Словарь Алхимических и Герметических Терминов — Робер Амбелен
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Словарь Алхимических и Герметических Терминов — Робер Амбелен

Словарь Алхимических и Герметических Терминов

 

alhimik 2Мы считаем, что в первую очередь будет полезным дать довольно общие определения терминов, обычно употребляемых авторами Алхимических работ. В результате этот небольшой словарь позволит читателям, интересующимся вещественной Алхимией, а также Духовной Алхимией, расшифровать непонятные для них работы, такие как «Книга Изображений без слов», или «Mutus Liber» и «Символический Трактат Философского Камня» И. К. Бархузена, а также «Амфитеатр Вечной Мудрости» Генриха Кунрата. Кроме того, если он уже знаком с общими значениями этих весьма глубокомысленных терминов, тогда ему будет проще ознакомиться с работами современных алхимиков, и прежде всего с работами самого выдающегося из них автора – Жана-Жюльена-Юбера Шампаня, писавшего под псевдонимом Фулканелли1. В двух своих работах, «Тайны Соборов» и «Философские Обители» он рассматривает исключительно Алхимические вопросы. Однако определения, которые мы здесь приводим, принесут пользу, когда будут применены в практических аспектах, описываемых ими.

 

Примечание:

1. – Мы обладаем немаловажным досье, сделанным на основе исследования, неутомимо проводимого нами в период примерно с 1935 по 1937 год, касательно подлинной личности Фулканелли. Это досье включает в себя воспоминания людей, работавших с ним начиная с 1907 года, в течение всей его насыщенной жизни адепта, а также фотографии и документы, которые, не допуская никакой критики, свидетельствуют о том, что Жан-Жюльен-Юбер Шампань и Фулканелли – одно и то же лицо! Мы не опасаемся опровержений относительно их идентичности, и, более того, имеем на руках фотографию, содержащую дарственную надпись, что делает доказательство бесспорным.

 

 

А


Альбификация - Кальцинация до белого или красного.


Алудель - Аппарат, состоящий из сосудов, расположенных друг над другом и соединенных для осуществления медленной возгонки.


Амальгамация - Совершенное слияние нескольких металлических элементов в высшей степени гомогенное и пластичное целое.


Ангел - Иногда символ возгонки или вознесения изменчивого принципа, как то изображено на рисунках в «Viatorium Spagyricum».


Аполлон - Солнце, золото.


Атанор - Отражательная печь.

 

Б


Баня - Символ: 1) Растворения Золота и Серебра. 2) Очищения двух этих металлов.


Брачная Ночь - См. Брак.


Бедствие - Жар


Белый - Белый Камень, все еще несовершенный камень, в котором все, что возможно подвергнуть трансмутации, все еще не развито и не получено.

 

В


Венера - Обозначает медь.


Влажность - Одно из четырех элементарных качеств природы.


Вода - Один из четырех Элементов Древних. Не имеет ничего общего с обычной водой.


Водяная баня - Оборудование, обеспечивающее помещение сосуда с веществом в баню с нагретой водой.


Воздух - Один из четырех элементов Древних. Не имеет никакого отношения к тому воздуху, которым мы дышим.


Возгонка - Усиленная или медленная. Медленная предпочтительнее. Вещество помещается в закрытый сосуд с длинным горлом над медленным огнем, так, чтобы утонченные (или чистые) части отделились от грубых (или нечистых), восходя от основания до вершины сосуда.


Волк - Символ Сурьмы.


Ворон - Одна из первых стадий Работы: гниение.


Вулкан - Символ обычного огня.


Вход – Начало


Выброс – Процесс, при котором минерал в сплаве подвергается действию детергента или порошка, производящего трансмутацию.

 

Г


Гермафродит – Результат соединения Серы и Меркурия, также называемое Ребисом.


Гора – Очаг Философов. Вершина Философского Яйца.

 

Д


Дворец – Вход в Закрытый Дворец: обнаружение Серебра, годного для того, чтобы вызвать ослабление Устойчивого, а также для приведения его в форму, аналогичную его первоначальному составу. Также означает возможность обретения Живого Золота, Золота Мудрецов, или Философской Серы, если изображается Закрытый Дворец Короля, и возможность обретения, au contraire (напротив. - прим. перев.), Живого Серебра, Серебра Мудрецов, или Философского Меркурия, если его обра- присутствует перед Закрытым Дворцом Королевы.


