Уильям Лилли и Кабала — Питер Стокинер
Уильям Лилли и Кабала
Запись в веб-блоге Сью Уорд о «Первоначальной проблематике Венеры», которую она написала в качестве дополнительного материала к своему докладу «Бог, Вселенная и все сущее», подняла весьма важный вопрос о взаимосвязи между Астрологией и глифом Каббалистического Древа Жизни. Многие читатели знают о том, что данный глиф обширно использовался членами Магических Орденов XIX и XX века. Однако давайте исследуем, насколько важным данный глиф являлся для традиционных астрологов, и в особенности для Уильяма Лилли.
Раймонд Луллий (1232 – 1315) стал первым писателем и философом, представившим Каббалистическое Учение западной публике. Его последователем был Джованни Пико делла Мирандола (1463 – 1494), изучавший как Каббалу, так и «Герметический Корпус». Мирандола считал, что с помощью каббалистических откровений он сможет объединить Христианство с учениями Платона и Пифагора.
Джон Ди (1527 – 1608), знаменитый астролог и математик эпохи Ренессанса, синтезировал все знание, коим он обладал, в единый глиф, - Иероглифическую Монаду.
Общеизвестным фактом является то, что сочинения Джона Ди по астрологии, Каббале и герметическим искусствам заложили основание Розенкрейцерского движения XVII-го века.
В 1614 году анонимно в Германии была выпущена рукопись под названием «Fama Fraternitatis: Откровение Братства Высокочтимого Ордена R.C». За этим манускриптом последовали рукописи «Confessio Fraternitatis» и «Химическая Свадьба Христиана Розенкрейца», которые были выпущены в 1615 и 1616 году соответственно. Сведения, на основании которых выстраивались тексты данных манускриптов, были извлечены анонимными авторами из целого ряда источников, включая «Иероглифическую Монаду» Джона Ди. Глиф Иероглифической Монады располагался на первой странице «Fama Fraternitatis». Издание всех этих манускриптов привело к обширному распространению Розенкрейцерского движения в Европе. С Розенкрейцерским движением был связан Уильям Шекспир, а также такие важные персоналии, как Роберт Фладд и Элиас Эшмол свидетельствовали о своем непосредственном отношении к Розенкрейцерскому Братству.
Известно, что Элиас Эшмол и Уильям Лилли питали глубокий интерес к герметическим искусствам, и в особенности они были поглощены изучением сочинений Джона Ди. Как верно отметила Сью Уорд в своем докладе, именно эта духовная цепь сделала возможной дружбу между Элиасом Эшмолом и Ульямом Лилли. Однако можем ли мы уверенно говорить о том, что Уильям Лилли знал о Розенкрейцерских тайнах и использовал их в своих занятиях астрологией? Как и во множестве других случаев, тщательное изучение «Христианской Астрологии» Уильяма Лилли вполне предоставляет нам ответ на этот вопрос. Уильям Лилли пишет:
«Таково общепризнанное, главное Правило, разделяемое теми Художниками, которым известен Каббалистический Ключ Астрологии: если некоторая Планета является господином асцендента и двенадцатого Дома…»
Эта цитата показывает (по крайней мере, по моему скромному мнению), что Лилли знал о каббалистических соответствиях и использовал их в повседневной работе, когда в том возникала необходимость. Другое доказательство мы можем найти в «Merlinus Anglicus Ephemeris» Уильяма Лилли, работе, изданной в 1680-м году, где Лилли пишет:
«Однако здесь нам следует прибегнуть к помощи нашего Друга мистера Генри Коули. Его мы испытывали в течение нескольких лет, и ему мы передадим множество Тайн Искусства, коии неизвестны Вульгарным Астрологам…»
Надеюсь, мне удалось обрисовать в общих чертах, каким образом каббалистическое учение было интегрировано в Западную Оккультную Традицию, и каким образом оно стало неотъемлемой частью данного наследия. Астрологи, подобные Уильяму Лилли, прекрасно разбирались в символизме, поскольку они изучали глубинную суть герметических искусств. Для них астрология являлась одним из выражений тех тайн, которые позволяли им приблизиться к Божественному.
Гравюра из сирийского Нового Завета (Вена, 1555) прекрасно иллюстрирует эту истину:
© Питер Стокинер
Оригинал материала расположен на сайте starsandstones.wordpress.com
перевод © Eric Midnight для Teurgia.Org, 2012 год