Сухой Путь — Manuel Algora Corbi
Сухой Путь
[Примечание переводчика: Текст в нескольких местах не вполне понятен из-за плохого английского испанского автора. По этой же причине некоторые предложения не вполне согласованы.]
Влажный и сухой говорят [означают]: они — различные возможности, когда в лаборатории [дословно! Т.е. под влажным и сухим путём, или способом, понимаются два различных способа лабораторной работы]. Но что такое сухой путь? Те, кто могли когда-либо из любопытства заглянуть в «Британскую Энциклопедию» 1771 года издания (Эдинбург), следуя указаниям Frater Albertus, насчёт Философской Ртути, те найдут на стр. 80:
«Этот термин употребляется для обозначения всех операций, осуществляемых плавлением». —Таковой была и до сих пор есть концепция сухого пути, как в химии, так и в алхимии.
Однако, чтобы понять сущность этого способа работы, мы должны взойти к началам алхимической науки. Алхимия — это метаморфоза, осуществляемая духом в материи. Насколько мы склоняемся к этому <определению>, настолько мы оставляем царство химии и входим в царство алхимии. Затем субстанции начинают показывать необычные свойства и реакции, последние вполне можно описать как Жизнь. Здесь не место углубляться в эзотерическую дискуссию о тонких силах, которые могут раскрыть свой потенциал благодаря усилиям алхимика. Можно дать лишь краткие указания, имеющие отношение к предмету этой статьи. Прежде всего мы имеем дело с тем, что называется эфирными или формообразующими [formative] силами. Это — силы жизненного начала, роста, непосредственно связанные с водой, Луной и растительным царством. А как насчёт минерального царства? Ekehard Wagner в журнале антропософских лабораторий Weleda даёт такой ответ [1]:
«Когда человек имеет дело с растениями и минералами, он сразу же замечает полярность, которая существует между обеими природами. Первые являются живым материалом, с которым человек работает, насколько возможно, в жидкой форме … Что касается минералов, наоборот, время не играет роли; что их и характеризует, так это твёрдая форма с её линиями и её прямолинейными остями [волокнами]; у них мало связей с жидкой стихией. Однако, когда обратиться к происхождению минералов, обнаружится состояние жидкого плавления субстанции, из которого и образуется [decant] твёрдое состояние… Металлы затвердевают с жидкого уровня и остаются вне влияния формообразующих сил минерального царства. Именно это всё ещё чрезвычайно ясно показывает живое серебро (ртуть)».
Да, обычная ртуть, как жидкий металл, всё ещё находится в контакте с живыми эфирными силами (но её алхимическое применение составляет отдельное исследование).
Что важно здесь удержать [запомнить], так это связь: жидкость — эфир [liquid — ether].
Влияние положений планет на металлы, управляемые ими, сегодня широко показано, но в этом случае нам нужно работать с растворённым металлом. Говоря словами Рудольфа Штейнера: «Пока материалы пребывают в твёрдом состоянии, они подвержены воздействию эфирных сил. Когда материал находится в жидком состоянии в нём осуществляется действие планет». На влажном пути работают с жидкостями, на сухом пути плавление является естественным растворением тела в своей собственной воде [2]. Таким образом, в чистом смысле нет никакого сухого пути, жидкие пути оказываются единственными для любой истинной алхимической метаморфозы. Это Луна: «Луна — мать, Солнце — отец», маточная жидкость алхимической беременности. Являются ли сухие пути делания современной концепцией? Нет, алхимики всех времён прибегали к ним. Например, согласно «Экстракции масел и тинктур минералов» Quercetanus [3]: «Достань хороший камень пемзы, — самый белый, какой только можешь, — тонко его растолки, затем промой его хорошим дистиллированным уксусом и высуши его; повтори это четыре раза, и последний раз его нужно нагревать [reverberate] четыре часа на пламени огня, не сильном, дабы избежать плавления. После этого сцементируй этим порошком очень тонкие листы какого-либо металла, даже Солнца, и делай это путём наслоения [stratification] на сильном огне нагревания [reverberation] или любым другим способом на протяжении 24 часов, и твой порошок обретёт металлический цвет; повторяй эту цементацию, доколе твои металлические листы не истлеют [rust]».
