Словарь Алхимических и Герметических Терминов — Робер Амбелен
Словарь Алхимических и Герметических Терминов
Мы считаем, что в первую очередь будет полезным дать довольно общие определения терминов, обычно употребляемых авторами Алхимических работ. В результате этот небольшой словарь позволит читателям, интересующимся вещественной Алхимией, а также Духовной Алхимией, расшифровать непонятные для них работы, такие как «Книга Изображений без слов», или «Mutus Liber» и «Символический Трактат Философского Камня» И. К. Бархузена, а также «Амфитеатр Вечной Мудрости» Генриха Кунрата. Кроме того, если он уже знаком с общими значениями этих весьма глубокомысленных терминов, тогда ему будет проще ознакомиться с работами современных алхимиков, и прежде всего с работами самого выдающегося из них автора – Жана-Жюльена-Юбера Шампаня, писавшего под псевдонимом Фулканелли1. В двух своих работах, «Тайны Соборов» и «Философские Обители» он рассматривает исключительно Алхимические вопросы. Однако определения, которые мы здесь приводим, принесут пользу, когда будут применены в практических аспектах, описываемых ими.
Термины | Определения |
Воздух | Один из четырех элементов Древних. Не имеет никакого отношения к тому воздуху, которым мы дышим. |
Альбификация | Кальцинация до белого или красного. |
Алудель | Аппарат, состоящий из сосудов, расположенных друг над другом и соединенных для осуществления медленной возгонки. |
Амальгамация | Совершенное слияние нескольких металлических элементов в высшей степени гомогенное и пластичное целое. |
Ангел | Иногда символ возгонки или вознесения изменчивого принципа, как то изображено на рисунках в «Viatorium Spagyricum». |
Животные | Как правило, изображаются пары животных одного вида, но противоположных полов (например, лев и львица, кобель и сука), которые символизируют Серу и Меркурий, очищенные в соответствии с Работой, или же выражающие устойчивость и изменчивость. Мужская особь представляет собой устойчивость, Серу; женская представляет собой изменчивость, Меркурий. Соединенные животные выражают союз молодоженов, то есть брак. Если они борются друг с другом, тогда означают фиксацию изменчивого или улетучивание устойчивого. См. рисунки Базиля Валентина8 в «Двенадцати ключах философии». В том числе животные могут символизировать элементы: Землю (лев, бык), Воздух (орел), Вода (рыба, кит), Огонь (дракон, саламандра). Если в герметическом рисунке появляется земное животное вместе с воздушным животным, тогда они означают соответственно устойчивое и изменчивое. |
Аполлон | Солнце, золото. |
Опробование | Очистка или алхимическая проверка золота или серебра. |
Атанор | Отражательная печь. |
Водяная баня | Оборудование, обеспечивающее помещение сосуда с веществом в баню с нагретой водой. |
Круглодонная колба | Большой круглый сосуд для получения продуктов возгонки. |
Баня | Символ: 1) Растворения Золота и Серебра. 2) Очищения двух этих металлов. |
Птицы | Воспаряющие в небо: улетучивание, вознесение, возгонка. Стремящиеся к солнцу: осаждение, сгущение. Эти два изображения воссоединяются в одном значении: возгонка. Две птицы, противопоставленные двум земным животным, означают Воздух, или быстрое испарение. |
Черный | Также символизируется Вороном. Изображает гниение. |
Бедствие | Жар |
Кальцинация | Превращение вещества в известь. Бывает сухим и влажным. |
Куполообразная крышка | Стеклянный сосуд с отверстием, который помещается на горлышко реторты, чтобы дистиллировать спирты. Почти то же означает голова, часовня, перегонный куб. |
Цементация | Операция, при использовании в которой минерального порошка, цемента, металы будут очищены до той степени, что в них останется лишь чистое металлическое вещество. |
Хаос | Символ единства Материи, иногда изображает черный (первая стадия Работы), или гниение. |
Химическая глина | Шпатлевка, сделанная из плотных и масляных веществ, предназначенная для соединения различных сосудов. |
Ребенок | Облаченные в королевские одежды, или просто в короне: символ Философского Камня, иногда символ Работы в Красном. |
Хризопраз | Философский Камень, Великая Работа выполнена. |
Циркуляция | Заключается в циркуляции жидкостей в герметичном сосуде посредством медленного огня. |
