Античное происхождение аспектов и их использование в традиции — Дебора Хоулдинг
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Античное происхождение аспектов и их использование в традиции — Дебора Хоулдинг

Античное происхождение аспектов и их использование в традиции

 

Дебора Хоулдинг

 

(Данная статья написана по материалам работы, впервые увидевшей свет в Журнале Традиционного Астролога, выпуск 8, весна 1995, стр. 32-36. Опубликовано онлайн в июле 2004).

 

Они также полагают будто планета является благой, когда созерцает ту или другую планету, но ежели созерцает она иную планету, то становится зловредной, а ещё полагают, будто меняются свойства, если она созерцает планету тем или иным аспектом.

Плотин, Эннеады, 2.3.1

 

Античные истоки 

 

На понимание аспектов в астрологии напрямую оказала влияние античная философия нумерологии и геометрии, опирающаяся на внешний вид, фигуру и форму объекта. В античной астрологии рисунок, образующийся в небесах между созерцающими друг друга планетами, определяет природу аспекта. Например, планеты, разделённые углом в 120 градусов, образуют на зодиакальном поясе одну из сторон треугольника; получается, что базовое понимание этого аспекта будет основываться на ассоциациях с фигурой треугольника и числом три.

 

В своей Астрономике Марк Манилий (примерно 10 г. н. э.) рассказывает о том, как треугольник, будучи вписанным в зодиакальный круг, группирует знаки в четыре триплицитета («тройной») и в три квадроплицитета («четверной»). Похожим образом чередующиеся знаки связаны между собой фигурой шестиугольника, а противостоящие друг другу знаки находятся на разных концах одной линии. Целиком и полностью построенная на античном пифагорейском символизме работа Манилия прекрасно проливает свет на основы нашего современного подхода к «угловым отношениям»: виды аспектов являются вариантами деления целого на части и соотношения частей к целому.

 

aspekty astrologiya

 

Слово «аспект» происходит от латинского aspicio «смотреть». Впервые этот термин встречается в Средние века, а до него использовались схожие по смыслу слова: планеты «наблюдали» (regarded), «созерцали» (beheld), «обозревали» (viewed), «взирали» (looked at), «свидетельствовали»  (witnessed), «видели» (saw) друг друга. Во многих античных работах говорится, что некорректно называть соединение аспектом, потому как планеты в соединении не созерцают друг друга, но объединяются воедино физически. Термину соединение обычно предшествует слово «телесный», которое акцентирует внимание на том, что это подлинное соединение, а не просто смешение лучей. Есть астрологи, настаивающие на том, что термин «телесное соединение» использовался лишь тогда, когда планеты встречались на одной и той же параллели небесной широты [1]. Однако по большей части он произвольно использовался для планет, находящихся на одной и той же небесной долготе, как это делается и сегодня. Эффектом соединения было смешение влияний участвующих планет. 

 

Большинство современных минорных аспектов не признавались в древней астрологии. В соответствии с античными философскими представлениями, если аспект не мог сформировать полноценную замкнутую фигуру, вписывающуюся в зодиакальный круг, он считался недействительным. Лишь два минорных аспекта встречаются в античности: семи-секстиль (aspekty astrologiya 2), отвечающий этому требованию; и несоединение (aspekty astrologiya 3) – также известный как квинконс – который приобрёл дурную славу, потому что он образуется между секторами, которые не могут сформировать аспект созерцанием. 

 

Как правило, семи-секстилю не уделяли особого внимания, так как он считался слишком слабым для оказания сколько-нибудь заметного влияния: угол, образующийся между знаками, тупой и не позволяет планетам, которые находятся в этих самых знаках, ясно друг друга увидеть: «Их внимание обращено к дальним, хорошо видимым знакам», – объясняет Манилий [2]. А там, где про семи-секстиль вспоминали, он подразумевал наличие между знаками слабой дружественности: отношения, которые вряд ли приведут к активным событиям, не будучи подкреплёнными другими свидетельствами. 

 

aspekty astrologiya 4

Затемнённые сектора – места, трудные для зрительного восприятия.

 

Несоединением назывался аспект, при котором планеты разделены углом в 150 градусов. Он не может сформировать многогранник (замкнутой фигуры) внутри зодиакального круга, да и само его название отражает состояние природной антипатии. Древние полагали подобные отношения несчастливыми или «чуждыми», и считалось, что планеты, расположенные таким образом, как бы отворачиваются друг от друга, демонстрируя отсутствие симпатии, почти враждебность. В античной литературе часто встречался термин ablepton, означающий «невидимый» или «слепой», а также asyndeton «несоединённый», aversum «отвернувшийся от» и alienum «незнакомый» [3].  

