Энциклопедия Таро: Происхождение карт тарокки — Стюарт Каплан
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Энциклопедия Таро: Происхождение карт тарокки — Стюарт Каплан

 «Энциклопедия Таро»: Том I

Стюарт Р. Каплан

 

Глава 2.

Происхождение карт тарокки

 

Происхождение игральных карт - как двадцати двух Старших Арканов, так и пятидесяти шести карт, имеющих масти, - остается неясным. Ранняя колода карт с мастями - вероятно даже, самая первая из существовавших - была нарисована вручную примерно в 1420-1430 году в Штутгарте, это немецкая колода под названием «Охота» (Hunting), и в ней не содержится козырей. На этих картах изображены сцены охоты, и в качестве знаков масти выступают собаки, олени, утки и соколы. Ранние карты Тароччи Висконти-Сфорца относятся к тому же периоду времени. Далее будут приведены некоторые популярные теории о возможном происхождении карт тароччи, выдвигавшиеся в течение последних нескольких веков.


ДОИСТОРИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК И УСТНЫЕ КУЛЬТУРЫ


В период до письменной истории доисторический человек занимался развитием различных систем устной культуры и традиции, основанной на таинственной науке астрономии и календарных отсчетах. Считается, что ранний человек тщательно следил за сидерическими фазами дня, месяца и года, за изменением положений планет. Были такие астрономические события, которые он мог с легкостью изучать, и он записывал их с помощью календарей, например делая пометки на натянутом куске звериной шкуры, вырезая или выцарапывая их на кости или на ветвях деревьев. Важные культурные события со временем стали выражать в метафорических и аллегорических формах в качестве мифов, легенд и басен, изустно передававшихся от поколения к поколению с течением множества тысяч и даже десяток тысяч лет. Некоторые фрагменты этих ранних устных традиций сохранились до времен, когда люди уже стали пользоваться записями, в форме народных мифов и верований. Например, дьявол – это рогатый персонаж, связанный с волшебством и злом, а отшельник – персонаж, облаченный в одежды с капюшоном, в руке он держит свечу и символизирует зимнее солнцестояние. Обе этих фигуры есть в Старших Арканах колоды таро. Многие изображения Старших Арканов были искажены временем  и невежеством тех, кто брался их истолковывать. Так, большинство изображений Таро, популяризированных в течение последних пяти столетий, невозможно распознать, опираясь на ранние мифы и устную культуру. Буквальное истолкование множества ранних мифов является основанием для многочисленных суеверий и церемоний, практикуемых ныне религиозными группами, братскими орденами, тайными обществами и сторонниками оккультизма.


Некоторые ученые, включая и Артура Корвина (Arthur Corwin), исследовавшего эту тему начиная с 1960-х годов, рассматривают аллегорический символизм карт таро как иллюстрированные метафоры, выражающие поглощенность раннего человека задачей хронометрирования. Календарю ранний человек уделял пристальное внимание. Он тщательно записывал все астрономические изменения, которые происходили по дням, месяцам и годам. Он наблюдал за равноденствиями, за астрономическими движениями звезд и планет, а также и за иными повторяющимися событиями. Календарь он использовал с целью выживания, в частности он планировал, когда ему заготавливать пищу на зиму, когда подготовить необходимый для него кров, как лучше проводить ежедневное общение с другими людьми, а также дабы отмечать срок, необходимый для рождения.


ТОТ И ЕГИПЕТСКИЕ ИЕРОГЛИФИЧЕСКИЕ КНИГИ


Артуар Кур де ЖебеленВ 1781 году Кур де Жебелен (Court de Gebelin) в своем сочинении «Первобытный мир» выдвинул теорию о том, что Старшие Арканы составляют египетскую иероглифическую Книгу Тота, которая была спасена из-под руин горящих египетских храмов тысячи лет назад. Книга Тота, также известная под названием «Книга Таро» и «Книга Золотых Страниц», как предполагается, заключала в себе синтез всех человеческих знаний и глубокого мистицизма. Тот – египетский бог мудрости, оккультных искусств и наук; он также был писцом и помощником иных божеств египетского пантеона, а обителью его был Гермополис. В обязанности Тота входило измерение времени и предсказание будущего. Также ему приписывали создание чисел и священного письма. На древних рельефах он часто представлен с человеческим телом, головой и шеей ибиса, священной птицы, подобной цапле или журавлю, чей шаг согласно народному верованию, точно отмерял расстояние в локоть – эта единица измерения использовалась при возведении храмов. В соответствии с мифологическим верованием, Тот часто изображался с пером, дощечкой и пальмовой ветвью. Греки именовали Тота Гермесом Трисмегистом, а его священные работы – «герметическими». Греческое божество Гермес – бог торговли, изобретательства, хитрости и воровства. Также он являлся посланником богов и проводником душ в их последнее место упокоения. Имя «Гермес Трисмегист» означает «трижды мастер», или «трижды великий Гермес». Этим именем подписаны работы по алхимии, астрологии и магии, которые будто бы принадлежат его авторству.


Кур де Жебелен писал следующее в своей работе «Первобытный мир»:


«Вообразите, какое удивление вызвало бы обнаружение египетской книги, если бы выяснилось, что труд древних египтян все еще продолжает существовать в наши дни - в книге, спасенной от пламени, пожравшего их превосходные библиотеки,- и содержит в себе чистейшие верования в отношении вещей любопытных. Каждый, без сомнения, загорится желанием узнать о столь драгоценной и исключительной книге, которая уже получила широкое распространение в большей части Европы и успела побывать в руках практически каждого в течение многих веков. Не удивимся ли мы в высшей мере, когда поручимся за то, что никогда не полагали эту книгу египетской, что мы владели ей, на самом деле не владея, поскольку никогда не пытались расшифровать ни одной из ее страниц, или же взглянуть на плоды ее совершенной мудрости. Эта египетская книга действительно существует. Эта египетская книга – единственная, сохранившаяся до нашего времени из всей их превосходной библиотеки. Она настолько общеизвестна, что ни один ученый не снизошел до того, чтобы потрудиться над ее изучением, поскольку никто до нас не подозревал о ее выдающемся происхождении.  Эта книга состоит из семидесяти семи, даже из семидесяти восьми страниц или рисунков, разделенных на пять классов, и на каждом из этих изображений показаны вещи столь же разнообразные, сколь занимательные и поучительные. Короче говоря, книга эта – игра таро, игра, неизвестная в Париже, это правда, но весьма известная в Италии, Германии и даже в Провансе. Эта игра кажется причудливой, как благодаря фигурам, присутствующим на ее картах, так и по причине их количества».


