны избегать разговоров, слишком затрагивающих определенные факты, способные дать начало Гневу, Соблазну, Ревности, Похоти или Зависти в наших ближних. В оккультной среде благоразумным будет не распространяться насчет определенных практик (Магических, Теургических, Мистических), насчет выдающихся результатов духовных или астральных опытов, или же насчет раритетных и вызывающих интерес текстов и книг, чтобы не пробудить в Душе Кандидата жажду власти, праздное любопытство, либо желание обладать чем-либо, так как во всех этих желаниях обитают Зависть, Гордыня и Алчность.
В заключении Кандидат запрещает себе любой шум, мешающий его Душе обрести или понять себя: неблагозвучную, негармоничную танцевальную музыку, обращенную к животной сексуальности, или чрезмерно воинственную музыку, расстраивающую душевную атмосферу (военные марши, музыку охотничьих фанфар и т.д.)
Слух подобен Принципу Соли. (Амбелен использует архаичное слово «scel» вместо «sel» для обозначения соли. – прим. перев.)
Два чувства, как было упомянуто нами ранее, завершают квинтет чувств внешних. Мы не будем их изучать.
6) и 7) Воображение и Память
Воображение и Память – две совершенные способности, соединяющие Понимание с теми сведениями, в которых оно нуждается для своей работы и практического воздействия. Мудрости они предоставляют возможность изображения Истины посредством изображений и примеров, делающих ее наиболее поражающей, живой, и в то же время более привлекательной.
По этой причине нельзя допускать истощения этих способностей, и, наоборот, стоит стремиться дисциплинировать и подчинить их действие власти разума и воли. В противном случае, предоставленные самим себе, они станут наполнять Душу толчеей воспоминаний, образов, которые будут растрачивать и рассеивать ее энергию, заставляя тем самым Душу терять драгоценное время, и давать ей повод ко множеству искушений и явлений, которые будут ничем иным, как повторением одного и того же.
Совершенно необходимо дисциплинировать их и поставить на службу двух Высших Добродетелей, то есть, как мы уже сказали, Мудрости и Пониманию.
Чтобы лучшим образом удерживать полет этих двух внутренних чувств, Воображения и Памяти, в первую очередь необходимо прогонять из своего сознания все представляющие опасность образы и воспоминания, сразу же, как только они проявляются, вызывающие к жизни те возможности (будущие) и события (прошлые), которые, перенося нас в самый очаг настоящих, прошлых или будущих искушений, ipso facto (в силу самого факта. – прим. перев.) станут источником неудачи и краха.
Однако, принимая во внимание частое явление психологического детерминизма, который приводит к тому, что от ничего не значащих мечтаний мы переходим к рискованным играм с частично освоенным нами воображением, необходимо вооружиться против данной опасности, немедленно и непрерывно отклоняя все бесполезные мысли.
Бесполезные мысли заставляют нас терять драгоценное время, уже подготавливая наше воображение к новым, бесконечно более опасным мыслям.
Наилучший способ преуспеть в такой «фильтрации» - совершенно посвятить себя деятельности, которой человек занимается в данный момент, какой бы банальной она ни была: работе, учебе, обыкновенным действиям, скромным и материальным. В любом случае, это отличный способ научиться делать хорошо то, чем решил заниматься человек, если он концентрирует весь свой разум и действия на задании, которое выполняет.
Наконец, Воображение и Память имеют свой базис в знакомой Кандидату сфере гуманитарных наук, как профанных, так и Оккультных, без которых ему не может открыться Знание наиболее возвышенное. То же относится к том числе и прежде всего к традиционным Посвятительным сочинениям, в которых, посредством присутствующего в них Эзотеризма, Воображение может обрести доступ к Истинам Понимания, а Память подготовить Основания Мудрости.
Воображение соответствует Принципу Меркурия, Память соответствует Принципу Серы.
