О Брате Пироне (Глава 21) — Жан-Мари Рагон
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

О Брате Пироне (Глава 21) — Жан-Мари Рагон

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

 

МАСОНСКАЯ ОРТОДОКСИЯ

 

Глава XXI

О БРАТЕ ПИРОНЕ

 

Этот масон печальной памяти принимал слишком большое участие в интригах с целью установить в Париже и во Франции экоссизм из тридцати трех степеней, чтобы не сообщали нам определенные факты, которые должны найти свое место в истории Ордена. Проверим сначала легитимность его званий в обряде, им пропагандируемом.

 

На стр. 76 реестра графа де Грасс-Тилли мы обнаруживаем, что Жан-Батист-Пьер-Жюльен ПИРОН, бывший генеральный агент, интендант имений и лесов дома д’Артуа, принес присягу в качестве депутата великого генерального инспектора 33-й степени для французских островов Северной Америки и под Ветром. Эта статья подписана: Пирон, де Грасс-Тилли (1). Во главе присутствует № 28; здесь же мы читаем дату — 25-го дня 8-го месяца 5804 года (приблизительно за два месяца до учреждения Верховного Совета, имевшего место 22 декабря). Таково единственное звание, которое можно вывести в этом обряде у брата Пирона, и потому мы задаемся вопросом:

 

«Где находился в 1804 году в Париже таинственный храм посвящений 33-й степени? Его здесь не было. И, тем не менее, брат Пирон является секретарем Священной Империи, иными словами, Верховного Совета 33-й степени. В какой ложе усовершенствования, в каком капитуле, в каком совете простое принесение присяги могло бы некогда совершиться с посвящением? Но предполагая, что эта форма была принята в новом Ордене, остается еще проверить, является ли брат Пирон великим инспектором для Франции. Разумеется, нет; его собственное звание выражает обратное. Он может еще, по крайней мере, принять звание Великого инспектора 33-й степени. Согласно своему званию, он — депутат Великий генеральный инспектор 33-й степени, то есть служащий 33-й степени, предназначенный Великими инспекторами представлять их на французских островах Северной Америки или под Ветром». (HERMES, p. 310). И именно этот прославленный депутат в Америке, не обладавший никаким регулярным званием, неспособный подтвердить свое посвящение, позднее провозгласит иррегулярными работы Суверенного Капитула, учрежденного Великим Востоком Франции, одной легитимной властью, которая могла бы это создавать и организовывать. Смотреть опубликованное РАССУЖДЕНИЕ, произнесенное 27 февраля 1812 года в Суверенном Капитуле древнего и принятого шотландского обряда Отца семейства в долине Анжера; это ответ на громогласный декрет, приписываемый брату Пирону (чтобы утешиться, как он говорит, от запрета, бессрочно наложенного на него Великим Востоком Франции), по случаю отказа оплатить Верховному Совету, регулярное существование которого доказать оказалось невозможным, пустяк на сумму 3 308 франков, запрашиваемую братом Пироном в своем письме от 30 января 1812 года для содействия в больших расходах, необходимых Верховному Совету. Благодаря этой сумме, Капитул Отца семейства, учрежденный Великим Востоком, был бы регуляризирован и возведен в 32-ю степень. Какие бравые братья эти основатели обряда!

 

Мы выше видели, что 29 июля 1805 года брат Пирон, секретарь Великой Всеобщей Шотландской Ложи Франции, оказался вычеркнутым из списка Великого Востока из-за выдвижения против ордена ложных обвинений. Вот как неверный историк Великого Востока рассказывает об этом событии.

 

«29 июля. Дебаты, вследствие которых вычеркивается из списка офицеров Великого Востока одного из членов Великой Ложи древнего обряда, того самого, который определил объединение, хотя его влияния и усердия опасались. Это постановление, несправедливое, как для личности, против которой оно было нацелено, так и для древнего обряда, стало одной из сопутствующих причин, побудивших Верховный Совет 33-й степени отделиться от Великого Востока, с которым он соединился благодаря спорному договору. Постановление, принятое против брата, удаленного из списка, было единодушно оглашено ассамблеей Великого Востока 8 марта 1811 года» (Acta Latom., t. I, p. 225).

