Семейства Висконти и Сфорца и их геральдические символы — Стюарт Каплан
Энциклопедия Таро: Том I
Стюарт Р. Каплан
Глава 5.
Семейства Висконти и Сфорца и их геральдические символы
Самые ранние карты Тарокки раскрашивались вручную, и нередко красиво иллюминировались. Отличительная особенность Италии в том, что именно она производила такие ранние карты, и они являлись прерогативой состоятельной аристократии. Существует следующий метод датировки ранних итальянских колод тарокки и распознавания тех, кто покровительствовал их изготовлению: нужно определить геральдические символы на лицевых сторонах карт. До сегодняшнего дня сохранились различные неполные оригинальные колоды, нарисованные для семейств Висконти и Сфорца. Господствовавших над значительной областью земель вокруг Милана в течение более, чем ста лет, с середины XIV века и до конца XV века.
Семейство Висконти
Бернабо Висконти, один из самых безжалостных тиранов последней половины XIV столетия, являлся лордом Миланским. У него было множество детей, главным образом внебрачных, это были плоды его связей с разными любовницами. Своим дочерям он устроил удачные браки с известными наемниками – популярными солдатами фортуны, нанимаемыми для ведения войн и защиты городов.
Бернабо был женат на прекрасной Беатриче, входившей в знаменитое веронское семейство делла Скала. Его законнорожденные дочери от этого брака были связаны узами брака с аристократическими королями, герцогами и графами, прошедшими тщательный отбор для расширения и усиления и без того уже внушительного влияния Висконти.
Бернабо Висконти разделил власть со своим братом, Галеаццо, тихим, сдержанным человеком, в отличие от сильного, полного энергии Бернабо. Сын Галеаццо, Джан Галеаццо Висконти, родился в 1351 году, и он не желал оставаться на заднем плане, как то делал его отец. В 1385 он сверг своего дядю Бернабо и стал единственным правителем Милана. Джан Галеаццо женился на Изабелле, дочери короля Испании Иоанна II. В течение последующих семнадцати лет он расширил свое господство по северной Италии от Пьемонта до Адриатики. Он подчинил себе всю Ломбардию и Эмилию и стал известен под именем «Деспота Миланского». В 1395 Джан Галеаццо купил у императора Вацлава, правителя Германии, наследный титул герцога миланского, и использовал в качестве своего герба имперского орла. Он занимал должность первого герцога Милана до самой своей смерти, он умер от чумы в 1402 году. К его чести, он учредил Чертозу, большой картезианский монастырь, расположенный под Павией. Последняя часть Кертозы, фасад, была построена семейством Сфорца. На картине, выполненной Амброджо Боргоньоне, где изображен Христос, несущий крест вместе с монахами Кертозы, и которая была завершена в 1494 году, монастырь изображен на зубчатых скалах, подобных изображениям скал на картах Смерть, Умеренность, Звезда, Луна и Солнце в колоде тарокки Пирпонта Моргана-Бергамо. Все трое сыновей Джана Галеаццо от первого брата умерли в младенчестве, однако у него было еще два сына – Джованни Мария и Филиппо Мария – от второго брака с его двоюродной сестрой, Катериной Висконти.
Второй герцог Милана, Джованни Мария Висконти, жестокий правитель, был убит в 1412 году. Его младший брат Филиппо, родившийся в 1391 году, был сослан в Павию, но после убийства Джованни он захватил власть и стал третьим герцогом Милана. В 1413 году Филиппо женился на Беатриче ди Гульельмо Вентимилья Ласкарис, графине ди Тендо, вдове Фачино Кане Пизанского. Она была вдвое старше его, и предположительно Филиппо женился на ней для того, чтобы закрепить за собой ее богатство и приверженность войск ее покойного мужа. Филиппо тайно замыслил убить ее, и в 1418 году она была казнена по сфабрикованным обвинениям в нарушении супружеской верности.
Во время длительного правления Филиппо единство и власть в герцогстве были восстановлены. В 1428 он вновь женился, на этот раз на Марии Савойской, но брак так никогда и не вступил в силу. Незаконнорожденная дочь Филиппо, Бьянка Мария Висконти, родилась в 1423 году от его любовницы, Агнессы дель Майно. Бьянка была помолвлена в 1432 году, в возрасте девяти лет, с Франческо Сфорца, успешным наемником на службе у Висконти. Женитьба Франческо и Бьянки произошла девять лет спустя, в 1441 году, в церкви Св. Сигизмунда в Кремоне. Невесте было восемнадцать лет, а жениху – сорок, однако то был продолжительный и счастливый брак.