Кур де Жебелен умер в Париже 10 мая 1784 года. Розеттский камень был обнаружен в 1799 году, во время наполеоновской кампании в Египте, и предоставил ключ к древнеегипетскому языку. С помощью этого камня французский ученый Жан-Франсуа Шампольон (Jean-François Champollion) решил в 1822 году проблему по прочтению иероглифических письмен.

 

Антуан Кур де Жебелен

 

ЕГИПЕТСКИЕ ИЕРОГЛИФИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ


Поль Кристиан в конце XIX века дал свою интерпретацию двадцати двух Старших Арканов как иероглифических изображений. Эти изображения первоначально присутствовали на колоннах в древнеегипетской галерее, которую должен был проходить неофит во время его посвящения. Одиннадцать символических картин размещались по обе стороны галереи, они были размещены попарно, так, чтобы последняя картина была напротив первой, а предпоследняя картина – напротив второй, и так далее, в следующем порядке:


Поль Кристиан

 

Смысл этих изображений тщательно объясняли посвящаемому, чтобы он мог изучить и понять правила и принципы мудрости.

 

СКРИЖАЛЬ БЕМБО

 

Афанасий Кирхер в своем сочинении «Эдип Египетский», опубликованном в Риме в 1652-1654 годах, описал «Mensa Isiaca», также известную под названием «Скрижали Изиды» и «Скрижали Бембо». Последнее название было получено ею оттого, что обнаружение этой скрижали было связано с именем кардинала Бембо, историографа Венецианской республики. Также он руководил Библиотекой Сан-Марко до самой своей смерти, произошедшей в 1547 году. Складная вклейка была включена в сочинение Кирхера, а более тщательно проработанное изображение было продемонстрировано в сочинении «Mensa Isiaca» (1669) Лаврентия Пигнория (Laurentius Pignorius). Утерянный оригинал бронзовой таблички был разделен на три равных горизонтальных части. В верхней части содержались двенадцать небесных домов, разделенных на четыре времени года, знаки зодиака, управителей мира; к ним Элифас Леви в своей работе «Учение и ритуал Высшей Магии» добавил четырехбуквенное священное имя Tetragrammaton. В нижней части таблички показано распределение труда в течение года. Центральная часть поделена на семь частей и, по общему мнению, заключала в себе двадцать один священный знак алфавита Тота, сформировавший первоначальный символизм таро. Посреди таблички изображен большой, покрытый тканью, трон, и на нем восседает женщина, отождествляющая собой Исиду. Украшенные орнаментом границы трех главных секций Скрижали Бембо содержали различные символы, включая людей, птиц, рептилий, животных, змей, составные формы, цветы, чаши и скипетры. Скрижаль Исиды, возможно, служила в качестве доски или алтаря, а ее символы являлись частью сокрытых в великих египетских храмах мистерий, которые открывал жрец неофитам, пришедшим для наставления в тайнах жреческой касты. Множество истолкований Скрижали Бембо предлагались различными авторами: это и Элифас Леви, и У.Уинн Уэсткотт, и Мэнли П. Холл, внесший важный вклад в изучение этой темы.


БОГ, ЧЕЛОВЕК И ВСЕЛЕННАЯ


П.Д. Успенский в 1913 в Санкт-Петербурге (Россия) структурировал колоду таро как представление о Боге, человеке и вселенной. Успенский разместил двадцать один Старший Аркан в форме треугольника, по семь карт с каждой стороны, и поместил нулевую карту в центр этого треугольника. Треугольник он поместил в квадрат, сформированный из пятидесяти шести Младших Арканов, по четырнадцать карт с каждой стороны.

 

Успенский таро

Бог, человек и вселенная согласно синтезу П.Д. Успенского


Теория колоды таро Успенского была выражена через данную схему: точка в центре, треугольник и квадрат. Таким образом многогранное таро было использовано для синтеза отношений, существующих между миром идей, сознанием человека и материальным миром. Треугольник отождествляет собой Бога (и Троицу) в мире идей, центральная точка – это душа человека, а четырехсторонний квадрат – это зримый физический, или феноменальный мир. Подобного рода идея, по-видимому, не может происходит от людей невежественных, и потому таро, делает вывод Успенский, имеет древние корни и глубокое значение.


МИСТИЧЕСКОЕ ЧИСЛО 7


Антонио Драгони (Antonio Dragoni) предположил в 1814 году, что двадцать один Старший Аркан (карта «Дурак» здесь не берется в расчет) представляют собой египетскую доктрину, которую предположительно чтил Пифагор, о совершенном числе 3 и мистическом числе 7. Если не учитывать карту «Дурак», то в колоде останется семьдесят семь карт, или же 11 раз по 7. Далее эти семьдесят семь карт подразделяются на два класса: двадцать одну символическую карту (3 раза по 7) и пятьдесят два Младших Аркана (8 раз по 7). Вероятно, числу 7 придавали больше значение, когда начинала формироваться наука астрология. Оно связывалось древними людьми с семью известными им планетами – Меркурием, Венерой, Марсом, Юпитером, Сатурном и Солнцем с Луной. Кроме того, в таро представлены три класса изображений, которые символизируют три первых века мира – Золотой, Серебряный и Бронзовый.


ТОРА


Для некоторых ученых виделось привлекательным подобие, наблюдаемое между еврейским словом «Тора» (англ. Torah также произносится как «tora») и словом «таро»; если прочитать слово «tarot» (произносится как «taro») справа налево, как в иврите, то получим «tora». Действительно, многие считают, что в Старших Арканах было сведено воедино все знание и опыт человечества, как и в Торе.


ЕВРЕЙСКИЙ АЛФАВИТ, КАББАЛА И ДРЕВО ЖИЗНИ


Невозможно обойти вниманием теорию о соответствиях между двадцатью двумя буквами еврейского алфавита и двадцатью двумя Старшими Арканами. Многие оккультные ученые (Элифас Леви, Папюс, Освальд Вирт и Артур Эдвард Уэйт, например) соотносили Старшие Арканы с буквами иврита. Алеф главным образом соответствует «Дураку», или «Магу», в зависимости от того, какой из Старших Арканов толкователь полагает первым в общей их последовательности.


