Первая часть, Двенадцатая Глава, Философское масонство — Жан-Мари Рагон
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
МАСОНСКАЯ ОРТОДОКСИЯ
Глава XII
ФИЛОСОФИЧЕСКОЕ МАСОНСТВО
ОБРЯД ИЗБРАННЫХ КОЭНОВ ИЛИ СВЯЩЕННИКОВ
(1754 год)
Этот обряд, названный поначалу по имени своего создателя Мартинеса де Паскуалли, появился в 1754 году благодаря своему руководителю из мартинистской секты. Считается, что Мартинез португальский еврей. Он образовал по примеру Сведенборга школу каббалистов, называемых Коэнами или Кохенами (священниками по-еврейски) в Марселе, Тулузе, Бордо и в Париже, куда он ее перенес в 1767 году; но смог в нее принимать только восемь лет спустя. Он умер в Порт-о-Пренсе (Сан-Доминго) в 1779 году; его произведениями являются: Протей, Аксиомы, Колесо, Мироздание.
Этот режим образует ряд из девяти степеней, разделенных на два класса, а именно:
1-й КЛАСС:
1. Ученик;
2-й КЛАСС:
2. Подмастерье Коэн;
3. Подмастерье; 7. Мастер Коэн;
5. Мастер; 8. Великий Архитектор;
6. Великий избранник 9. Рыцарь-командор.
7. Ученик Коэн.
Цель данного режима заключается в возрождении человека и его реинтеграции в своем первоначальной невинности и в правах, утраченных им из-за первородного греха; это система Сведенборга и всех великих мистификаторов эпохи. Ее сторонники, избираемые с большой осмотрительностью, предавались сверхъестественным познаниям и проповедовали в целом своеобразные мнения в области мистической религии. Этот орден в прошлом был распространенным в Германии: во многих больших городах находились общества, обозначавшиеся под названием лож Коэнов (см. ниже Сведенборг).
ОБРЯД ПЕРНЕТИ ИЛИ АВИНЬОНСКИХ ИЛЛЮМИНАТОВ
(1766 год)
Этот обряд, созданный Пернети (1) в 1766 году, практиковался в Авиньоне в 1778 году и был перенесен в следующем году в Монпелье под названием Академией Подлинных Масонов (2)
Эта академия состояла из приверженцев системы Циннендорфа, Общества Двух Орлов и Орла Апокалипсиса, процветавших в течение некоторого времени на юге Европы, Иллюминатов Зодиака, Черных
братьев и Избранных Коэнов (каббалистическое общество).
Масонство Пернети герметическое; в своем основании в Авиньоне оно поддерживалось графом Грабянкой, который здесь в 1787 году организовал Сведенборгианское общество. Новая секта, заключенная поначалу в секрет ложи, оказалась вскоре публичной. Задолго до данной эпохи в этом городе занимались мистическими доктринами, и их последователи стали известны под именем Авиньонских Иллюминатов.
Считается, что именно старинная достопочтенная Материнская Ложа графства Венэссен учредила эту академию в Монпелье. В ней практиковались шесть следующих степеней:
1. Подлинный масон, 4. Рыцарь Ириды,
2. Подлинный масон на правом пути, 5. Рыцарь из Аргонавтов,
3. Рыцарь Золотого Ключа, 6. Рыцарь Золотого Руна.
Расчленение этой академии, несомненно, дало рождение
Капитулу Рыцарей Золотого Руна
Здесь преподавалось лишь пять последних вышеуказанных степеней.
Этот Капитул, или Академия, образовал 5 марта 1785 года в СенПьере на Мартинике АКАДЕМИЮ ПОДЛИННЫХ МАСОНОВ, которая была инсталлирована 18 июня того же года братом Гуайером де Жюмили (Goyer de Jumilly). Вот фрагмент его рассуждения, который совершенно в стиле принципов данного общества: «Схватить резец Гермеса, чтобы выгравировать на ваших колоннах элементы естественной философии; призвать на помощь Фламеля, Филалета, Космополита и других наших мастеров, чтобы вам разоблачить таинственные начала оккультных знаний; таковыми должны быть, прославленные рыцари, академические мудрецы, обязанности, которые мне внушает церемония вашей инсталляции… Источник графа Тревизана, понтийская вода и хвост павлина являются знакомыми для вас феноменами и пр.»
Позднее Академия приняла наименование
Русско-Шведской Академии
Это заставляет предположить, что она ассоциировалась с алхимическими капитулами, тогда существовавшими на нескольких городах данных государств.
