Астрология средних веков — К. Кизветтер
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Астрология средних веков — К. Кизветтер

 История Астрологии

 

К. Кизветтер

(Пер. с немецкого К. Н. Иванова)

Из журнала «Изида» № 9-10, июнь-июль, 1915 г.

 

II

Астрология средних веков

 

АлхимикКак и Алхимию, арабы заимствовали Астрологию из Александрии, но разработали ее по-своему,  будучи не самостоятельными творцами, но хорошими наблюдателями и остроумными, хотя подчас и запутанными, толкователями.


Старейшим арабским астрологом считается Альбупатер, или Альбубатер, живший, должно быть, около 500 г. Сведений о его жизни не имеется. Написал «Книга о гороскопах». (Liber genethliacus sive de navitatibus. Norimb., 1540 г.)


Его преемником, по Юнктину, был Абалахия, в 568 г. Но так как он называет его сыном Абумассара, то Абалахий должен был жить лет на триста позднее. Он написал «Веедение в Астрономию». (Introductiorum in Astroniam. Venet. Sessa. 1506).


Большим поклонником Астрологии был правивший с 754 по 775 г. халиф Альмансор; велики и заслуги его по чистой Астрономии. Написал: «Предположения» (Prorositiones), изданные Юнктином вместе с «Введением» Абалахия.


К числу замечательнейших магометанских астрологов следует отнести: Абумассара, Альбумассара, Апомацора, Апомасора, Абоацара или Иафара, правильное имя которого – Жиафар аль-Масешер. Он родился в 805 г. в Бакхе, в Хороссане, где имелась хорошая обсерватория и школа Астрологии. Будучи учеником обожаемого им персидского врача, он хотел из мести убить придворного астролога Алкенди, повредившего его учителю. Он приблизился к нему, вооруженный кинжалом, но Алкенди, проницательно взглянув на него, воскликнул: «Ты, Абумассар из Балкха, и будешь величайшим астрологом своего времени; брось же свой кинжал и следуй моему ученью!» Абумассар преклонил пред ним колени .просил прощения и сделался его лучшим учеником. Он написал: «О великих симпатиях годов и объяснение их». (De magnis conjuctionibus annorum ac revolutionibus eorum. Venet., 1515), напечатанное вместе с его «Введением в Астрономию» (Introductio ad Astronomiam. Norimb., 1488). Далее – «Цветы Астрологии» (Flores Astrologiae. Venet.). Абумассар был также прекрасным снотолкователем и, как таковой, написал «Об откровениях, либо о значении и результатах снов, по Индийским, Персидским и Египетским учениям». (Apostelesmata, sive de signifikatis et eventis insomniorum, ex Indorum, Persarum, Aegyptiorum que disciplina. Francof., 1577). Имеется перевод на немецкий язык.


Учитель Абумассара – Алкенди, или Алхинди, собственно же Абу Юссуф Якуб Ибн-Есхан Алкенди, родом из Басры в Месопотамии; он долгое время преподавал в Багдаде философию Аристотеля, был ревностным оккультистом и приобрел репутацию чернокнижника, так что однажды подвергся нападению толпы.


Его сочинения: «Об изменениях времен» (De temporum mutationibus); «О выборе дней» (De electione dierum); «Введение в учение Астрологии, о радиусах» (Introductio ad judicia astrologiae de radiis); «О магических теориях» (De theoria magicarum atrium), встречаются чрезвычайно редко.


Арабский астрологСтефан Мессахала, по Медлеру – еврей. По указанию Риччиоли жил в 860 г.; а по Иехеру – был английским математиком, время жизни которого неизвестно. Написал: «Цветы суждений по звездам» (Flores judiciorum ex stellis), «Объяснения годов мира» (De revolutionibus annorum mundi); «О значении круга и звезд» (De ratione circuli et stellarum. Basil., 1551).


Тебит или Табет бен-Коррах (860 – 901) – крещенный еврей из Вавилона. Написал: «Об обозначении планет» (De significatione panetarum); «О голове и хвосте дракона» (De capite et cauda draconis); «О движении восьмой орбиты» (De motu octavae sphaerae); «Об изображениях» (De imaginibus); «О Естественной Магии» (De magia naturalis)ю Он, впрочем, был также одним из замечательнейших астрономов своего времени.