Интересным представляется рассуждение о возможном развитии 22 Старших Арканов из ранних алфавитов, как то показано на таблице, приведенной ниже.

 

соответствия Таро

 

КАББАЛА И ДРЕВО ЖИЗНИ


Двадцать два пути, связывающие десять Сефирот Каббалистического Древа Жизни, часто ставятся в соответствие двадцати двум Старшим Арканам. Каббала – это еврейская теософская система, цель которой – мистическое постижение Бога. Согласно данному учению, творение было совершено посредством эманации и чудотворения. По одной из версий, первоначально Каббале обучал Сам Бог избранных ангелов, которые вместе составляли теософскую школу в Раю. По другой версии, все было иначе: Каббала была непосредственно передана Богом Моисею во время его сорокадневного пребывания на горе Синай. Есть предположение о том, что Моисей посвятил Семьдесят Старцев в тайны этой доктрины, и они изустно передавали ее от поколения к поколению. Считается, что Давид и Соломон были в высшей степени посвящены в Каббалу, и тайны ее никогда не поверялись бумаге, вплоть до того момента, когда труды рабби Шимона бен Йохаи не были объединены в трактат «Зоhар» («Книга Сияния»). Слова «Каббала» означает «предание». В древнееврейской литературе слово «Каббала» означает весь корпус религиозных сочинений, за исключением «Пятикнижия». Одним из главных источников по Каббале является «Сефер Йецира» (Книга Творения), являющая собой компендиум средневекового мистицизма и науки, в эпоху раннего Средневековья известных под общим названием «каббалистических». Предмет Каббалы составляют рассуждения о природе Бога и о его божественных эманациях. Бог в Каббале называется «Эйн Соф», он наполняет и содержит всю вселенную. Дабы оправдать собственное существование, Божество должно было стать активным и творческим, чего и достигло оно через посредничество десяти Сефирот, или разумов, что проистекают от него подобно лучам от светила. Первая Сфира, или эманация, - это желание стать проявленным, и она заключает в себе еще девять других Сефирот, эманирующих одна из другой: вторая от первой, третья от второй, и так далее. Они именуются следующим образом: (1) Венец или Перводвигатель; (2) Мудрость; (3) Разум или Понимание; (4) Доброта, Любовь и Милосердие; (5) Сила, Строгость и Справедливость; (6) Красота; (7) Сила, Стойкость и Победа; (8) Великолепие; (9) Основание; и Царство (10). От соединения пар этих Сефирот формируются иные эманации: от Мудрости и Разума проистекает Доброта; от Доброты и Силы – Красота. Десять фундаментальных Сефирот являют нам постепенное развитие мира из ничто до десяти последовательных эманаций, где каждая Сфира, располагающаяся ниже, проистекает от той, что над ней, а каждая из Сефирот, располагающихся выше, обладает всеми силами Сефирот, находящихся под ней. Сефирот – это также символ первоначального, или небесного человека, по отношению к которому земной человек – всего лишь тень. Они формируют три триады, каждая из которых, соответственно, представляет интеллектуальные, моральные и физические качества: первая триада состоит из Мудрости, Разума и Венца; вторая – из Доброты (или Любви), Силы (англ. Strength) (или Справедливости) и Красоты; третья – из Силы (англ. Force) (или Стойкости), Великолепия и Основания. Все они окружены, или ограничены, Царством – десятой Сфирой. Каждая из этих триад символизирует часть человеческого тела: первая – голову, вторая – руки, третья – ноги. Не смотря на то, что эти Сефирот являются отдельными эманациями Бога, они представляют собой всего лишь различные аспекты одной Единой Сущности.


Таким образом 32 Пути тайной мудрости Каббалы подразделяются на две группы: это «фундаментальная декада» и двадцать два пути (цинарот). Двадцать два истинных пути, соединяющих десять Сефирот, как полагают, соответствуют двадцати двум Старшим Арканам таро.

 

соответствия Таро

Древо Сефирот

Древо Сефирот. Десять Сефирот связаны посредством двадцати двух путей, соответствующих Старшим Арканам.


ТЕТРАГРАММАТОН И ИЕГОВА


Папюс, согласно написанному им в 1889 году, верил, что колода таро обязана своим происхождением теософской доктрине, основанной на Тетраграмматоне, т.е. на сочетании четырех еврейских букв Йуд-Хей-Вав-Хей. Эти буквы часто транслитерируются как YHWH, JHVH или IHVH  и произносятся как «Яхве» или «Иегова», невыразимое имя Божие. Некоторые оккультисты считают, что 4 буквы Тетраграмматона управляют 4 мастями (Йуд); 4 придворными картами (Хей); 40 очковыми картами, разделенными на 10 наборов по 4 карты в каждом (Вав); а также 22 картами Мажорных Арканов, разделенными на 3 септенера  + «Дурак» (Хей). Алистер Кроули, в своем Таро Тота, сгруппировал карты и придал им символическое значение таким образом, что Король у него проявляет стремительное действие Йуд, Королева — непреклонные силы Хей, Принц (заменяющий Рыцаря) — Вав, а Принцесса (Паж) — конечную Хей священного имени.


ТАБЛИЦА КЕБЕСА


Мэнли П. Холл (Manley P. Hall), в своем «Энциклопедическом очерке масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии» («The Encyclopedic Outline of Masonic, Hermetic, Qabbolistic and Rosicrucian Symbolical Philosophy»), предположил, что одним из возможных источников происхождения таро может служить загадочная Таблица Кебеса (Table of Cebes), основанная на учении одного известного греческого философа, который, как говорят, придумал иероглифическое изображение, передающее весь прогресс человеческой жизни. Мириады человеческих существ изображены взбирающимися на великую гору в поисках цели человеческих достижений — истинного счастья.


