Астрологическая Магия: пределы дозволенного — Eric Midnight (a.k.a. Er Might)
Астрологическая Магия: «пределы дозволенного»
Во всем принято устанавливать пределы дозволенного: то есть пристойного и безопасного. Во всех сферах человеческой деятельности. И магическое искусство – не исключение. В эпоху Ренессанса существовало одно правило, которое не следовало преступать ученому магу. Или же не следовало всем подряд рассказывать, что ты его преступаешь. Об этом и пойдет речь.
В первую очередь отметим, что и ученую магию (не касаясь примитивного колдовства) делили на два раздела: «узаконенную», или естественную магию, и «незаконную», демоническую магию. Первая также называлась магией духовной, а вторая – некромантией (искаженное от первоначального наименования «нигромантия»). Нигромантия – противоестественное искусство, опасное и для практикующего ее, и для его окружения. Все кажется достаточно простым на первый взгляд. Действительно, и что тут непонятного: естественная магия должна быть согласна с природой, а нигромантия – несогласна и вообще противна природе. Но нет, все гораздо сложнее. Ведь по упрощенной схеме нередко под нигромантией понимали просто церемониальную магию.
Проблема заключается в соотношении понятий «общее» и «частное», «безличное» и «наделенное индивидуальностью». Грубо говоря, между материальным миром и сферой божественной пребывает Anima Mundi (Душа Мира), в которой заложены семена всех вещей, находящихся на материальной Земле. От этих «семян» тянутся цепи, проходящие через все виды существующих вещей в иерархическом порядке. Скажем, от самой незримой Божественной Сферы, недоступной для человека, тянется незримая магнетическая цепь, проходящая чрез безличностную Сферу Солнца, где пребывают Солнечные духи, от них цепи тянутся к представителям профессий, имеющих отношение к солнечным свойствам, от них, спускаясь ниже по иерархии, к солнечным животным, растениям, камням. Где-то на периферии этой картины под названием «Великая цепь существ» пребывает ад с демонами, которые в картину мира не вписаны, никакими цепями с миром не связаны, но очень хотят и свое «копытце» к чему-нибудь приложить. Концепция лучей, пронизывающих всю Вселенную, подробно разбирается у Аль-Кинди в сочинении «De Radiis».
Исходя из этой картины мира, все вещи наделены свойствами одной из планетарных сфер главным образом, и, в действительности, помимо того свойствами остальных – в большей или меньшей степени. Какими полномочиями наделен ренессансный маг, обладая этими ценными сведениями? Для собственного благополучия и спокойствия он способен использовать и так уже заложенные в камень, растение, животное, планетарные благотворные качества, в лечебных и профилактических целях. Марсилио Фичино подробно рассказывает о том, какая Планета против каких болезней и недугов подходит лучше всего. Он будет составлять снадобья, возможно даже подбирая благоприятный астрологических момент, носить соответствующие нужным планетарным качествам камни, есть соответственную планетарным влияниям пищу. Но чего он не будет делать? Он не будет воскуривать благовония, петь заклинания и наносить таинственные символы на камни и металлы. И уж тем более он не станет произносить неведомые варварские имена, якобы имена духов и ангелов, призывая их.
От этого предостерегал еще Фома Аквинский, четко проводящий такого рода границу. Он так же считал, что камни и растения наделены связью со своими небесными прототипами, и их можно использовать в медицинских целях. Однако начертание на камнях букв и символов, и чтение заклинаний при воскуривании трав подразумевает под собой заключение пакта с дьяволом.
Таким образом отличают многие средневековые, ренессансные, да и современные ученые авторы амулет от талисмана. Если амулет – это некоторый предмет, который и так уже обладает защитными средствами, то талисман – это нечто созданное, нечто изготовленное. Об этом в английском языке говорится как об «artificial», «manufactured». Исследователь данной темы Клод Лекуте пишет: «Амулет – предмет, обладающий естественными благими качествами, использование которого в Средние века было законным при соблюдении определенных условий. Талисман – это изготовленный предмет, наделенный магическими силами, благодаря ритуалу, принуждающему астральным влияниям сгуститься нем».
Жан Альберт Белен в 1658 в 1658 году определял талисман как астральную фигуру: «Талисман есть не что иное, как знак, фигура, буква или изображение небесного знака, Планеты или Созвездия, созданное, высеченное или вырезанное на симпатическом камне или на металле, соответствующем Астральному Телу, оператором, чей дух зафиксирован и прикреплен к работе, и, по завершении его труда, не отвлечен и не рассеян посторонними мыслями, в день и час Планеты, в благоприятном месте, в прекрасную и тихую погоду, и когда она в наилучшем расположении на Небесах, дабы сильнее привлечь ее влияния, поскольку эффект зависит от этой самой власти и силы ее влияний». Чуть дальше Белен пишет: «Задача талисмана – привлекать влияния небесных тел для определенных целей».
Итак, к талисману человек приложил свою руку, он не был изначально наделен теми свойствами, которыми теперь призван послужить магу. Он таким не свалился с неба, не был найден на дороге. Маг намеренно рассчитал время для его изготовления, раздобыл материал, служащий основанием для талисмана, совершил все необходимые приуготовления, начертал соответственные символы и провел сложную церемонию.
Мало того, в то время как амулет обладает лишь защитными свойствами, талисман также создает или предоставляет что-либо новое магу. У талисмана, кроме того, вообще есть один важный секрет, который в особенности отличает его от амулета. Это не просто камень, металлическая плашка или что еще угодно иное. Ведь к талисману, - из какого бы материала он ни был сделан, - прикреплен дух, повсюду неотступно, таким образом, следующий за магом. Талисманы (telesmata) вообще были сродни населенным призраками предметам (stoicheimena: населенный stocheio).