Циркулирующий | См. Пеликан. |
Окружность | Единство Материи, Вселенская Гармония. |
Повторная дистилляция | Помещение дистиллированного спирта металла в место его нахождения. |
Холод | Одно из четырех качеств Природы. |
Обжигание, прокаливание | Операция нагревания вещества в тигле, чтобы вывести из него воду. |
Ворон | Одна из первых стадий Работы: гниение. |
Корона | Символ химической царственности, совершенства металлов. В начале «La Margarita Preciosa» шесть металлов представлены как рабы, которые пребывают у ног короля, Золота, с непокрытыми головами. Но затем, после их трансмутации, они изображены с коронами на головах. Отсюда в духовной алхимии происходит сентеция Сен-Мартена: »Каждый человек - сам себе король...», то есть, в каждом человеке заложена возможность возвратиться к его »королевскому статусу», на духовном а ангельском плане. |
Тигель | Емкость из огнестойкой глины, расширенная кверху, которая используется для плавки металлов и тяжелых веществ. |
Перегонный куб | Также называется «Согласием». Сосуд, имеющий форму тыквы, покрытый сверху куполообразной крышкой, для дистилляции растений и других материалов. |
Деликвация | Или растворимость. Естественное растворение солей в воде путем их помещения во влажную среду. |
Диана | См. Луна |
Дигестия | Дезагрегация, обратное развитие или старение материи, достигаемое при помощи помещения емкости в тепло водяной бани на необходимое количество времени. |
Собака | Символ Серы или Золота. Собака, которую ест волк, означает очищение золота посредством сурьмы. Сцепленные кобель и сука означают фиксированное и летучее. |
Дракон | Дракон, кусающий свой хвост, - единство Материи. Дракон в огне: символ Огня. Борьба множества драконов: гниение. Дракон без крыльев: гниение. Дракон с крыльями: Летучее. |
Сухость | Один из четырех элементальных качество Природы. |
Орел | Символ летучего, а также кислот, используемых в Работе. Орел, поглощающий льва, означает улетучивание фиксированного при помощи выпаривания. Два борющихся орла означают то же самое. |
Земля | Один из Элементов Древних. Никогда не нужно путать с землей, по которой мы ходим. |
Шпага | Символ Огня. |
Коса | Символ Огня. |
Огонь | Один из Элементов Древних. Не имеет ничего общего с обычным огнем. |
Огонь из песка | Помещение песка между огнем и сосудом, содержащим вещество, которое нужно обработать. |
Устойчивое | Металлическая Сера, или одна из двух собак, устойчивость. |
Цветы | Обычно представляют последовательность цветов стадий Работы, сменяющих друг друга. |
Фонтан | Три фонтана обычно означают три Принципа, Серу, Меркурий и Соль. См. также термин Баня. Существуют и другие значения данного символа, и их перечисление займет слишком много места. Для получения дальнейших замечательных разъяснений можно обратиться к работам Фулканелли. |
Золото Мудрецов | Философская Сера. |
Гермафродит | Результат соединения Серы и Меркурия, также называемое Ребисом. |
Жар | Одно из элементарных качеств Природы. |
Юпитер | Символ олова. |
Король и Королева | См. мужчина и женщина. |
Лев | Когда изображен один: символ устойчивого. С крыльями: Летучее, Меркурий. Лев также символизирует минерал (или зеленый купорос), из которого извлекается масло купороса (серная кислота), используемое Алхимиками. Лев, изображенный напротив трех других животных, символизирует Землю. Также является символом Хризопраза. |
Львица | Летучее, Меркурий. |
Ликвация | Философский Камень. |
Магический Рубин | Возбуждающий посредник разрежающих качеств огня, окрашенный в его цвет и усиливающий огненные свойства. Также называется Маслом Христа, Маслом Хрусталя, и изображается в том числе геральдическим Ящером, или саламандрой, которая живет в огне и наделена его значением. |
Мужчина и Женщина | Сера и Меркурий. Обнаженные означают серебро и золото. Их свадьба, вечер: соединение Серы и Меркурия. Заключенные в Склепе: эти два Принципа объединены в Философском Камне. |
Мраморизация | Растирание веществ в порошок при помощи песта. Также называется порфиризированием. |
Свадьба | Соединение Серы и Меркурия, Устойчивого и Летучего. Священник, проводящий службу, представляет собой Соль, объединяющую их. |