Деликвация – Или растворимость. Естественное растворение солей в воде путем их помещения во влажную среду.


Деревья – Дерево, на котором размещены луны, означает Малую Работу, белый камень. Если на ней размещены солнца, тогда это символ Великой Работы, красного камня. Если на нем символы семи металлов, или символы солнца, луны и пять звезд, тогда оно обозначает форму prima materia, в которой зародились металлы.


Диана – См. Луна


Дигестия – Дезагрегация, обратное развитие или старение материи, достигаемое при помощи помещения емкости в тепло водяной бани на необходимое количество времени.


Дождь – Символ белой стадии Работы, или альбификации. Это также изображение конденсации в ходе ее осуществления.


Дракон – Дракон, кусающий свой хвост, - единство Материи. Дракон в огне: символ Огня. Борьба множества драконов: гниение. Дракон без крыльев: гниение. Дракон с крыльями: Летучее.

 

Ж


Жар - Одно из элементарных качеств Природы.


Животные - Как правило, изображаются пары животных одного вида, но противоположных полов (например, лев и львица, кобель и сука), которые символизируют Серу и Меркурий, очищенные в соответствии с Работой, или же выражающие устойчивость и изменчивость. Мужская особь представляет собой устойчивость, Серу; женская представляет собой изменчивость, Меркурий. Соединенные животные выражают союз молодоженов, то есть брак. Если они борются друг с другом, тогда означают фиксацию изменчивого или улетучивание устойчивого. См. рисунки Базиля Валентина8 в «Двенадцати ключах философии». В том числе животные могут символизировать элементы: Землю (лев, бык), Воздух (орел), Вода (рыба, кит), Огонь (дракон, саламандра). Если в герметическом рисунке появляется земное животное вместе с воздушным животным, тогда они означают соответственно устойчивое и изменчивое.

 

З


Засуха – Сухость


Земля – Один из Элементов Древних. Никогда не нужно путать с землей, по которой мы ходим.


Змей – Имеет то же значение, что и Дракон. Три змея означают три Принципа: Соль, Серу и Меркурий. Два змея на Кадуцее: Сера и Меркурий Мудрецов. Змей с крыльями: Летучесть. Без крыльев: Устойчивость. Распятый змей: означает фиксацию Летучего.


Золото Мудрецов – Философская Сера.


К


Кальцинация – Превращение вещества в известь. Бывает сухим и влажным.


Квадрат - Символ четырех Элементов.


Колба для перегонки - Сосуд, идентичный перегонному кубу, однако более удлиненный. Служит для тех же целей.


Корона - Символ химической царственности, совершенства металлов. В начале «La Margarita Preciosa» шесть металлов представлены как рабы, которые пребывают у ног короля, Золота, с непокрытыми головами. Но затем, после их трансмутации, они изображены с коронами на головах. Отсюда в духовной алхимии происходит сентеция Сен-Мартена: »Каждый человек - сам себе король...», то есть, в каждом человеке заложена возможность возвратиться к его »королевскому статусу», на духовном а ангельском плане.


Колба с длинным горлом - Круглая, овальная или сплюснутая стеклянная емкость с длинным горлом. Используется для выпаривания приготовленных веществ.


Колесо из Огня - Первая стадия Второй Работы, медленный и слабый огонь.


Комната - Символ Философского Яйца, когда в ней заключены Король и Королева (Сера и Меркурий).


Король и Королева – См. мужчина и женщина.


Коса - Символ Огня.


Красный - Окончательная стадия Великой работы Также символизируется Огнем.


Круглодонная колба – Большой круглый сосуд для получения продуктов возгонки.


Куполообразная крышка - Стеклянный сосуд с отверстием, который помещается на горлышко реторты, чтобы дистиллировать спирты. Почти то же означает голова, часовня, перегонный куб.

 

Л


Лебедь - Символ Работы на ее второй, белой стадии, которая происходит после гниения или иризации. Данная стадия отстутсвует в классическом тернере Великой Работы: Черный, Белый, Красный.


Лев - Когда изображен один: символ устойчивого. С крыльями: Летучее, Меркурий. Лев также символизирует минерал (или зеленый купорс), из которого извлекается масло купороса (серная кислота), используемое Алхимиками. Лев, изображенный напротив трех других животных, символизирует Землю. Также является символом Хризопаза.