 

Очевидно, что трин – самый благоприятный аспект, ведь его фигуре, треугольнику, присущи баланс и гармония [4]. Трин помогает добиться согласия между планетами и создаёт им условия для благожелательного общения. Будет ли от этого польза или нет, полностью зависит от участвующих планет и от того, что они собой представляют: разрушительная сила зловредного Сатурна, поющая в унисон с жестокими энергиями ослабленного Марса, может, конечно, привести к бедствиям.

 

Квадрат, также известный как квартиль, не являлся совсем уж нежелательным аспектом. Пусть он и не может предложить гармонии трина, сам факт того, что знаки ясно друг друга «видят» означает взаимное признание и обмен энергией между ними. Манилий оговаривает, что сила тригона мощнее, чем сила квадрата, однако, положительно отзывается об обоих аспектах, говоря:

 

И какие бы точки ни соединяла четырёхчастная линия, если её отрезки образуют верные углы, какие бы места ни отмечала тройная линия на круге, покинутом её прямыми сторонами, здесь заключён данный природой закон общего союза, взаимная симпатия, право на взаимовыручку [5].

 

Квадрат воспринимался безусловно вредоносным лишь в тех случаях, когда в нём участвовала зловредная или несчастливая планета, впрочем, многие тексты говорят, что для благотворного влияния при квадрате нужна рецепция или какой-либо иной вид дружественной связи.

 

Примеры положительного толкования «плохих» аспектов можно найти у Дорофея Сидонского. Он пишет, что лучше, когда управитель триплицитета Луны находится в хорошем месте вдвоём с Луной или в оппозиции к ней, или в квартиле, или в трине, чем когда управитель триплицитета не аспектирует асцендент или Луну. Последний случай – плохой знак для рождённого [6].

 

Дорофей напоминает нам, что характер аспектуальных отношений зависит от множества факторов, в первую очередь от силы, природы и общего состояния участвующих планет. Также он предупреждает, что трин от Юпитера к Венере может указывать на славу, однако, она будет дурной, полученной в результате постыдных сношений, если Венера поражена. Похожим образом, квадрат не принесёт вреда, если обе планеты хорошо расположены, имеют достоинства и у них дружественная рецепция.

 

Дорофей определяет трин как аспект большой любви, а квадрат как аспект умеренной любви. Оппозиция, в свою очередь, не даёт никаких указаний на дружбу: данный аспект является эпитомой раскола и вражды, так как числу два присущ символизм разделения. Лишь изредка его могли рассматривать как указание на согласие, но обычно то было согласие конфликтующих сторон, которые заключают ненадёжный альянс.

 

Манилий признаёт принципиальную схожесть знаков в оппозиции, происходящую из общности их пола, но дополняет, что в этом виде аспекта доминируют очевидные различия:

 

Но сколь противны эти знаки по положению, столь близки они по природе: меж ними возникает взаимное согласие, ибо их пол одинаков;... и природа торжествует над расположением хотя сама отступает перед законом времени: Рак противится тебе, Козерог, хотя оба вы женского пола, как зиме противится лето…, не удивляйся же противоречиям, возникающим между соответствующими знаками [7].

 

Оппозиция не только враждебный, но также очень сильный и интенсивный аспект, потому что планеты беспрепятственно и ясно видят друг друга.

 

При тупом угле секстиля, планеты слабо «созерцают» друг друга, и важность этого аспекта часто преуменьшалась античными авторами [8]. Происхождение секстиля от числа три определяло его значение. Дорофей упоминает в своём труде, что секстиль подобен трину, но слабее [9].

 

«Примыкание» и развитие концепции орба

 

Предположим, что планеты движутся директно, в таком случае аспект посылается быстрой планетой и принимается более медленной. «Посылающие» планеты ответственны за то, чтобы реализовать в реальности влияние аспекта, в то время как сила, достоинство и общее состояние получающей планеты обуславливают то, в каком виде аспект будет исполнен. Также необходимо различать аспекты точного примыкания, и те, что уже отходят от момента точного аспекта. С античных времён расходящиеся аспекты рассматривали как относящиеся к ранней жизни, пожилым людям и прошедшим событиям; примыкающие аспекты относились к молодым людям (тем, что родились после натива), условиям дальнейшей жизни и событиям будущего.