Албатегни, собственно Магомет бен-Гиабер и - по имени своего родного города – аль Батани, называемый также Магометом Арактенским, так как большую часть своей жизни провел в городе Аракте, жил в 877 – 928 г. Вместе с тем он был выдающимся астрономом и написал сочинение: «Наука о звездах» (Scientia stellarum), изданное Региомонтанусом.


Юнктин упоминает астролога Бетена, время жизни которого он принимает около 910 года автора «Ста слов» (Centiloquium) и трактата «О планетарных часах» (De horis planetarum), изданных в Базеле. Одновременно, т.е. в 1551 г., напечатана и книга араба Цахеля «О тщательном выборе» (De electionibus), время и обстоятельства жизни которого неизвестны. Цахелем написано также «Об обозначении времени» (De emporium significationibus in judiciis. Basil 1553).


Риччиоли упоминает о совершенно неизвестном астрологе Халил-ибн-Рагле, указывая дату около 926 г.


Знаменитый врач Абу Насср аль-Фараби, обыкновенно называемый Альфарабием (919-998) писал также по Астрологии.


Арцахель, собственно – Авраам Ейцараахель ибн-Езра, считается лучшим астрономом своего времени; он писал по Астрологии и жил около 1020 года.


Современником его, писавшим по тому же вопросу, был египетский врач Хали-ибн Родфан, составивший ок. 1062 г. так называемые «Египетские таблицы».


Арабские астрологиАзофи, собственно – Ибн-Нецофим, знаменитый Ибн-Езра, второй того же имени астроном, теолог и филолог, был также астрологом. Родился в 1093 г. в Испании, объехал Европу, Египет, Палестину и Индию. Был другом Иегуды Галеви и Якова Тама. Умер в Риме в 1168 г. Обыкновенно его зовут – Авенарес или Абенаре; полное его имя – Авраам бен-Мейр ибн Езра. Написал: «О гороскопах» (De navitatibus. Venet., 1485); «О роковых днях» (De diebus criticus. Lyon, 1496); «Астрологические труды – основы мудрости, книга рассуждений, книга гороскопов и их толкований, книга вопросов, книга соединения планет» (Opera astrologica: Principium sapientiae; Liber rationum; Liber nativitatum et revolutionum earum; Liber interrogationum; Liber conjuctionum planetarum. Venet, 1507).


К 1100 году относит Юнктин мнимого астролога Аделандуса. Он, вероятно, смешал его с жившим в 1120 году английским бенедиктинцем Атхелхардусом, который, по Иохеру, писал много по Астрологии.


Арабский астролог Альмеона, по Юнктину – жил ок. 1150 г., но Иохер отождествляет его с Альмансором и несомненно смешивает с Альмеоном, сыном младшего Абумассара, который, как передает Риччиоли, определил в 1130 году кривизну эклиптики в 23о 33’ 30”.


К 1154 году относят Юнктин и Риччиоли мароккского астролога Альпетрагиуса.


Арабский астролог Омар Тиберин в 1200 г. написал «Три книги о гороскопах». (De navitatibus libri III. Basil, 1551).


Астрологами были также члены «Комиссии для вычисления таблиц Альфонса», - Алкабитий и Албохали, называемый также Абохали и Абохацен Хали.


Алкабитием написано «Книжка изложения учения Абдилаха…, для руководства при составлении суждений». (Libellus isagogicus Abdilazi… ad magisterium judiciorum. Venet., 1512-1521).


Албохали, ошибочно отнесенный Иохером к третьему столетию, написал «О решениях звезд». (De judiciis astrorum. Venet., 1485).


Переходя от арабских астрологов к христианским, упоминается Юнктином живший около 846 г. англичанин Эгмунд.


Некий Павел, прозванный «Философом», написал около 850 года астрологические «Откровения».


Папа Сильвестр II (999 – 1002) также должен быть причислен к астрологам; писал также и по астрономии.


