Энциклопедия Таро: Ранние типы Тарокки и подобных им игральных карт — Стюарт Каплан
Энциклопедия Таро: Том I
Стюарт Р. Каплан
Глава 4.
Ранние типы Тарокки и подобных им игральных карт
Прежде, чем детально разбирать неполную колоду тарокки Висконти-Сфроца из семидесяти четырех карт, будет интересно отметить, какие существуют различные типы колоды в семье тарокки, главным образом итальянские и французские.
Висконти и Висконти-Сфорца. Колоды тарокки, выполненные для семей Висконти и Висконти-Сфорца, датируются примерно серединой XV века и являются старейшими из существующих карт тарокки. Благотворителей этих иллюминированных карт можно идентифицировать на основании геральдических символов, появляющихся на некоторых фигурах козырных и придворных карт. На сегодняшний день существует одиннадцать версий этих неполных групп карт; самой более-менее полной является колода Пирпонта Моргана-Мергамо (Pierpont Morgan-Bergamo), состоящая из семидесяти четырех из первоначального набора семидесяти восьми карт. Всего существует 239 карт, или 216, если считать 23 карты Розенталя более поздними.
239 карт из одиннадцати версий колоды следующие:
74 карты хранятся в Библиотеке Пирпонта Моргана, Академия Каррара и «Каза Коллеони».
67 карт хранятся в коллекции Кэри, в Йельском Университете.
48 карт – в Галерее Брера (Brera Gallery)
23 карты – карты Розенталя (Rosenthal)
13 карт фон Бартша (Von Bartsch): Монреальский музей изящных искусств, коллекция Ж. Бартлетта Моргана (J. Bartlett Morgan), ПьероТоцци (Tozzi).
6 карт – в музее Фурнье (Museo Fournier)
4 карты – в Музее Виктории и Альберта (Victoria and Albert Museum)
1 карта в Гилдхолле (Guildhall)
1 карта у Андриолетти (Andrioletti)
1 карта у Марцоли (Marzoli)
1 карта у Бидак (Biedak)
Нет ни нумерации, ни названий двадцати двух Старших Арканов, а также и шестнадцати придворных карт (король, королева, рыцарь и паж каждой из мастей) колод Висконти-Сфорца.
Тарокки Мантенья. Изображения тарокки Мантенья , обычно называемые картами, датируются примерно 1470 годом, и имеются в двух различных версиях. Слова «Тарокки» и «Мантенья» вводят в заблуждение, поскольку создание этих карт неверно приписывается Андреа Мантеньи (Andrea Mantegna) из падуанской школы живописи; кроме того, эти изображения не представляют собой колоды тарокки. Еще эти карты часто неправильно называют «Carte di Baldini», хотя Баччио Балдини над ними не работал. Кеннет Кларк в своей статье, опубликованно й в «Burlington Magazine» («Журнал Берлингтона») приписывает создание этих карт Панасио Мишелю (Panasio Michele) из Феррары. Некоторые исследователи считают, что эти карты, либо флорентифского, либо венецианского происхождения, предшествовали колодам тарокки Висконти-Сфорца. Назначение этих изображений или карт остается неясным; возможно, они были предназначены просто как источник наставлений в тех или иных философских доктринах или предписаний морали. Возможно, эти карты были собраны в книгу, или же, если их приклеивали на более тяжелую доску, то были частью некоторой игры.
Колоды тарокки Мантеньи состоят из пятидесяти поучительных карт, делящихся на пять классов по десять карт каждый, и они следуют друг за другом в тщательно упорядоченной последовательности. Помимо изображения на каждой карте присутствует название и римская цифра, внизу карты по центру, а также последующая арабская цифра в нижнем правом углу. Кроме того, в левом нижнем углу присутствует буква, обозначенная в обратном порядке по отношению к буквам; буквы эти разделяют карты на пять групп или классов. Отличие между двумя существующими колодами Тарокки Мантенья заключается в последовательности букв. На одной колоде : E, D, C, B и A, а на другой колоде: S, D, C, B и A. Таким образом, к группе E и S относятся числа от 1 до 10; к группе D – от 11 до 20; к группе C от 21 до 30; к группе B – от 31 до 40; и к группе A – от 41 до 50.
В точности неизвестно, какой этих двух наборов появился раньше. Карты из группы E по технике превосходят в четкости контуров, а карты из группы S как в гравировке, так и в печати, менее четкие. Тридцать шесть из изображений в серии S полностью отличаются от серии E, а остальные семь – отличаются отчасти. Только одно изображение из серии S, Талия, не держит в своей правой руке предмет, который мы находим в серии E. Ра, средневековый персонаж из серии E, в серии S был преображен в классического правителя. Только шесть изображений смотрят в одном направлении в обеих колодах.
Предмет, наделенный наибольшей важностью, в каждом классе значится последним; наименее значимый и низший предмет значится под наименьшим числом. Таким образом, «Папа», высший сановник христианского мира, значится под числом 10, являющимся последним в серии E и S, в то время как номер «Нищего» - I. Под номером 50, последним во всей последовательности, значится «Первопричина».
Карты тарокки Висконти и Висконти-Сфорца. Карты Старших Арканов из репринтной колоды Пирпонта Моргана-Бергамо. Верхний ряд: Дурак или Нищий, Маг, Верховная Жрица, Императрица. Средний ряд: Император, Верховный Жрец, Влюбленные, Колесница. Нижний ряд: Справедливость, Отшельник, Колесо Фортуны, Сила.
Карты Тарокки Мантенья (Серия S). Это карты из т.н. серии S, которыми владеет Национальная Библиотека (Париж). На карте «Misero 1» в нижнем левом углу есть буква «S», и само изображение обращено в противоположную по отношению к своему дубликату из серии E сторону. На карте №25, «Aritmetricha», изображена доска или букварь, где написаны цифры от 1 до 10, а также либо цифры 14085, либо £40s5. Карта №29, «Astrologia», по неясным причинам, иногда соотносится с «Колесом Фортуны» из колоды таро. На карте №44, «Sol», изображено падение Фаэтона из колесницы, в то время как некий персонаж, вероятно Гелиос или ангел, в своей левой руке держит небольшое солнце.
(Слева) Карты тарокки Мантенья (Серия E). Здесь представлены изображения первых двенадцати карт из колоды серии E. Группа E начинается с числа I и карты «Misero», наименьшей по значению из изображений, и завершается числом X, картой «Папа», обозначающей высшего сановника христианского мира. Группа D начинается с «XI Caliope» (Каллиопа), за ней следует «XII Urania» (Урания).
(Слева снизу) Карты тарокки Мантенья (Серии E, группы D и C). Восемь карт относятся к группе D, и четыре – к группе C. Группа D представлена девятью музами и картой под номермо XX – Аполлоном, последней картой из данной группы. «XXIIII Геометрия» неверно присоединена к группе E вместо C.
(Справа снизу) Карты тарокки Мантенья. (Серии E, группы C и B) На картах группы C изображены свободные искусства, а на картах группы B – космические принципы. Карта «Астрология», в действительности двадцать девятая по счету, неправильно пронумерована как тридцать девятая, как арабскими, так и римскими цифрами в серии E.