 

Античное отношение к аспектам и орбам очевидно было более сдержанным, чем в современной астрологии. Существовало простое правило, согласно которому, если два знака состояли в аспекте, то любые планеты в этих знаках также находились в аспекте, вне зависимости от точных градусов. Порой границы знака рассматривались как границы влияния аспекта, например, астролог 12 в. Ибн Эзра утверждает, что древние не принимали в расчёт соединение двух планет, даже в пределах орбов друг друга, если они при этом не находились в одном знаке. Хотя Ибн Эзра и пишет об этом правиле, сам он с ним не соглашается, заявляя:

 

Если две планеты находятся в двух знаках, под взаимным влиянием своих тел, они не считаются соединёнными, потому что их знаки разные. Это мнение древних. Я же, Аврагам, составитель этой книги, с ними не согласен… [10].

 

При этом в действительности, если аспект, выходящий за границы знака, был близок к точному соединению, большинство традиционных астрологов его признавало. Кроме того, даже в античный период многие авторы наставляли изучающих астрологию: соблюдение философии форм не всегда возможно благодаря одному лишь признанию аспекта по знаку, более корректно работать с точными градусами [11].

 

Например, с точки зрения отношений между знаками, планета в 28 гр. Льва делает трин к планете в 2 гр. Стрельца, но если посмотреть с точки зрения градусов, то аспект близок к точному квадрату. В классической астрологии последний случай известен как партиль аспект, потому как он опирается скорее на «части» (градусы), чем на знаки. Аспект, опирающийся на отношения между знаками, называется платик, что значит «плоский» или «широкая область».

 

Позднее в астрологии термин партиль в основном использовался для точных или почти точных аспектов, в то время как платик – для более «широких» аспектов или тех, что находились друг от друга на расстоянии, считавшимся достаточным для того, чтобы планеты были в соединении[12].

 

aspekty astrologiya 5

 

 

В большей части античных суждений по картам, которые сохранились в работах Веттия Валенса, для определения аспекта, судя по всему, было принято ориентироваться по знакам, так как сам Валенс редко утруждал себя перечислением градусов планетарных положений. Тем не менее некоторые абзацы дают основание полагать, что такой упрощённый подход предназначался лишь для общих суждений, а в одном случае, где Валенс сообщает о вредоносном аспекте между Тельцом и Девой «потому как это квадрат по градусам» [13], мы видим, что потребность в рассмотрении планетарных аспектов вне зависимости от отношений между знаками не сбрасывалась со счетов.

 

Именно эта необходимость в определении момента, когда сила аспекта по градусам перевешивала силу аспекта по знакам, привела к появлению орбов. По сути, это была попытка определить «совершенство», а именно, период наибольшей силы аспекта. Обычно под «совершенством» понимали точный градус самого соединения, но мнения на сей счёт разнились, и в работе 2 в. н.э. Антиох Афинский говорит, что «контакт» или «примыкание в самом прямом смысле слова» происходит в пределах 3 градусов [14]. В работе 11 в. н.э. арабского астролога аль-Бируни также приводится список планетарных орбов, которые по его заявлениям заимствованы из работы 3 в. до н.э. Порфирия [15]. К сожалению, на данный момент мы не располагаем вразумительными и недвусмысленными примерами использования орбов в античной астрологии, и можем лишь логически рассуждать о пути их развития на основе информации, представленной в более поздних текстах.

 

Латинское слово орбис буквально переводится как «круг» или «сфера», и собственно планетарный орб – это область небес, непосредственно примыкающая к планете – «вот она – огром­ный пол­ный круг, и вдруг совсем исчез­ла» - так Плиний писал о Луне [16]. Некоторые авторы считали, что орб – это сила планетарного тела, нечто вроде сильно заряженной ауры, которая несёт в себе энергию влияния планеты. 

 

В известной степени мы можем быть уверены в том, что орбы Солнца и Луны были выведены на основе наблюдений за гелиакальными восходами и закатами, а именно, на основе расстояния, на котором происходит затемнение. В традиции орб Солнца равен 15-17 градусам, что как раз равняется расстоянию, с которого планеты перестают быть видимыми, приближаясь к соединению с Солнцем. Лунный орб равен примерно 12 градусам – такое же расстояние разделяет светила, когда молодая Луна появляется после своего соединения с Солнцем. Из-за своей бо́льшей яркости она становится видимой с меньшего расстояния, чем другие планеты [17]. Подобные расчётные значения могут быть лишь примерными, потому что на них влияют яркость планеты и царящие погодные условия.