 

Где Тори увидел сообщение об этом постановлении? 29 апреля 1806 года Великий Восток поддерживает исключение брата Пирона, тогда секретаря Верховного Совета 33-й степени, по тяжким основаниям; в действительности, как говорилось (см. примечание выше), брат Пирон оставался хранителем союзнического акта, и сложно было предположить, что оного брата однажды могли тем самым ввести в заблуждение. Мы наблюдали за его бессмысленным поведением по отношению к Капитулу Анжера, и он не смог бы сдержаться, если бы даже снова появился в списке Великого Востока. Значит, Тори здесь, как и во множестве споров между Верховным Советом и его противниками, рассказчик не только не честный, но и недостоверный, отдающий за счет истины почти всегда правоту этим противникам, чтобы поддержать их враждебность против Великого Востока. Тема, занимающая нас, спешит нам предоставить тому пример.

 

Общеизвестно, что всякий изобретатель и проводник обряда старается его использовать для получения прибыли. Прошение о союзе с Великим Востоком имело целью сделаться известными, закалившись в подлинном огне. Попутно обольщались офицеры этой организации и другие достойные масоны; их принимали в высшие степени под присягой. С тех пор лживый обряд водворился, чтобы быть признанным и узаконенным: роль была сыграна; понадобился предлог для разрыва данного союза; им оказалась мнимая задержка комиссии Великого Востока в редакции новых основных законов; тем самым нетерпеливые деятели Верховного Совета ограничились пятнадцати днями своего представления. Но как не импровизируй с общими статутами и с названиями восьми степеней, разрыв провозглашен и союзнический договор объявлен ничтожным.

 

Что сказать в этом отношении о правдивом Тори, какие строки перед статьей мы только что привели? Нужно читать, чтобы в это поверить. «Конкордат 1804 года, — говорит он, — не был исполнен Великим Востоком, ОТКАЗАВШИМСЯ привести в действие новую генеральную конституцию Ордена, принятую 5 декабря предыдущего года» (то есть в течение семи с половиной месяцев).

 

Это упоминание настолько же точно, насколько и превращение пиронианской клеветы во влияние и усердие. Но эта умышленно написанная ложь очень неуклюжа, поскольку затем утверждает, что исключение брата Пирона являлось одной из решающих причин отделения Верховного Совета от Великого Востока. Ведь если этот последний на самом деле отказался выполнять условия Союза, то разорвал бы его сам по себе, и Верховный Совет не нуждался бы в других причинах для своего решения или, скорее, согласования данного вполне естественного разделения. Эта логическая ущербность примечательна и заставляет увидеть писателя, подобного Тори, как заключавшего в себе двух людей: масона, человека блага, и главу секты; этот последний всегда враг — даже тогда, когда целиком желает ограничить свою власть, то есть свое честолюбие: за пределами шотландского философического обряда, в котором он представал разумеющей душой, наполняющим историком и преданным хранителем ненайденных архивов (см. выше), другие обряды или масонства для него являлись только вторичными. Но Великий Восток неоднократно должен был останавливать неудержимое развитие захватнического обряда, отчего страдало сектантское высокомерие (см. Исторический очерк о Материнской Ложе Шотландского Философического Обряда, Посвятительная Летопись). И будучи не в силах громко взбунтоваться, масон пространно воздавал отмщение на страницах Acta Latomorum, неполного произведения, где хронология и факты слишком часто неточные, и особенно своей очень пристрастной Истории создания Великого Востока. Ни в одном из этих двух не найдешь выдержки из сборника капитула Анжера, произведшего столь большую сенсацию в 1812 году (2), поскольку в нем раскрывалась мерзость врагов Великого Востока. Одинаково могли поверить Великий Восток, что его наиболее вероломным недругом являлся брат Тори, фигурировавший, тем не менее, среди его офицеров. На самом деле его книги по причине большой репутации, которой пользовался автор, посеяли и укоренили в умах многих читателей самые неприятные предубеждения против Великого Востока Франции. Мы их испытали сами; и только в серьезной, нежели соскребающей, как говорится, проверке в масоне мы обнаружили мстящего сектанта; и, разоблачив историка, мы подвергли наготе Зоила Великого Востока в искусных, спокойных и почти бесхитростных формах. И все же, с большей тщательностью и меньшей злобой брат Тори, столь укреплявшийся многочисленными архивами, был способен сочинить два хороших произведения.