Вот список пятидесяти карт Тарокки Мантеньи:
E или S (1-10) – Общественное положение человека:
1. Misero (Нищий)
2. Fameio (Слуга)
3. Artixan (Ремесленник)
4. Merchadante (Торговец)
5. Zintilomo (Дворянин)
6. Chavalier (Рыцарь)
7. Doxe (Дож)
8. Re (Король)
9. Imperator (Император)
10. Papa (Папа)
D (11-20)-Аполлон и Музы
11. Caliope (Каллиопа)
12. Urania (Урания)
13. Terpsicore (Терпсихора)
14. Erato (Эрато)
15. Polimnia (Полигимния)
16. Talia (Талия)
17. Melpomene (Мельпомена)
18. Euterpe (Евтерпа)
19. Clio (Клио)
20. Apollo (Аполлон)
C (21-30) – Вольные искусства
21. Grammatica (Грамматика)
22. Loica (Логика)
23. Rhetorica (Риторика)
24. Geometria (Геометрия)
25. Aritmetricha (Арифметика)
26. Musicha (Музыка)
27. Poesia (Поэзия)
28. Philosofia (Философия)
29. Astrologia (Астрология)
30. Theologia (Теология)
B (31-40 ) – Космические Принципы
31. Iliaco (Гений Солнца)
32. Chronico (Гений Времени)
33. Cosmico (Гений Мира)
34. Temperancia (Умеренность)
35. Prudencia (Благоразумие)
36. Forteza (Сила духа)
37. Iusticia (Справедливость)
38. Charita (Милосердие)
39. Speranza (Надежда)
40. Fede (Вера)
A (41-50) – Небеса Вселенной
41. Luna (Луна)
42. Mercurio (Меркурий)
43. Venus (Венера)
44. Sol (Солнце)
45. Marte (Марс)
46. Jupiter (Юпитер)
47. Saturno (Сатурн)
48. Octava Spera (Восьмая Сфера)
49. Primo Mobile (Перводвигатель)
50. Prima Causa (Первопричина)
Двадцать две карты Тарокки Мантенья имеют сходство с картами тарокки.
Общие черты между тарокки Мантеньи и колодами тарокки Висконти-Сфорца могут быть вызваны тем, что более поздний художник, кем бы он ни был, использовал идеи художника более раннего. Или же оба художника могли независимо друг от друга развивать свои идеи, опираясь на одно и то же культурное влияние, или же они оба опирались на более ранние изображения, в нынешнее время неизвестные.
В этом отношении, по информации, предоставленной Уильямом Хьюзом Уилширом (William Hughes Willshire), есть рукопись, относимая к началу XV века, в которой содержится трактат о геральдике и ее технологии, и в ней присутствует описание девяти муз и семи искусств, позже включенных в колоду Тарокки Мантенья, поэтому есть основание полагать возможность оказания влияния этой рукописи на художника колоды Мантенья. Еще одним ранним источником может быть детская поучительная игра, «naibi», о которой говорилось в «Хронике» Морелли, о чем было упомянуто в Главе III.
На карте номер XXV (Арифметика) изображены три ряда цифр в азбуке. Некоторые ранние исследователи пытались датировать эту колоду 1485 году, истолковывая числа на нижней линии как дату «1485», и игнорируя шифр между 4 и 8. Однако иные исследователи предположили, что первый знак, ранее принимавшийся за цифру «1», следует интерпретировать как символ лиры, а четвертый символ, ранее считавшийся цифрой «8», нужно принимать за символ сольдо. Таким образом, нижнюю линию на карте «Арифметика» следует читать как «£40s5», а не как «14085». Если эта теория верна, в таком случае табличка на карте, помимо изображения десяти цифр от 1 до 10, также заключает в себе практическую демонстрацию использования цифр в сфере денежной.
Согласно еще одной теории о происхождении букв «E, D, C, B» и «A», они представляли собой сокращенные обозначения слов «Espadone», «Denari», «Coppe», «Battoni» и «Atutto». «Atutto» - это «atouts», или Старшие Арканы; оставшиеся четыре буквы обозначают четыре масти мечей, монет, чаш и жезлов. Однако на итальянском «мечи» означает слово «spadone», а не «espadone», хотя эти названия относятся к венецианскому диалекту, и форма «espadone» могла быть допущена в поздний период.
Карты Тарокки Мантенья. Двенадцать карт, из серии S пятидесяти карт Тарокки Мантенья, имеющие отчетливые сходства с двенадцатью Старшими Арканами и придворными картами в традиционном таро. Верхний ряд: Король (Император или король жезлов), Император (Император), Папа (Папа), Венера (Влюбленные). Средний ряд: Марс (Колесница), Справедливость (Справедливость), Сатурн (Отшельник), Сила духа (Сила). Нижний ряд: Умеренность (Умеренность), Луна (Луна), Рыцарь (Паж мечей), Слуга (паж кубков).
Далее следует описание и сравнение двух серий Тарокки Мантенья:
Серия E |
Серия S |
Этот класс (карты 1-10) представляют различные ранги, положения и должности человека начиная от нищего и заканчивая Папой. | |
E Misero I. Практически нагой нищий в накидке опирается на палку. Его подбородок покоится на тыльной стороне его ладони, собака лает у его левой ноги. Нищий смотрит влево, а перед ним изображена костлявая собака. На заднем плане видны голые деревья и частично разрушенная стена. | S Misero I. Нищий и собака, лающая на него у правой его ноги смотрят вправо. На этом изображении нищий уткнулся подбородком в тыльную сторону своей правой руки, покоящейся на палке. Слева – лишь одно голое дерево. |
E Fameio II. Слуга держит над головой обеими руками широкую вазу, смотрит влево. | S Fameio II. Слуга смотрит вправо. |
E Artixan III. Ремесленник трудится, используя свои инструменты, в мастерской, а молодой ученик стоит позади справа от него. Оба персонажа смотрят влево. | S Artixan III. Ремесленник все также смотрит влево, однако ученик смотрит вправо. На этом изображении потолок – арочный. |
E Merchadante IIII. Торговец читает письмо, смотрит влево. | S Merchadante IIII. Торговец, читающий письмо, смотрит вправо. |
E Zintilomo V. Дворянин держит сокола на своей левой руке в перчатке, смотрит вправо. Сокол смотрит влево. Позади дворянина и слева от него паж держит на поводке двух собак. | S Zintilomo V. Это изображение практически такое же. Дворянин смотрит направо и держит сокола на левой руке, однако он также держит в правой руке прут. |
E Chavalier VI. Рыцарь держит кинжал обеими руками и смотрит влево. Слева позади него паж держит меч и смотрит вправо. | S Chavalier VI. Рыцарь смотрит вправо, в то время как паж стоит справа от него и смотрит влево. |
E Doxe VII. Венецианский дож в шапке-колпаке и тяжелом плаще смотрит влево. Он приподнимает одну из сторон своего плаща правой рукой. | S Doxe VII . Венецианский дож смотрит направо и приподнимает часть своего плаща левой рукой. |
E Re VIII. Король в короне восседает на троне и держит скипетр в правой руке. Смотрит вперед. | S Re VIII . Композиция совершенно иная. Лицо короля и его корона, его одеяние – все иное. Король смотрит влево. Он держит скипетр в правой руке. Левая его нога выступает на основание трона. |
E Imperator VIII. Бородатый император в короне сидит на троне, держит в правой руке глобус. Смотрит влево. Его ноги скрещены, правая нога на левой, и у ног его – орел, смотрящий влево. | S Imperator VIII. Император держит глобус в левой руке, кроме того на этом изображении он держит скипетр в правой руке. Император в короне и орел – оба смотрят направо. |
E Papa X. Папа смотрит вперед и держит ключи от церкви в правой руке. Книгу держит в левой руке, она покоится на его левой ноге. На нем надета тройная корона, и его волосы выступают из-под короны двумя локонами, покрывающими его уши. | S Papa X. Папа так же смотрит вперед, в его правой руке ключи, и книга – в левой. Однако его волосы собраны сзади у шеи. |
Данный класс (карты 11-20) представляют девять Муз и Аполлона.