ВИШНУ


Некоторые писатели верят, что самые ранние карты произошли от изображений индийского божества Вишну, хранителя мира и носителя одного из трех великих имен Бога. Другие два имени: Брахма, творец мира, и Шива, его разрушитель. В индийском искусстве Вишну изображается с четырьмя руками, держащими четыре предмета — лотос, булаву, раковину и диск, — которые  иногда ассоциируются с четырьмя мастями. Кроме того, Вишну имеет десять традиционных аватар, девять из которых уже были явлены, а один, Калки, Белая Лошадь, грядет в будущем. Эти десять аватар численно соответствуют 10 Сефирот на Древе Жизни, а также 10 очковых картам каждой масти. Ранние индийские игровые карты содержали 8 или 10 мастей в колоде, а число карт каждой масти было равно 12: числовые от 1 до 10 + 2 придворные карты. Знаки мастей колоды с 10 мастями имеют сходство с 10 инкарнациями или аватарами Вишну.


Инкарнации Вишну, соотносимые с символами мастей

 

Инкарнации Вишну

 

Михель Констан Лебер (Michel Constant Leber), согласно написанному им в 1842 году, полагал, что некоторые из карт Мажорных Арканов обязаны своим происхождением ранним восточным идолам и символам, которые впоследствии были изменены под влиянием христианского учения. В результате чего Вишну, индийское божество, стал Папой (La Pape), главой Католической Церкви; Храм (Maison de Dieu) заменил восточную пагоду; а Отшельник (L’ermite) в плаще произошел от муслимского дервиша.


АРДХАНАРИ


Одно из андрогинных индуистских божеств известно как Ардханари; одну половину его формирует Шива, а вторую — жена Шивы со множеством имен. Этот составной бог имеет четыре руки: Шива держит в своих руках чашу или барабан (дамару) и жезл или трезубец, позади него сидит бык; его жена держит меч и круговое кольцо или щит, позади нее припадает к земле тигр. Таким образом, четыре предмета, удерживаемые Ардханари, напоминают символы четырех мастей игральных карт. В индуистской мифологии жена, или шакти, Шивы также известна как Бхайрави, грозная; Амбика, прародительница; Сати, совершенная жена; Гаури, бриллиант; и Дурга, неприступная, которая имеет 10 рук.

 

Ардханари

 

ЧАТУРАНГА И ШАХМАТЫ


Индийская игра «Чатуранга», или «Четыре Короля» (примерно V или VI век н. э.) представляет собой древнюю версию шахмат. В оригинальной индийской игре были визирь и слон вместо нынешних королевы и епископа (в русских шахматах эти изначальные названия сохранились: вместо королевы у нас ферзь (визирь), а вместо епископа — слон, — прим. переводчика). Некоторые исследователи полагают, что игральные карты являются упрощенной версией шахматных фигур, возможно, это было изобретение игроков, которые не могли позволить себе приобрести декоративные объемные фигуры, а потому решили изобразить другие, в более простой манере на маленькой плоской поверхности. Тот факт, что игральные карты обладают удивительным сходством с определенными элементами шахматной игры, нельзя оспорить. Придворные карты напоминают королей и рыцарей (в русских шахматах вместо рыцаря — конь, — прим. перевод.), нося одинаковые имена; очковые карты напоминают пешек. Однако, между шахматами и игральными картами существуют не только сходства, но и множество различий: игрок в шахматы контролирует 8 придворных фигур и 8 пешек, а карточная масть содержит лишь 3 или 4 придворных карты и 10 очковых. В ходе игры в шахматы все фигуры стоят на виду, и игра сводится главным образом к стратегии. При игре в карты все зависит по большой части от случая, а сами карты держатся игроком в секрете от других.


Символическое значение карт, описанное Мэнли П. Холлом (Manley P. Hall) в 1928 году, таково: белый король — это Ормузд, а его сторона или масть проявляет Истинное Я; черный король — Ариман, а его свита выражает Не-Я, или Ложное Эго. В отношении философского строения человека, короли представляют дух, королевы (ферзи) — разум, епископы (слоны) — эмоции, рыцари (кони) — жизненную силу, а замки, или ладьи, — физическое тело. Пешки суть чувственные импульсы или способности восприятия. Король, будучи духом, не может быть захвачен в плен, но проигрывает сражение, когда настолько окружен, что не может отступить бегством. Таким образом, древний символизм шахмат, частично или полностью, мог найти свое отражение в колоде таро.


ЧАХАР-ТАДЖ


Уильям Эндрю Чатто (William Andrew Chatto), в своей работе 1848 года, указал, что слово «чахар», или «чатур», из языка хиндустани, или «чартах» (chartah) в записи на английском, обозначает «четыре» и, вероятно, входит в состав слова, которым в языке хиндустани обозначаются шахматы, «Чатуранга». Чатто полагал, что и шахматы, и карты, могли быть изобретены на Индостане, а в таком случае слова «чахар» или «чатур» могли формировать часть оригинальных слов, служащих для наименования карт. Общепринятым термином для карт в хиндустани является «тадж», или «тас», наводящий на мысль о листе (лат. «folium»). В фигуральном смысле «тадж» или «тас» может обозначать диадему или корону, т. е. намекать на королевскую власть. Итак, составной термин для карт может быть записан как «чахар-тадж» или «чахар-тас», напоминая «Четыре Короля» — раннее название шахмат, и будучи почти идентичным по звучанию латинскому слову «chartae» («бумажные листы») или «chartas». Кроме того, Чатто предположил, что название карт могло претерпеть изменения в процессе своего перехода из Хиндустана, минуя другие страны, в Европу, подобно тому как «Чатуранга», санскритское название шахмат, превратилось в персидское «чатранг» (chatrang), арабское «шатрандж» (shatranj), греческое «затрикион» (zatrikion), испанское «ахедрез» (ajedrez), итальянское «скакки» (scacchi), французское «ишек» (échecs) и английское «чесс» (chess).


