Первая часть, Седьмая Глава, Франкмасонство в Англии — Жан-Мари Рагон
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Первая часть, Седьмая Глава, Франкмасонство в Англии — Жан-Мари Рагон

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

 

МАСОНСКАЯ ОРТОДОКСИЯ

 

Глава VII

 

Великий Восток Франции

Франкмасонство в Англии

 

С 1728 года шотландец Рамзай пытался создать в Лондоне свое новое масонство, равно состоящее из трех степеней: шотландца, неофита и рыцаря Храма. Следуя иезуитам, он его сделал происходящим от Крестовых походов, приписав изобретение Готфриду Бульонскому и предположив, что ложа Святого Андрея в Эдинбурге была главным центром истинного Ордена франкмасонов, которые, по его словам, являлись наследниками рыцарей-крестоносцев. Его заявление и его доктрина оказались отвергнутыми. Но это фокусничество, используемое во Франции и в Германии, дало здесь рождение целому ряду безобразных и зачастую чудовищных концепций, украшенных именем шотландских степеней, частью вошедших в состав экоссизма. Насколько же сие происхождение масонское! И поскольку Рамзай родился в Шотландии, постольку почти все ложные степени, с тех пор составленные, стали именоваться шотландскими; и поэтому они оставались неизвестными в Шотландии. 1732 год. Братство Йорка, начинающее очищаться, делает в своих правилах, составленных для практикующих масонов, изменения, аналогичные новой цели Франкмасонства.

1734 год. Великая Ложа Лондона образует ложи в Ланкашире, Дареме и в Нортумберленде. Эти три мастерских оказались в округе Братства Йорка; последнее, оскорбленное таким поступком, отделяет свои интересы от устремлений Великой Лондонской Ложи, которая, усиленная своим авторитетом и верховенством в новом философическом руководстве, данном установлению, включает тогда в книгу конституций Андерсона (находившейся в печати) этот параграф:

«Зарубежные ложи, находящиеся под покровительством Великой Ложи Англии; каковы ложи города Йорка, Шотландии, Ирландии, Франции и Италии; поражены достойной порицания независимостью и отказываются признавать юрисдикцию Великого Мастера Англии. Тем не менее, все получают свои конституции, законы и правила от братьев из Великобритании, которые надеялись вознаградить их усердие, доверив им секрет Братства. Эти неблагодарные забывают, что используемое ими великолепие исходит лишь из Англии и пр.»

1738 год, 27 апреля. Великая Ложа назначает провинциальных депутатов с полномочиями инсталлировать мастерские в городах юрисдикции Йорка. Это посягательство возобновляет разделения между ложами юга
и севера Англии. Вся корреспонденция прерывается. Ложа Йорка, еще господствующая над масонами-строителями, осознает, что в новом режиме она является лишь тем, чем хочет, чтобы она была, Великая Лондонская Ложа; и прежде всего, она должна подчиниться и не иметь учредительного права; она всегда рассматривает Великую Ложу столичной. Да, сообщества практикующих масонов, но не франкмасонского установления; отсюда ее заблуждение и разочарование ее сторонников. Определенное число их, соединившись с недовольными братьями (каковые всегда найдутся), отделяются от регулярных мастерских и образуют в Лондоне ассамблеи, противостоящие законам Великой Ложи; чтобы избавиться от ее власти, они провозглашают себя находящимися под знаменами Великой Ложи Йорка; то есть они остаются или вновь становятся членами сообществ масонов-строителей, совершенно чуждых франкмасонству.

Сей раздор мог лишь повредить масонскому развитию, поскольку инакомыслящие в ослеплении страсти объединились с ограниченными и обычными братьями, упрекавшими Великую Ложу Англии из-за введения инноваций (улучшений), искажения (изменения) ритуалов и упразднении отживших церемоний, как если бы строительная практика имела тождественные соотношения с практикой морали и философии. Тем не менее, брату Варду (Ward), первому из графов Дадли, удалось на короткое время примирить обе стороны.

1739 год. Произошедшее в прошлом году примирение разрывается, возрождаются споры, умиротворенные братья удаляются, проявляются угрозы раскола, становится крайне необходимым положить конец этим прениям: вопрос направлен на генеральную ассамблею.

На ней устанавливается в принципе, что Великая Ложа одна обладает правом образовывать масонские общества (1) в Англии, ими управлять, и что ее Великий Мастер должен рассматриваться как Великий Универсальный Мастер всех лож Европы. Циркуляр данного содержания был разослан во все регулярные ложи, чтобы пригласить их прекратить всякое общение с инакомыслящими и их ложами.