Летучее - Изображение Меркурия. То, что должно быть отделено от устойчивых веществ.


Ликвация - Философский Камень.


Львица - Летучее, Меркурий.

 

М


Магический Рубин - Возбуждающий посредник разрежающих качеств огня, окрашенный в его цвет и усиливающий огненные свойства. Также называется Маслом Христа, Маслом Хрусталя, и изображается в том числе геральдическим Ящером, или саламандрой, которая живет в огне и наделена его значением.


Марс – Огонь, оранжевый оттенок в стадиях Работы.


Меркурий (Ртуть) - Один из составляющих оккультных Принципов Материи. Не имеет ничего общего с вульгарным веществом с тем же названием. См. с 20. Также является символом Серебра, подготовленного для завершающей части Работы.


Мраморизация - Растирание веществ в порошок при помощи песта. Также называется порфиризированием.


Мужчина и Женщина - Сера и Меркурий. Обнаженные означают серебро и золото. Их свадьба, вечер: соединение Серы и Меркурия. Заключенные в Склепе: эти два Принципа объединены в Философском Камне.

 

Н


Наслоение - Наслоение различных веществ, помещенных над сильным огнем. Затем это наслоение превращается в сплав, с которым работают, однако оно не должно быть случайным, но научным и разумным.


Нептун - Вода

 

О


Обжигание, прокаливание - Операция нагревания вещества в тигле, чтобы вывести из него воду.


Огонь - Один из Элементов Древних. Не имеет ничего общего с обычным огнем.


Огонь из песка - Помещение песка между огнем и сосудом, содержащим вещество, которое нужно обработать.


Окружность - Единство Материи, Вселенская Гармония.


Опробование - Очистка или алхимическая проверка золота или серебра.


Орел - Символ летучего, а также кислот, используемых в Работе. Орел, поглощающий льва, означает улетучивание фиксированного при помощи выпаривания. Два борющихся орла означают то же самое.


Осадок - То, что остается на дне сосуда после дистилляции. Синонимичен испражнениям, праху, terre-damnée, (проклятой земле, - Прим. перев.), голове смерти.

 

 

П


Пеликан - Тигель с двумя полыми рукоятями наверху. Также называются циркуляционными, что отражает их функцию.


Перегонный куб - Также называется «Согласием». Сосуд, имеющий форму тыквы, покрытый сверху куполообразной крышкой, для дистилляции растений и других материалов.


Перегонка - Операция, при которой из метала удаляются ве инородные вещества. В частности применяется к золоту и серебру.


Плавка - Возвышение внутренней энергии духа металла посредством воздействий сильным огнем на вещество, содержащее в себе дух. Реже употребляется в значении совершенной десикации.


Повторная дистилляция - Помещение дистиллированного спирта металла в место его нахождения.


Приемник - Здесь означает стеклянный шар.


Птицы - Воспаряющие в небо: улетучивание, вознесение, возгонка. Стремящиеся к солнцу: осаждение, сгущение. Эти два изображения воссоединяются в одном значении: возгонка. Две птицы, противопоставленные двум земным животным, означают Воздух, или быстрое испарение.

 

Р


Разделение - Операция, заключающаяся в отделении серебра от золота посредством селитры. Представляет собой очистку.


Растворитель - Растительные или минеральные воды, наделенные свойством растворять.


Ребенок - Облаченные в королевские одежды, или просто в короне: символ Философского Камня, иногда символ Работы в Красном.


Ребис - Результат амальгамации Золота Мудрецов и Меркурия Мудрецов, двойной материи, одновременно влажной и сухой, олучившей под действием Природы и Искусства двойное оккультное свойство, точно уравновешенное.


Ректификация - Окончательная дистилляция, необходимая для того, чтобы достичь абсолютно чистого духа металла. Часто осуществляется на очень сильном огне.


Ректификация (или спирт) - Состоит из отделения воды. содержащейся в веществе (или флегмы) с помощью выпаривания или дистилляции.


Реторта - Круглый стеклянный сосуд, чье горлышко изогнуто к его основанию, служит для дистилляции веществ в ходе Работы.