Здесь тинктура (цвет, душа, сера) сперва экстрагируется с помощью сухой menstrum (камень пемзы) в тигле; затем переходят к влажному пути, используя дистиллированный уксус (анимированный с помощью селитры путём перегонок [cohobations]); наконец circulated с помощью ректифицированных винных духов.
Аналогичный эксперимент можно найти у Василия Валентина при экстракции души Юпитера и т.д.
John Henry Pott — один из тех авторов, который, хотя и считается официально химиком, показывает чрезвычайно интересные и широкие познания алхимических секретов. Я могу посоветовать изучение его химических диссертаций тем, кому интересны сухие работы. Например, в 9 Отделе его диссертации (О сере металлов) он говорит о сухой menstrua:
«Первой и наиболее обычной является, несомненно, осаждённая виннокаменная соль, которая при плавлении проникает в каждый металл и минерал и отнимает у них их сернистую часть».
Опять, не особо исключительная идея может быть найдена, например, в «Пиротехнике, или Искусстве возлетучивания щелочей» [Pyrotechnics or The art of volatilising alkalis] George Starckey, который также указывает на плавление щелочей с окалиной [calx] несовершенного металла с целью извлечения его серы.
Химия наших дней использует окрашивание [coloring] некоторых солей (например, буры) в плавлении с металлами с целью идентификации [with identification views]. Но, как обычно, алхимики идут дальше. Например, в недалёком прошлом, в связи с другой сухой menstrum — нашатырём — приведу пример из «Les Demeures Philosophales» (Философские обители) Фулканелли, давая тем самым полезную информацию тем, кто мог не читать французское издание этой работы. Операция осуществляется на хлориде серебра (рогатая луна древних):
«Затем взвесьте соль серебра и хорошенько смешайте её с тройным количеством чистого хлористого аммония. Введите всю массу в высокую стеклянную реторту с таким расчётом, чтобы смесь солей лишь прикрывала дно. Несильно подогрейте песчаную баню на огне и постепенно увеличьте температуру. Когда температура достигнет определённой отметки, аммонийная соль поднимется и покроет твёрдым слоем свод и горлышко сосуда. Можно подумать, что белоснежный, изредка желтоватый слой не содержит ничего другого. Осторожно разрежьте стекло, извлеките белое возогнанное вещество и растворите его в холодной или горячей дистилированной воде. По окончании растворения вы обнаружите на дне очень мелкий ярко-красный порошок. Это часть серебряной или лунной Серы, отделившаяся от металла и поднявшаяся вместе с аммонийной солью в процессе возгонки» [Цитируется по существующему русскому переводу].
Как продолжает Фулканелли, повторяя всю процедуру, можно добиться экстракции всей серы, оставляя серую неразлагающуюся золу, из которой можно получить специфическую ртуть серебра (это следует понимать в том самом смысле, в котором понимает В. Валентин в 21 главе своей Curris Triumphalis, когда ссылается на сурьму).
Аналогичную процедуру можно найти в диссертации Pott, где происходит возгонка с живым серебром, которое уносит серу серебра в форме киновари.
Даже металлы считались растворителями, так как в своём жидком состоянии они являются водой, ртутью в алхимическом смысле, действительно очень напоминающие обычную ртуть. Золото, например, снимает [take off] с Венеры её знаменитую тинктуру [окраску] повторяющимся плавлением и разделением (посредством азотной кислоты [aqua fortis], например), тем самым оно всё больше и больше краснеет, так как оно причащается [partaken] медной серой.