|
|
D Caliope XI. Каллиопа играет на своего рода горне, смотрит влево. Справа изображен фонтан, у ее ног – чистый диск. | D Caliope XI. Каллиопа смотрит вправо, а фонтан расположен слева. Однако чистый диск все еще пребывает у ее ног справа. |
D Urania XII. Урания держит в правой руке математический циркуль, а в левой руке – чистый круг. Она стоит перед ручьем, располагающимся справа от нее, она смотрит влево. | D Urania XII. Урания держит чистый круг в правой руке; в левой ее руке ничего нет. Она смотрит вправо, а ручей проходит слева от нее. |
D Terpsicore XIII . Терпсихора играет на гитаре. Слева от нее – пустой круг. Ее фигура – в фронтальном положении, она стоит у края воды. | D Terpsicore XIII. Голова Терпсихоры немного повернута влево, хотя ее фигура и расположена фронтально. Пустой круг – справа от ее ног. |
D Erato XIIII . Эрато играет на бубне, соприкасающемся с правым краем изображения. Она смотрит вправо, ее губы разомкнуты. Пустой круг справа от ее ног. | D Erato XIIII. Эрато также смотрит направо, однако бубен не соприкасается с краем изображения. Ее губы сомкнуты. Пустой круг все так же находится справа от ее ног. |
D Polimnia XV. Полигимния играет на лире. Ее голова повернута влево. Пустой круг находится у ее ног справа. | D Polimnia XV. Голова Полигимнии повернута вправо. Пустой круг теперь у ее ног слева. |
D Talia XVI. Талия играет на небольшой скрипке. Она опустилась на правое колено на землю и смотрит влево. | D Talia XVI. Левое колено Талии покоится на земле, она смотрит вправо, играя на небольшой скрипке. |
D Melpomene XVII. Мельпомена дует в горн, который держит обеими руками, обратив лицо влево. Пустой круг справа от ее ног. | D Melpomene XVII. Мельпомена смотрит направо, дуя в горн. Пустой круг – справа от ее ног. |
D Euterpe XVIII. Эвтерпа играет на двух флажолетах. Она прислонилась к дереву и смотрит влево. Пустой кружок у ее ног слева. | D Euterpe XVIII. Эвтерпа смотрит вправо, играя на флажолетах. Пустой кружок – справа от ее ног. |
D Clio XVIIII. Клио стоит на лебеде, плывущем по воде. Она приподнимает край своего длинного одеяния левой рукой, делает жест правой рукой, смотрит влево. | D Clio XVIIII. Клио приподнимает край своего длинного одеяния правой рукой, делает жест левой рукой. На этом изображении она смотрит вправо. |
D Apollo XX. Аполлон восседает на двух лебедях, смотрящих в противоположные стороны. Его нога опирается на сферу, его правая нога обнажена до колена. Он смотрит вперед. Аполлон держит в левой руке в прямом положении ветвь лавра, а правой рукой держит прут, которым указывает вниз. | D Apollo XX. На этом изображении левая нога Аполлона обнажена до колена. Во всем остальном изображение почти идентично. |
В этом классе (карты 21-30) представлены семь свободных искусств, а также философия, астрология и теология. | |
C Grammatico XXI. Грамматика изображена как женщина в возрасте, в левой руке держащая вазу, а в правой руке держащая напильник. Она смотрит влево. | C Grammatico XXI. Пожилая фигура Грамматики держит в левой руке вазу, а напильник – в правой руке. Грамматика смотрит вправо. |
C Loica XXII. Логика изображена в виде женщины, смотрящей вправо и держащей в левой руке дракона, накрытого прозрачной завесой. | C Loica XXII. Логика держит дракона в правой руке и смотрит влево. |
C Rhetorica XXIII. Риторика в короне, она смотрит прямо. Она держит в правой руке меч в вертикальном положении. Небольшая крылатая фигура справа держит трубу, смотрящую вверх, в то время как другая небольшая крылатая фигура держит трубу обернутой вниз. | C Rhetorica XXIII. Здесь так же Риторика держит меч в правой руке. Небольшая фигура справа держит трубу обернутой вниз, а крылатая фигура слева держит трубу прямо. |
C Geometria XXIIII. Геометрия – женщина, плывущая по воздуху на облаке. Она чертит геометрические фигуры, повернувшись влево. | C Geometria XXIIII. Это изображение похоже на инвертированное, на нем фигура Геометрии смотрит вправо. |
C Aritmetricha XXV. Женская фигура Арифметики пересчитывает деньги, перекладывая их из одной руки в другую. | C Aritmetricha XXV. Женская фигура Арифметики – та же, однако в левой руке она держит доску или азбуку, на которой начертаны цифра от 1 до 10, а также цифры 14085. |
C Musicha XXVI. Музыка представлена молодой женщиной, сидящей со скрещенными ногами, она смотрит влево и играет на флейте. Слева от нее лебедь, и вокруг нее различные музыкальные инструменты. | C Musicha XXVI. Женская фигура Музыки смотрит вправо, лебедь изображен справа от нее. |
C Poesia XXVII. Женская фигура Поэзии сидит перед декоративным фонтаном и играет на флейте, которую держит в правой руке. Левой рукой она роняет капли воды из перевернутой вазы. На кружке у ее ног содержится изображение звезд и холмистой местности. Фигура Поэзии смотрит вправо. | C Poesia XXVII. Поэзия смотрит влево, а фонтан слева от нее более высокий и еще более украшенный. Она держит флейту в левой руке, а перевернутую вазу – в правой. |
C Philosofia XXVIII. Философия – стоящая женская фигура, в правой руке у нее копье, а в левой – щит. Она смотрит вправо. | C Philosofia XXVIII. Философия вновь держит копье в правой руке, а щит – в левой, однако теперь она смотрит влево. |
C Astrologia XXXVIIIΙ. Эта карта ошибочно обозначена номером 39 как римскими, так и арабскими цифрами. Крылатая женская фигура Астрологии держит опущенный прут в правой руке и книгу в левой. Ее крылья подняты и она смотрит вправо. | C Astrologia XXXVIIIΙ. Астрология смотрит влево. Она так же держит прут в правой руке, однако на этом изображении прут в прямом положении. Книга так же в ее левой руке. Ее крылья опущены. |
C Theologia XXX. У фигуры Теологии два лица; впереди лицо женское, а сзади – бородатая голова Януса. Она стоит позади огромной сферы, покрытой звездами. Лицо женщины смотрит влево. Она сжимает правой рукой кусок материи своего плаща. | C Theologia XXX. Лицо женщины на этом изображении смотрит вправо. Она сжимает кусок материи плаща левой рукой. |
В данном классе (31-40) представлены четыре кардинальных добродетели, три теологических добродетели, а также три космических принципа: Свет, Время и Космос. | |
B Iliaco XXXI . Гений Солнца являет собой астрономию и держит в правой руке солнце с лицом. Крылатая фигура смотрит влево. | B Iliaco XXXI . фигура Астрономии держит в левой руке солнце и смотрит вправо. |
B Chronico XXXII. Гений Времени представляет собой хронологию, это крылатая фигура, держащая в правой руке дракона, скрутившегося в круг и схватившего свой хвост ртом. Фигура смотрит влево. | B Chronico XXXII. Фигура Хронологии инвертирована, она держит дракона левой рукой. Фигура смотрит вправо. |
B Cosmico XXXIII. Гений Мира являет собой образ космологии, это крылатая фигура, держащая в правой руке сферу, она смотрит вперед. | B Cosmico XXXIII. Фигура Космологии держит сферу в левой руке. |