ХИНДУСТАНЦЫ И САРАЦИНЫ


Самюэль Уэллер Сингер (Samuel Weller Singer) в 1816 году выдвинул предположение о том, что карты были изобретены хиндустанцами (жителями Северной Индии), вероятно в качестве расширения или альтернативы игре в шахматы, и что через некоторое время сарацины привезли игральные карты в Европу. Согласно Сингеру, сарацины, быстро рассеявшиеся по всей Азии и Африке, могли пересечь море уже в VII веке. В 652 году они вторглись в Сицилию, над которой и одержали полную победу в 832 году. В Испании они были в 710 году, и примерно в 731 проникли через Лангедок во Францию до Арля. Сарацины прошли от Сицилии до Калабрии и спустя несколько лет вошли в Рим и Тоскану. Они находились в различных частях Италии до X века, и сила их была столь велика, что Папа и иные итальянские князья пользовались их помощью в своих войнах друг с другом. В начале X века группа сарацин обосновалась на границах Пьемонта и проникла до самых альпийских гор в Вале. Сберечься от их нашествий удалось, уступив им участок страны меж гор примерно в середине того века. Длительное пребывание сарацин в непосредственной близости с итальянцами, испанцами и французами предоставило им возможность ознакомиться с сарацинской литературой, искусствами, обычаями и развлечениями. Сингер делает вывод, что европейские народы могли получить игральные карты от этих восточных захватчиков, которые в то время были, по сравнению с жителями Европы, просвещенными людьми.


ДОКОЛУМБОВСКАЯ СИМВОЛИКА


До нашего времени сохранилось множество старинных рукописей, созданных мексиканскими индейцами и индейцами Центральной Америки во времена до испанского завоевания. Некоторые ученые считают, что нарисованные вручную изображения в этих старинных рукописях имеют определенные сходства со Старшими и Младшими Арканами карт таро. «Тоналаматл» (Tonalamatl), или «Книга Дней» была названа Торквемадой «книгой удачи или шанса», а также «книгой дурных дней и дней благоприятных». Ею пользовались ацтекские жрецы для прорицания грядущих событий. Соответствующие книги народа майя назывались «Цолкин» (Tzolkin) и также служили для предсказания будущего. Восточное влияние, столь превалирующее в доколумбовском искусстве, предполагает раннюю его связь с Востоком. Самая новая колода карт с символикой доколумбовских времен, основанной на графических глифах и перемычках Тикаля, была создана Питером Балином (Peter Balin) в 1972 году.


КОСТИ


Каждая пара костей представляет нашему взору ряд чисел, от 1 на одной кости до 12 (дважды по 6) на двух костях вместе, давая нам основание полагать, что числовые, или нефигурные, карты достоинством от 1 до 10 и по крайней мере 2 из придворных карт - а в целом получается 12 карт из всего набора - могли происходить от костей, и впоследствии к ним были добавлены карты, имеющие масть, а также третья придворная карта.


КИТАЙСКОЕ ДОМИНО


Китайское домино, имеющее те же самые обозначения, что и кости, от которых, вероятно, оно и происходит, предположительно первоначально использовалось для дивинации. В игровой набор входят костяшки 21 типа - это число представляет собой результат сочетаний с повторениями из 6 элементов по 2 (на каждой кости стоят числа 1, 2, 3, 4, 5, 6 - это 6 элементов, которые комбинируются по 2 в домино, формула расчета такова: (6+2-1)!/(2!*(6-1)!=21 - прим. перевод.). Одиннадцать типов костяшек встречаются в наборе по два раза, и таким образом общее число костяшек составляет 32 штуки. Некоторые исследователи считают, что игральные карты развились из игры в кости, через китайское деревянное домино.


КОРЕЙСКАЯ СТРЕЛА


Корейские колоды, в которые входят восемь мастей, известны под названием «Htou-Tjyen», и состоят из восьмидесяти карт. Эти карты обычно представляют собой полоски из промасленной бумаги высотой в восемь дюймов и шириной в одну четверть дюйма. Их рубашки всегда обозначены изображением стрелы с оперением. Лицевая сторона карт похожа на весьма стилизованные стрелы, а знаки мастей тождественны символике корейских колчана или стрелы, от которых они и происходят. Таким образом, существуют некоторые подтверждения мнения о том, что карты происходят от корейских дивинационных стрел.


НАЙБИ


Корень слова «naibi», который, вероятно, служил ранним арабским или хиндустанским обозначением игральных карт, тождественен слову «naipes» - первому испанскому названию карт. Несколько ранних авторов предположили, что оба этих слова являются аналогами еврейских и арабских слов «nabi», «naba» и «nabaa», которые служат для обозначения пророческой концепции. Поэтому, предположительно, испанское название карт произошло от этого древнего восточного слова. Жан Бовенс (Jan Bauwens) выдвинул версию о том, что слово «naipes», возможно, происходит от арабского слова «na'ib» (лейтенант), и таким образом есть вероятность того, что испанское название карт происходит от наименования одной из ранних карт мамлюков. Однако ни в одной из арабских рукописей нет упоминания о том, что словом «na'ib» называлась какая-либо из игральных карт, и, кроме того, это известный факт, что карты и азартные игры запрещены Кораном. Возможно, будет не лишним отметить, не смотря на то, что подобная этимология является спорной, что в «Словаре Королевской Испанской Академии» (1734) утверждается, будто слово «naipes» происходит от инициалов «N.P.» - Никола Пепин (Nicolas Pepin), которого считают изобретателем игральных карт.


ДУРАК И ВЛАСТИТЕЛЬ СУДЬБЫ

Согласно Куру де Жебелену, французское слово «mat» (итал. «matto»), которым главным образом обозначали «Дурака» (Le Mat) - первую, но непронумерованную карту из числа Старших Арканов - происходит от восточного слова «mat». «Pagad» - восточный маг – слово, происходящее от «pag» (властитель, мастер или господин) и «gad» (судьба). Использование этих восточных слов дало основание де Жебелену и другим исследователям выдвинуть теорию о восточном происхождении карт таро.


СЕУН-ХО


Уильям Эндрю Чатто обратил внимание на то, что в китайском словаре под названием «Ching-tsze-tung», составленном Эл-Куном (Eul-koung) и впервые изданном в 1678 году н.э., сказано, что карты были изобретены в Китае в 1120 году, во время правления Сеун-Хо (Seun-ho) для развлечения его многочисленных наложниц. Кроме того, как утверждается в этом словаре, игральные карты получили общественное распространение во время правления Као-Цуна (Kaou-tsung), восшедшего на трон в 1131 году.