 

Возможно, что все планетарные орбы возникли в результате ранних попыток зафиксировать затемнение, происходящее во время гелиакального захода. Представленная далее таблица содержит градусы, которые Фирмик, римский астролог 4 в. н. э., использовал для того, чтобы определить на сколько планеты должны уйти от Солнца, дабы появиться на небе в качестве утренних звёзд, восходящих перед светилом, или в качестве вечерних звёзд, появляющихся на небосклоне после захода Солнца. За исключением данных по Меркурию (которого особенно трудно разглядеть невооружённым глазом), все градусы имеют близкое сходство с пределами, представленными в списке традиционных орбов. Авраам Ибн Эзра также предлагает подробное и поучительное объяснение того, как соединение и «расставание» связаны со взаимодействием Солнца с каждой конкретной планетой [18].

 

 aspekty astrologiya 6

 

Однако существует и другое объяснение: пределы внешних планет основывались не на дугах видимости, но лишь на силе и старшинстве планет. По этой причине внешним планетам, Марсу, Юпитеру и Сатурну, как имеющим более выраженное влияние, были соответственно предоставлены бо́́́́́́́льшие орбы, чем подчинённым им Меркурию и Венере.  

 

Вполне вероятно, что орбы появились в ходе попыток объединить оба фактора: гелиакальные восходы были взяты за основу, а порядок планет по силе влияния придал системе законченный вид.

 

К тому времени, как аль-Бируни написал свою Книгу вразумления начаткам науки о звёздах, в 11 веке, мнение о правильных «пределах начала примыкания» решительно разделилось. Из его комментариев становится очевидно, что существовало множество доступных определений орбов, а также объяснений того, как работают используемые системы. Одни астрологи предпочитали предел в 12 градусов по обе стороны точного аспекта (на основании того, что таков орб Луны); другие – предел в 15 градусов (таков орб Солнца); третьи высчитывали среднее значение планетарного орба состоящих в аспекте планет. Но были и те, кто перенял эстафету у Птолемея, который установил в Тетрабиблосе 5-градусный орб у асцендента, заявляя, что такого же принципа необходимо придерживаться и в отношении сходящихся аспектов. Прочие же прибегали к 6-градусному орбу, обосновывая тем, что это одна пятая от величины знака, и средняя длина планетарных терм равна 6 градусам[19].

 

С учётом подобной путаницы, неудивительно, что тему орбов часто обходили стороной. Один из наиболее ранних авторов, кто более или менее подробно занимался этой темой, был французский астролог Клод Дарио (1533-1594). Его работа предлагает чёткое разъяснение того, как нужно определять орбы, и этот метод стал стандартом для европейских астрологов эпохи Возрождения [20].

 

Полуорбис

Дарио во введении к теме орбов кратко упоминает, что «примыкание», можно сказать, начинается за 6 градусов до точного аспекта. Но затем он в общих чертах описывает систему, которой сам отдаёт предпочтение: предел действия аспекта определяется при помощи орбов участвующих планет. Дарио называет орбы кругами, излучениями или лучами, которые помогают планетам соединиться телесно или образовать аспект. Он придерживается пределов влияния, которые даёт аль-Бируни, объясняя, что эти данные относятся к радиусу орба каждой планеты. Например, полный орб Меркурия равен 14 градусам, и он простирается на 7 градусов в обе стороны, в то время как орб Луны равен 24 градусам и простирается на 12 градусов с каждой стороны. Несмотря на то, что можно ожидать некоего эффекта, когда планеты только начали двигаться навстречу друг другу, лишь когда расстояние между Луной и Меркурием станет равно или меньше половины суммы полуорбисов обеих планет, начнётся точный аспект (то, что мы называем примыканием); с этого момента энергия аспекта даёт известный эффект. Эта срединная зона называется «половиной» (moiety) орба, от французского термина 15 в. moitié, который происходит от латинского medietas, что означает половина (т. е. среднее значение). Таблица далее содержит информацию о полуорбисах каждого орба согласно Дарио:

 

astrologicheskie aspekty

 

По мнению Дарио, Меркурий и Луна входят в точный аспект (примыкание) любого рода, начиная с 9½ градусов 𝅶– общей суммы их полуорбисов (Меркурий = 3½° + Луна = 6°). С этого момента влияние аспекта закономерно возрастает вплоть до достижения градуса точного аспекта. Потом он начинает распадаться, но эффект не исчезает полностью до тех пор, пока планеты не пересекут границы полуорбисов.

