Астрономия, астрология и гадание по звёздам на Древнем Востоке и в Персии — профессор Антонио Панайно
Астрономия, астрология и гадание по звёздам на Древнем Востоке и в Персии
Лекция профессора Антонио Панайно
Следующий текст является выдержкой из лекции известного итальянского востоковеда, профессора Болонского университета и Итальянского института Африки и Востока, Антонио Панайно, которую он давал в Новом Болгарском Университете, София, 19 ноября 2009 г.
Я хотела бы поблагодарить Димитра Кожухарова, любезно приславшего мне файл; библиографию и изображения предоставлены мною.
Каждый полагает будто знает, что представляет из себя астрология, однако, даже между учёными существует большая путаница касаемо истинного значения этого слова. Поэтому необходимо дать базовые определения таким терминам как астрология, гадание по звёздам и астролатрия, которые необязательно связаны между собой. В то же время мы можем внести ясность в идею, согласно которой астрономия происходит от астрологии, являясь современным и рациональным отпрыском иррационального и примитивного родителя. А это не совсем так.
В древних культурах вопросы астрономического, а не астрологического, характера должны были решаться в первую очередь, так как астрономия была необходима для повседневной жизни. Например, для того чтобы рассчитать календарь взноса податей, нужно заранее знать, когда будет время сбора урожая, ведь подати нельзя собрать, когда мужчины ещё работают в поле. Все эти занятия, в свою очередь, были сильно завязаны на астрономические события – в связи с этим мы можем вспомнить о гелиакальном восходе звезды Сириус, которое происходило в Египте прямо перед разливом Нила.
Получение информации подобного рода заняло много столетий, потому как было необходимо собирать данные, точно их записывать для изучения, подсчётов и лишь под конец этого процесса стало возможным уточнять данные и рассчитывать реальное положение планет, восходящих и заходящих звёзд, солнечные и лунные затмения. Древние могли рассчитать, когда произойдёт лунное затмение, но не могли добиться таких точных результатов с солнечными затмениями. Они могли сказать, когда случится солнечное затмение, даже если оно произойдёт в Австралии, но они не могли сказать, будет ли оно видимым или нет конкретно в их локации – нам не стоит забывать, что древние не знали об Австралии .
Конечно же нам известно о том, что астрономия не ограничивалась лишь мирскими нуждами. Она имела и религиозную значимость, так как звёзды и планеты почитались божьими посланниками. Во всяком случае, построение математической модели восхода Сириуса или захода Ориона – это не магия, но рацио.
Деятельность подобного рода, которую мы можем назвать гаданием по звёздам, присутствует в культуре нескольких разных цивилизаций. Нам не следует путать её с астролатрией – почитанием Солнца, Луны и некоторых звёзд. Астролатрия не имеет ничего общего с астрономией, астрологией или гаданием по звёздам, так как является религиозным культом.
Как вы заметили, я не использовал термин астрология. Есть некоторые исследователи, которые используют его, но я предпочитаю придерживаться определения, данного Отто Нейгебауэром в книге, написанной им в сотрудничестве с Паркером, и которое было использовано более специфическим образом Дэвидом Пингри : «Астрология – особый вид прорицания, основанный на гороскопе».
Здесь под гороскопом я подразумеваю карту рождения, то есть, гадание по звёздам на момент рождения человека. Эта карта содержит некоторую практическую информацию, в которой то, что мы зовём асцендентом – точка, восходящая на востоке (именно её раньше называли гороскопом) – играет одну из наиглавнейших ролей, вкупе с другими данными, которые необходимы нам для того, чтобы сделать прогноз о судьбе рождённого. Это вычисление делалось на основе тщательно разработанной теории зодиака, поделённой на сектора по 30 градусов эклиптике, пути пяти планет, Солнца и Луны, и асцендента (почитавшегося важным в греческой традиции, но игнорировавшегося в вавилонской).
В греческих гороскопах мы встречаемся с некоторыми элементами, пришедшими из месопотамской традиции. Эти гороскопы плотно базировались на сферической модели греческого мира (и здесь сферический значит, что позиции планет можно рассчитать при помощи тригонометрии) и аристотелевской концепции космоса, покоившегося на 4 столпах-элементах.