Сухие пути в Великом делании
И здесь также возможны сухие пути делания. Чтобы засвидетельствовать, что мы имеем дело с древними алхимическими процедурами, а не с современными изобретениями, мы ещё раз обратимся к источникам. Мы можем это найти у Гельвеция [Johann Friedrich Helvetius], кто совершил самую известную трасмутацию. Вот что ответил Гельвецию адепт, предоставивший ему философский камень, о его получении [4]: «Menstrum — это небесная соль, или небесной силы [virtue, нем. Tugend - добродетели], с помощью которой Философы растворяют лишь земляное [нем. irrdene] металлическое тело, а растворив его, они извлекают из него царский эликсир философов. Причём эта операция от начала и до конца осуществляется в тигле на открытом огне; вся работа занимает не более четырёх дней и стоит не более 2 флоринов». Поэтому этот вид работы также называется коротким путём, хотя следует отметить, что нужны предварительные операции, на которые требуется побольше времени. На этом сухом пути имеется много разных видов работ, но я ограничусь одной, которую я проводил сам, а именно работой Фулканелли и его известными последователями, прежде всего Э. Канселье, затем Severin Batfroi, Guy Beatrice и др., которые не пожелали быть упомянутыми [5].
Но, чтобы прийти к пониманию, следует ещё раз обратиться к тем архетипным высшим началам алхимии, а затем найти в лаборатории [на практике] различные конкретные выражения, согласно личным предпочтениям и познаниям.
Из-за падения человек оказался заточённым в материю, слепым к духовной сущности природы. Первые древние алхимики, наоборот, могли контактировать (в своей душевной жизни) с природными духами, которые представляли для них её динамический характер в форме символов. Когда эта способность была постепенно утрачена, язык алхимиков также сделался менее символичным и более техническим, более материалистическим. Но у алхимика высочайшего гения, такого как В. Валентин, мы всё ещё можем найти указание на важность созерцания для проникновения в сущность вещей и для раскрытия их тайн. Это не просто рациональное мышление, а подлинная способность души. Сегодня можно пройтись обратным путём, ибо медитация на практической лабораторной работе может привести в состояние единения [причастия] с природой, к пробуждению жизни души, в котором архетипные начала и процессы алхимии могут перейти внутрь [may be internalized] и произвести психический катарсис [очищение] и перерождение. Но это уже другая история, не для этой статьи.
Что здесь важно рассмотреть, так это то, что древние алхимические символы в действительности являются наилучшим способом выражения живых, невидимых алхимических реальностей — подсознательные образы [воображения] Природы, которые проявляют себя в лаборатории, точно так же как и наши собственные воображения, благодаря своей магической силе рано или поздно проявят себя физически. Эти символы и архетипные процессы, имеющие свою реальность на высшем уровне существования, могут проявлять себя физически многими различными способами. Точно так же как боги древних мифологий могут быть соотнесены друг с другом на основании общности архетипа, хотя проявляются под разными личинами в различных культурах, так же следует понимать и разную ртуть в растительном, животном и минеральном царствах. В действительности есть только одна ртуть, которая выражает себя через несколько носителей. Таким образом, в алхимии возможны разные способы работы, поскольку материя и процедуры оказываются физическим проявлением психических архетипов и сил.
Великое Дело есть путешествие от Луны к Солнцу, от бессознательного к сознанию, истинное Дело Солнца [Opus Solis], которое показывает архетипное посвящение Дваждырождённого, <оно есть> камень [lapis], являющийся универсальным лекарством, и исцеление, являющиеся атрибутом солнечной сферы Тиферет в кабалистическом Древе Жизни. Я воздержусь от погружения в нескончаемый ряд соотношений, показывающих природу этой работы, но, опускаясь ниже к земле, поблагодарю Иринея Филалета [Eirenae Philolethes], natu Angli, habitatione Cosmopolitaes [уроженец Англии, гражданин Мира] [6].