Папы Иоанн XX (1024 – 1035) и Иоанн XXX (1277) были ревностными астрологами.


Среди духовных этой эпохи может быть причислен к последователям Астрологии архиепископ Гильдеберт Турский (1057 – 1136), написавший озаглавленную «Математикой» книгу о правдивости Астрологии.


Измерение СолнцаРавно знаменит, как врач философ и математик – Герхард из Кармоны в Андалузии, но не из Кремоны, как это обыкновенно ошибочно принимают (1114 – 1187). Он учил в Толедо и был глубоким знатоком востока; переводил с арабского сочинения по астрономии и медицине, как например «Алмагест» (Almagestum) Птолемея, и ввел в Европе употребление арабских цифр. В своем сочинении – «Геомантия и планетная наука» (Geomantia et practica planetarum) он проводит неудачную мысль о существовании связи между геомантией и астрологией, так как вычисления последней вряд ли пригодны в каком-либо отношении для геомантии1. Дошедшие до нас открывки его сочинения напечатаны в Лионском издании сочинений Корнелиуса Агриппы.


Иоанн Кампанус
из Навары написал, кроме многих астрономических сочинений, в 1130 году «Краткое слово о 12 знаках зодиака» (Breviloquium XII signorum Zodiaci) и таблицы распределения небесных домов, до сего времени употребляемые в Англии и Северной Америке.


Иоанн Испанский – математик – написал в 1142 г. «Полное учение Астрологии» (Epitome totius Astrologiae) и комментарии к сочинениям Алкенди.


Греческий астроном Павел написал сочинение – «Введение в учение о силе и действивях звезд» (Introductio in doctrinam de viribus et effectibus astrorum), изданное в латинском переводе Гейнрихом фон Рантцау.


Знаменитейшим астрологом своего времени был Альберт Великий. В своем сочинении «Speculum Astronomiae» науку о звездах он делит на теоретическую – Астрономию, и практическую – Астрологию. Источниками для многочисленных сочинений послужили ему труды Птолемея и арабов; его сочинения носят апологетический характер.


Довольно известным современником его был эрцгерцог Леопольд Австрийский, епископ Фрейсингенский, написавший в 1200 г. «Десять трактатов о науке звезд»! (Tractatus decem de astrorum scientia), напечатанный в 1489 г. в Аугсбурге.


В тринадцатом столетии Астрологию можно назвать «княжеской наукой», так как ей отдавались духовные сановники, короли и государи.


В первой очереди стоит государь Фридрих II. Довольно известным астрологом был также его придворный врач, Михаил Шотландец. Он родился в 1214 г. в Балвирке, в Шотландии, образование получил во Франции и, сделавшись придворным врачем, предсказал род и место смерти, как Фридриха, так и своей. Умер по возращении в Англию от случайно упавшего на него в церкви камня. Он перевел на латинский язык творения Аристотеля и Авицены и написал, по поручению государя, книгу «Физиогномика, или о происхрождении людей» (Phisiognomia, seu de hominis procreation); а также – сочинения под заглавием: «О тайнах природы» (De secretis naturae, Francof., 1615); «О хиромантии» (De chiromantia. 1508); «астрономические изображения» (Imagines astronomicae); «О сне и бодрствовании» (De somno et vigilia); «Учение черной магии» (Compendium magiae nigrae), которое исторический Иоанн Фауст перевел на немецкий язык, под заглавием – «Гибель Фауста или чудесное искусство и удивительная книга» (Fausti Hellenzvang oder Miracul-Kunst und Vunderbuch).


Другим покровителем Астрологии был Генрих III Английский, которого в его походах всегда сопровождал астролог Вильгельм Пергамский. Генрих не начинал ни одной битвы, не испросив предварительно у него совета.


Альфонс X, король Кастильский, приобретший известность изданием законченных в 1252 году таблиц, составленных по его поручению. Этими таблицами он хотел придать большую верность астрологическим вычислениям. Своему пристрастию к Астрологии он обязан прозванием «Астролог». Ему приписывается известное изречение: «Если бы Господь Бог спросил моего совета при сотворении мира, то я ему посоветовал бы многое сотворить лучше».