Уже существовало в Варшаве общество, называемое
Академией Древних или Секретов
Здесь она была основана полковником Ту де Сальветром (Toux de Salvetre) на принципах общества, учрежденного в Риме под тем же самым именем в начале IXVI-го века Джанбаттистой Портой, знаменитым физиком, рожденным в Неаполе в 1540 году и умершим в 1615 году. Эта академия равно занималась оккультными знаниями. Она распустилась во время беспорядков в Польше.
ОБРЯД БЕНЕДИКТА ШАСТАНЬЕ
(иллюминаты-теософы)
(1767 год)
Шастанье (Chastanier), французский масон, учреждает в 1767 году
в Лондоне секретное чисто теософическое христианское общество, цель
которого заключалась в распространении системы Сведенборга. Вскоре
секта стала публичной.
Он основал ТЕОСОФСКИХ ИЛЛЮМИНАТОВ, изменив обряд
Пернети. Он установил шесть степеней, называвшихся:
1. Ученик, 4. Верховный Шотландец или Небесный Иерусалим (Теософ-иллюминат)
2. Подмастерье теософ, 5. Синий брат,
3. Мастер теософ, 6. Красный брат.
ОБРЯД ФИЛАЛЕТОВ ИЛИ ИСКАТЕЛЕЙ ИСТИНЫ
(1773 год)
Обряд Филалетов или Филалефов (Philalethes) (3) был создан в Париже в 1773 году в ложе Соединенных Друзей (умышленно сформированной) братьями Савалеттом де Ланжем, королевским казначеем, Куром
де Жебеленом, де Сен-Жамом (de Saint-James), виконтом де Таванном (de Tavannes), председателем д’Эрикуром (d’Héricourt), принцем Гессенским и др.
Моральной целью Филалетов являлись усовершенствование человека и его приближение к Тому, от Кого он исходит, следуя принципам Мартинеса или мартинизма; возрождение человека и его реинтеграция в своей первоначальной невинности, как и в правах, утраченных им благодаря первородному греху.
Этот обряд разделялся на двенадцать уровней или палат просвещения, разделенных на два подразделения по шесть степеней, носящих имена малого и высшего Масонства, в том числе:
1. Ученик, 7. Розенкрейцер,
2. Подмастерье, Малое
Масонство
8. Рыцарь Храма,
3. Мастер, Высшее
Масонство
9. Неизвестный философ,
4. Избранный, 10. Возвышенный философ,
5. Шотландец, 11. Посвященный,
6. Рыцарь Востока 12. Филалет или Масон всех степеней.
Это общество обладало весьма выдающимися архивами, и все то, чем драгоценным располагала его библиотека, обнаружилось у одного парижского книготорговца, и было продано для архивов шотландского философического обряда, на что указывает ежегодник последнего от 1809 года на стр. 116.
Эти масоны опубликовали их правила, одну инструкцию о происхождении Филалетов (in-8) и несколько ежегодников, в том числе в одном из них сообщается, что двадцать французских и зарубежных лож фигурируют в качестве следующих доктрине и режиму Филалетов, названных аббатом Барюэлем выкидышами Сведенборга.
В 1783 году после смерти основателя Филалеты перестали собираться. Это философическое масонство в Нарбонне в 1779 году переходит к ложе Филадельфов, у которой оно взяло имя в нескольких ритуалах в связи с заметными изменениями, произведшими ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ОБРЯД; последний оставшиеся неизвестными авторы предположили происходящим из Англии и введенным в Нарбонне.
15 февраля 1785 года Филалеты созвали в Париже БРАТСКИЙ КОНВЕНТ, целью которого объявлялось изучение в десяти статьях Proponenda следующего:
Статья 1. Каково сущностное естество масонского знания и каков его отличительный характер?
Статья 2. Какую эпоху и какое происхождение можно ему справедливо приписывать?
Статья 3. Каковы общества, каковы организации или индивиды, возможно, владевшие им изначально, и каковы организации, благодаря которым оно постепенно перешло, дабы продолжаться до сего дня?
Статья 4. Каковы общества, организации или индивиды, возможно, являющиеся в данный момент его подлинными обладателями?
Статья 5. Традиция, его сохранявшая, является устной или письменной?
Статья 6. Имеет ли соотношения масонское знание с науками, известными под именем оккультных или секретных?
Статья 7. С какой наукой, или с какими из этих наук оно имеет наибольшие соотношения, и каковы эти соотношения?
Статья 8. Какого по преимуществам естества следует ожидать от масонского знания?