 

Возвращаясь к брату Пирону, мы обнаружим этого дерзкого новатора вынашивающим великие замыслы для будущего своего обряда, который, к несчастью, имел всегда в основании Берлинскую сказку: это заставляло говорить, что он работал на короля Пруссии. Начнем с необходимого цитирования:

 

«ВЫДЕРЖКА из Золотой Книги Верховного Совета для Франции суверенных Генеральных инспекторов 33-й и последней степени древнего и принятого шотландского обряда. Заседание от 1-го дня 5-го месяца 5806 года.

 

Принимая во внимание, что возведение достопочтенного брата Лекура де Вилльера (Lecourt de Villiere) делает вакантным достоинство суверена суверенов в Великой Консистории верховных принцев Королевского Секрета; и что это достоинство пребывало в личности Фридриха II, короля Пруссии, как верховного главы Высшего Масонства; и что этот властелин делегировал свой суверенитет Верховному Совету 33-й степени для его осуществления после своей смерти и рассмотрений наивысшей важности, известных всем принцам-масонам; все это заставляет желать, чтобы суверен суверенов избирался впредь среди хранителей суверенной власти».

 

В отрывке из Гермеса мы приводим анекдот, служащий дополнением данного замысла; вот он:

 

«Брат Пирон, несомненно, недовольный от того, его лишили звания масона торжественным судом Великого Востока Франции, мечтал и ввел в высшие концепции свое достоинство секретаря Священной Империи, когда регулярная власть Франкмасонства, перешедшая от семейства Стюартов в руки Фридриха Великого, должна была оказаться поддержанной великодушным Наполеоном, сувереном из суверенов. Вследствие чего он направил этому императору мнимую историческую пояснительную записку, содержащую данное правопреемство, и в которой он недвусмысленно сообщает:

 

«Генеральный догматический надзор Высшего Масонства принадлежит председателю Верховного Совета 33-й степени, которому необходимо являться весьма могущественным сувереном, великим командором, который в этом качестве представляет короля Фридриха.

 

Инспекторы, члены того же самого совета, имеют право аннулировать, реформировать или видоизменять то, что им покажется противоречащим догме.

 

Степени избранника и кадоша должны предоставляться только передачей, поскольку масонское возмездие осуществляется со времени восшествия Наполеона на престол Французской империи, и революция не оставляет больше ничего желать наследникам масонов» (стр. 336 и следующие).

 

Приводя этот факт по Гермесу, мы бы добавили:

 

«Чувствуется, что это предложение не возымело последствия; но оно позволяет узнать мнение брата Пирона относительно цели экоссизма; мнение, к несчастью, разделяемое многими масонами, в том числе превосходными офицерами Великого Востока; мнение, которое если бы являлось истинным, то смогло бы отбросить пароли высших степеней, несущих аллюзию на события и замыслы, совершенно чуждые масонскому духу. Мы больше склонны полагать, что Франкмасонство символизирует только естественный факт и, следовательно, восклицание древних посвященных» (3). Мы видим, как этот масон интриговал и предавался движению для создания и распространения своего мнимого шотландского обряда; и, несмотря на ужасный урок, преподанный ему в 1812 году капитулом Отца семейства в Анжере, уличившим его во лжи и доказавшим ему до очевидности, что регулярное существование его Верховного Совета являлось невозможным; он не перестал, по крайней мере, с настойчивой дерзостью торговца из Орвието предлагать свое снадобье мастерским Франции: вот два циркуляра, полученные мной в качестве президента-основателя трех ателье Тринософов в Париже (скопировано точно):