Раскольники, желая избавиться от власти, решившей с твердостью отстаивать свое определение, и осознавая, что протест будет бесполезным, пытаются пойти на уловку, успех которой доказывает, что философическое развитие, предпринятое Великой Ложей для Масонства, никого не просветило, поскольку рутина обладает властью даже над духом масонов! Непокорные, возвращаясь к искажению старых ритуалов и замене Великой Ложей Англии древних обычаев новыми, публикуют против нее писание, где после жалобы на имевшиеся притеснения братьев (рабочих строителей), единственной целью которых было поддержание законов и обыкновений Свободного Масонства (Freemasonry) в чистоте древней (рабочей) корпорации, они объявляют, что отделяются от современных масонов (интеллектуальных рабочих), чтобы образовать новую корпорацию старинных масонов (материальных рабочих) с конституцией Йорка, установленной, как мы уже видели, для строительных мастеровых. Часть регулярных лож Лондона, соблазненных этим циркуляром, отделяется от Великой Ложи, соединяясь с недовольными братьями, и в столице возникает вторая соперничающая Великая Ложа, существование которой intra-muros (внутри стен), оставалось неким подобием тьмы до 27 декабря 1813 года, когда произошло ее слияние с первой Великой Ложей. Тем не менее, Великая Ложа Шотландии и Великая Ложа Ирландии, большинство членов которых не понимают трансформации, выступают в поддержку диссидентской Великой Ложи и возобновляют общение с первой лишь вследствие союзного договора, заключенного Великой Ложей Шотландии только в 1806 году, а Великой Ложей Ирландии в 1808 году. Эти несчастные разделения, вызванные тогда антипатичной корпорацией к истинному Масонству, не останавливают поступательное развитие Великой Ложи Англии, в ту пору единственного руководителя масонского Ордена в мире. Она учреждает ложи в Индии, в Америке и в различных Государствах Европы (2).

Член рабочей корпорации в 1748 году, как он сообщает, из любопытства посетив работы Великой Ложи, где он, кажется, ничего не понял, опубликовал в 1778 году памфлет против нее, имевший название: Письмо, адресованное членам братства (своим старым братьям) о различии, существующем между старинным и современным Масонством в Англии. Но это различие могло установиться лишь в сравнении двух ассоциаций, имеющих отношение друг к другу только по имени, позаимствованном, чтобы служить завесой новому или скорее возобновленному установлению античности; вот почему в своем писании автор Лоуренс Дермотт (Laurence Dermotte), разумение которого не могло возвыситься к постижению символизма шагов трех степеней, высмеивает это, и не в состоянии ничего сказать ни доброго, ни правдивого. Он задается девятью вопросами, которые слепо разрешает; вот два из них. 4-й вопрос: «Может ли современный масон со всем доверием сообщить все свои секреты старому (практикующему) масону? Он отвечает: «Да».

5-й вопрос: «Может ли старый масон с той же самой доверительностью и без всякой формальности сообщить все свои секреты современному масону?» Ответ: «Нет, поскольку, хотя знание и было всегда необходимым для понимания всего касающегося искусства, искусство может равно иногда осуществляться без всякой идеи знания».

Видно, что здесь поднимается вопрос лишь о материальном строительном искусстве, секреты которого с давнего времени ставшие профаническими, совершенно бесполезны для франкмасона, для кого строительное искусство не является ремеслом (3).

Он добавляет, что если послушать повсюду древних масонов (свободных рабочих), то они будут непонятны современным масонам: это весьма возможно, но совершенно безразлично для тех, кто обладают своим уни-
версальным языком, но кто не имеет к первым и не может иметь с ними никакого отношения. С другой стороны, поймут ли практикующие масоны наречие философических масонов, трактующее о высших познаниях или об античных мистериях, откуда они происходят? Оставим этих рабочих для измерения земли и в наставлении в их почтенных корпорациях, целью которых является обеспечение жилищами богатых, способных их вознаградить; и оставим франкмасонов с усердием и безвозмездно заниматься в ложах над совершенствованием и для счастья человечества, просвещая и улучшая людей, бедных или богатых, слабых или сильных. Одно масонство предстает материальной и вынужденной профессией; поскольку всякий человек должен иметь средства существования; другое есть следствие самоотверженности и добровольного самоотречения. Оба масонства почетны, но несравнимы между собой: кто осмелится всерьез сравнить план, на котором найдет чертеж великолепной церкви Святого Павла, и план, где обнаружит описанным бессмертное произведение Мильтона; это, несомненно, оба шедевра, но кто обладал бы безумием их сравнивать?

Кто мешал Великой Ложе Англии постепенно устанавливать эту демаркационную линию? Это было ее обязанностью. Пренебрегши здесь, она погрузила на века Франкмасонство в смятение, еще разделяющее его, и прояснившееся только во Франции: изначально она должна была отречься от тривиального названия (лживого для ее членов) свободных масонов (freemason), приняв (если бы национальная гордость это позволила) французское наименование франкмасонов (franc-maçon), имевшее общее с другим лишь в своем завершении. Тогда разделение стало бы чистым, и всякая распря бы прекратилась.