Камень, который ты ищешь, как мы уже сказали и ещё раз подтвердим, есть золото, доведённое до такого высокого совершенства, до какого только возможно, и, хотя он является твёрдым плотным [firm compacted] телом, однако под руководством искусства и операцией природы оно делается тинктурным [tingling, от tinge – оттенок, тинктура] духом, который никогда не выцветет.
Аналогичные указания можно найти во всех работах Филалета, например, в его «Описании видения св. Джорджа Рипли» [Exposition upon St George Ripley’s Vision] (Лондон 1677), где сказано, что камень есть золото, переваренное до высшей степени, до которой Природа и Искусство могут его довести. Опять, например, не уникальная идея, но показательная, Иоганна Иоахима Бехера [Johann Joachim Becher] [7], который называет его тонким золотом с обилием тинктуры [окраски], которую он может сообщать другим.
«Солнце — Отец». Чтобы ритуализировать возрождение Солнца в лаборатории, нам нужно Солнце для начинания: красный мужчина, закваска и т.д. Итак, согласно Tachenius (Med. de auro) есть три вида золота: астральное, элементарное, металлическое, или, как поясняет «Герметический Триумф» [The Hermetic Triumph]:
«Дабы ты не имел нужды в чём-либо, касающемся теории и практики нашей Философии, я расскажу тебе, что, согласно Философам, есть три вида Золота.
Первое — астральное Золото, центр которого в Солнце, которое своими лучами сообщает его одновременно со своим светом всем небесным телам, что под ним. Это огненная субстанция и непрерывная эманация солнечных частичек, которая, находясь в непрестанном приливе и отливе, из-за движения Солнца и звёзд, наполняет всю Вселенную. Всё пронизано этим Золотом в пространстве небес, на земле и в её недрах, мы непрерывно дышим этим астральным Золотом, эти солнечные частички проникают в наши тела и непрестанно выдыхаются из них.
Второе — элементарное Золото, т.е. наичистейшая и самая осаждённая часть элементов и всех субстанций, составленных ими; так что подлунные сущности всех трёх видов содержат в своём центре драгоценное зернышко [гран] этого элементарного Золота.
Третье — прекрасный металл, чей блеск и непорочное совершенство придаёт ему цену, которая заставляет всех людей считать его верховным снадобьем от всех зол и нужд жизни, и как единственное основание человеческого величия и власти» и т.д.
Многие работали с этим третьим видом Золота (Au химиков): В. Валентин, Филалет, D. Mueller, Cyliani (который извлекал его сущность посредством минерального духа, обострённого [acuated] металлической солью, которая требует длительного приготовления). В наше время — английский алхимик Lapidus [8].
Первый вид Золота следует соотнести с тем, что древние называли Мировым Духом. В частности, мы находим у Иоанна Тритемия:
«Это — мировой флюид, живой, разлитый по всей Природе, проникающий все существа; это самая тонкая из всех вещей, нетленная в своей сущности и пронзающая бесконечное пространство … Солнце и планеты являются всего лишь сгущёнными состояниями этого Мирового Начала, распространяющими свои богатства [abundances] через свои трепещущие сердца и посылающими их формам низших миров и каждому существу, действуя через их собственные центры и толкая те формы к высшему состоянию на пути совершенства… Этот дух может быть получен тем же самым путём, каким он сообщается земле от звёзд. Формы, в которых это живое начало становится осаждённым, становятся совершенными и вечными… Таким образом, философский камень — это предел, который можно сделать, используя его [т.е. мировое начало], делая летучее осаждённым».
Таким образом, первый вид Золота может быть сгущён в философский камень [lapis philosophorum], и делается это, как опять учит нас Лиможон де Сен-Дидье, посредством золота второго рода:
«Золото мудрецов есть собственно золото второго рода; ибо, когда это золото в совершенстве обожжено [calcinated] и доведено до чистоты и белизны снега, тогда оно приобретает, посредством Магистерия, естественную симпатию к астральному золоту, в отношении которого оно становится настоящим магнитом, оно притягивает и сосредотачивает в себе такое большое количество астрального золота и солнечных частичек, получаемых от непрерывной эманации, исходящей из центров Солнца и Луны, что оно оказывается в положении близком к тому, чтобы стать живым золотом философов».