Марс | Огонь, оранжевый оттенок в стадиях Работы. |
Колба с длинным горлом | Круглая, овальная или сплюснутая стеклянная емкость с длинным горлом. Используется для выпаривания приготовленных веществ. |
Растворитель | Растительные или минеральные воды, наделенные свойством растворять. |
Меркурий (Ртуть) | Один из составляющих оккультных Принципов Материи. Не имеет ничего общего с вульгарным веществом с тем же названием. См. с 20. Также является символом Серебра, подготовленного для завершающей части Работы. |
Смирение | Изменение материи с помощью размельчения ее в порошок или при помощи добавления активного элемента. |
Гора | Очаг Философов. Вершина Философского Яйца. |
Нептун | Вода |
Вход | Начало |
Дворец | Вход в Закрытый Дворец: обнаружение Серебра, годного для того, чтобы вызвать ослабление Устойчивого, а также для приведения его в форму, аналогичную его первоначальному составу. Также означает возможность обретения Живого Золота, Золота Мудрецов, или Философской Серы, если изображается Закрытый Дворец Короля, и возможность обретения, au contraire (напротив. - прим. перев.), Живого Серебра, Серебра Мудрецов, или Философского Меркурия, если его обра- присутствует перед Закрытым Дворцом Королевы. |
Разделение | Операция, заключающаяся в отделении серебра от золота посредством селитры. Представляет собой очистку. |
Пеликан | Тигель с двумя полыми рукоятями наверху. Также называются циркуляционными, что отражает их функцию. |
Феникс | Символ красной стадии Работы. Яйцо Феникса - Философское Яйцо. Феникс - это также Философская Сера и Меркурий Мудрецов, объединенные и соединенные на последней стадии Работы. |
Священник | Венчающий мужчину и женщину, или короля и королеву, символизирует Принцип Соли. |
Prima materia | Первоматерия Герметической Работы. Обычно огонь пирита или свинца (свинцовый блеск). |
Выброс | Процесс, при котором минерал в сплаве подвергается действию детергента или порошка, производящего трансмутацию. |
Дождь | Символ белой стадии Работы, или альбификации. Это также изображение конденсации в ходе ее осуществления. |
Ребис | Результат амальгамации Золота Мудрецов и Меркурия Мудрецов, двойной материи, одновременно влажной и сухой, получившей под действием Природы и Искусства двойное оккультное свойство, точно уравновешенное. |
Приемник | Здесь означает стеклянный шар. |
Ректификация | Окончательная дистилляция, необходимая для того, чтобы достичь абсолютно чистого духа металла. Часто осуществляется на очень сильном огне. |
Ректификация (или спирт) | Состоит из отделения воды. содержащейся в веществе (или флегмы) с помощью выпаривания или дистилляции. |
Красный | Окончательная стадия Великой работы Также символизируется Огнем. |
Перегонка | Операция, при которой из метала удаляются все инородные вещества. В частности применяется к золоту и серебру. |
Осадок | То, что остается на дне сосуда после дистилляции. Синонимичен испражнениям, праху, terre-damnée, (проклятой земле, - Прим. перев.), голове смерти. |
Реторта | Круглый стеклянный сосуд, чье горлышко изогнуто к его основанию, служит для дистилляции веществ в ходе Работы. |
Плавка | Возвышение внутренней энергии духа металла посредством воздействий сильным огнем на вещество, содержащее в себе дух. Реже употребляется в значении совершенной десикации. |
Комната | Символ Философского Яйца, когда в ней заключены Король и Королева (Сера и Меркурий). |
Роза | Означает красный цвет, символ последней стадии Работы. Красная и белая розы: объединение устойчивого и летучего, Серы и Меркурия. Иногда роза является символом всего Герметического Искусства. |
Рубификация | Разрушение воспламенимой Серы и воплощения Серы невоспламенимой, превращающего в Золото принципа, скрытого в минерале. |
Саламандра | Символ Огня. Иногда означает красный цвет, конечную стадию Работы, или даже белый цвет, который ему предшествует. См. также Магический Рубин. |
Соль | Также называется Мышьяком. Один из трех мистических принципов, составляющих тело. Не имеет ничего общего с обыденной солью. Это не что иное, как объединение Серы и Меркурия в металле, от которого она образуется. Кроме того, это взаимодействие духа и души, или души и духовного двойника. составляющих тело человеческого существа. Соль также можно сравнить с «результатом» умножения двух чисел. |