8) и 9) Ясновидение и Яснослышание
Нельзя смешивать понятия Пророчества и Дивинации. В последнем случае, мы говорим о тысяче и одном методе Дивинации, посредством вмешательства худо определяемых Сущностей, не имеющих никакого отношения к Божественному Плану (и в большинстве случаев относящиеся к одному из «планов» промежуточных) человек получает доступ с помощью более или менее точного способа к более или менее ближайшему будущему точно тем же способом (и можно только представить себе, насколько легко!), как при получении сведений о более или менее отдаленном прошлом.
Таким образом, Дивинация является типом договоренности, в котором условленные средства предоставляют Провидцу или Провидице доступ к общению с Сущностями, чье внимание они сумели привлечь. Средства этого общения выражены через обыкновенные символы, согласованные – всецело и безоговорочно – с Божественной силой.
Сфера прорицания совершенно иная. Священное Писание рассказывает нам о трех аспектах Прорицания и трех методах их интерпретации.
Первый - ro’eh, или провидец, видящий духовным зрением то, что не доступно зрению остальных людей. Далее – hozeh, подобный первому, однако больше используется для обозначения пророков и предсказателей, служащих ложным богам. И, наконец, nabi, Божий пророк, который не только видит, но и говорит, самоустраняясь, на Божественном языке. В последнем случае, чаще всего, его голос является отражением его внутреннего слуха, даже если Божественный язык тут же ассоциируется с голосом самого nabi.
Таким образом, nabi – пророк, который возвещает на своем языке, согласно основной цели пророчества, о том, что он видел, или во что поверил, чтобы отделиться от собственного видения. Nabi, кроме того, обладает способностью яснослышания, и беспорядочно смешивает в себе эту способность вместе с присущим ему красноречием.
Эти способности, провозвестники Божественного Плана, никогда не появляются без веских на то оснований, не решают личные человеческие проблемы и не вмешиваются в вопросы, по своей природе слишком человеческие. Они были созданы для исходных целей и для защиты интересов, неподвластных человеческому обществу.
Поэтому, если Кандидат почувствовал в себе развитие ясновидения и яснослышания, тогда в первую очередь он должен избегать их использования для разрешения проблем, не сопряженных с духовностью. Он не должен воображать, будто состоит в духовной связи с Богом, Девой Марией или Возвышенными Архангелами! Он обязан научиться распознавать, от каких именно Духов исходят получаемые им дары. Ему нужно помнить, что все проявления низших Духов, а в особенности Темных Духов, всегда имеют гротескный, непоследовательный характер, или же несут в себе семя безначалия. Тем более очевидно, если Кандидат выделяет теории, призванные польстить его гордости, если он считает, будто был избран благодаря своим добродетелям или интеллектуальным качествам, или верит, что призван дополнить или улучшить какую-либо религиозную систему, в действительности для того, чтобы свергнуть традиционное учение, известное своим совершенством и высокой духовностью.
Истинное пророчество может исходить только из уст того, кто заключен в рамки истинного Откровения, и в действительности говорящего во Имя Его. Такой пророк не привнесет духа противоречия и не станет источником беспорядков.
Пророк всегда «одержим» Святым Духом, прорицатель всегда «одержим» Духом-Посредником, а медиум всегда «одержим» Умершим. Определение источника их пророчеств определит и уровень их духовности.
Ясновидение соответствует Меркурию Мудрецов, Яснослышание соответствует Сере Мудрецов.
*
* *
В заключении скажем, что усмирение девяти чувств Человека должно охватывать всю биологическую и астральную деятельность его Души и Тела. Если Весь Человек не дисциплинирован абсолютно, тогда он будет склонен к падению.
Несомненно, неверно будет сказать, будто грешит Воля, так как у нее есть соучастники и инструменты в Теле, с его внешними чувствами, а также Душа с ее внутренними чувствами. Однажды Дух может оказаться заключенным в темнице еще более мрачной, чем прежде.
Отрывок из книги «Духовная Алхимия»
Автор © Робер Амбелен
Перевод © Eric Midnight, 2010