B Temperancia XXXIIII. Умеренность представлена женской фигурой, держащей два кувшина, по одному в каждой руке. Фигура смотрит влево. Животное у ее ног, вероятно горностай или ласка, смотрит на свое отражение в зеркале. | B Temperancia XXXIIII. Фигура Умеренности инвертирована и смотрит вправо. Животное находится справа от нее. |
B Prudencia XXXV. У Благоразумия два лица: бородатый образ старика и молодое женское лицо. Она смотрит в декорированное зеркало, установленное на пьедестале в виде обнаженной крылатой фигуры. Благоразумие смотрит вправо. Двулапый крылатый дракон находится справа от ног Благоразумия. | B Prudencia XXXV. Это изображение инвертировано, на нем Благоразумие смотрит влево, и дракон влево. Благоразумие держит зеркало в правой руке. |
B Forteza XXXVI. Фигура Силы Духа или Силы держит украшенный скипетр в правой руке и, как кажется, другой рукой ломает мраморную колонну. Задняя сторона ее головы покрыта головой и кожей льва. Верхняя часть ее тела представлена в виде морды льва. Позади нее, слева, стоит лев. | B Forteza XXXVI . Фигура Силы духа вновь держит скипетр в павой руке, смотрит вправо. Однако лев позади нее теперь справа. Вместо капюшона в виде морды льва на ней надет шлем. |
B Iusticia XXXVII. Справедливость держит в прямом положении в своей правой руке меч, а весы правосудия – в левой руке. Она смотрит вперед, а цапля, держащая камень, находится справа от нее. | B Iusticia XXXVII. Справедливость кажется почти полностью идентичной на этом изображении, за исключением того, что ее голова немного повернута вправо, а цапля смотрит вперед. |
B Charita XXXVIII. Милосердие вытряхивает монеты из открытого кошелька. Левой рукой она отодвигает материю своего плаща, чтобы явить свое пылающее сердце. Пеликан, кормящий своих птенцов, изображен слева от нее, внизу. | B Charita XXXVIII. Фигура Милосердия кажется точно такой же, однако пеликан находится справа от нее, внизу. |
B Speranza XXXVIIII. Фигура Надежды возводит свои руки и глаза к небу. Она смотрит влево. В левом верхнем углу изображена лишь небольшая часть небесного света. С левой стороны изображен Феникс в огне. | B Speranza XXXVIIII. Карта инвертирована. Фигура Надежды смотрит вправа, а Феникс находится в правом нижнем углу. |
B Fede XXXX. Вера представлена женской фигурой, держащей в левой руке крест, и над ней – евхаристическую чашу. Она босая, смотрит немного влево. Собака сидит справа от нее. | B Fede XXXX. Эта карта инвертирована. Фигура Веры смотрит вправо, держит крест в левой руке и чашу – в правой. Собака находится слева от нее. |
В данном классе (карты 41-50) представлены семь планет и три внешних сферы Птолемеевской системы. | |
A Luna XXXXI. Луна изображена как Диана, ведущая колесницу с запряженными в нее двумя лошадями, в левой части изображения. В правой руке она держит полумесяц. | A Luna XXXXI. Эта карта инвертирована, колесница располагается в правой части изображения. Диана держит полумесяц в левой руке. |
A Mercurio XXXXII. Меркурий играет на флейте или свирели, которую держит в левой руке, а в правой руке он держит свой жезл. На нем крылатая шляпа и крылатые ботинки. Меркурий смотрит влево, петух стоит в его ногах. Справа от него изображена голова Аргуса, чье лицо покрыто множеством глаз. | A Mercurio XXXXII. Дизайн практически тот же, изображение инвертировано, за исключением того, что на головном уборе нет крыльев, и жезл Меркурия находится в его правой руке, он практически соприкасается с верхней границей изображения. |
A Venus XXXXIII. Венера изображена купающейся в реке или в море рядом с берегом. В правой руке она держит морскую ракушку. Позади нее стоит Купидон, ее сын, крылатый и ослепленный. Впереди, справа от нее, - три молодых девушки с длинными волосами. Над Венерой кругами вьются голуби, сама Венера смотрит вправо. | A Venus XXXXIII. Это изображение инвертировано, три обнаженные девушки находятся слева, а Купидон – справа. Венера держит морскую ракушку в левой руке и смотрит влево. |
A Sol XXXXllll. Солнце изображено как Фаэтон, падающий с колесницы в воздушное пространство, колесницей же правит Гелиос, или ангел, причем в колесницу запряжены четыре лошади. В правой руке эта фигура держит небольшое солнце. Колесница направлена вправо. Скорпион в небе расположен над лошадями. | A Sol XXXXllll. Это изображение инвертировано, колесница направлена влево. Гелиос держит небольшое солнце в левой руке. |
A Marte XXXXV. Марс восседает на колеснице, он облачен в полную броню, на нем шлем. Он держит меч в правой руке. Собака покоится у его ног. | A Marte XXXXV. Это изображение практически полностью идентично, за исключением того, что шлем другой, как и верхняя часть колесницы. |
A Jupiter XXXXVI. Юпитер изображен восседающим внутри овала. Над ним, на овале, сидит орел, он смотрит вправо, а Юпитер смотрит влево и готовится пустить стрелу в небольшую фигуру, располагающуюся под ним. | A Jupiter XXXXVI. Это изображение практически идентично, за исключением того, что орел смотрит влево, и небольшие фигуры инвертированы. |
A Saturno XXXXVII. Сатурн изображен в виде сгорбившегося старика с длинной бородой и покрытой головой. В правой руке он держит косу и змею, кусающую собственный хвост. Правой рукой Сатурн поднимает очень маленького ребенка, держит его над своей головой. У ног его изображены еще четыре маленьких ребенка. | A Saturno XXXXVII. Это инвертированное изображение, Сатурн на нем смотрит вправо, но все так же держит косу в правой руке, а маленького ребенка – в левой. Его борода короче. |
A Octava Spera XXXXVIII. Восьмая Сфера изображена в виде крылатого ангела, держащего диск, исполненный звезд. Ангел смотрит влево. | A Octava Spera XXXXVIII. Это инвертированная карта, ангел на ней смотрит вправо. |
A Primo Mobile XXXXVIIII. Перводвигатель представлен в виде крылатого ангела, держащего пустой круг. Ее левая босая нога соприкасается с землей, а правая нога поднята. Она смотрит влево. | A Primo Mobile XXXXVIIII. На этом изображении крылатый ангел смотрит вправо, ее крылья распростираются до самых границ изображения. Ее левая нога поднята. |
A Prima Causa XXXXX. Первопричина изображена в виде вселенной, содержащей в себе пятнадцать кругов, земля располагается в центре в окружении планет, неподвижных звезд, Перводвигателя и, наконец, трех сияющих круга Троицы. | A Prima Causa XXXXX. Вселенная практически идентична предыдущему изображению, за исключением того, что здесь в нижнем левом углу изображен ангел, читающий книгу, традиционный символ Святого Матфея, а также крылатый бык, возлежащий на книге, с символизирующий Святого Луку. В верхних углах изображены крылатый орел, символизирующий Святого Иоанна, а также крылатый лев, символизирующий Святого Марка, также покоящиеся на книгах. |
Карты Тарокки Мантенья. В картах серии E женская фигура Арифметики, XXV, считает деньги, перекладывая их из одной руки в другую. На ней надето платье с завышенной талией с накидкой и капюшоном. Карта XXXXX, Первопричина, также относится к серии E, и на ней изображена вселенная, содержащая пятнадцать кругов, окружающих землю, находящуюся в центре.