Роза - Означает красный цвет, символ последней стадии Работы. Красная и белая розы: объединение устойчивого и летучего, Серы и Меркурия. Иногда роза является символом всего Герметического Искусства.


Рубификация - Разрушение воспламенимой Серы и воплощения Серы невоспламенимой, превращающего в Золото принципа, скрытого в минерале.

 

С


Саламандра - Символ Огня. Иногда означает красный цвет, конечную стадию Работы, или даже белый цвет, который ему предшествует. См. также Магический Рубин.


Сатурн - Означает свинец. Также означает черный цвет Работы на стадии гниения. Синонимичен Ворону.


Свадьба - Соединение Серы и Меркурия, Устойчивого и Летучего. Священник, проводящий службу, представляет собой Соль, объединяющую их.


Священник - Венчающий мужчину и женщину, или короля и королеву, символизирует Принцип Соли.


Сера - Один из составляющих оккультных Принципов Материи. Не имеет ничего общего с одноименным веществом. Также это название Золота, подготовленного для завершающей части Работы.
Серебро Мудрецов - Философский Меркурий.


Скелет - Гниение, Работа находится на своей черной стадии. Синонимичен Ворону.


Склеп - Философское Яйцо.


Смирение - Изменение материи с помощью размельчения ее в порошок или при помощи добавления активного элемента.


Собака - Символ Серы или Золота. Собака, которую ест волк, означает очищение золота посредством сурьмы. Сцепленные кобель и сука означают фиксированное и летучее.


Солнце - Иногда обозначает обычное золото, подготовленное к Работе; иногда - Серу Мудрецов.


Соль - Также называется Мышьяком. Один из трех мистических принципов, составляющих тело. Не имеет ничего общего с обыденной солью. Это не что иное, как объединение Серы и Меркурия в металле, от которого она образуется. Кроме того, это взаимодействие духа и души, или души и духовного двойника. составляющих тело человеческого существа. Соль также можно сравнить с «результатом» умножения двух чисел.


Сухость - Один из четырех элементальных качество Природы.


Сфера - Означает единство Материи.

 

Т


Тайный Огонь - Вселенский дух, сокрытый в центре тьмы металла, искра жизни, заключенная во всем, что находится в своем начальном состоянии.


Тигель - Емкость из огнестойкой глины, расширенная кверху, которая используется для плавки металлов и тяжелых веществ.


Треугольник - Символ дрех мистических составляющих Принципа металлов: Соли, Серы, Меркурия.

 

У


Улетучевание - Процесс преобраования твердого тела в газообразное посредством нагревания. Отделение летучих вещест от устойчивых.


Устойчивое - Металлическая Сера, или одна из двух собак, устойчивость.

 

Ф


Феникс - Символ красной стадии Работы. Яйцо Феникса - Философское Яйцо. Феникс - это также Философская Сера и Меркурий Мудрецов, объединенные и соединенные на последней стадии Работы.


Фонтан - Три фонтана обычно означают три Принципа, Серу, Меркурий и Соль. См. также термин Баня. Существуют и другие значения данного символа, и их перечисление займет слишком много места. Для получения дальнейших замечательных разъяснений можно обратиться к работам Фулканелли.

 

Х


Хаос - Символ единства Материи, иногда изображает черный (первая стадия Работы), или гниение.


Химическая глина - Шпатлевка, сделанная из плотных и масляных веществ, предназначенная для соединения различных сосудов.


Хризопраз - Философский Камень, Великая Работа выполнена.


Холод - Одно из четырех качеств Природы.

 

Ц


Цветы - Обычно представляют последовательность цветов стадий Работы, сменяющих друг друга.


Цементация - Операция, при использовании в которой минерального порошка, цемента, металы будут очищены до той степени, что в них останется лишь чистое металлическое вещество.


Циркуляция - Заключается в циркуляции жидкостей в герметичном сосуде посредством медленного огня.


Циркулирующий - См. Пеликан.

 

Ч


Черный - Также символизируется Вороном. Изображает гниение.

 

Ш


Шпага - Символ Огня.

 

Ю


Юпитер - Символ олова.

 

Prima materia - Первоматерия Герметической Работы. Обычно огонь пирита или свинца (свинцовый блеск).

 

 

 

Отрывок из книги «Духовная Алхимия»

Автор © Робер Амбелен

Перевод © Eric Midnight, 2010

 


Back to Top