Что такое дух и в чем его отличие от Anima Mundi? Такое же, как и между любым «частным» и «общим». Anima Mundi – безличное вместилище всякого духа, в то время как планетарный дух, подобно человеку, наделен духом и душой, только материального тела не имеет. Соответственно они могут иметь общение. И, поскольку планетарный дух не скован узами материи, то он многое может поведать человеку, не имеющему такого преимущества. И вот именно этого-то и должен избегать ренессансный маг (или, вернее, утверждать, что избегает), если не хочет потом писать для себя апологии, как то делал Марсилио Фичино.
И тем не менее последователь Марсилио Фичино, Диачето, в отличие от своего вдохновителя, открыто писал о пользе общения с планетарными духами. Они способны наделять не просто материальными благами, происходящими от планет, но и теми, «что происходят от свободной воли и выбора», т.е. знанием, интеллектуальными дарами, и мудрец сочтет «не только благочестивым, но необходимым совершать гимны и церемонии для их привлечения».
Что же предлагается (чисто теоретически, а не фактически) естественной магией? Просто использование свойств планетарной сферы. Но вот только декларируется при этом, что планетарные духи нужны в качестве посредников при передаче благотворных качеств планетарной сферы. Соответственно, буквально, ренессансный маг должен был поступать как посетитель кафе в чуждой ему стране, который ни в коем случае не хочет завязывать никаких разговоров с официантом (то есть духом), а просто хочет, чтобы тот принес ему заказанный кофе фраппе. Однако можно себе представить, сколько такой иностранец теряет, не желая начать, либо же даже поддержать разговор с коренным жителем чуждой ему страны. Ведь он мог бы узнать много полезных и интересных вещей, которые самостоятельно, может быть, никогда и не узнает, поскольку время его пребывания в чужой стране очень ограничено, да и ресурсы его ограничены.
Конечно, объяснение этому предостережению – «не разговаривать с незнакомыми духами» - имеется. Вспомним о тех самых коварных дьяволах, что скрываются на периферии картины «Великая цепь существ». Без сомнения, кому-то из этих рогатых может прийти в голову выдать себя за какого-нибудь солнечного или юпитерианского мезокосмического духа, а уж за сатурнианского или марсианского – и подавно! Заняться ведь больше в любом случае нечем – в Цепь существ они не включены, так что приходится хоть как-то принимать ей участие, хотя бы маскируясь.
Дух способен оказывать влияние на разум человека, если человек вступает с ним в общение. Он и есть само его изображение, тот самый значок, символ, таинственная буква, непонятная непосвященным. Буква несет интеллектуальный и нравственный смысл. Просто энергия планетарной сферы не обладает такой властью и силой. Астральные влияния не должны идти выше связки «тело-дух».
Ведь дух способен оказывать влияние и на свободную волю человека, если тот общается с ним. Косвенно, через тело, такое воздействие признавал и Фома Аквинский. Однако допускается лишь воздействие астральных влияний на тело и дух человека, не выше. Санкционированного доступа к разуму человека у астрального духа нет.
Поскольку как только появляется дух и общение с ним, то тут же актуализируется и возможность воздействия на разум и свободную волю человека, а это – неприкосновенная сфера для богословов эпохи возрождения. В частности, свободной воли не должна касаться и собственно астрология. (С другой стороны, появляется недоумение: если свободная воля – неприкосновенна, и фактически ее не может никак взять в оборот какой-нибудь дух или даже просто астрологическое влияние, тогда почему следует опасаться общения с планетарными духами)?
Итак, что мы имеет в итоге? Вероятность прелести при общении с духами мезокосма, опасность использование неведомых имен, за которыми скрываются не мезокосмические духи, а самые настоящие дьяволы, а также и таинственных символов непонятного происхождения. Не иначе как они содержат в себе скрытый пакт с дьяволом, который наверняка завладеет свободной волей человека! Пожалуй, следует поостеречься.
Конечно, все, что сложно или невозможно (за неимением ключа) расшифровать и определить, не может не вызывать сомнений и опасений. Иоганн Тритемий, например, рассказывает о цепи тайной передачи ключей к истинному пониманию оккультной науки и искусства, к которой принадлежит и он сам. Таким образом, случайный человек не имел возможности получить представление о том, что являют собой все эти нюансы методологии магического искусства.
Многим современным ученым, разбиравшимся в разнице между естественной магией и магией церемониальной, в итоге проведение таковой границы виделось чисто номинальным, фактически несущественным и даже призрачным. Насколько, например, Марсилио Фичино не имел отношения к церемониальной магии? Его ученик Диачетто вполне раскрыл карты своего наставника: для эффективности естественной магии использовались все церемониальные элементы, включая алтарь, воскуривание благовоний, даже талисманы и церемония для их освящения. Использовались и орфические гимны с обращением к планетарным духам (так называемым божествам), а также облачения, соответственные каждой из планет.
Для Марсилио Фичино, тем не менее, самым главным было – провести разграничительную линию между его магическими операциями и идололатрией (ведь Фома Аквинский к форме идололатрии относил даже использование варварских имен и планетарных символов). Его операции к идололатрии нисколько не относились, ведь он не поклонялся звездам, как язычник, а ставил их влияния на службу себе, не унижая своего человеческого достоинства перед служебными духами. Человек – образ и подобие (хотя и искаженное пока что) Бога. Как может он унижать себя презренной идололатрией?
Итак, в итоге, каждый ренессансный маг понимал, что с духами общаться – можно, нужно и во всех отношениях полезно. Однако, не смотря даже на временное падение человека, субординация должна соблюдаться.
© Eric Midnight (a.k.a. Er Might ), для Teurgia.Org, 2016 год