Статья 9. Каковым является один из нынешних режимов, которому было бы лучше всего следовать не в качестве общей координации, но как наиболее присущему послужить в делании для усердных и трудолюбивых учеников их скорому и полезному развитию в подлинном масонском знании?
Статья 10. Почему по своему общему согласию все масоны называют ЛОЖЕЙ свои собрания и место, в котором они совершаются? Каково происхождение и настоящее определение слов ложа, храм, другого имени, данного по обыкновению месту собрания; фразы открывать и закрывать работы, слов Шотландский или Шотландия для высших степеней; звания досточтимый мастер, присвоенного Французами мастеру ложи, и звания мастер стула, даваемого ему Немцами? О Конвенте было принято решение 24 августа 1784 года на собрании членов двенадцатого разряда. Первый циркуляр оказался подписанным и направленным 24 сентября: он объявлял об открытии конвента во вторник 15 февраля 1785 года.
26 октября 1784 года принимается постановление о том, что Великий Восток не будет приглашаться на собрание, хотя ходатайство об этом состоялось на предшествующем заседании. 13 ноября Савалетт де Ланж был назначен председателем конвента; барон фон Гляйхен, командор орденов Дании, и маркиз Шеф де Бьен определялись секретарями мероприятия: один для немецкого языка, другой — для французского. Proponenda и второй циркуляр направлялись двумстам двадцати восьми приглашенным братьям, среди которых в списке фигурируют братья Дюшанто (Тузэ) (Touzay), профессор теософии, и Этейлла, профессор магии в Париже.
28 декабря в комиссариате конвента зачитываются письма герцога Фердинанда Брауншвейгского и Люнебургского, братьев Месмера, профессора магнетизма в Париже, и Сен-Мартена, из которых следует, что они отказываются принимать участие в деятельности собрания.
В январе 1785 года швейцарские масоны провели совещание в городе Цюрихе по ответам, составленным для Propenda конвента в Париже: они постановили, что не будут принимать никакого участия в деятельности этой ассамблеи.
27 числа того же месяца маркиз де Ла Рошфуко и доктор Лафисс получили приглашение на конвент как участники Материнской Ложи шотландского философического обряда, но сие масонское послушание категорически запретило своим членам присутствовать на нем, принимая во внимание то, что не надлежит братьям ее сообщества отдельно предоставлять сведения по этим догмам; поскольку документы должны происходить из штаб-квартиры самого обряда, если уместно судить об их предоставлении.
Видно, что система ограничений существовала уже в Германии, в Швейцарии и Франции.
Этот год стал знаменательным в масонской летописи благодаря открытию первого философического конвента. Все просвещенные масоны, к какому бы обряду они ни принадлежали, приглашались на него: призыв был всеобщим для Франции и заграницы.
Открытие конвента, имевшее место 15 февраля, проводилось братом Савалеттом де Ланжем в форме ложи в степени ученика.
10 марта. Жозеф Бальзамо, именовавшийся графом де Калиостро, как и другие братья, и в качестве создателя египетского масонства, был приглашен к участию в конвенте с оглашением на нем своей доктрины. Дерзкий или неразумный Калиостро, заставлявший равно называть себя графом де Феликсом, соответствует тому, что воспринимает. Он обещает истину, сделав проявленными благодаря видимым действиям и эффектам Бога и посредничающих духов, существующих между человеком и Божеством; но он требует, прежде всего, чтобы библиотека и манускрипты богатых архивов ложи Филалетов были преданы огню. Вскоре признав опасность, угрожающую от своей неосторожности, он призывает себе на помощь влияние, связанное с Его именем; но оно бессильно защитить от расследования наиболее преданных и ученых масонов. Конвент, получив его обещания, заставляет оного их исполнить. Устанавливается сообщение между двумя сторонами (см. Примечание о нем). Калиостро умножает сложности и, пытаясь оградиться уловками, прикрывается мистицизмом притворного достоинства. Не сумев больше избежать проблем, он удаляется, оставив в разумении членов конвента досадное убеждение, будто бы он желал обмануть элиту Масонства и, пользуясь своей бессовестностью в иных вещах, ввести в заблуждение людей простых и легковерных.
26 мая конвент был закрыт. Промежуточная комиссия убедилась, что если ассамблея и представлялась немногочисленной, то, вероятно, потому, что место ее проведения в Париже не было приемлемым для большинства приглашенных лиц; следовательно, собрание делегирует брата Тассена д’Этана (Tassin d’Etang) в Лозанну, чтобы побудить тамошних масонов предоставить прибежище конвенту Филалетов, ведь именно Швейцария для его возобновления казалась многим самым подходящим местом.