 

«Выдержка из Золотой Книги Верховного Совета для Франции могущественных и суверенных великих генеральных инспекторов 33-й и последней степени древнего и принятого шотландского обряда

 

Ordo ab chao

 

Заседание седьмого дня шестого месяца пять тысяч восемьсот восемнадцатого года — 7 августа 1818.

 

Верховный Совет для Франции могущественных и суверенных великих генеральных инспекторов 33-й и последней степени древнего и принятого шотландского обряда, установленного в Париже для Франции в 5804 году благодаря великиим конституциям.

 

Весьма (T, T, T)… Прославленным (Ill, Ill, Ill)… ложам, капитулам, коллегиям, трибуналам, особым советам и великим консисториям S : . S : . S : .

 

Верховный Совет для Франции, принимая во внимание Благо Масонства и не желая Продолжения стагнации, способной для него быть лишь вредоносной; Мы обладаем высшей Пользой сообщить вам, что возобновили свои Работы на заседании этого дня; Следовательно, он рассчитывает на ваше Содействие, на ваше Усердие и на вашу Верность. Ложи, капитулы и консистории приглашены для возобновления их общения, как и в Прошлом, по обычному адресу Прославленного (Ill.) Секретаря Священной Империи для Франции брата Пирона, улица Басс-дю-рампар, № 40. Это общение с нашей Стороны продолжится с точностью и рвением, которые мы всегда будем прилагать для наибольшего сплочения священной Фасции Нашего Союза.

 

Мы выражаем высшее Расположение в чувствах наиболее искренного братства T, T, T:., T, T, T. и R, R, R:., F, F, F:. и шотландские рыцари; далее следуют подписи.

 

Подписано: Пирон де Шабулон».

 

«Весьма Достопочтенной Ложе и Капитулу Тринософов двух обрядов на Востоке Парижа

 

T, T, T:. R, R, R:. F, F, F:. и рыц.,

S :. S :. S :.

 

«Я имею высокую Честь вам объявить, что Верховный Совет для Франции, установленный на Востоке Парижа в 5804 году, мне порекомендовал отправить вам от своего имени следующую рассылку; я прошу вас, T, T, T:. Ill, Ill, Ill:. и рыц:., пожелать скорее мне отказать в принятии, но направить для Верховного Совета ответ, который вы для него сможете предназначить.

 

Первые 18 степеней обряда, состоящего из 33-х степеней, и отделившихся от них, согласно Особым Конституциям, Соединены в его Власти, с которой они нераздельны, и будут отныне Передаваемыми Ложами и Капитулами, уже учрежденными или которые еще будут Учреждаться на просторе Франции, наполняя Обряд Содержимым и всей принадлежащей ему деятельностью, каковой он пользуется на поверхности всего Земного шара.

 

Прославленный Секретарь Священной Империи для Франции, Могущественный и Суверенный Великий Генеральный Инспектор, подпись: Пирон де Шабулон :. Бывший Главный деловой агент и бывший интендант Лесов и Владений Господина Сына Франции Графа д’Артуа, брата короля. Улица Басс-дю-Рампар, № 40» (Здесь приведено писание Пирона полность с воспроизведенной орфографией).

 

На этом документе на полях видим: БЕЗ ОТВЕТА, ни брат Пирон, ни его Верховный Совет не обладали законным характером. 

Подпись: РАГОН.