 

astrologicheskie aspekty 2

 

Следовательно, аспект между Меркурием и Венерой входит в «точную» фазу (или «в пределы орба»), когда расстояние равно 7 градусам, общей сумме их полуорбисов: 3½° + 3½°. Важная роль светил отражена в значительно бо́льшей длине предела, который равен 13½° градусам (Солнце = 7½° + Луна = 6°). Расхождение начинается в момент, когда планеты пересекают градус точного аспекта [21], но влияние сохраняется вплоть до момента пересечения градуса суммы полуорбисов. Согласно методу Дарио, Луна и Меркурий, находясь на расстоянии 10 градусов друг от друга, не могут более оказывать известный эффект.

 

Лишь в последнее столетие орбы стали определять исходя из природы аспекта, а не планет, участвующих в примыкании: упрощение, упускающее из внимания тот факт, что некоторые планеты обладают более сильным влиянием, чем другие. Всё же, если мы учтём, что аспекты характеризуют только то, каким образом смешиваются энергии планет, возможно, мы придём к выводу, что пределы влияния эффекта гораздо логичнее определять не по характеру самого союза, а на основании силы и природы намерений участвующих планет.

 

Даже в середине 1840-ых гг., когда Сефариал написал свой Новый словарь астрологии, орб воспринимался астрологами в рамках принципов полуорбиса, как у Дарио и Лилли. 

 

astrologicheskie aspekty 3

 

Чтобы увидеть таблицу с орбами Лилли и более широкими пределами, которые используют другие авторы, пройдите по этой ссылке.

 

Правосторонний и левосторонний аспекты

 

В традиционных работах трины, квадраты и секстили порой называют «двусторонними аспектами», потому что планеты могут их формировать как слева, так и справа от себя [22]. Если планета находится в Овне, её квадрат к Козерогу будет правосторонним, декстером («dexter», что значит правый), а квадрат к Раку – левосторонним, синистером (левый). Их интерпретация также основана на пифагорейской философии и опирается на то, как знаки созерцают друг друга. Считалось, что знаки смотрят друг на друга в направлении суточного движения небес, таким образом, получается, что правосторонний аспект – это естественный взгляд, направленный вперёд, в то время как левосторонний аспект – это замутнённый взгляд, направленный назад.

 

Диаграмма ниже показывает, как правосторонний и левосторонний аспекты соотносятся с планетарным движением. Каждый день планеты вращаются вокруг Земли, двигаясь с востока на запад. Они появляются на восточном горизонте, кульминируют в середине неба, исчезают за западным горизонтом. В традиционной астрологии суточное движение, подобно реке, несущее планеты по часовой стрелке в небесах, имело первостепенное значение, однако в современных текстах его фактически игнорируют [23]. Так как мы лишились значительной части того геоцентрического представления мира, что лежит в основе нашего символизма, упор сместился на движение планет по знакам, осуществляющееся против часовой стрелки. Описывая астрономическое движение планет через зодиак, мы упускаем то, как небеса выглядят с Земли, и пренебрегаем тем основополагающим символизмом, который присущ полярности дня и ночи.

 

Однако античные астрологи считали, что суточное движение занимает ключевое место в их искусстве, и называли его естественным движением небес. Восходящий знак устремляет свой взор вперёд, к знаку, что взошёл перед ним, а не к тому, что появится после него, – так объясняет Манилий. Овен смотрит вперёд на Водолея секстилем, на Козерога – квадратом, а на Стрельца – трином:

 

Козерог смотрит на Весы, Овен видит впереди себя Козерога и держится на равном расстоянии от него и Рака, а Рак видим левым звёздам следующих за ним Весов (правым всегда зовут предшествующий знак) [24].

 

Правосторонний аспект, таким образом, более прямой. Из-за того что взгляд направлен в сторону суточного движения небес, влияние этого аспекта сильнее левостороннего, а вероятность того, что эффект будет ярко выраженным, и его реализация пройдёт без затруднений, гораздо выше. При левостороннем аспекте, в силу направления его движения, которое противно естественному движению небес, планете приходится «оглядываться», что делает аспект более слабым, искажённым и в некоторой степени дефектным. Термины декстер и синистер в общих чертах транслируют древнюю и широко распространённую веру в то, что «правое» направление связано со всем проявленным, энергичным, дневным, в то время как «левое» связано со всем сокрытым, пассивным, ночным. По этой причине слово синистер (в английском «зловещий», «жуткий»), которое изначально использовалось для всего, что связано с левой стороной, со временем стало обозначать всё, что темно, спрятано или находится в неестественном состоянии [25].