ХАД


Рудольф фон Лейден (Rudolf von Leyden) ссылается на раннюю индийскую карточную игру под названием «Хад», которая описана в деталях в «Шри Татва Нидхи» (Shree Tatva Nidhi). Существовало тринадцать различных видов этой игры, и каждая из этих разновидностей называлась тем или иным религиозным или мифологическим именем, например «Chamundeswari», «Panch Pandava» и «Graha». Число мастей варьировалось от 4 до 18, а количество карт каждой масти было от 9 до 18. С учетом свободных карт (loose cards), которые использовались в различных играх, общее число карт в колоде доходило до 320. Фон Лейден предположил, что эти свободные карты могут соответствовать Старшим Арканам. Однако, вероятно, игры «Хад» из Майсуры были изобретены примерно в 1800 году, и таким образом они были созданы на несколько столетий позже, нежели самые ранние из известных карт таро.


ФЕС, МАРОККО


В 1920-х годах Пол Фостер Кейс выдвинул теорию о том, что колода таро была изобретена около 1200 года, когда группа ученых людей, представителей различных народов, встретились в Фесе (Марокко). С целью коммуникации друг с другом они разработали универсальный язык иллюстрированных символов.


ДЖОТТО (1266?-1337)


Великий художник раннего итальянского Ренессанса, Джотто ди Бондоне, более всего известен благодаря созданным им фрескам. Рональд Декер, американский историк искусства, специализирующийся на итальянском Ренессансе, высказал мнение о том, что фрески Джотто в «Капелла дель Арена» в Падуе, на которых изображены добродетели, пороки, а также науки, наводят на мысли о большинстве Старших Арканах Таро.


ГВЕЛЬФЫ И ГИБЕЛЛИНЫ


В Италии XIII – начала XIV века происходила масштабная гражданская война между двумя враждующими группами. Гвельфы поддерживали Папу Римского и выступали против власти Императора Германии; гибеллины поддерживали императорскую власть. Некоторые итальянские авторы считают, что игра в тарокки была создана в период борьбы между гвельфами и гибеллинами, и даже выдвигают предположение о том, что фигуры, изображенные на картах таро, имеют отношение к событиями и персонажам, сыгравшим свою роль в Италии во время гражданской войны.


ВАЛЬДЕНСЫ


Некоторые авторы полагают, что вальденсы (представители средневековой христианской секты раскольников) могли выступить в качестве создателей козырей, а также что это именно они объединили Старшие и Младшие Арканы, таким образом сформировав основание для игры в тарокки. Эта секта была названа в честь Пьера Вальдо (Peter Waldo), богатого лионского купца, помогавшего беднякам в 1170 году. Священнослужители из секты вальденсов, которых называли «barbe», путешествовали по Италии в поисках новообращенных и использовали аллегорические иллюстрации в своих наставлениях.

 

ТРИУМФЫ ПЕТРАРКИ

В своей работе «Карты таро, изготовленные Бонифацио Бембо для семью Висконти-Сфорца» (1966) Гертруда Мёкли предположила, что ранние итальянские карты тарокки, а также колоды Минчиате, были вдохновлены знаменитой поэмой Петрарки «Триумфы» (XIV в.). В поэме описываются шесть триумфов. Первый – Купидон, торжествующий над богами и людьми. Часто его изображают целящимся дротиком или стрелой в своих несчастных пленников и едущим на огромной колеснице, в которую запряжены белые лошади. Целомудрие, празднующее отказ Лауры от любви Петрарки, изображается в виде фигуры, облаченной в серебряные одежды, с горностаевым знаменем, едущей на колеснице, в которую запряжены единороги. Третий триумф – Смерть, изображаемая в виде скелета, едущего на колеснице, в которую запряжены черные быки. Слава изображается на колеснице, в которую запряжены слоны, дующей в трубу с множеством раструбов. Время принимает облик пожилого человека, опирающегося на костыли и держащего песочные часы; в его колесницу запряжены олени. Последний триумф, триумф Вечности, воссоединяющий Петрарку и Лауру в вечном блаженстве, явлен в образе Святой Троицы, восшедшей на колесницу, в которую запряжены четыре животных,  представляющих собой символы четырех евангелий Нового Завета: человек, орел, лев и бык. Такие же символы присутствуют в четырех углах Старшего Аркана «Мир».

 

Купидон - Триумф Петрарки

 

ЦЫГАНЕ И БОГЕМЦЫ

Слово «gypsy» (цыган) – сокращение от слова «Egyptian» (египетский), оно относится к области «Малого Египта», или «Младшего Египта», располагающейся в Ближневосточной Азии. Сами цыгане именуют себя словом «Romany». Небольшие странствующие группы цыган (gypsies, zingari) и богемцев, возможно, и принесли игральные карты в Европу в конце XIV века, или же в начале XV века, когда многочисленные группы людей были изгнаны из Индии Тамерланом, исламским правителем, завоевавшим большую часть Средней Азии. Однако кажется, что в Европе карты появились раньше, чем туда переселились цыгане, которые могли заниматься популяризацией карт как средства дивинации.


ЖАКМЕН ГРИНГОНЬЕ


В учетной книге Шарля Пупара (Charles Poupart), казначея короля Франции Карла VI, есть запись о том, что в 1392 Жакмен Грингонье (Jacquemin Gringonneur) заплатил пятьдесят шесть парижских соль за изготовление позолоченных карт, ради развлечения короля. Семнадцать из так называемых «карт Таро Грингонье», без надписей, букв или чисел на них, сейчас находятся в архивах Национальной Библиотеки в Париже. Считается, однако, что эти карты могли быть созданы в XV веке в Венеции, что же до трех позолоченных колод, то они были утеряны.


ГЕРАЛЬДИЧЕСКАЯ ЛИЛИЯ



Тот факт, что изображение геральдической лилии встречается на определенных придворных картах, дает некоторым людям основание полагать, что эти карты были изобретены во Франции. Однако это предположение кажется безосновательным, поскольку такой же геральдический символ, представляющий собой стилизованный цветок ириса с тремя лепестками, был найден среди римских орнаментов раннего периода, на скипетрах и коронах императоров Запада в эпоху Средневековья, а также королей Кастилии и Англии перед нормандским завоеванием.