16 июля комитет швейцарских директорий совещается и решает, что не сможет удовлетворить это ходатайство. Он упорствует в своей первой резолюции, оставляя, тем не менее, своим членам право принимать участие отдельно в новой деятельности конвента, если он соберется в Пруссии или в любой другой части Германии.
Конвент направляет масонам третий циркуляр для составления отчета о деятельности в 1785 году и объявления о продления ассамблеи с 15 июля 1786 (она будет иметь место лишь с 8 марта следующего года). В этом циркуляре организаторы выражаются следующим образом (с. 20): «Мы считаем обязанностью объявить откровенно, что цель, желание и упование организаторов, всех братьев, представленных на первых работах и большинства тех, от кого мы получили доклады, состоят в извлечении пользы от соединения просвещенности и усердия братьев, дабы, опираясь на известные нам и преимущественно признанные характеры знания, попытаться создать сначала среди нас самих, а затем распространить по всей Европе новое сообщество филалетов, составив его из того, что известно от Масонства, в особенности же реформировав и очистив его, и образовать организацию масонов или людей желания, способных усиленно искать истину, расположенных ко всякой жертве ради вознаграждения ею, и достойных, насколько может это позволить человеческая немощь, ею обладать; и это изволение наших сердец настолько справедливо, насколько мы верим более чем когда-либо некоторые, что она существует, в отличие от большинства масонов века сего, ее не ищущих, ее не заслуживающих, ее никогда не обретающих, и что, несомненно, это заблуждение масонов, но не Масонства».
8 марта 1787 года состоялось открытие второй ассамблеи конвента в Париже в гостинице брата Савалетта де Ланжа на улице Сен-Оноре. После двадцати девяти собраний, определенные из которых оказались замечательными благодаря занятиям, предпринятым братом Куром де Жебеленом и господином Ленуаром (4), конвент был вынужден приостановить бессрочно конференции, подняв масонское знание на неизвестную до сих высоту, которое могло бы составить славу Ордена, если бы заседа ния сумели победить обыкновенные теплохладность и безразличие масонов в отношении серьезного просвещения.
15 марта на заседания был приглашен Этейлла благодаря своей репутации осведомленности в оккультных знаниях; он проводил в Париже публичные курсы магии и умело пользовался профессией карточного игрока.
3 апреля герцог фон Гессен-Дармштадтский направляет доклад и план реформы Франкмасонства.
24 апреля зачитывается любопытный доклад об одной лунатичке, которая в своих магнетических кризисах предоставила Ленорману интереснейшие данные по теософическим предметам: к докладу прилагался протокол всех разговоров подверженной магнетизму женщины. Этот второй конвент был закрыт 26 мая 1787 года. Вот выдержка из письма, написанного братом Савалеттом де Ланжем для завершения ас-
самблей:
«Мои Братья, малое усердия от очень малого числа приглашенных лиц, которые больше из соображения учтивости и дружбы, нежели от истинного интереса, редко нас посещают, чтобы потратить немного времени на собраниях КОНВЕНТА, мне доказывает, к моему большому сожалению, что не только благоразумно, но даже необходимо отказаться от него. Итак, я предлагаю… объявить о его закрытии и пр.»
Была назначена промежуточная комиссия для продолжения деятельности; она собралась 8 июня, когда состоялась ее первое и последнее заседание.
Приближения французской революции только удвоили эти слишком досадные предрасположенности. Уже чувствовалось, что общественный интерес должен был возобладать над индивидуальным устремлением; и в великом социальном движении масон исчезал перед гражданином.
ЗАМЕЧАНИЯ О НЕСКОЛЬКИХ ГЛАВНЫХ
МАСОНСКИХ КОНВЕНТАХ
По примеру конвента Филалетов, намерения которого были превосходными, мы спешим привести несколько конвентов, где мы не найдем всегда ту же самую чистоту принципа.
Решение по первому философическому конвенту было принято Материнской Ложей шотландского философического обряда в Париже 26 ноября 1777 года. Его открытие прошло 26 декабря того же года. Он имел целью учредить курсы по темам, относящимся к истории и догмам Франкмасонства для просвещения членов Ордена. Всякий масон, к какому обряду бы он ни принадлежал, имел право просить о своем при еме и даже нести сюда свое просвещение, сообразуясь с правилами конвента. Кур де Жебелен являлся первым, кто на них заслушивался: на семи заседаниях он представил диссертацию о наиболее вероятных аллегориях масонских степеней. Подобные собрания имели место в Германии. 12 августа, 25 ноября и 27 декабря состоялись подготовка, открытие и закрытие работ Галльского конвента, имевшего место в Лионе под председательством брата Виллермоза.