Их ждёт ещё большая удача, если сопутствующие планеты находятся в аспекте справа…
– Птолемей, Тетрабиблос, IV.3

 

astrologicheskie aspekty 4

 

Доминирующая планета

 

Античные работы также сообщают нам, что планета в правостороннем аспекте (т.е. в том, что движется по ходу суточного движения) доминирует, превосходит, пересиливает ту, что находится слева (в диаграмме выше Луна в Овне доминирует над Меркурием в Раке, в то время как Сатурн в Козероге доминирует над Луной). Намного лучше, когда благодетельные планеты пересиливают зловредные, таким образом ослабляя разрушительную мощь последних, чем когда зловредные планеты превосходят благодетелей. Например, согласно Дорофею, если Юпитер доминирует над Марсом в квадратуре, натив будет благородным, непоколебимым, сострадательным. Но если Марс превосходит Юпитер, будет натив глупым, надоедливым, изнурённым, занимающимся клеветой [26].

 

Астрологи античности, вроде Веттия Валенса, часто использовали технику определения доминирующей планеты. В ниже представленной натальной карте Валенс описывает, как Сатурн в Водолее принёс нативу полный опасностей год, во время которого натив заболел, едва уцелел в море и был втянут в крайне затратные судебные тяжбы (которые он в конечном итоге выиграл). Валенс объясняет, что хотя Сатурн угловой и находится в седьмом доме, над ним доминирует Венера в Весах (в трине) и Юпитер в Скорпионе (в квадрате). Так, благодаря благодетелям, что пересиливают Сатурн и находятся у власти, Сатурн оказывается скован и не может нанести серьёзного урона, а участь мужчины смягчается [27].

 

 astrologicheskie aspekty 5

 

 

В рамках этой идеи считалось, что девятый, десятый и одиннадцатый дома от любой планеты имеют самое сильное влияние над ней – особенно десятый дом, что доминирует над планетой также, как Середина Небес доминирует над Асцендентом. Птолемей, касаясь этой темы, пишет, что единственные дома, имеющие власть в вопросах смерти (помимо асцендента и десцендента) – это девятый, десятый и одиннадцатый дома от асцендента, который является местом жизни [28].



Примечания

(Комментарии или дополнительная информация от переводчика даётся в квадратных скобках)  

[1] В Тетрабиблосе (1994, стр. 30) Птолемей пишет:

«Подобное отношение считается существующим независимо от того,  происходит ли оно вследствие физического соединения небесных тел или проявляется как один из традиционных аспектов, однако, что касается физических прилеганий и разлучений небесных тел, то здесь полезно также наблюдать их широты, поскольку во внимание можно принимать лишь те прохождения, которые совершаются по одну сторону эклиптики. В случае прилеганий и разлучений по аспекту, подобное действие является излишним, поскольку все лучи падают и сходятся, из любого направления, в одной и той же точке, то есть центре Земли» (книга 1, глава 24).

 

[2] Манилий, 1993, стр 65. См. также Птолемей, 1994, стр. 22, глава 1, абзац 16.

См. также Ptolemy, 1964, стр. 72-73, сноска: 

[«Аспекты суть геометрические отношения между небесными телами. В своей работе Птолемей признаёт важными только четыре вида аспекта: оппозицию, трин, квадрат и секстиль. В то же время он не считает “соединение” аспектом, хотя и использует его как таковой на протяжении всего Тетрабиблоса. Считается, что это Кеплер ввёл в обиход другие аспекты, полученные делением окружности (360°):  полуквадрат, квинтиль, полутораквадрат, биквинтиль и проч. (ср. Ashmand, 1822, стр.40-41, сноски). Ими пользуются современные астрологи, но птолемеевская доктрина и 16 глава (“О взаиморасположении знаков”) не согласуются с использованием этих аспектов: интервалы между телами, которые находятся в одном из четырёх упомянутых тут видов аспекта, можно измерить в целых знаках»].

 

[3] Firmicus, 1995, стр. 303, книга II, глава XXII, примечание переводчика №38.

 

[Так как данное издание является по сути переизданием Firmicus (1975), но с комментариями МакКанна, а версия 1995 г. недоступна, переводчик решил привести сноску №38 в соответствии с изданием 1975 г., стр. 308 - 309.

 

«Фирмик вводит понятие “аспект” через термин mathematicum, математические отношения. Также он часто использует radiatio, сияние или блеск. Греческие писатели часто называли аспекты schemata или schematiskoi, геометрические фигуры. Пожалуй, с полным правом это можно назвать самым “греческим” вкладом в астрологию. Фирмик перечисляет четыре вида аспектов: оппозицию, трин, квадрат и секстиль. Кроме того он пишет и о ситуации отсутствия аспекта, которую называет ableptum, с греческого ablepton (невидимый или слепой), в то время как непосредственно у греков более распространённым вариантом был asyndeton (несоединённый).

