Оккультная философия Агриппы (Глава 28) — Жан-Мари Рагон
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Оккультная философия Агриппы (Глава 28) — Жан-Мари Рагон

Глава XXVIII

ОККУЛЬТНАЯ ФИЛОСОФИЯ АГРИППЫ (1)

 

Есть три мира: элементарный, небесный и интеллектуальный.

 

Каждый мир подчинен числу и управляется им, которое по отношению к нему руководящее. Посему можно перейти от познания одного к познанию другого, возвысившись до архетипа. Именно этот уровень называется МАГИЗМОМ, глубоким созерцанием которого охватывается: естество, могущество, качество, сущность, добродетели, подобия, различия, искусство соединения, разъединения и составления; одним словом, целостное исследование мироздания.

 

Это священное искусство, не подлежащее разглашению. Универсаль- ная связь вещей обнаруживает реальность и достоверность магизма. Четыре элемента, принципы соединения и распада, являются каждый троичными. Огонь и земля, одно активное, а другое пассивное начала, достаточны для произведения чудес естества.

 

Сам по себе огонь, отделенный от всякой материи, служащий прояв- лению своего присутствия и своего действия, является безмерным, не- видимым, подвижным, разрушительным, восстанавливающим, несущим ко всему тому, что находится с ним по соседству пламя естества, тайны которого он освещает.

 

Земля есть помощница элементов, хранительница всех небесных влияний; она обладает в себе всеми зародышами и смыслом всех порождений: добродетели свыше ее укрепляют.

 

Зародыши всех животных пребывают в воде.

 

Воздух предстает жизненным духом, проникающим существа и дающим им прочность и жизнь: соединяя, возмущая, наполняя все, он получает передаваемые им прямо воздействия. Он избегает духовных и есте- ственных симулякров, поражающих наши чувства.

 

В мире архетипа все есть во всем: сохраняемая пропорция, это та же самая вещь в нем.

 

Существует высшая, тайная и необходимая причина судьбы, способная вести к истине.

 

Мироздание живет, оно обладает своими органами и своими чувствами. Проклятия обладают своей действенностью. Они привязываются к существам и видоизменяют их.

 

Имена вещей имеют свою власть. Магическое искусство располагает своим языком; этот язык имеет свои добродетели: это образ сигнатур. Отсюда эффект вызываний, заклинаний, мольбы, заговоров и других формул.

 

Числа обладают своей силой, их действенность благотворна или зловредна.

 

Единица предстает началом и концом всего; она не имеет ни конца, ни начала. Бинарное число является неблагоприятным.

 

Бог есть монада. Перед тем как он распространился вне Себя и произ- вел существа, он в Себе Самом породил тернер, который, как и единица, выражает в Боге душу мира, дух человека.

 

Кватернер является основой всех чисел.

 

Квинер обладает особой формой в священных искуплениях; он объ- емлет все. Он останавливает действие ядов. Он ужасен для злых гениев. Септенер очень могущественный, как в добре, так и во зле. Число денер есть мера всего.

 

Человек располагает всем в себе: числом, мерой, весом, движением, элементами, гармонией.

 

Гармония, тождественная небесному согласию, оказывает на него чудесное воздействие.

 

Разум Божий нерушим, бессмертен, вечен, неощутим; он присутствует во всем, влияя на все.

 

Дух человеческий — телесный; но его сущность очень тонка и легко связана с частицей универсального духа, души мироздания, которая нам присуща.

 

Мало людей понимали его трактат Об оккультной философии, поскольку имелся ключ, предназначавшийся его друзьям первого порядка (19 epist., lib. V).

 

Он справедливо говорил, что все то, чему обучают книги относительно добродетели магизма, астрологии и алхимии, является ложным и обманчивым, когда это понимается буквально; ибо здесь необходимо искать мистический смысл, то значение, которое еще не развил ни один из мастеров (в По- святительной Летописи мы приводим различные иероглифы Агриппы).

 

_______________________________

 

(1) Генрих Корнелий АГРИППА, философ, лекарь, один из самых ученых людей своего века, говоривший на восьми языках. Он родился в Неттесгейме у Кёльна 14 сентября 1486 года и умер в 1536 году. Он проповедовал в разных условиях. Ему принадлежат: De incertitudine et vanitate scientiarum; De occulta philosophia; Declamatio de nobilitate et praeccellentia feminei sexus. Произведения часто переводились и переиздавались.

 

 перевод © Владимир Ткаченко-Гильдебрандт (Прандау), 2018 г.


Back to Top