Карты Тарокки Мантерья. Поэзия XXVII, относится к группе C серии E, фигура сидит перед украшенным фонтаном и играет на флейте, которую держит в правой руке. Фигура Поэзии смотрит вправо. В серии S Поэзия смотрит влево; она держит флейту в левой руке, и более высокий, более украшенный фонтан располагается справа от нее.
Карты Тарокки Мантенья – Юпитер. Фигура Юпитера в серии E, группе A, No. 46, восседает внутри овала и готовится пустить стрелу. Орел на вершине овала смотрит вправо. В серии S Юпитер так же, как и орел, смотрит влево, и небольшая фигура сидит на нижней части овала. Овал на карте Юпитер наводит на мысли о карте Мир или Вселенная в стандартных колодах таро. Юпитер также напоминает карту Император в стандартных колодах таро.
Карты Тарокки Мантенья – Saturno. Карта No. XXXXVII из группы A, Сатурн, содержит изображение старого сгорбившегося человека, держащего косу и змею, кусающую свой хвост. В серии E Сатур смотрит влево, а в серии S он смотрит вправо и кажется выше. Сатурн – римский бог сельского хозяйства, которого в конечном счете связали с более ранним греческим богом Кроносом. Согласно легенде, Кронус, чтобы защитить себя от поражения, которое должны были нанести ему собственные дети, пожирал детей, которых рождала ему его сестра и жена Рея. Оба этих изображения, очевидно, отражают легенду о Сатурне и Кроносе.
У карт серии E есть ряд из четырех отверстий от гвоздя в декоративной кайме; в картах серии S такого повреждения нет. Есть два возможных объяснения этому: кайма была прибита на каждой из пластин, чтобы избежать царапин, чтобы на обратной стороне тоже можно было выполнить гравировку и сохранить металл; либо же пластины повторно прибивались во время процесса печати. В Британском Музее (лондон) хранится неполный набор из сорока семи карт из колоды Тарокки Мантенья, а в Национальной Библиотеке (Париж) хранится полный набор из пятидесяти карт. Альберхт Дюрер (1471-1528), немецкий художник и гравер, как считают, подготовил серию из двадцати одной карт тарокки, по образцу так называемых серий тарокки Мантенья. Вальтер Штраус (Walter Strauss) в 1974 году в своем сочинении «Полное собрание произведений Альбрьехта Дюрера» подразделял карты Дюрера на две категории: десять карт, нарисованных заостренным пером, с контурами, представляющими собой частые ломаные линии; и одиннадцать, нарисованных ширококонечным пером, с меньшим количеством штрихов и с более плавными линиями. Некоторые историки искусства датрировали первую группу примерно 1496 годом, а другую группу – 1506 годом. Возможно, некоторые из этих карт были завершены помощником Дюрера. Вот список из двадцать одной карты Дюрера, а также так называемые карты тарокки Мантенья, послужившие образцами для первых:
Карты тарокки Альбрехта Дюрера. Шесть из двадцати одного изображения карт тарокки, нарисованных пером, , приписываемых Альбрехту Дюреру и напоминающих карты серии E тарокки Мантенья. Верхний ряд: Рыцарь и Паж, соответствующие Chavalier VI из группы E; Дож, соответствующих Doxe VII из группы E; Папа, соответствующий Papa X из группы E. Нижний ряд: Риторика, соответствующая Rhetorica XXIII из группы C; Philosofia XXVIII, соответствующая той же самой карте из группы C; Jupiter XXXXVI, соответствующий той же самой карте из группы A. Следует отметить, что две из этих шести карт тарокки Дюрера, а именно Философия и Юпитер, содержат названия и числовые значения их последовательности в нижней части.
Пьемонтцкие, или Венецианские карты тарокки. Ок. конца XVII – середины XVIII столетия, эти карты были отпечатаны с деревянных блоков и раскрашены вручную, или же расписаны по трафарету. Карты с французскими названиями – это результат возвращения таро из Франции в Италию, с некоторыми модификациями. Верхний ряд: Le Fol (Дурак), I Le Bateleur (Маг), II Le Papesse (Папесса), III La Imperatrice (Императрица), IIII Le Emperur (Император), на голове которого надета шляпа, которую носили герцоги Венеции. Второй ряд: V Le Pape (Папа), VI L'Amoureux (Влюбленные), VII Le Chariot (Колесница), VIII La Justice (Справедливость), VIIII L'Ermite (Отшельник). Третий ряд: X Roue de Fortune (Колесо Фортуны), XI La Force (Сила), XII Le Pendu (Повешенный), XIII без названия (Смерть), XIIII La Temperance (Умеренность). Нижний ряд: XV Le Diable (Дьяволл), XVI La Maison Dieu (Башня), XVII Le Toille (Звезда), XVIII La Lune (Луна). На оборотной стороне изображен страус, смотрящий влево, и в нижней рамке присутствует надпись «F. in Gorizia». В названиях карт – много ошибок, посколкьу итальянские ремесленники были незнакомы с французским языком.
Венецианское тарокки. Так называемое «Венецианское Тарокки», или ломбардская колода, более известна под названием «Пьемонтцкое таро». Очевидно, «Пьемонтцкое таро», очевидно, основывается на традиционной Марсельское колоде таро из семидесяти восьми карт. Как Старшие Арканы, так и придворные карты в ранних пьемонтских колодах были представлены в полной длине; современные издания обычно содержат отраженные изображения. В ранних версиях этой колоды были римские цифры, и карта «La Papasse» (Женщина-Папа) числилась под номером II. В большинстве популярных на сегодняшний день колод эта карта известна под названием «Верховная Жрица» или «Юнона».
Болонские тароккини. Колода «Tarocchini di Bologna» включают в себя шестьдесят две вместо семидесяти восьми карт. Слово «tarocchini» было образовано от слова «tarocchino», или «chino tarot», этим словом обозначались укороченные или маленькие таро. На двадцати двух a tutti и шестнадцати придворных картах нет названий. Изначально в колоду «Tarocchini di Bologna» входили карты «Императрица», «Император», «Женщина-Папа» и «Папа». В колоде, приведенной в качестве иллюстрации, первые четыре не пронумерованные «atutti» содержат фигуры, похожие на мавров и сатрапов, вероятно это вызвано тем, что после 1513 года Республика Болонья перешла под папское господство. Вот список оставшихся двенадцати пронумерованных и пяти не пронумерованных «atutti»:
5. Любовь
6. Колесница
7. Умеренность
8. Справедливость
9. Сила
10. Колесо Фортуны
11. Отшельник
12. Предатель
13. Смерть
14. Дьявол
15. Башня
16. Звезда
Луна
Солнце
Мир
Страшный Суд
Дурак или Фокусник
Дурак представлен в виде причудливо одетого молодого человека, одновременно играющего на рожке и барабане. Отшельник изображен как крылатый человек на костылях, он является изображением Высоты времен. Мир изображен в качестве человека, стоящего на круглом венке. «Tarocchini di Bologna» сокращена до шестидесяти двух карт за счет упущения пятерки, четверки, тройки и двойки в каждой из мастей. Создателем колоды «Tarocchini di Bologna» неверно сочли принца Фиббию Болонского, он якобы создал эту колоду в 1419 году.
