Гармония Сфер — Маргарита Фиорелло
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Гармония Сфер — Маргарита Фиорелло

 Гармония Сфер

 

Древние считали, что планеты передвигаются согласно установленным между ними отношениям, как ноты: чистую, беззвучную музыку, производимую планетами, называли «музыкой сфер».

 

Гармония СферПлатон упоминает о музыке сфер в последней книге «Государства», когда рассказывает про Эра, описывающего веретено Ананке. Каждая из сирен, сидящих на восьми кругах веретена, поют ноту, и вместе они создают гармонию, в которой три мойры поют о прошлом, настоящем и будущем.

 

«Всех валов восемь, они вложены один в другой, их края сверху имеют вид кругов на общей оси, так что снаружи они как бы образуют непрерывную поверхность единого вала, ось же эта прогнана насквозь через середину восьмого вала. Первый, наружный вал имеет наибольшую поверхность круга, шестой вал — вторую по величине, четвертый — третью, восьмой — четвертую, седьмой — пятую, пятый — шестую, третий — седьмую, второй — восьмую по величине. Круг самого большого вала (Неподвижные Звезды) — пестрый, круг седьмого вала (или Солнце) — самый яркий; круг восьмого (или Луна) заимствует свой цвет от света, испускаемого седьмым; круги второго и пятого (Сатурн и Меркурий) валов близки друг к другу по цвету и более желтого, чем те, оттенка, третий же круг (Венера) — самого белого цвета, четвертый (Марс) — красноватого, а шестой (Юпитер) стоит на втором месте по белизне. Все веретено в целом, вращаясь, совершает всякий раз один и тот же оборот, но при его вращательном движении внутренние семь кругов медленно поворачиваются в направлении, противоположном вращению целого. Из них всего быстрее движется восьмой круг, на втором месте по быстроте — седьмой, шестой и пятый, которые движутся с одинаковой скоростью; на третьем месте, как им было заметно, стоят вращательные обороты четвертого круга; на четвертом месте находится третий круг, а на пятом — второй. Вращается же это веретено на коленях Ананки.

 

Сверху на каждом из кругов веретена восседает по Сирене; вращаясь вместе с ними, каждая из них издает только один звук, всегда той же высоты. Из всех звуков — а их восемь — получается стройное созвучие. Около Сирен на равном от них расстоянии сидят, каждая на своем престоле, другие три существа — это Мойры, дочери Ананки: Лахесис, Клотo и Aтропос; сони — во всем белом, с венками на головах. В лад с голосами Сирен Лахесис воспевает прошлое, Клото — настоящее, Атропос — будущее. Время от времени Клото касается своей правой рукой наружного обода веретена, помогая его вращению, тогда как Атропос своей левой рукой делает то же самое с внутренними кругами, а Лахесис поочередно касается рукой того и другого». (Платон «Государство», Книга X)

 

Однако, согласно традиции, именно Пифагор обнаружил, что в музыке существует числовой порядок, и нашел его в основании всего космоса. Кроме того, легенда гласит, что Пифагор был сыном Гермеса, управляющего миром посредством своей лиры.

 

Гермес

Гермес – Сиенский собор

 

У поразительной Лиры Гермеса есть семь струн, или девять, по числу девяти Муз. В центре пребывает Солнце, начало и основание нашей вселенной. Планеты же располагаются от Сатурна, соответствующему наиболее высокому уровню, и до Луны, пребывающей на уровне наиболее низком.

 

Планетарная иерархия

Планетарная иерархия

 

Птолемей считал, что, подобно тому, как музыка происходит от кразиса двух звуков (Кразис (κράσις) — в грамматике соединение конечного гласного одного слова с начальным другого. – прим. перев.), так и астрология происходит от единения двух звезд посредством тела или луча, что описывается в главе о планетарных аспектах.

 

«Из всех приведенных форм трин и секстиль называют гармоничными, поскольку они составляются между знаками одного типа; они формируются между только женскими или только мужскими знаками. Оппозиция и квартиль считаются негармоничными, поскольку составляются между знаками разных типов, обладающих разными природами и полами». (Птолемей «Тетрабиблос», I, 16)

 

В особенности он рассуждает об этом в труде «Гармоника», в котором утверждает, что гармония и дисгармония в музыке может иметь соответствия с Зодиакальным кругом: оппозиция соответствует октаве, квинта – трину, кварта – квадратуре (эти интервалы являются идеальными), а тон – додекатемории.