Прочие же влияния имеют очевидное египетское происхождение. В качестве примера можно привести, теорию 36 деканов, по три на каждый [зодиакальный] знак. Они изначально были демонами, сопровождавшими души усопших в их загробном путешествии. Эти деканы перечислены у некоторых греческих астрологов, например у Гефестиона Фиванского, и латинских, например у Фирмика, предоставившего более полный список.
Дендерский зодиак в Лувре, с деканами на внешнем кольце
Примечательной в греческой доктрине гороскопов представляется эта тесная связь между микро и макрокосмом, отсутствующая в прочих традициях. Для греков представлялось невозможным изменить свою собственную карту рождения, равном образом и судьбу, в то время как в месопотамской традиции всегда было возможным «мухлевать» и «обхитрить» Богов, поэтому они часто прибегали к апотропаическим (от греческого apotrepein – отводящий) ритуалам, которые в некотором роде отвращали беду, о которой возвещали звёздные знамения.
Одним из наиболее известных примеров является «царь-земледелец», о котором крайне подробно написал Герман Хангер в книге, опубликованной в Риме в 1995 г.: когда дурные знамения угрожали царю, то он отрекался от власти, и вместо него на трон сажали преступника. Когда опасность проходила, то человека, замещающего царя, убивали, а сам царь раскрывал свои силы в ипостаси «царя-земледельца», но Боги не идиоты… Традиция настолько укоренилась, что, говорят, у Александра Великого был собственный «заместитель».
Итак, резюмируя сказанное, мы будем использовать термин астрология для греческой гороскопической традиции, гадание по звёздам – для месопотамской традиции (хотя мы можем найти некоторые примеры и в латинской традиции), в которой звёздные события могут быть измерены в астрономическом смысле, и могут быть связаны с событиями на земле причинно-следственной связью (если что-то случается, то произойдёт что-то ещё), а термин астролатрия – для почитания звёздных сущностей.
Начало астрологической активности мы можем датировать примерно вторым веком до н.э., когда некоторые мастера гаданий по звёздам соединили вместе греческую математику, геометрию, тригонометрию, египетские, греческие и месопотамские техники, вероятно, в одном из городов Египта, возможно, в Александрии. Стоит почитать работу известного учёного Франца Кюмона «Египет астрологов», в которой египетское общество рассматривается через призму вопросов, загадываемых кверентами астрологам.
Спустя множество исследований и дебатов внутри академического сообщества – именно Нейгебауэр поднял вопрос – всё ещё остаётся неочевидным, вавилоняне ли использовали греческие источники или это греки использовали вавилонские источники; однако мы уверены в том, что существовала культурная взаимозависимость, и между двумя странами были крайне тесные связи.
Тот же самый Птолемей – создатель одной из ключевых астрологических работ, в то же время являющейся важным астрономическим текстом античности, Альмагеста – определённо был знаком с вавилонскими источниками. Это становится очевидным по тому, как он делает свои наблюдения.
Если в разных культурных традициях мы встречаем сходные способы подсчёта – например, площади треугольника или дробей – мы можем быть уверены, что это не просто похожие мифы или традиции, но что эти способы были взяты из вполне конкретного источника.
Когда мы определённым образом делаем подсчёты – например, делим круг на 360 градусов, а не на радианы (коих в круге 400), которые активно используются в армии – то способ, которым мы пользуемся, будет указывать нам на источник, потому что интерпретация природы – это не природа, это культура. В нашем случае, если мы встречаем в греческом тексте деление окружности на 360 градусов, то мы можем быть уверены, что это не местная система, разработанная греческими учёными, но заимствование из вавилонских источников. Метод счёта не заложен в природе, но существует в нашем сознании и свидетельствует о культурном влиянии одной страны на другую: когда Птолемей использовал 360-градусную систему, использовавшуюся в Вавилоне, он делал это, потому что глубоко чтил вавилонскую астрономическую традицию, а также и потому что он, по его же словам, обладал древними текстами, на которых он основывал свои наблюдения. В том же духе мы рассуждаем, если находим в Индии список ночных часов, которые не подходят к этой локации, но скорее к Вавилону, в этом случае мы имеем доказательство культурного взаимодействия и контактов между двумя странами.