 

Хотя сам термин “аспект” (от латинского aspicio, смотреть) не использовался вплоть до средних веков, присутствие в тексте Фирмика ableptum свидетельствует в пользу того, что древние предпочитали считать геометрически связанные планеты “смотрящими” или “созерцающими” друг друга. Секст Эмпирик (2004) пишет: “Обращаются же они одна к другой и взаимно согласуются, по их мнению, тогда, когда они являются в виде треугольника или четырехугольника”. Фирмик и другие латиноязычные авторы античности никогда не использовали aspicio или aspectus в качестве астрологических терминов. Когда Гораций пишет: "Seu Libra seu me Scorpios aspicit" (Меня Весы ли созерцали или Скорпион), - то похоже он использует термин aspicit не в прикладном смысле.

 

Местами Фирмик переводит птолемеевское blepo (смотреть) как testimonium perhibere (давать показания), исходя из первоначального значения testor (свидетельствовать).

 

Для ableptum (невидимый) Фирмик использует pigrum (вялый, ленивый), aversum (отвернувшийся) и alienum (чужой).

 

До Фирмика многие авторы писали лишь о трёх видах аспекта. Например, Гемин (2011, стр. 184-186), у которого перечислены лишь оппозиция, трин и квадрат, или Секст Эмпирик, у которого только трин и квадрат. При этом Птолемей (1994, книга I, глава 13) перечисляет четыре вида, а также даёт точные градусы. У Фирмика в главе XXII есть только аспекты по знаку, т.е. platicе, а в главе XXIII появляются уже более точные аспекты по градусу, partilier»].

 

См. также Нейгебауэр и Ван-Хузен, 2022, стр.___ Also Greek Horoscopes by Neugebauer & Van-Hoesen, (American Philosophical Soc., Philadelphia, 1959), p.13.

 

[4] Houlding (2003)

 

[5] Манилий, 1993, стр. 64.

 

[6] Dorotheus, 1993, стр. 189, книга I, глава 25; [также доступно по ссылке: http://www.skyscript.co.uk/dorotheus1.pdf ].

 

[7] Манилий, 1993, стр. 66-67.

 

[8] Firmicus, 1995, стр. 303, примечание №39.

 

[В Firmicus (1975), скорее всего это будет стр. 309, примечание №38 (см. примечание [3])]. 

 

[9] Dorotheus, 1993, стр. 221, книга II, глава 17; [Также доступно по ссылке: http://www.skyscript.co.uk/dorotheus2.pdf ].

 

[10] Ибн Эзра, 2009, стр. 312.

 

Также Ибн Эзра выражает свое мнение (2009, стр. 370), заявляя, что если нет предотвращения, соединение произведёт эффект, но после некоего «отчаяния».

 

«Если планета приближается к соединению со второй, но до завершения соединения вторая планета перейдёт в следующий знак, а первая планета погонится за [второй] и, [если] настигнет её до того, как её опередит третья, желаемое исполнится, но [лишь] после отчаяния».

 

См. также Levy, R. and Cantera, F. (1939). 

 

[11] Например, у Манилия (1993, стр. 64):

 

«Хотя сами знаки верно будут сгруппированы в четвёрки, ошибка в обращении с градусами погубит результат вычислений. Мало, следовательно, верно определить составляющие тригон созвездия или четвёрки, образующие квадрат».

 

Аспекты от планет, противоречащие отношениям между знаками, называются диссоциированными: http://skyscript.co.uk/gl/dissociate.html 

 

[12]  В связи с этим Лилли пишет (2004, стр. 116):

 

«Существуют также аспекты партиль и платик. Партиль аспект - это когда планеты находятся на таком расстоянии друг от друга, что формируют точный аспект, как если Венера находится в 9 градусах Овна, а Юпитер – в 9 градусах Льва. Это партиль аспект трина. Так Солнце в 1 градусе Тельца, а Луна в 1 градусе Рака составляют партиль аспект секстиля, и это сильный знак или довод в пользу исполнения чего-либо. Или дело, которое под рукой, завершится, когда аспект станет таким точным. Он означает хорошее, и это также знак присутствия зла, когда существует угроза вреда.