 

Из числа планет с музыкой связаны Меркурий и Венера:

 

«Далее рассмотрим случай, когда управление деятельностью осуществляют сразу две планеты; если управителями являются Меркурий и Венера, они становятся причиной деятельности, связанной со служением музам, музыкальными инструментами, написанием музыки или стихов, ритмикой, особенно при их обмене местами. Так они порождают работников театров, актеров, торговцев рабами, создателей музыкальных инструментов, хоровых певцов, изготовителей струн, художников, танцовщиков, ткачей и отливщиков воска». («Тетрабиблос», IV, 4)

 

Связь с Меркурием после некоторого размышления становится очевидной, поскольку в той же самой главе сказано:

 

«Так, если деятельностью управляет Меркурий, то, если говорить в целом, он делает родившихся на свет писателями, торговцами, расчетчиками, учителями, купцами, банкирами, прорицателями, астрологами, жрецами и, в общем, теми, чьи функции связаны с литературной практикой, разъяснением и истолкованием».

 

Подобно магии, музыка – это искусство СЛОВА, и связана с планетой Меркурий, а вселенная была создана посредством силы слова:

 

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». (Ин. 1:1)

 

Подобно тому, как ВЕРНОЕ слово способно изменить реальность…

 

Sator

Древний магический квадрат

 

Так же и ВЕРНАЯ мелодия может на нее воздействовать, поскольку, так как музыка производится движением небесных сфер, то музыка способна изменять планетарные влияния. Орфей/Тот, меняющий мир посредством своей лиры, является философом и магом.

 

Орфей

Орфей приручает лесных животных с помощью звуков своей музыки

 

Греческая астрономия и халдейская астрология обретают свое смешение в средневековой астрологической литературе: образы варварской сферы возродились к новой жизни в главе из труда под названием «Великая Интродукция» Абу Машара, посвященного парантеллонте. Эта глава циркулировала по всей Европе в составе сокращенного издания, известного под названием «Liber Astrologiae».

 

Близнецы - астрология

Три лика Близнецов (Sloane 3983 )

 

Согласно «Liber Hermetis», в этих градусах восходит звезда Аполлона, т.е. Кастор, Alpha Geminorum, обладающая природой Меркурия.

 

«Некоторые  становятся музыкантами и танцорами, и у них имеются травмы головы, поскольку во главе предшествующих Близнецов восходит яркая звезда».

 

В то время как многим известно, что Кеплер доработал исследования Птолемея об отношении между планетами и гармонии, мало кому известно, что в эпоху Ренессанса музыка стала своего рода тайным кодом, искусством комбинаций (см., напр., исследования Луллия), посредством которого стало возможным достичь совершенства. Таким же образом еврейские каббалисты переставляли буквы имени Yahve, поскольку правильное имя могло даровать им власть над вселенной.

 

В 1650 году Афанасий Кирхер, иезуит, с которым связано немало интересных историй, опубликовал труд «Musurgia Universalis», в котором он изложил часть своего метода, и очень многие известнейшие ученые и философы просили его в письмах предоставить объяснения и детали: он колебался, откладывал их до новых книг, которые так никогда и не были опубликованы, поэтому нам неизвестно, раскрыл ли он кому-либо свой секрет.

 

Помимо этого сложного подхода Кирхер не пренебрегал также и хорошо известным подходом, основывающимся на симпатиях и антипатиях: музыку возможно использовать в согласии с четырьмя первичными качествами и происходящим от них темпераментам: холерическому, сангвиническому, флегматическому, меланхолическому.

 

Вот, что, к примеру, пишет Джамбаттиста делла Порта в своем труде «Естественная Магия», XX, 7:

 

«Пифагорейцы использовали некоторые мелодии,

"Для сна и пробуждения",
И так, когда для того, чтобы уснуть, им нужно было для сна преодолевать многие заботы, они играли определенные музыки, чтобы легкий и спокойный сон мог сойти на них. И, когда они вставали, как только выходили они из своих комнат, с помощью некоторой Музыки они рассеивали всяческое замешательство и тупоумие сна, чтобы иметь возможность приступить к своей работе. Говорят, что Эолийская Музыка утихомиривает растревоженный разум и убаюкивает. Они утверждали, что человека усыпляет миндальное дерево и виноградные лозы, в то время как прогоняет сон чемерица». <...>

 Автор © Маргарита Фиорелло

Оригинал статьи размещен на сайте: heavenastrolabe.net

Перевод © Eric Midnight, специально для Теургия.Org, 2014 год.


Back to Top