 

Мы оставляем читателям заботу поразмышлять обо всем рассказанном выше; но воздерживаясь от этого, мы не можем не сказать им: Risum teneatis!

 

Брат Пирон, счастливый или несчастный для своей памяти, умер в Париже в конце сентября 1818 года. Он занимался установлением новой консистории древнего и принятого обряда: тогда это была девятая масонская администрация в Париже, не включая еще сюда персидский обряд; что должно казаться разумным для Ордена, сущность которого — единство.

________________

(1) На этот счет мы читаем в Гермесе: «Никогда масоны, принесшие шотландское Масонство, разделенное на тридцать три степени, не могли сказать, в чем заключалась эта 33-я степень. Иногда они говорили, что паролем являлось Фридрих, иногда, что это было Я. Молэ. Здесь они обладали только поверхностным познанием; и они ожидали для его восполнения бумаг из Америки, которые никогда не приходили».

 

«Это замечание сделано одним из самых просвещенных масонов на Востоке Парижа, уверявшим, что присутствовал на знаменитом заседании, на котором досточтимый депутат инспектор Ф. Тутэн (Ph. Toutain) утверждал в присутствии братьев Тори старшего, Бэйлаша (Bailhache), Акке, Базара (Bazard), Ле Бэйли-Менаже (Le Bailly-Menager) и других, что Масонство древнего и принятого обряда содержало в себе, как в Америке, так и во Франции, только двадцать пять степеней, разделенных на семь классов» (t. I, p. 310).

 

(2) Тем не менее, он знал об этом, поскольку в Исторической библиотеке мы читаем на стр. 396: «388. Выдержка с гравированных колонн в Суверенном Капитуле древнего и принятого шотландского обряда Отца семейства в долине Анжера, формат а8, 43 страницы (1812 год)».

 

(3) Именно в данном смысле мы интерпретировали это так называемое возме-

здие, довольно плохо соотносящееся с масонством, в нашем Толковом

курсе древних и современных посвящений. Дух нынешнего произведения должен разительно отличаться от духа, в котором был составлен Толковый курс. Справедливое замечание: это произведение является критическим изучением систем, которые, не будучи воодушевленными фундаментальным духом Франкмасонства, приняли его формы; его цель заключается в приведении подлинных масонов к трем первым степеням, которых нельзя обойти, но с которыми можно прийти ко всем другим; тогда как Толковый курс, объяснявший степени после каждого принятия на торжественном и многолюдном заседании, мог быть только апологетическим. Тем не менее, мы в нем доказываем, что установление должно иметь лишь три степени; что капитулярный французский обряд представляется единственным из всех сверх-масонских обрядов, который был рациональным; поскольку воспроизводит в своих четырех последовательностях четыре элемента великолепной степени ученика.

Избранник здесь только развитие значения или аллегории Комнаты размышлений, и мы доказываем после интерпретации всех символов, что никакое Франкмасонство невозможно после Розенкрейцера, являющегося последним испытанием 4-м элементом или, скорее, изучением огненного начала, получающего столь просвещающее развитие во второй части степени мастера, где происходит возрождение. Больше того, целиком аллегорические события этих четырех последовательностей, не имеющих никакого притязания на историчность, легко истолковываются астрономическими аспектами каждого из четырех времен года, четыре последовательности которых являются символом и, так сказать, небесной историей. Все другие степени шотландской системы ничтожны, глуповаты или отвратительны. Нет никакого кадоша 30-й степени; но кадош это избранник (оставим в стороне варианты), и избранник это комната размышлений и приготовлений: значит, вновь начинается третье масонство и завершается это последнее, не оставляя нам ничего возможного. Итак, совершенствуйтесь в трех символических степенях, особенно в последней: Франкмасонство пребывает только здесь; в других местах оно искривляется в гримасе; или, скорее, его там больше нет.

 

 перевод © Владимир Ткаченко-Гильдебрандт (Прандау), 2018 г.


Back to Top