Вот что означает сухой путь, и вот его суть [raison d’etre]: получить магнит (элементарное золото) для притяжения солнечных частичек (астрального золота) и сгущать их в твёрдую форму.
Те, кто знакомы с «Alchemie und Heilkunst» Alexander von Bernus, могут найти в конце главы «Das geheime Feuer und der geheime Weingeist der Adepten» (Тайный огонь и тайный винный дух Адептов) указание на аналогичную идею. Она представлена там в другой форме, но идея та же самая.
Читая «Золотую цепь Гомера», снова находим идею о возможности материализации тонких начал, об осаждении летучего:
«Мировой Огонь заполняет огромное пространство Вселенной между небесными телами и, имеющий силу стать материальным, он порождает тонкий пар, или невидимую влажность — своё первое пассивное начало. Там он вызывает мягкую реакцию, и везде имеет место тончайшее брожение, и благодаря этой реакции повсюду порождается мировая кислота, которую мы ещё можем назвать тончайшей невещественной Селитрой [NITRE]; она огненная изнутри и холодная извне.
Таким образом, эта духовная Селитра, или мировая Кислота, которую мы называем вторым невидимым изменением мирового Огня, порождается из хаотической невидимой Влажности; и по мере её приближения к атмосфере небесных тел, она постепенно становится всё более материальной, доколе не встретится со щелочным пассивным началом, и тогда она осаждается и образует естественную [native] Селитру, так что из мировой духовной Селитры она становится материальной Селитрой. Поэтому мы не без разумного основания и говорим, что Солнечные Лучи света есть не что иное, как тончайшая духовная Селитра, которая становится всё более материальной и более селитровой, по мере приближения к Земле».
Очевидно, чтобы достичь сгущения Мирового Духа, требуются особые погодные условия, как A. von Bernus уже указывал. Имеется космическое дыхание, и Мировой Дух спускается на Землю весной, а возвращается на небеса осенью. Давайте снова прочтём «Герметический Триумф»:
«Некоторые философы указывают на самую благоприятную пору года для этой операции. Некоторые не делают из этого тайны; другие, более осмотрительные, поясняют этот момент лишь иносказательно. Первые упоминают месяц март и весеннее время… Космополит, указывая на самую благоприятную пору для философской работы, говорит, что это та, в которой все живые существа, чувствующие и растущие, кажутся оживлёнными новым огнём, который толкает их ко взаимной любви и к размножению своего вида, и что Венера является богиней этого очаровательного острова, на котором он и открыл все секреты природы; но, ещё точнее указывая на эту пору, он говорит, что можно видеть пасущихся на лугу баранов и быков, в сопровождении двух молодых пастухов, тем самым явно указывая этой духовной аллегорией на три весенних месяца посредством трёх небесных знаков, им соответствующим: Козерог, Телец, Близнецы».
L. Kolisko в своём исследовании «Дух в материи» [9] продемонстрировала те особые силы, которые играют роль при растворении металлов в весеннюю пору. Погружение кончика фильтровальной бумаги в раствор нитрата серебра приводит к осаждению [образованию осадка] на бумаге, по мере того как раствор поднимается по ней вверх. Этот опыт, проведённый зимой, не приводит к появлению никаких форм [узоров]. Весной на осадке появляются мягкие лучистые [soft radiating] формы, показывая тем самым присутствие эфирных сил.