 

Платик аспект - это тот, который допускает орбисы или лучи двух планет, которые означают дело. Как если Венера будет в 10 градусах Тельца, а Сатурн – в 18 градусах Девы, здесь Венера имеет платик аспект трина или в платик аспекте трина к Сатурну, поскольку она находится в границах суммы их полуорбисов. Поскольку полуорбис для лучей или орбисов Сатурна – 5 градусов, а для Венеры – 4, и расстояние между ними до точного аспекта – 8 градусов».

 

[13] Нейгебауэр и Ван-Хузен, 2022, стр.___ Neugebauer & Van-Hoesen, Greek Horoscopes, p.82.

 

[14] Уильям Лилли, астролог 17 в., также пишет о важности этого 3-градусного орба в своём Merlini Anglici (1677): «Партиль аспект происходит в пределах трёх градусов» – хотя в Христианской астрологии он определяет партиль аспект, как аспект точного градуса (смотрите сноску 12 данной статьи). Может быть показательным тот факт, что Лилли написал определение из Христианской астрологии 30 лет спустя после Merlini Anglici, что может говорить о том, что он переосмыслил понимание термина.

 

[Цитату также можно увидеть в Lehman, J. L. (2010)].

 

[15] Беруни (1975).

 

[16] Плиний Старший, 2016, книга II, глава VI, абзац 42. 

 

[17] Традиционные источники утверждают, что планеты уходят «под лучи Солнца» на расстоянии 15 или 17 градусов. Лилли говорит об обоих вариантах пределов, заявляя в Христианской астрологии (2004, стр.122), что планета уходит под лучи Солнца с расстояния 17 градусов от него, но затем противореча самому себе в примечаниях к переводу Генри Коули работы Гвидо Бонатти Душа астрологии (2013, стр. 135): он утверждает, что под планетой, находящейся «под лучами Солнца», более правильно понимать ту, что находится в менее, чем 12 градусах от Солнца, в то время как планеты, уходящие «под лучи Солнца», находятся в 12-15 градусах от него.

 

[18] Ибн Эзра, 2009, глава 7.

 

[19] Беруни, 1975, стр. 196-197 (абзацы 436-437), стр.200 (абзац 446), стр. 239 (абзац 490).

 

[20] Dariot, C. (1998). См. также Дарио, К. (2014).

 

[21] Лилли (2004, стр. 119) утверждает, что планеты должны быть удалены друг от друга по меньшей мере на 6 минут, прежде чем мы сможем назвать это сепарацией. Прочие авторы заявляют, что аспект остаётся «точным» до тех пор, пока планеты не уходят друг от друга на 16 минут или на один целый градус.

 

[22] Вместе с тем аль-Бируни (1975, стр. 243, абзац 503) писал, если от планеты, находящейся возле Середины небес, исходят два секстиля или квадрата, оба расположенные над горизонтом, считается, что у планеты есть две правые руки. Если аспекты расположены под горизонтом, то у планеты есть две левых руки. Две правых руки являются указанием на успех и победу. 

 

[23] Птолемей (1998, стр.14), в разделе о двух системах движения, называл суточное продвижение звезды с востока на запад Primum Mobile (первое вращение, первое движение).  Поэт 14 в. Чосер (2016, строки 295-298) пишет о его важности в своих Кентерберийских рассказах, в рассказе юриста (перевод М. А. Перегудова специально для этой статьи):

 

Жесто́кое небо, причина всего, 

Звёзды уводишь взмахом своим. 

Иными тро́пами шёл бы весь мир, 

Когда б не воля Тебя одного.

[24] Манилий, 1993, стр. 62.

 

[25] Ассоциации правого направления со светом и солярным принципом, а левого направления с темнотой и лунарным принципом проливает свет на слова аль-Бируни (ссылка [22]). Планета с «двумя руками» над горизонтом более прямолинейна и экспрессивна; если она опускает «руки» под горизонт, то становится более разрушительной и скрытой. Правое направление (декстер) всегда подразумевает манифестацию и очевидное проявление силы, в то время как левое (синистер) подразумевает внутреннюю силу, которой трудно ясно выразить себя вовне.

 

[26] Dorotheus, 1993, стр. 215, книга II, глава 15. [Также доступно по ссылке: http://www.skyscript.co.uk/dorotheus2.pdf ]

 

[27] Нейгебауэр и Ван-Хузен, 2022, стр.___ O. Neugebauer and H.B. Van-Hoesen, Greek Horoscopes p.104. No. L108,X1

 

[28] Птолемей, 1994, стр. 64, книга III, глава 10.

 

 

Автор © Дебора Хоулдинг
Оригинал статьи
Перевод © Малка Абендштерн, специально для Teurgia.Org, 2022

 


Back to Top