Семейство Висконти использовало в качестве своей эмблемы змея или дракона, наполовину пожравшего человека. Члены семьи Висконти любили изображать божественные лучи на своих эмблемах, а на картах Короля и Королевы жезлов в колоде Пирпонта Моргана-Бергамо изображена птица Висконти, пикирующая вниз в ореоле шпилей и языков пламени.
ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ ВИСКОНТИ
1. Птица, возможно, голубь, с прямыми, исходящими от нее линиями, появляется на картах короля, королевы и пажа жезлов. Под птицей – гнездо с тремя птенцами. Этот символ также появляется в Йельской колоде на масти монет.
2. Герцогская корона с ветвями, появляется на картах Императрицы, Императора, а также на попоне лошади на карте рыцаря чаш.
3. Солнце со смешенными волнистыми и прямыми лучами, оканчивающимися как зазубрины ракушек, присутствует на картах Иерофанта, Влюбленных, Колесницы, Справедливости, Колеса Фортуны, Суда, на попоне лошади на карте рыцаря жезлов, а также на придворных картах масти чаш, и на всех картах масти монет, за исключением туза.
4. Черный орел присутствует на картах Император и Императрица, он был получает от императора Вацлава в 1395 году. Вероятно, он являлся символом самого императора.
5. Девиз «A bon droyt», который, по предположению Гертруды Мёкли, был предложен Петраркой первому герцогу Милана, Джан Галеаццо Висконти, присутствует на пятерке, четверке, тройке, двойке и тузе мечей, пятерке, четверке, тройке, двойке и тузе жезлов, пятерке, четверке, тройке и двойке монет и на четверке чаш.
Когда герцог Джан Галеаццо Висконти победил семейство делла Скала в 1387 году, с ним была помощь Альберико да Барбьяно, наемника, командовавшего такими людьми, как, например, Муцио Аттендоло. Впечатленный огнем Муцио, Альберико прозвал его «Сфорца», что означает «сила».
Помимо получения денежного вознаграждения, Муцио стал одним из влиятельнейших наемников в Италии, и его военные деяния дали ему право на использование нескольких геральдических символов. Первый – айва, символ, данный антипапой Иоанном XXIII, в знак признания Муцио как графа Котиньолы.
Позднее Руперт III, император римлян, сменивший Вацлава, предоставил Муцио Аттендоло право на ношение геральдического символа вздыбленного льва на его щите. Поскольку Сфорца использовал символ айвы, Руперт предложил совместить два символа, так, чтобы айва располагалась в левой лапе льва, и на все углы будет простираться его правая лапа. Шлем Сфорцы в виде крылатого дракона с человеческой головой, был преобразован в герб.
В 1409 году маркиз д’Эсте добавил бриллиантовое кольцо, в знак признания убийства тирана Пармы, Оттобуоно Терцо, совершенного Муцио Аттендоло. Порой это достижение Сфорца изображается в виде трех скрепленных между собой бриллиантовых колец, повторенных множество раз.
Когда Папа Иоанн не заплатил Сфорца за его наемнические услуги, Сфорца стало тревожно. Корме того, ему не нравилось служить какому-либо командующему, кроме Паоло Орсини, и таким образом он перешел на другую сторону и объединил силы с королем Ладислосом Неапольским. Это ввергло в ярость Папу, как о том пишет Джефри Триз в книге «Наемники» (The Condottieri) в 1971 году, и тогда он поручил изготовить карикатурное изображение Сфорцы, подвешенного за одну ногу, подобно повешенному предателю; сходство с картой «Повешенный» во множество колод таро очевидно.
Когда Муцио Аттендоло умер в 1424 году, его прозвище, «Сфорца» королева Неаполя Иоанна II сделала наследственной фамилией.
Сын Муцио Аттендоло, Франческо Сфорца, родился 23 июля 1401 года. Молодой Сфорца унаследовал пост предводителя наемников после того, как Муцио утонул в результате приключившегося с ним несчастного случая. Франческо впоследствии перенял три переплетенных бриллиантовых кольца в качестве своего «impresa». В 1441 году его женитьба с Бьянкой Марией Висконти объединила семейства Висконти и Сфорца.