ОФОРМЛЕНИЕ КАРТ XIV ВЕКА


Старшие Арканы содержат в себе свидетельства, согласно Роджеру Тилли (Roger Tilley), о том, что козыри не могли быть созданы в Европе до XIV века. В подтверждение этого Тилли ссылается на специфическую форму головного убора «Императора»; на молодого человека с карты «Влюбленные», облаченного в камзол и чулки, ставшие популярными примерно в 1335 году; на венец Папы с тройной диадемой, которая впервые была введена в 1315 или 1316 году; а также на возничего колесницы, облаченного в металлический нагрудник с оплечьями, вошедший в моду в XV веке как декоративный элемент (оплечья оказались непрактичными для сражений, поскольку форма их поверхности способствовала скорее фиксированному попаданию вражеского меча, нежели его соскальзыванию).


ФОРМШНАЙДЕРЫ И БРИФМАХЛЕРЫ, ЛИСТКИ И КАРТЫ


Барон Хайнекен (Heineken) в 1771 году выдвинул теорию о германском происхождении, первых печатных карт, изготавливавшихся с помощью деревянных блоков, ссылаясь на то, что первыми гравировщиками по дереву в Европе были именно немецкие изготовители карт.  Тот, кто занимался резьбой по деревянным блокам, назывался «Formschneider», а художник, который иллюминировал оттиски, именовался «Briefmahler», или карточным художником. Производство так называемых печатных карт, согласно Хайнекену, в итоге привело к широкому распространению метода ксилографии, применительно к изданию библейских и религиозных гравюр. Ранние игральные карты в городе Ульм назывались «Briefes», или листки. Впоследствии их стали называть словом «Karten», вероятно, это произошло после того, как их стали производить для экспорта в Италию.


РЕКА ТАРО И ГОРОДОК ТАРО

 


Сильвия Манн (Sylvia Mann) в своей книге «Собрание игральных карт» («Collecting Playing Cards») выдвинула теорию о том, что карты таро были либо изобретены, либо достигли своей популярности в долине реки Таро, притоке реки По на севере Италии, протекающей близ местности, где, как известно, встречались одни из ранних карт тарокки. В качестве альтернативы сторонники восточного происхождения карт ссылаются на городок Таро, располагающийся в горах Нага, что в Верхней Бирме, а также на название озера Тарок-Тсо на юго-западе Тибета.


КАРНАВАЛ И ПРОЦЕССИИ


Гертруда Мёкли в 1966 году в своем сочинении «Карты Таро, изготовленные Бонифацио Бембо» предположила, что колода Висконти-Сфорца, созданная в середине XV века в Милане, являлась графическим представлением народных триумфов – праздничных процессий, во главе которых шел «Bagatino», Карнавальный Король, а в конце – Шут, или Дурак. Эта процессия свидетельствовала об окончании карнавальных празднеств и предшествовала Великому посту.


РОЗЕНКРЕЙЦЕРЫ, ТАМПЛИЕРЫ И МАСОНЫ


Слово «Розенкрейцер» происходит от имени предполагаемого основателя розенкрейцерства, Кристиана Розенкрейца, или же от соединения двух слов: «роза» и «крест». Эмблемой ордена служит крест с красной розой в его центре. Как полагают некоторые, карты таро заключают в себе сумму знаний всего мира, сохраненную в священной и в высшей степени символической книге розенкрейцерского движения, а также других тайных обществ, таких как Рыцари-Тамплиеры и Свободные Масоны. Розенкрейцеры, чья организация называется «Древний Мистический Орден Розы-Креста» (Ancient Mystic Order Rosae Crucis»), изучают тайны и научные законы мира, а также способы применения эзотерической религиозной доктрины к современной жизни. Орден, появившийся в конце XVI столетия, предположительно ведет свою историю из Египта, начиная с 1500 года до н.э., когда фараоны основали общество мыслителей и ученых. Козыри таро, как полагают, использовались в церемониях розенкрейцерской организации, известной как «Орден Золотой Зари».


Рыцари-Тамплиеры Храма Соломона первоначально составляли военный орден, который был основан в 1119 году бургундским рыцарем Гуго де Пейном и французским рыцарем Годфруа де Сен-Омером с целью защиты паломников, путешествующих в Святую Землю. Однако эта организация навлекла на себя гнев как церкви, так и правящего дворянства, что повлекло за собой осуждение тамплиеров и их распад на несколько тайных групп. Масоны были членами средневековой гильдии искусных каменщиков, хранивших древние практики и ритуалы.


ОККУЛЬТНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ


Любое краткое изложение теорий о происхождении и развития карт таро было бы неполным без упоминания французского оккультного возрождения, что распространилось повсюду на Западе в XIX веке. Оно не только наделило таро важной ролью в качестве магической системы, но, кроме того, в конце XIX века его учения проникли в Англию, где оказали глубокое влияние на развитие таро в XX веке.

В 1787 году в Париже Кур де Жебелен выдвинул свою теорию о том, что таро представляют собой оккультную схему, имеющую египетское происхождение. После его смерти, произошедшей в 1787 году, его теории объяснил восприимчивой и оккультно настроенной публике Альетт (Alliette), французский парикмахер, предпочитавший записывать свое имя справа налево: «Эттейла» (Etteilla).

Возрождение таро процветало во Франции в то время, когда монархическая власть приходила к упадку. В атмосфере революционных настроений и перемен различные тайные общества получили особую привлекательность. В 1813 году Антуан Фабр д’Оливе амбициозно занимался распространением одной из форм еврейского оккультизма, написав для этого книгу «Истолкование золотых стихов Пифагора», следом за которой в 1816 увидел свет его труд «Восстановленный еврейский язык». В 1823 году автор под псевдонимом «Ленен» (Lenain) опубликовал сочинение под названием «Каббалистическая наука, или искусство познания благих гениев», в котором содержалось объяснение Тетраграмматона, четырехбуквенного имени Бога. В 1829 году Евсевий Сальверт опубликовал двухтомное сочинение, посвященное анализу магии, инициации и сопряженным с сим темам, под названием «Оккультные науки, или эссе о магии, ее знамениях и чудесах». Эти работы, а также и многие другие книги, способствовали возрастанию интереса к оккультизму.


Элифас ЛевиВ 1856 году Элифас Леви издал свою работу под названием «Учение и Ритуал Высшей Магии». Леви, чье настоящее имя – Альфонс Луи Констан, был первым автором, связавшим двадцать два Старших Аркана с двадцатью двумя буквами еврейского алфавита. Он также провел соответствия между четырьмя мастями в колоде карт с Тетраграмматоном, четырехбуквенным именем Yod-He-Vau-He, обычно транслитерируемым как YHWH или JHVH (Яхве или Иегова). Имя это использовалось для обозначения невыразимого имени Бога.