Флорентийское Минчиате. Колода «Флорентийское Минчиате», похожее на ранние колоды тарокки, была расширена до девяноста семи карт за счет добавления карт с двенадцатью знаками зодиака, четырьмя элементами, тремя теологическими добродетелями (Вера, Надежда, Милосердие), а также одной кардинальной добродетели (Благоразумие). Вместо обычных четырех карт Папесса, Императрица, Император и Папа, в «Минчиате» есть только три верховных карты: Папесса становится здесь «Великим Герцогом», Императрица – «Западным Императором», а Император - «Восточным Императором». В полной колоде «Минчиате» содержится сорок один триумф и пятьдесят шесть карт с мастями. Первые пять козырных карт называются «papi». Певрые пятнадцать козырных карт имеют на себе римские цифры, расположенные различно, а на первых двух картах также в верхних углах имеются розочки. Карты под номерами от XVI до XXXV наделены римскими цифрами, написанными на свитках, расположенных в верхней части карт; в каждом из верхних углов присутствует по обрамленной розочке. Остальные шесть козырных карт не пронумерованы. Нет никаких названий на козырных картах, и обычно их обозначают следующими названиями:
I Фокусник или Шут
II Великий Герцог
III Западный Император
IIII Восточный Император
V Влюбленные
VI Умеренность
VII Сила или Сила духа
VIII Справедливость
VIIII Колесо Фортуны
X Колесница
XI Отшельник или СТарик
XII Предатель или Повешенный
XIII Смерть
XIIII Дьявол
XV Башня
XVI Надежда
XVII Благоразумие
XVIII Вера
XVIIIIМилосердие
XX Огонь
XXI Вода
XXII Земля
XXIII Воздух
XXIIII Libra, Баланс или Весы (The Scales)
XXV Virgo, Дева (Virgin)
XXVI Scorpio, Скорпион
XiXVII Aries, Овен
XXVIII Capricornus, Козерог
XXVIIII Sagittarius, Стрелец
XXX Cancer, Рак
XXXI Pisces, Рыбы
XXXII Aquarius, Водолей
XXXIII Leo, Лев
XXXIIII Taurus, Телец
XXXV Gemini, Близнецы
У следующих пяти не пронумерованных карт, называемых «arie», ярко-красный фон, они организованы в следующем порядке без названий: Звезда, Луна, Солнце, Мир и Страшный Суд, иногда изображаемый как Слава. Следующая карта – Дурак.
Пятьдесят шесть карт с мастями, называемые «cartiglia», разделены на четыре масти – мечей, посохов, чаш и монет, - и в каждой масти содержится по 14 карт. Рыцари мечей и посохов изображены в виде кентавров; рыцари чаш и монет изображены как монстры, - наполовину люди и наполовину драконы. Валеты или Слуги изображены, как и обычно, мужчинами, в масти мечей и масти посохов, однако в масти чаш и масти монет они изображены как женщины. Мечи на нефигурных картах в масти мечей изображены в прямом положении, в отличие от мечей на придворных картах и изогнутых мечей на итальянских картах тарокки.
В древней игре минчиате сорок козырных арт были превосходящими по отношению к другим мастям, а «Дурак», очевидно, не мог покрыть другую карту, да и его тоже невозможно было покрыть, до тех пор, как все остальные будут потеряны.
Происхождение термина «минчиате» неизвестно, однако оно может происходить от старого итальянского слова «menchia», означающего «игру, спорт» и т.д. карты в «Флорентийской Минчиате» обычно меньше по размеру, чем колоды таро, и до XVIII века у большинства карт края были изогнутыми. В некоторых из колод минчиате было целых 120 карт, однако такие колоды не стали популярными из-за громадного количества карт.
Карты «Tarocchini di Bologna». Болонские карты тароккини XVIII века в размере равнялись 114 на 52 миллиметра и были отраженными изображениями. Старшие Арканы и придворные карты без названий. Каждая карта обернута в еще один лист бумаги сзади, он объемлет передние края. Верхний ряд: Дурак, не пронумерован, за ним следуют четыре дополнительные не пронумерованные карты, на которых изображены мавры и сатрапы; Карта 5 – Любовь. Второй ряд: 6 Колесница, 7 Умеренность, 6 Справедливость, 9 Сила, 10 Колесо Фортуны, 11 Отшельник, крылатый человек. Третий ряд: 12 Предатель или Повешенный, 11 Смерть, 14 Дьявол, с гротескным лицом и большими крыльями летучий мыши, 15 Башня, Луна, Солнце. Нижний ряд: Мир, король мечей, десятка посохов, рыцарь чаш, королева монет и туз монет.
Карты Минчиате из колоды конца XVII века. Карты грубо расписаны по трафарету; обернуты дополнительным листом бумаги сзади, он объемлет передние края, на нем узор из точек. Верхний ряд: I Жонглер или Маг, II Великий Герцог, III Западный Император, IIII Восточный Император, V Влюбленные, VI Умеренность. Второй ряд: VII Сила, VIII Справедливость, VIIII Колесо Фортуны, X Колесница, XI Отшельник или Старик, XII Предатель или Повешенный. Третий ряд: XIII Смерть, XIIII Дьявол, XV Башня, с изображением обнаженной фигуры, убегающей из башни вместо обычной падающей фигуры, XVI Надежда, XVII Благоразумие, XVIII Вера. Нижний ряд: XVIIII Милосердие, XX Огонь и XXI Вода, два из четырех естественных элементов, XXII Земля, XXIIII Весы, знак зодиака, обозначающий равновесие, или весы, которыми определяют вес, а также рыцарь мечей в виде кентавра. На карте Весы также имеется опознавательный знак в виде геральдической лилии, он располагается между двумя чашами весов.
Карты минчиате, витиевато выгравированные, на необрезанном листе, ок. XVIII столетия. Верхний ряд: Страшный Суд, Мир, Солнце, Луна, Звезда, XVII Благоразумие, XI Отшельник или Старик. Второй ряд: XVlll Вера, XVIIII Милосердие, Колесо Фортуны, VII Сила, I Жонглер, VI Умеренность, XVI Надежда. Нижний ряд: XII Повешенный, VIII Справедливость, XIIII Дьявол, XV Башня, с изображением женщины, убегающей от фигуры в дверном проеме, которая пытается ее схватить.
Тароккини Мителли. Колода «Тароккини Мителли», представляющая собой художественное исполнение колоды «Тароккини Болонья», состоит из шестидесяти двух карт, над изображениями которых работал гравировщик Джузеппе Мария Мителли (Giuseppe Maria Mitelli) в 1664 году. Колода состоит из двадцати двух «atouts» и сорока карт с мастями. Предметы на картах «atouts» и придворных картах причудливо изображены, этот дизайн отошел от обычного дизайна карт. «Atoutti» не содержат названий и не пронумерованы, за исключением четырех, на которых изображены мавры или сатрапы. Женщина и мужчина Папы обращаются в двух бородатых Пап, а Императрица и Император становятся суверенами Запада и Востока.