 

Соответствия знаков зодиака частям тела


Известный алхимик Роджер Бэкон был также астрологом. Им написан «Большой труд» (Opus majus).


Большой святоша, но плохой ученик Альберта Великого, Фома Аквинский (1224 – 1274), отрицательно относится к Астрологии, считая ее бесовским делом. Воспрещая употребление магических приемов и некромантию, он допускает ношение амулетов, содержащих библейские надписи или изображения креста, ношение освященных трав, или священных реликвий.


Гвидо Бонати, один из знаменитейших астрологов XIII столетия, родился в 1230 г. в деревне Касциа близ Флоренции. Первоначальное изучение юриспруденции он скоро заменил занятиями Астрономией и Астрологией, в которых скоро так прославился, что получил прозвание «Siderabilissimus», т.е. глубочайший знаток звезд, и, не достигши еще двадцатилетнего возраста, был при императоре Фридрихе II придворным астрологом. Впоследствии он читал лекции в Париже и Болонье и наконец поступил на службу к графу Гвидо Монтефелтро. Писатель Филипп Пиллани рассказывает, что Бонати, во время военных действий, предпринимаемых графом, наблюдал с высокой башни движения небесных светил и, при вылазках во время осады города или набеге, подавал оттуда знак колоколом, в случае если сочетание звезд благоприятствовало: при первом ударе колокола – выводили лошадей, при втором – садились на коней, при третьем – летели на бой и возвращались с победой. Бонати приписывают, как и Виргилию, Альберту Великому, Рабби Леви, Роджеру Бэкону и др., устройство говорящего и разумно рассуждающего автомата. Им был отлит из меди отетый в латы рыцарь, предсказавший графу Монтефельтро покорение Романти и подавление восставших горожан подчиненного графу города. Известный теолог Вильгельм Парижский в своей книге «De daemonibus» повествует об изготовленной, при восхождении Сатурна, голове, говорившей человеческим голосом.

 

Все писатели того времени согласно передают, что когда войско папы Мартина IV осадило город Форли, то Бонати вычислил астрологически благоприятный момент для вылазки, и папское войско было разбито.


В старости Бонати вступил в Францисканский рден и умер в Анконе в монастыре в 1300 году.


Его перу принадлежит только одно известное астрологическое сочинение: «Труд Гвидо Бонати о Фороливии, содержащий десять астрономических трактатов» (Opus Guido Bonati de Forolivio, continens X Tractatus astronomicos).


В книгах по Магии и Астрологии нередко упоминается имя Пикатрикса Испанца, о котором в одном энциклопедическом словаре говорится: «Пикатрикс или Пикатрис составил в 1256 г. из 224 магических книг сочинение, переведенное на латинский язык, но не напечатанное; им пользовался Агриппа».


Юнктин упоминает о каком-то неизвестном брате Британнике (Frater Britannicus), как об астрологе, жившем в 1245 году.


Как философ, врач, астролог и маг получил широкую известность Петр Абано, итальянский Фауст. Он родился в 1250 г. в местечке Абано, близ Падуи; получил в Париже ученую степень доктора.


После этого он отправился в Константинополь, с целью изучения греческого языка, философии неоплатоников и вообще трудов александрийских и византийских оккультистов. Затем, он поселился в качестве врача в Падуе, где и сделался профессором медицины. За лечение он требовал плату вперед и не делал ни одного врачебного визита за плату менее 30 крон. С получением места врача пи папе Гонориусе IV, ежедневный его заработок возрос до 400 крон. Наконец, занятия Магией и Астрологией навлекли на него обвинение в сношении с нечистой силой, и он был посажен в темницу, где и отравился в 1316 г. Однако, впоследствии его памяти были возданы почести, и ему перед ратушей в Падуе был воздвигнут памятник.


Сочинения его: «Гептамерон. Толкователь некромантии. Магические элементы. Книга достопамятных опытов с перстнями и печатями, по 28 положениям луны» (Heptameron. Elucidarium necromanticum. Elementa magica. Liber experimentum memorabilium de annulis saecundum XXVIII mansions Lunae, 1496 г.). «Посредник 210 философов, преимущественно врачей. Полный астролябий» («Conciliator differentiarum CCX philosoforum et praecipue medicorum», «Astrolabium planum». Mant. 1472). В этом сочинении приведены указания, как вычислять точное местоположение светил.