Алхимик, специализирующейся на сухом пути, знает, как привлекать и осаждать эти эфирные силы в солёных субстанциях, — тайный Огонь. Когда это сделано, появляется зелёная окраска [тинктура], которую стоит упомянуть, когда рассматриваются отношения: Венера-Весна-Прана, зелёная энергия Осириса и т.п. Эта зелёная окраска поистине является цветом незрелого астрального золота, и она не объясняется текущими химическими знаниями, и это было доказано мною на опыте. Работая в таком загрязнённом городе, как Мадрид, получался только слегка желтоватый цвет, чего и следовало ожидать с химической точки зрения, зелёные оттенки появляются редко. В то же время, один мой друг, работая в деревне, проводя в точности такую же операцию, получил прекраснейший изумрудно-зелёный цвет. В сверхточной работе можно даже зарегистрировать увеличение в весе того тайного огня, вызванного сгущением Мирового Духа.
Те, кто читали беседу Frater Albertus с Эженом Канселье в «The Alchemist of the Rocky Mountains», могут снова её прочесть с учётом этой статьи и, несомненно, найдут её более понятной.
Итак, на вопрос: «что вы понимаете под философской ртутью?» ответ Канселье звучит так:
«Душу. Ту малейшую толику, которая может быть получена из массы во время возгонки на сухом пути. Она также называется малой рыбой (La remore [рыба-прилипала]), которая становится камнем».
«Малая рыба» — это магнит, притягивающий астральное золото, будущий lapis philosophorum [философский камень]. Чтобы создать этот магнит, из металлического тела следует извлечь золото второго вида: «чистейшую и совершеннейшую часть элементов и всех субстанций, ими составленных». Здесь требуются и металлы, и соли, как сухие menstrua; извлечённая душа является наконец сохранённым тайным огнём [been finally treasured the secret fire]. Итак, работы Фулканелли начинают обретать для нас некоторый смысл. Например, когда упоминаются плоды Сада Гесперид (elixir vitae [эликсир жизни] и камень трансмутаций):
«Каждый из таких плодов — результат постепенного сгущения солнечного огня с помощью огня тайного, воплощённого слова, небесного духа, облекшегося во множественность вещей этого мира». Как много может быть сказано… достаточно пищи для размышления. Итак, заинтересованные в развитии необъятных возможностей Алхимии в этой области могут найти подход к сухому деланию, к деланиям, которые являются не фантазиями, а испытаны многими как лабораторные реальности настоящего.
Ad majorem Dei gloriam [К вящей славе Божией!].
Оригинал статьи взят из журнала "Essentia"
Перевод © Иван Харун, специально для Teurgia.Org
[1] Christmas 1978, No. 40, Medicines with metals.
[2] Для заинтересованных в магии, совет, который невозможно найти в современных книгах, — расплавить металл с которым вы работаете, когда делаете талисман. Тем самым металл вступает в контакт с выбранным астрологическим влиянием во время операции и, когда затвердеет, сохранит его навсегда.
[3] Receuil des plus curieux et rares sec touchant de Medecine Metallique & Minerale tirez des
Manuscripts de Feu M. Ioseph du Chesne, sieur de la Violette (Paris, M.DC.XLI.) p. 29-32.
[4] Vitulus Aureus quem Mundus adorat orat, in quo tractatur de rarisimo Naturae Miraculo
Transmutandi Metalla.
[5] Пожалуйста, имейте в виду, это не означает, что я полностью согласен с идеями этой «школы», ни (полностью) с какой бы то ни было иной «школой» и живыми практиками, которых я знаю (а я некоторых знаю). Но то, что сделано в лаборатория, то неоспоримо; и Канселье делал (как и некоторые другие).
[6] The Marrow of Alchemy, (1654). Первая книга вторая часть.
[7] Auctorum laboratorii Chymici Monacsensis seu Physicae subterraneae. Второе дополнение, химический тезис VI.
[8] Я хотел бы воспользоваться возможностью, чтобы заявить, что Lapidus, которого я хорошо знаю, не есть Stephen Skinner (вопреки тому, что было высказано в Parachemy).
[9] Spirit in Matter (A Scientist's answer to the Bishop's queries), issued by the Kolisko Archive,
Rudge cottage, Edge Stroud, (England, 1948).