В 1447 году, шестью годами после женитьбы Франческо и Бьянка Марии, последний из герцогов Висконти, - герцог Филиппо, - умер, не оставил после себя наследника мужского пола. Милан не был унаследован Франческо без помех, однако к 1450 году он осуществил свои амбиции и стал четвертым герцогом Милана. Он стал первым Сфорца с титулом, а также единственным наемником, поднявшимся из своего скромного положения до становления герцогом.
Символ сарацина, наполовину поглощенного змеем, был частью герцогского герба, перешедшей на герб объединенного семейства Висконти-Сфорца. В действительности большинство, если не все геральдические символы Висконти были переняты Франческо Сфорца.
Франческо управлял Миланом мирно и эффективно в течение оставшихся шестнадцати лет его жизни. У него и Бьянки было несколько сыновей: кардинал Асканио Мария Сфорца, Галеаццо Мария Сфорца и Людовико «иль Моро» Сфорца. Галеаццо сменил своего отца на герцогском посту, однако он был жестоким и развратным человеком и был убит заговорщиками. Жена Галеаццо, Бона Савойская, действовала в качестве регента своего маленького сына, Джан Галеаццо, который наследовал герцогство после смерти своего отца. Однако в 1480 году брат Галеаццо, Людовико Сфорца, отнял герцогство у своего племянника и взял власть в свои руки. Людовико и его жена Беатриче д’Эсте держали блестящий двор и тратили огромные суммы на искусства и науки. В 1499 году Милан был захвачен французами, и Людовико провел оставшиеся годы его жизни как их заключенный. Две сестры кардинала Асканио стали монахинями августинского женского монастыря, основанного их матерью. Французы оставили Сфорца в качестве марионеточных герцогов вплоть до времени их краха в 1535 году.
ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ СЕМЕЙСТВ ВИСКОНТИ И СФОРЦА
Установление связи между картами ВИсконти-Сфорца с семействами Висконти и Сфорца основывается на тех геральдических символах, которые встречаются на козырных, придворных и нефигурных картах. Геральдические символы семейства Висконти, появляющиеся на семидесяти четырех картах колоды тарокки «Пирпонт Моргана-Бергамо Висконти-Сфорца», представлены на предыдущих иллюстрациях. Геральдические символы Висконти, не появляющиеся на колоде Пирпонт Моргана-Бергамо, это извивающиеся змеи и змей, наполовину пожравший сарацина. Эти символы появляются на карте «Влюбленные» из числа шестидесяти семи карт колоды Висконти-Сфорца, что хранится в Йельском Университете, а также на гербовой карте в так называемой группе фон Бартша. Кери-Йельская колода Висконти-Сфорца отличается тем, что каждая из четырех мастей представлена на придворных картах посредством особого изображения, или геральдического символа Висконти-Сфорца. Одеяния на фигурах в масти мечей украшены цветами и листьями. На картах масти жезлов изображены большие фонтаны, на картах масти чаш содержатся герцогские короны с ветвями, а на картах масти монет представлен пеликан или голубь в профиль, с взрывающимися лучами спереди, как то видно на картах колоды Пирпонта Моргана-Бергамо.
ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ СЕМЕЙСТВА СФОРЦА
Геральдические символы семейства Сфорца, присутствующие в колоде из семидесяти четырех карт колоды «Пирпонта Моргана-Бергамо Висконти-Сфорца», показаны на следующей иллюстрации.
1. Лев, присутствующий на карте короля мечей.
2. Три переплетенных кольца, присутствующие на картах Императрицы и Императора.
3. Большой фонтан, изображенный на тузе чаш.
В Кери-Йельской колоде из шестидесяти семи карт содержится геральдический символ большого фонтана, украшающего одежды королевы, рыцаря женского пола и пажа мужского пола в масти жезлов. Этот фонтан считается геральдическим символом, дарованным Франческо Сфорца после того, как он успешно завершил кампанию, во время которой утонул его отец.
«Энциклопедия Таро» Стюарта Р. Каплана
Перевод © Eric Midnight, специально для Teurgia.Org, 2014 год