Представляется невозможным закрыть эту тему, не упомянув определение астрологии, данное Дэвидом Пингри в разделе об оккультизме в энциклопедии «Британника» . Помимо генетлиакальной астрологии, которая занимается изучением личности, имеются и следующие разделы:
⦁ Общая астрология, занимающаяся вопросами страны, климата, какого-либо региона мира или царя какой-либо страны, потому как судьба царя связана с судьбой его страны;
⦁ Катархическая астрология. Название происходит от греческого слова, обозначающего «начало». Данный вид астрологии занимается тем, что подбирает особый момент для начинания какой-либо деятельности, чтобы получить от неё наибольшую выгоду. К катархической астрологии обращались часто, потому как для некоторых событий, таких как постройка храма или царского дворца, было необходимо проверять огромное количество карт – патрона, страны – и лишь после тщательных размышлений было возможно предложить подходящую дату. Довольно «модной» была военная астрология, занимающаяся выбором наилучшего момента для атаки на противника.
⦁ Интеррогативная астрология является наиболее древней, и она схожа с гаданием по звёздам. Данный раздел астрологии даёт ответы на вопросы кверента, основываясь на положении планет на момент задания вопроса.
Греческие, египетские, месопотамские источники, переписанные и составленные в столь восхитительном виде в Александрии, затем были переведены в Индии около 2 в. н.э. Хорошо известна история одного греческого текста, переведённого на санскрит около 149-150 гг., под названием Явана-джатака (что буквально переводится как «ионический трактат»), на примере которого мы можем легко увидеть, как индийцы адаптировали греческую/месопотамскую/египетскую традиции к своей культуре, и как звёздные божества и деканы были превращены в демонов и индийских богов и богинь. Дэвид Пингри опубликовал крайне красивую версию Явана-джатаки с комментариями и переводом на английский..
Греческий и индийский материалы были затем доработаны несколько веков спустя индийским астрологом Варахамихирой, и через перевод, сделанный при династии Сасанидов, который был впоследствии переведён на арабский, попал в руки к наиболее видному средневековому астрологу, Абу Машару, который использовал «индийский» материал для своего «Введения в науку о звёздах». Арабский текст затем был переведён на латынь наряду с многими другими научными, астрономическими, астрологическими книгами в арабской Испании, где мусульмане, христиане и евреи мирно сосуществовали.
Турист, посетивший Палаццо делла Раджоне в Падуе, где работал Джотто, или Палаццо Скифанойя в Ферраре, где находится зал деканов – один из наиболее прелестных примеров искусства итальянского Ренессанса – обнаружит, что там нет никакого различения между Востоком и Западом, и даже наше итальянское искусство не существовало бы без Востока, лишь вдвоём, Восток и Запад, могут объяснить, что же произошло.
Зал деканов в Ферраре
Видео «Египетские деканы в Ферраре»
Эти египетские деканы в ренессансных одеждах, нарисованные на стенах феррарского дворца – Аби Варбург, основатель иконологии, неутомимо отслеживал их долгий путь – представляют собой образы, взятые из сделанной в Италии копии, переведённого на латынь арабского перевода работы, которая была написана на пехлеви и основывалась на санскритском источнике, который являлся переводом греческого текста, созданного на стыке по меньшей мере трёх разных традиций: египетской, месопотамской и греческой! Существует множество реконструкций этой истории, но лучшая была создана её первооткрывателем, Аби Варбургом .
Первые слова текста единственной копии манускрипта д’Абано «Астролябия». Нашедший манускрипт проф. Весковини пишет: «incipiunt ymagines signorum super triginta gradus quorum quilibet habet suam ymaginem propriam ad praedicendum naturas et exercitia hominum. Aries 1: Ascendit et apparet vir tenens in dextra manu falcem et in sinistra manu balistam». Знаменитый «чёрный человек» Варбурга.
Тем, кто интересуется данной темой, не стоит упускать «Греческие гороскопы» Нейгебауэра и ван Хусена и «Греческую астрологию» Буше-Леклерка.
Столь многое нам всё ещё предстоит открыть, ведь библиотеки всего мира полны манускриптов, которые ещё не были переведены, а это значит, что вклад многих молодых людей, владеющих древними языками, астрономией, астрологией и математикой, является существенным.
Всё, что относится к прошлому, раскрывает нам то, как древние понимали мир.
От проф. Антонио Панайно в Софии, отредактировано Маргаритой Фиорелло, лицензированным членом Итальянского Центра по Дисциплине Астрология (C.I.D.A.), для блога heaven astrolabe.
Автор © профессор Антонио Панайно
Перевод © Малка Абендштерн, февраль 2020
Специально для Teurgia.Org
Оригинал статьи взят с блога Маргариты Фиорелло Heaven Astrolabe