Считаете ли вы, мы это повторяем, что Франкмасонство имело бы успех во Франции, пустив здесь корень, если бы Французский язык ему бы дал грубое имя свободного масона (maçon-libre), которое здесь носили со времен Карла Великого и Людовика Доброго французские строительные мастеровые еще прежде ремесленников Великобритании? Ведь Масонство (Freemasonry) пришло из Франции в Англию, а Франкмасонство пришло из Англии во Францию; но название франкмасона (franc-maçon) было принято, поскольку оно указывало на огромное различие между трудом двух ассоциаций и их материалов. На самом деле:

«Практикующие масоны могли вообразить себе Вавилонскую башню, которую желало возвести до небес безумное честолюбие, чтобы сохраниться в ней от нового потопа, но материальное бессилие внесло смуту и рассеяние посреди рабочих. Мудрые создатели нашего установления соорудили здание высшей концепции, поскольку оно связывает человека с Божеством чистотой его морали, мудростью его догм и его любовью к человечеству, дабы отвратить последнее от потопа зла, ему угрожающего. И в противоположность смешению языков, оно предоставляет универсальный язык, соединяющий всех людей, делающий из них одну фасцию, когда даже они рассеяны. Откуда происходит это различие? Оно заключается в том, что строительные масоны пользуются тленными материалами, чего не делают франкмасоны, у которых следующие материалы: Треугольный камень их символического памятника является Богом, Добродетелью, Милосердием. Это рабочие разума, воодушевляемые духом усердия, постоянства и равномерности, работают под руководством трех мастеров: Братства, Терпимости, Равенства; они имеют проводниками разум, истину, твердость; их доктрина это учение Зороастра, их основателя, а также учение Конфуция.

Подмастерья извлекают свои треугольные камни из катакомб Мемфиса, Элевсина и Афин, воздавая почести благодетелю человечества Триптолему, преподавшему земледелие, а равно Фалесу и Пифагору, обучавших мудрости. Иностранные подмастерья вынимают свои камни из пещер Упсалы, Эредома и Кильвиннинга.

Мастера подытоживают труды естества, классифицируя в трех царствах: минеральном, растительном, животном, представленных треугольником, образом Бога, три царства которого являются манифестациейОни знают, что время имеет меру прошлого, настоящего, будущего, чем они и озабочены; ведь всякая вещь обладает началом (рождением), серединой (существованием) и концом (смертью); а человек представляет собой душу, дух и тело, будучи одаренным тремя умственными силами: памятью, разумением и волей. Все эти троичные материи способствуют сооружению большого социального здания, насчитывающего столько же делений, сколько ветвей у познания. Физика различает тела по форме, интенсивности и цвету; при помощи призмы она расщепляет свет и находит три первоначальных цвета: желтый, красный и синий; она признает три элемента: землю, огонь и воздух; вода ей рассматривается в качестве уплотненного воздуха. Химия анализирует тела, которые она делит на три осязаемых начала: землю, воду и соль. Алхимия считает, что мироздание воодушевляемо тремя химическими началами: солью, серой и ртутью. Медицина наблюдает в человеке строение тел, движение флюидов, игру страстей. Мыслитель рассматривал три духовных здания — Веды, Евангелие и Коран, которые ему помогают сравнивать религии с Масонством».

«Значит, Мастер-философ, изучивший мораль, точные и тайные знания, религии, политику, гармонию звуков и вселенной, возводит свое здание до эмпирея, откуда при содействии астрономии он может путешествовать над земным шаром».

 

________________
(1) Она является первой мировой властью, образовавшей масонские ассоциации или франкмасонские ложи, поскольку этого не существовало до нее. Сообщества мастеровых масонов, малые или большие, являлись только ремесленными корпорациями или организациями, но никак не масонскими обществами; это определение их никогда не касалось (см. писания времени).

(2) Ремесленные масоны образовывали в Лондоне тридцатое сообщество, покровительствуемое начальником, которому позднее писатели неверно давали имя Великого Мастера. Они владели своей гостиницей на Бэшин-гэлл-Стрит (Bashingall-Street); число членов было приблизительно 70. Прием стоил 1 ливр 16 шиллингов (45 франков) и облачение 5 ливров (125 франков). Они образовали организаций под названием общества Свободных масонов (Freemasons) в 1410 году. Вильям Ханкстоу или Ханктоу (Hanktow), второй герольд, наделил их гербом в 1477 году.

(3) Непростительная ошибка в пренебрежении французскими писателями делает более темными для нас эти старинные прения или всякое другое сообщение, поскольку, описывая по истечении большого времени после события, они настаивают на выражении масонское общество, тогда как это определение, еще не существовавшее, не было создано для рабочих корпораций; отчего переводят слова свободный масон (freemason) и свободное масонство (freemasonry) франкмасоном (franc-maçon) и франкмасонством (franc-maçonnerie), вместо того, чтобы говорить, повинуясь истине, свободный масон (maçon-libre) и свободное масонство (maçonnerie-libre). Французский читатель сумеет лучше удержаться от этого, предоставив остальное эпохе, в которую только начал произрастать философический и в высшей степени цивилизационный дух, неизменно воодушевляющий французское Масонство. Тори в переводах, приведенных им, не сумел избежать этой ошибки. Она обнаруживается в воспроизведенном им Письме (Adresse) Лоуренса Дермотта (Acta Latom., vol. 2, p. 40), которое и составляет предмет этого отклонения.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

перевод © Владимир Ткаченко-Гильдебрандт (Прандау), 2018 г.

 

 

 

 


Back to Top