Иоанн ф.-Сакробоско, родом из Галифакса, получил высшее образование в Оксфордском университете и учил в Париже, где и умер в 1256 году. Его астрологическое сочинение – «De Sphaera», не смотря на свою незначительность, в течение трех столетий пользовалось широкой распространенностью и выдержало множество изданий.


По указанию Риччиоли, в 1289 г. жил в Падуе малоизвестный астролог Вителлио.


Схожей с известностью Петра Абано, как астролога, врача и математика, пользовался Цихус Аскулус, псевдоним Франческо делла Стабили, называвшего себя Цекко д'Асколи. Он родился в 1250 г., изучал философию, теологию, медицину, математику и поэзию, был другом Данте и недолго придворным врачем папы Иоанна XXII. Затем Цекко перешел в 1322 г. профессором математики и астрологии в Болонский университет. Написал комментарии к сочинению Иоанна Сакробоско «De Sphaera». Так как он в этом сочинении применил астрологические толкования к жизни Христа, то был обвинен инквизицией в ереси и присужден проклясть свое сочинение и принести церковное покаяние.


В 1326 г. он был приглашен герцогом Калабрии, Карлом Безземельным, ко двору в качестве врача и астролога. Однако, скоро впал в немилость, ибо в составленных гороскопах супруги герцога, Марии Валуа, и его дочери, предсказал им безнравственный образ жизни. Его враги донесли на него инквизиции, и 15 сентября 1327 г. он был, как еретик, сожжен на костре во Флоренции.


Современник Цекко, в первой половине XIV ст. жил в Болнье Иоанн де Луна, которому городской совет выдавал ежегодную пенсию, так как он в качестве врача и астролога много лет честно служил городу.


Под 1348 г. Юнктин упоминает совершенно неизвестного астролога – Иоанна Эшквида.


Страстным астрологом был известный теолог Петр ф. Айльи (1350 – 1425), биографию которого можно найти в любом справочнике. Он составил гороскоп рождения Христа, что прошло безнаказанно этому высокому князю Церкви и стоило жизни флорентийскому астрологу.


Слава звезд (Иисус Христос и зодиак)Из положения Солнца и головы дракона в четвертом доме, Альи делает тот вывод, что Христос был Сыном Божиим, так как, по учению Астрологии, это сочетание обозначает происхождение от королей и князей. Марс в восьмом доме указывает на Его распятие, Сатурн и хвост дракона в десятом доме – на его низкое общественное положение и осуждение Каиафой и Пилатом. Дева в астцеденте обозначает беспорочное зачатие. Замечательно, что в книге сарацина Абохали «О гороскопах рождения» (De judiciis nativitatum) без всякого отношения к Христу, относитлеьно подобных сочетаний в гороскопе приведены буквально те же выводы: «Mars in octava domo – plerum que malam mortem significant» - Марс в восьмом доме обозначает злую смерть. «Saturnus in decimal domo in nocturna geniture ingentia et manifesta damna a regibus et potentibus significant» - Сатурн в десятом доме при ночном рождении показывает прямое и явное происхождение от царей и знатных. «Cauda in decimal» хвост в десятом – придавленность, низменность.


Это совпадение тем более удивительно, что Дионисий, как известно, пинимает время рождения Христа на четыре года позже.


Вообще, Марс в восьмом доме у всех астрологов обозначает насильственную смерть, что, как это мы увидим из дальнейшего, выпало на долю Валленштейну.