Сицилийское Тарокко. Колоды «Tarocco Siciliano» содержат всего шестьдесят четыре карты: из них двадцать два Старших Аркана и сорок два Младших Аркана. Карты укороченные, в соответствии с тем, какого формата выпускались карты в данном регионе, и фигуры на них по внешности своей приземистые. Карты Старших Арканов в колоде Сицилийского таро пронумерованы арабскими цифрами и не имеют названий, за исключением Шута, у которого нет ни номера, ни названия, а также карты «Бедность» (Miseria), у которой нет номера, однако на ленте, размещенной в верху карты, значится ее название. Козырные карты несколько отличаются от козырных карт в стандартных колодах таро. Жонглер сидит за столом с открытым мешком с золотыми монетами вместо обычных знаков четырех мастей. Умеренность льет жидкость в вазу, стоящую на земле, а не переливает жидкость из вазы в вазу, которые держит в руках. Повешенный повешен на ветке дерева за шею, а не за ногу. Отшельник держит мерцающую лампу знания. Дьявола заменил Корабль. Башня без окон не повреждена, и не хватает изображения молнии, которую обычно рисуют на данной карте в колодах таро. Звезду держит всадник. Луна, частично окруженная зловещим облаком, восходит над женщиной, стоящей рядом со спящим человеком. Солнце, также вместе с зловещим облаком, наблюдает за тем, как борются друг с другом два человека. Атлас поддерживает земной шар, окруженный знаками зодиака вдоль экватора. Высшая карта, Юпитер, замещающая Ангела, изображается с молниями в руке, и рядом с ним изображен орел. На карте под названием «Бедность» изображен нищий, прикованный цепью к каменному блоку, он держит миску в протянутой левой руке. В «Сицилийском таро» следующие козыри: Дурак или Шут, 1 Жонглер, 2 Императрица, 3 Император, 4 Постоянство, 5 Умеренность, 6 Сила, 7 Справедливость, 8 Влюбленные, 9 Колесница, 10 Колесо Фортуны, 11 Повешенный, 12 Отшельник, 13 Смерть, 14 Корабль, 15 Башня, 16 Звезда, 17 Луна, 18 Солнце, 19 Мир, 20 Суд и не пронумерованный Нищий, известный под названием «Бедность». Придворные фигуры без отражения, а валеты, или слуги, изображены как женщины, они держат щиты с украшенными лицами. Знаки мастей итальянско-португальские.
ДРУГИЕ ПОХОЖИЕ КОЛОДЫ
Игральные карты мамлюк и колоды траппола (trappola) иногда путают с картами таро. Кроме того, хотя ранние «охотничьи» или соколиные карты XV века отличаются по дизайну от тарокки, все-таки они заслуживают упоминания, поскольку они развивались примерно в то же самое время, что и ранние колоды тарокки.
Мамлюк. Игральные карты мамлюк, возможно, происходят из Турции, или, возможно, они были завезены из Азии в Турцию, и, может быть, в Европу, став предшественниками ранних итальянских карт с мастями. Сохранились сорок семь раскрашенных в ручную карт мамлюк из двух неполных колод, датированных примерно XV столетием. В полных этих колодах либо пятьдесят две, либо пятьдесят шесть карт.
Карты мамлюк продолговатые и узкие, их размер примерно 252 на 96 миллиметров, и впервые их описал в 1939 году Л.А. Мейер (L. A. Mayer), видевший их в Собрании Музея Дворца Топкапы в Стамбуле. Мейер считал, что колода содержит пять мастей: мечи, клюшки для поло, палки, чаши и монеты. Однако в ходе дальнейшего исследования стало известно, что так называемые палки – это и есть клюшки для поло. Таким образом, в карты мамлюк входят четыре масти мечей или ятаганов, палок для поло, чаш и монет или кружков; мечи изображены с двойной кривизной, а у некоторых клюшек для поло навершие в виде слоновьих голов. Придворных или фигурных карт всего либо двенадцать, либо шестнадцать; на них арабские надписи вверху и внизу, они представлены королем (malik), губернатором , заместителем или наместником короля (na'ib) и вторым губернатором, вторым заместителем или вторым наместником короля (na'ib thani). Четвертая из возможных придворных карт в каждой масти – помощник или советник (ahad al-arkan); однако некоторые исследователи считают, что эти так называемые карты помощники в действительности являются королями.
Пять из сорока семи сохранившихся карт – второй губернатор и туз клюшек для поло, девятка и десятка палок и двойка монет, - были изображены отличным от других образом; вероятно, они относятся колоде, но, возможно, их сделали для замены потерянных из общего набора карт. На некоторых из карт содержатся названия, изречения или воззвания и на верхней, и на нижней декоративной полоске, либо же только на нижней. Согласно Яну Бовенсу (Jan Bauwens), бельгийскому исследователю, каллиграфические тексты были расшифрованы профессором Тэном из Стамбульского Университета. Например, король чаш говорит: «Мечом счастья я спасу возлюбленную, которая затем станет моей женой». Заместитель палок говорит: «Я подобен цветку, мой парус – жемчужная нить». Помощник монет говорит: «Возрадуйтесь счастью, возвращающемуся подобно птице, что от радости поет».
В конечном счете из-за европейского влияния заместитель из арабской колоды был заменен на королеву, которую находим мы в итальянской и французской колодах, а масть клюшек для поло заменили на масть посохов или дубин. Согласно Мейеру, декоративные элементы карт похожи на черкесское художественное оформление, в особенности в иллюминированных египетских рукописях. Колода мамлюк лишена козырных карт, это не колода тарокки, однако эти карты могут представлять собой важное связующее звено в процессе перехода игральных карт с Востока в Европу. Рихард Эттингаузен (Richard Ettinghausen) описывает фрагмент карты (возможно, это четверка чаш) из третьей арабской колоды, на которой изображена арка, украшенная цветами; этот декоративный элемент подобен тем, что были найдены на некоторых карт мамлюк. Фрагмент, половина карты, может быть предшественником карт мамлюк и представлять собой образец раннего арабского влияния в Египте. Бовенс выдвигает теорию о том, что слова «naype» и «naibi», возможно, происходят от арабского слова, которое значится на карте колоды мамлюк наместник или заместитель, и таким образом он предположил, что название колоды карт в действительности происходит от названия одной из карт.
Траппола. Колоды траппола, созданные в XV веке, иногда путают с колодами таро. Карты траппола продолговатые и узкие, подобны по форме картам таро, на них значатся итальянские знаки мастей: мечи, посохи, чаши и монеты, хотя выполнение иллюстрации отличается в зависимости от того, какой художник над ними работал. В колодах траппола содержатся только тридцать шесть карт, это король, рыцарь, паж, десятка, девятка, восьмерка, семерка, двойка и туз в каждой масти, и нет козырных карт. Нефигурные карты каждой масти пронумерованы римскими цифрами. Порой короли изображены восседающими на низкой кирпичной стене, они носят широкополые шляпы, в центре которых изображаются короны. фигуры придворных карт в мастях мечей и чаш демонстрируют оказанное на них восточное влияние, если судить по их одеждам; придворные фигуры в мастях дубин и монет одеты в более западные одеяния.