«Инициаторы конвента в Лионе, — говорит Тори, — могли иметь благие намерения, но их обвиняют в недостатке деликатности в средствах, которые они использовали, чтобы достичь реформы. Они, недовольные многими людьми, подстрекали на расколы и недоразумения; они вмешались в интриги на стороне герцога Фердинанда Брауншвейгского, коего желали поставить во главе лож Режима (реформированного или исправленного); наконец, они позволили себе подтасовки и выдвинули вымышленные факты, чем совершили грубую ошибку в глазах общественности. Их главной целью было реформирование масонского Ордена, но этой задачей они не занимались: они тратили все свое время на исправление ритуалов, что являлось вспомогательным мотивом для собрания; тут они еще оставили много излишеств и ребячеств. Их новые инструкции оказываются слабыми, вялыми и слишком расплывчатыми; их фискальная система является несправедливой и плохо управляемой» (Acta Latom.) Впрочем, этот конвент преподал первый пример отречения от тамплиерской системы. Немецкий автор сказал по этому поводу:
«Пускай отречение конвента в Лионе совершилось благодаря предписанию полиции, объявившей, что она воспрепятствует распространению всякой системы, стремящейся напоминать о Тамплиерах и их обычаях; и пускай данный отказ явился лишь притворным, и братья оставались поддерживать отношения с ложами Строгого Послушания Германии, как провинции» (Das Ganze aller Gewerbe, p. 74).
Члены шотландских директорий Гельвеции, германских и романских, присутствовавшие на конвентах в Германии, в предыдущий год принимали участие в Лионском конвенте и воздействовали на него. КОНВЕНТ В ВИЛЬГЕЛЬМСБАДЕ. 9 сентября 1780 года был разослан первый циркуляр о созыве всех Великих Шотландских Лож Европы на конвент в Вильгельмсбаде вблизи Ганау; второй циркуляр объявлял о его открытии с указанием на 15 октября 1781 года; третий говорил о его продлении на время Пасхальных праздников 1782 года; и четвертый установил дату его открытия, выпадавшую на вторник 16 июля 1782 года. В этот день он в действительности и прошел под председательством герцога Фердинанда Брауншвейгского.
На этом конвенте, подготовленном предыдущим Галльским конвентом, состоявшемся в Лионе в 1778 году и собиравшемся под предлогом общей реформы в масонском Ордене, были предложены ДЕСЯТЬ ВОПРОСОВ:
главные из них стремились понять, следует ли рассматривать масонский Орден как чисто конвенционное общество, или же он мог восходить своим происхождением к более древнему ордену; и каковым был этот орден? Имел ли Орден высших руководителей, тогда существовавших? Каковыми являлись эти начальники? Как их необходимо было определять? Обладали ли они свойством повелевать или наставлять и пр.? Ни один из этих вопросов не поднимался: ограничились декларацией о том, что масоны не являлись наследниками Тамплиеров. Учреждался орден Благодетельности (Орден благодетельных Рыцарей Святого Града Иерусалима), и герцог Фердинанд Брауншвейгский стал во главе реформированных лож.
Примечательным событием оказалось следующее: на двадцать восьмом заседании шотландская ложа Фридриха к Золотому Льву прислала на конвент доклад, сопровождаемый письмом Фридриха Брауншвейгского, в котором предлагала сообщить новые знания, указав на старших высших неизвестных, и прислать в скором времени большой рукописный ритуал, сохранявшийся братьями-клириками (fratri clerici) и пр.; и конвент определился в пользу того, чтобы ассамблея отказала всем высшим и скрытым неизвестным; кроме того, она установила новые ритуалы; наконец, старые ритуалы представлялись бесполезными для реформы (Actes du conv. de Wilhelmsbad, № 161, 162, 164).
Достоверно, что этот конвент преследовал цель лишь удалить из Франкмасонства тамплиерскую систему (5), поставив герцога Фердинанда Брауншвейгского во главе реформированных лож; организаторы равно позаботились, чтобы избавиться от всех тех, кто могли высказать противоположное мнение; им отказали в допуске на ассамблею, а в особенности депутатам от капитула материнской ложи Возрастающей к Трем Ключам из Регенсбурга и маркизу Шеф де Бьену (eques a capito galeato), как представителю ложи Соединенных Друзей из Парижа (De convent generali Latomorum, p. 138).
ОГЛАВЛЕНИЕ
перевод © Владимир Ткаченко-Гильдебрандт (Прандау), 2018 г.