Достойно замечания, что Айльи в своем трактате «Рассеждение о согласовании выводов Астрономии с Историей» (Tractatus de concordantia astronomicae cum narration Historica» (1414 г.), в следующих словах делает предсказание относительно 17898 года: «В 1789 г. от Р. Х., если мир только до того времени просуществует, что знает только Единый Бог, настанут столь многочисленные, великие и удивительные изменения в мире, а также случатся бедствия, главным образом относительно законов». («Anno Christi MDCCLXXXIX – si mendus usque ad illa tempora duraverit, quod solus Deus novit, multa tunc et magnae et mirabiles alterations mundi et mulctationes future sunt et maxime circa leges».) Он, кроме того, написал: «Рассуждение о согласованности выводов астрономии с историческим рассказом» (Elucidarium astronomicae concordiae cum theologia et cum historica narration»), «Апологическая защита двенадцати исторических истин» (Apologetica defensio duplex astronomicae veritatis), «О согласовании воззрений астрономов» (De Concordia discordantium astronomorum), «Двадцать слово согласовании астрономических выводов с историей» (Vigintiloquium de concordantia astronomicae veritatis et narrationis historicae).


Французский теолог и профессор венского университета, Жак Ганивет, написал соч. «Друг врачей» (Amicus medicorum), отпечатанное в Лионе в 1496 г., где все болезни ставятся в зависимость от звезд.


Приблизительно в это же время Сарбонна присудила к сожжению одного астролога, Фареса Парижского.


Среди владетельных лиц приверженцами Астрологии в пятнадцатом столетии были: Генрих VI Английский, Людовик XI Французский, Висконти в Милане и Император Фридрих III.


По их поручению был написан, переведен и издан целый ряд астрологических сочинений.


К астрологам XIV века надлежит добавить менее известных: Дорохиуса (1360 г.), Людовика де Регииса (1369 г.) и Иоанна Саксонского (1380 г.).


Большую склонность к Астрологии выказывал знаменитый теолог и философ – Николай Куза (1401 – 1464), как это можно судить по его книге «О соединениях» (De Conjecturis).


XV столетие выдвинуло, за исключением Региомонтануса, лишь незначительных астрологов.


Во-первых, следует назвать флорентинца Якова Ангелуса, составившего в 1410 году комментарии к астрологии Птолемея. В 1415 г. приобрел большую известность, как маг и астролог, монах Эбербахского аббатства, обыкновенно называемый Эборацензисом. Он написал не дошедшую до нас, но знаменитую книгу о колдовстве, составленную по Агриппе и Виру.


Итальянский историк Иоанн Иовианий Понтанус (1426 – 1505) написал: «Урания (небесная наука), или пять книг о звездах» (Urania, sive de stellis libri quinque) и «Книга о метеорах» (Libre Meteorum).


Указание знаменитого рабби Исаака Абарбанила (1437 – 1508) на то обстоятельство, что евреи придают большое значение соединению Сатурна и Юпитера в знаке Рыб, так как считают, что Палестина находится под этим знаком, послужило основанием Кепплеру для исчисления времени появления звезды волхвов и установления истинного года рождения Христа.


Большою известностью пользуется эльзасец Иоанн фон-Лихтенберг, время жизни которого Иохер относит к 1488 году. Написал сочинения, которые неоднократно издавались, а равно и комментировались Парацельсом. Грессе, заслуживающий полного доверия, утверждает в своем руководстве по истории литературы, что Лихтенберг предсказал битву при Йене.


Христиан Молиторис, умерший от чумы в Вене в 1495 г., по сообщению Риччиоли, писал об Астрологии. К этому же времени причисляют и астролога Варфоломея Веспучи.


Иоанн Ангелус, из Баварии, был профессором астрономии в Вене, где и умер в 1512 г. Он написал: «Полная Астролябия с учением о беспристрастии небесных домов и с трактатом о гороскопах» (Astrolabium planum cum aequationivus domorum coeli. Ven., 1494). «Эфемериды и предсказания» (Ephemerides und prognostica), издано им в 1489 г., вместе с восемью книгами Абумасара «О больших соединениях» (De magis conjuctionibus).

 

Астрологи

 


Примечания:

1. – Мнение ошибочное. Существует «Астрологическая Геомантия» Пиобба. – прим. ред.

 

«История Астрологии» К. Кизветтера,

Перевод К. Н. Иванова

Из журнала «Изида» № 9-10, июнь-июль, 1915 г.

Оформление и набор текста © Теургия.Org, 2013 г.


Back to Top