«Охотничьи» колоды из Штутгарта и Амбраса. Ранняя немецкая карточная игра представлена сохранившейся до наших дней «охотничьей» колодой из Штутгарта, состоящей из пятидесяти двух карт, датированной примерно 1430 годом. Размер карт равен 190 на 120 миллиметров, и в этой колоде нет козырей. Знаки мастей: соколы, охотничьи собаки, олени и утки; на десятке каждой масти значится флаг или знамя со знаком ее масти. На картах изображены образцы средневековой моды, включая очаровательные одеяния придворных дам. На придворных картах масти охотничьих собак и оленей показаны дамы, соответственным образом одетые в костюмы начала XV века. Второй набор раскрашенных игральных карт из Германии датируются периодом 1440-1445 года, он известен под названием «Ambras Hofjagdspiel», или «Колода Королевских Охотничьих Карт Амбраса». Доктор Герварт Роттген (Dr. Herwarth Rottgen) в 1969 году в своем сочинении приписывал создание этой второй колоды художнику Конраду Витцу (Konrad Witz) и его мастерской в Базеле. Карты по размеру равны 155 -157 на 95 миллиметров и изначально эта колода состояла из пятидесяти шести карт, относящихся к четырем мастям – соколам, цаплям, охотничьим собакам и приманкам, - то же самое количество карт с мастями значится и в колодах тарокки. В каждой масти есть король и королева, едущих на золотом фоне, валет с знаком масти в верхней части карты, а также слуга со знаком масти, изображенным на нижней части карты. По неизвестным причинам лица и руки человеческих фигур, так же как и некоторых лошадей, охотничьих собак, цапель и соколов, были оставлены не раскрашенными, они нарисованы либо в общих чертах.
Колода «Ambras Hofjagdspiel» в красочных картинках описывает искусство разведения и подготовки ловчих птиц при дворе. История этого искусства представлена изображениями сокола как охотничьей хищной птицы, цапли как птицы, преследуемой во время охоты, и приманки, с помощью которой соколиный охотник зовет обратно сокола. На основании темы, которой посвящены эти карты, их иногда называют картами соколиного охотника. Карты с соколами есть в Музее Виктории и Альберта, в коллекции Розенталя, среди карт Гольдшмидта и Гилдхолла.
Карты Тароккини Мителли. Верхний ряд: Танцующий Дурак, Жонглер, играющий и танцующий, бородатый Император, Император, восседающий бородатый Папа, стоящий бородатый Папа. Второй ряд: Ослепленный Купидон, Венера, Умеренность, Справедливость, Сила или Сила духа, Фортуна. Третий ряд: Старик или Седое Время на костылях, человек, собирающийся ударить молотом спящего мальчика (предположительно это Предатель или Повешенный), Смерть, держащая песочные часы и косу, Дьявол, восседающий на огне, молодой человек, пораженный молнией (карта подобна Башне, в которую бьет молния), тряпичник с фонарем под шестиконечной звездой. Нижний ряд: Диана под луной, Аполлон, освещенный солнцем, Атлас, держащий мир, ангел, дующий в трубу, король и королева мечей. Туз чаш (не показан) представлен в виде женского бюста в овальном щите; под медальоном – пьедестал с именем Мителли. Герб Бентивольо из Болоньи, семьи, для которой были раскрашены вручную гравюры, также присутствует на тузе чаш. Некоторые из этих колод на сегодняшний день хранятся в Британском Музее и в других хранилищах.
Сицилийское Тарокко из Модиано, Италия. Козыри пронумерованы арабскими цифрами в верхнем правом углу и не озаглавлены, за исключением «Бедности». Помимо двадцати двух Старших Арканов выше показаны и Младшие Арканы, это карты король, королева, рыцарь и паж (женщина) мечей, девятка дубин, семерка чаш, валет (женщина) и шестерка золота или монет.
Карты мамлюк. Эти карты ясно демонстрируют стиль и структуру, - четыре придворные карты и десять пронумерованных карт, - которая может являться недостающим звеном в процессе привнесения карт в Европу. Карты мамлюк датируются примерно XV столетием. На иллюстрации следующие карты: (верхняя левая) шестерка мечей или ятаганов, десятка клюшек для поло, палки или посохи, а также второй заместитель или помощник (ahad al-arkan malik at-tuman) масти чаш; (нижняя правая) король монет (malik ad-darahim). Десятка посохов, очевидно, была взята из другой колоды мамлюк, поскольку ее художественное исполнение более непроработанное. В каждой масти колоды мамлюк, очевидно, есть либо три, либо четыре придворные карты и десять нефигурных карт. В согласии с религиозной исламской традицией, вместо изображения на придворных картах представлены декоративные вставки с надписями и, как правило, знак масти появляется только один раз на каждой придворной карте, он занимает практически все доступное пространство. Если карты мамлюк являются недостающим звеном в процессе перехода игральных карт из Азии в Европу, в таком случае возможно, что итальянские знаки мастей XV века, а именно масти spade, bastoni, coppe и denari, представляли собой адаптацию более ранних исламских мастей ятаганов, клюшек для поло, чаш и монет. Клюшки для поло, не особо узнаваемые в Европе, вероятно были стилизованы под посохи и дубины.
Колода траппола. Эти карты были отпечатаны с гравюр, выполненных на деревянных блоках, и расписаны по трафарету в Граце Леопольдом Милкхрамом (Leopold Milchram), изготовителем карт, жившим в том городе, о чем свидетельствуют два меча, на которых обозначен год 1782 в качестве даты оригинальных гравюр. Однако налоговая печать на семерке монет датирована 1829 годом, это год, когда колода в действительности была изготовлена и начала продаваться. На придворных картах отраженные изображения, на них римские цифры. Нефигурные карты также с отраженными изображениями и с римскими цифрами. На иллюстрации представлены следующие карты: (верхний ряд) король, рыцарь, паж, десятка и девятка мечей; (средний ряд) восьмерка и семерка мечей, двойка мечей, туз мечей и король посохов; (нижний ряд) туз посохов с надписью на ленте, изображенной от низа до верха карты, где говорится о доступном разнообразии карт у Милкхрама, расположившегося в Кляйнфербергассе, паж чаш, двойка чаш, семерка монет с налоговым штампом и двойка монет. Размер карт: 144 на 59 миллиметров.
Колода Королевских охотничьих карт Амбраса. Репринт 1969 года, изданный в Лейпциге (Германия), с оригинальной колоды «Ambras Hofjagdspiel», ок. 1440-1445, ныне находящейся во владении Музея истории искусств в Вене. Выше представлен одна из наиболее ранних сохранившихся до нашего времени немецких колод; на изображениях представлена история о разведении и подготовке ловчих птиц. Верхний ряд: Король соколов держит сокола на красной кожаной рукавице; десятка соколов, на которой представлен флаг со знаком ее масти; слуга, показывающий сокола в нижней части карты. Средний ряд: король, королева и слуга цапель. Шляпа, которую носит король цапель, подобна шляпе, которую носит Император на карте из колоды Пирпонта Моргана-Бергамо, а также из Кери-Йельской колоды и колоды Брера-Брамбилла Висконти-Сфорца. Нижний ряд: Валет охотничьих собак держит небольшую собаку (возможно, итальянскую борзую) в руке; слуга берет палку у собаки на поводке, оббежавшей передние ноги лошади с правой стороны; королева приманок подбрасывает в воздух приманку или «обманное перо», чтобы возвратить сокола, атаковавшего цаплю.
«Энциклопедия Таро» Стюарта Р. Каплана
Перевод © Eric Midnight, специально для Teurgia.Org, 2014 год