Кристофер Макинтош (Christopher Mcintosh) в 1972 году в своей работе «Элифас Леви и французское оккультное возрождение» описал встречу, состоявшуюся в Париже в 1861 году, между Леви и англичанином по имени Кеннет Маккензи, членом «Розенкрейцерского Общества в Англии». Леви, как рассказывает автор, показал Маккензи небольшую книжечку, содержащую в себе изображения двадцати двух Старших Арканов, которые Леви нарисовал сам. Не смотря на то, что он хотел впоследствии издать свою колоду, все эти изображения эти так и не были выпущены. Когда Леви умер на шестьдесят пять лет в 1875 году, многочисленные его последователи с энтузиазмом продолжили развивать его теории о магии и связи между таро и Каббалой.


Поль Кристиан, чье настоящее имя – Жан-Батист Питуа (Jean Baptiste Pitois), был учеником Леви. Он занимал должность в библиотеке при Министерстве образования в Париже, что позволило ему получить доступ ко множеству странных книг и рукописей, посвященных магии и оккультизму. Кристиан создал систему таро, основанную на теории о египетском его происхождении, и включил в нее каббалистическую астрологию. Самые известные его работы – это «Красный человек из Тюильри» (1863) и «История магии» (1870).

В 1888 году Эли Стар (Ely Star) воспроизвел изображения Кура де Жебелена в своем сочинении «Тайны гороскопа» (Les Mysteres de l'Horoscope). В 1889 году Освальд Вирт, швейцарский оккультист и ученик маркиза Станисласа де Гуайты, издал свое собственное таро ограниченным тиражом в сотню экземпляров в сочинении «Книга Тота. 22 аркана Таро, нарисованные для использования посвященными, по наставлениям Станисласа де Гуайты» (Le livre de That. Les 22 arcanes du Tarot dessines a l'usage des inities sur les indications de Stanislas de Guaita). В данном издании карты были раскрашены вручную. Вирт был масоном и членом Теософского общества, основанного мадам Блаватской в Нью-Йорке в 1875 году. Гуайта являлся со-основателем (вместе с Жозефом Пеладаном (Josephin Peladan)) «Каббалистического Ордена Розы-Креста», учрежденного в 1888 году.

 

Артур Эдвард УэйтВ 1889 появилось сочинение «Цыганское Таро» («Le Tarot des Bohbniens») авторства Папюса, чье реальное имя – Жерар Анкосс (Gerard Encausse). «Цыганское Таро» – всесторонняя работа, посвященная таро в контексте нумерологии, Древа Жизни и священного Тетраграмматона. Папюс был членом Теософского общества, и впоследствии стал лидером одной из тайных мартинистских групп. Он также основал журнал «Завеса Исиды» (Le Voile d'Isis) и являлся членом «Каббалистического Ордена Розы-Креста».


В Англии МакГрегор Мазерс, чье реальное имя – Самуэль Лиддел Мазерс, опубликовал в 1888 году небольшое сочинение о предсказании с помощью Таро: «Таро, его оккультное значение, использование в предсказании будущего и в игре» (The Tarot, Its Occult Signification, Use in Fortune-Telling, and Method of Play). Мазерс был связан с «Розенкрейцерским Обществом в Англии» (Societas Rosicruciana in Anglia - Soc. Ros.) и в 1888 помог в создании «Герметического Ордена Золотой Зари» (Hermetic Order of the Golden Dawn). Среди членов этого Ордена числились Алистер Кроули, Артур Эдвард Уэйт и поэт Уильям Батлер Йейтс. В сотрудничестве с Памелой Колман Смит в 1910 году Уэйт создал «исправленную» колоду таро, названную «колодой Райдера-Уэйта». Впервые она была опубликована издательством «Rider and Company». Также Уэйт опубликовал «Иллюстрированный Ключ к Таро» (The Pictorial Key to the Tarot), снабженный подзаголовком: «Фрагменты тайной традиции под покровом дивинации» (Being Fragments of a Secret Tradition under the Veil of Divination).


Кроули также создал справочник по таро под названием «Книга Тота» (The Book of Thoth), в основание которого был положен эротический символизм. Данную колоду нарисовала для него леди Фрида Харрис. Кроули, умерший в 1947 году, являлся активным участником «Ордена Храма Востока» (Order of the Temple of the Orient – O.T.O.), немецкой оккультной организации, занимавшейся сексуальной магией.


Английский «Институт Прозрения» (Insight Institute) опубликовал колоду Таро, в которой использовался дизайн колод «Марсельского Таро» и «Таро Райдера-Уэйта».


В Соединенных Штатах Пол Фостер Кейс (Paul Foster Case), американский оккультист, который родился в 1884 году и испытывал влияние со стороны Ордена Золотой Зари, создал организацию «Строители Святилища» (Builders of the Adytum). Он издал свою книгу под названием «Таро: Ключ к Мудрости веков» (The Tarot: A Key to the Wisdom of the Ages), а также выпустил колоду черно-белых карт, изготовленных Джесси Бернс Парк (Jessie Burns Parke).


«Церковь Света» выпустила колоду таро с египетским символизмом, согласно описаниям Элберта Бенджамина (Elbert Benjamine), писавшего под псевдонимом «К. К. Зайн» (C. C. Zain).


Колода таро Дж. А. Нэппа (J. A. Knapp) была изготовлена при содействии Мэнли Палмера Холла, основателя «Философского Общества». Внизу каждой карты Старших Арканов колоды Нэппа стоит по еврейской букве.


Никому неизвестно, где в действительности зародилось таро, на Востоке или в Европе. Как бы то ни было, аллегорические игральные карты стали наиболее интенсивно развиваться в Италии в середине XV столетия и проникли во Францию примерно в начале XVI века. Из Франции эта игра, усвоившая итальянские масти, распространилась повсюду в Европе. Французское оккультное возрождение XIX века в наибольшей степени способствовало появлению интереса широкой общественности к магическому таро, его глубокому символизму и тайным значениям.

 

«Энциклопедия Таро» Стюарта Р. Каплана

Перевод © Eric Midnight и Вирр Арафель, специально для Teurgia.Org, 2014 год


Back to Top