Сатурн | Означает свинец. Также означает черный цвет Работы на стадии гниения. Синонимичен Ворону. |
Тайный Огонь | Вселенский дух, сокрытый в центре тьмы металла, искра жизни, заключенная во всем, что находится в своем начальном состоянии. |
Склеп | Философское Яйцо. |
Змей | Имеет то же значение, что и Дракон. Три змея означают три Принципа: Соль, Серу и Меркурий. Два змея на Кадуцее: Сера и Меркурий Мудрецов. Змей с крыльями: Летучесть. Без крыльев: Устойчивость. Распятый змей: означает фиксацию Летучего. |
Засуха | Сухость. |
Серебро Мудрецов | Философский Меркурий. |
Скелет | Гниение, Работа находится на своей черной стадии. Синонимичен Ворону. |
Сфера | Означает единство Материи. |
Квадрат | Символ четырех Элементов. |
Наслоение | Наслоение различных веществ, помещенных над сильным огнем. Затем это наслоение превращается в сплав, с которым работают, однако оно не должно быть случайным, но научным и разумным. |
Возгонка | Усиленная или медленная. Медленная предпочтительнее. Вещество помещается в закрытый сосуд с длинным горлом над медленным огнем, так, чтобы утонченные (или чистые) части отделились от грубых (или нечистых), восходя от основания до вершины сосуда. |
Сера | Один из составляющих оккультных Принципов Материи. Не имеет ничего общего с одноименным веществом. Также это название Золота, подготовленного для завершающей части Работы. |
Солнце | Иногда обозначает обычное золото, подготовленное к Работе; иногда - Серу Мудрецов. |
Лебедь | Символ Работы на ее второй, белой стадии, которая происходит после гниения или иризации. Данная стадия отсутствует в классическом тернере Великой Работы: Черный, Белый, Красный. |
Деревья | Дерево, на котором размещены луны, означает Малую Работу, белый камень. Если на ней размещены солнца, тогда это символ Великой Работы, красного камня. Если на нем символы семи металлов, или символы солнца, луны и пять звезд, тогда оно обозначает форму prima materia, в которой зародились металлы. |
Треугольник | Символ трех мистических составляющих Принципа металлов: Соли, Серы, Меркурия. |
Колба для перегонки | Сосуд, идентичный перегонному кубу, однако более удлиненный. Служит для тех же целей. |
Венера | Обозначает медь. |
Летучее | Изображение Меркурия. То, что должно быть отделено от устойчивых веществ. |
Улетучевание | Процесс преобразования твердого тела в газообразное посредством нагревания. Отделение летучих веществ от устойчивых. |
Вулкан | Символ обычного огня. |
Вода | Один из четырех Элементов Древних. Не имеет ничего общего с обычной водой. |
Брачная Ночь | См. Брак. |
Влажность | Одно из четырех элементарных качеств природы. |
Колесо из Огня | Первая стадия Второй Работы, медленный и слабый огонь. |
Белый | Белый Камень, все еще несовершенный камень, в котором все, что возможно подвергнуть трансмутации, все еще не развито и не получено. |
Волк | Символ Сурьмы. |
*
* *
Сюда мы поместили некоторые термины, рассматриваемые в различных работах, посвященных Алхимии. В частности, мы придерживались определений, данным покойным и оплакиваемым Альбертом Пуассоном в его книге «Теории и символы Алхимии», а также эрудированным искателем Жаном Мавериком в книге «Древнее Искусство Металлов». В случаях, достойных внимания, мы обращались к двум работам Фулканелли, «Тайны Соборов» и «Философские Обители», а также к «Пяти Книгам» Николя Валуа, и так далее.
Примечания:
1. Мы обладаем немаловажным досье, сделанным на основе исследования, неутомимо проводимого нами в период примерно с 1935 по 1937 год, касательно подлинной личности Фулканелли. Это досье включает в себя воспоминания людей, работавших с ним начиная с 1907 года, в течение всей его насыщенной жизни адепта, а также фотографии и документы, которые, не допуская никакой критики, свидетельствуют о том, что Жан-Жюльен-Юбер Шампань и Фулканелли – одно и то же лицо! Мы не опасаемся опровержений относительно их идентичности, и, более того, имеем на руках фотографию, содержащую дарственную надпись, что делает доказательство бесспорным.
из книги "Духовная Алхимия: Внутренний Путь" Робера Амбелена,
перевод © Eric Midnight для Teurgia.Org, 2011 год