Размышления о Нулевом Аркане — Kima O'Leika
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Размышления о Нулевом Аркане — Kima O'Leika

Размышления о Нулевом Аркане

 

Дурак, Аркан Таро Райдера-УэйтаНоль – даже не натуральное число. Это значит, что на свете нет такого камешка, который можно описать как «ноль камешков», что на самом деле избыточно в своей логичности: если камешков ноль, значит, никакого камешка нет. В этом смысле ноль похож на отрицательные числа. Минус два яблока это такая ситуация, когда нам как раз не хватает двух яблок. То есть их нет, они не существуют в объективной реальности… А могли бы. И были бы очень кстати. Вот что такое «минус два яблока». Это суждение, выходящее за рамки видимой реальности, это ситуация, когда знание превышает реальность. Ноль – такая же попытка посчитать то, чего нет, такой же признак воображения как части разума. Он вносит математическую абстракцию в последовательность предметно-конкретных натуральных чисел. Это символ границы и перехода границы, пути между мирами. В двух системах соответствий Нулевой Аркан соотносится с путями א и ש на Древе Жизни. Путь א ведет из Кетер в Хокма, то есть соединяет мир Ацилут с миром Бриэ, ש же проложен из Ход в Малхут, из мира Йецира в мир Асиа.

 

В континентальной традиции Нулевой Аркан располагается между Двадцатым и Двадцать Первым – Страшным Судом и Миром. Среди вторых имен, которыми его наделяет эта традиция, всегда встречается «Страж Порога». Не самое радостное название, да и картинка не то чтобы очень приятная. Человек, не обремененный, кажется, большим умом (зато обремененный узелком, похожим в Марсельской колоде на перевернутую чашу, на пустой сосуд), с посохом, который не приносит ему много пользы, и в одежде, полезность которой истекла тогда, когда этого захотела встретившаяся на пути собака, идет куда-то, не замечая окружающих его опасностей. В некоторых колодах перед ним простирается бездна, в которую он вот-вот упадет, иногда в ней поджидает крокодил. Этот человек, по-видимому, растерял не только обретенную в долгом странствии осознанность, но и всякую власть.

 

Теперь можно вспомнить о том, что во французской традиции Нулевой Аркан все еще Нулевой, а не Двадцать Первый. Двадцать Первый, Мир, следует сразу за Страшным Судом, и все же традиция помещает Нулевой Аркан именно сюда. Именно здесь он вносит замешательство в линейный ряд Старших Арканов. Можно посмотреть на это так: здесь Дурак образует ответвление из линейного ряда. Утратив путь в тумане, он теряет также и все дары своего путешествия. Он не доходит до конца, но из этой точки возвращается всегда в начало, и так до тех пор, пока пустой сосуд потерянных знаний не окажется полным, позволив прервать порочный круг и достигнуть конца пути.

 

Изображения из французских колод, особенно с пропастью на пути Дурака, и еще больше – с крокодилом в ней, навязчиво напоминают о Падении первого человека. В руках его посох, когда-то могущественный, а теперь бесполезный против враждебных сил. Его непобедимая броня раздираема восстающими на него. Осознанность подводит его, и он слепо следует навстречу низвержению в обитель отцов и матерей. Это Адам Падающий: он еще не ступил в пропасть, но она теперь уже неизбежна. Его свободная воля совершила движение в сторону зла, его воспринимающее существо сделалось открытым для небытия. Он взял в свои руки пустой сосуд, и, хотя атрибуты его остаются пока при нем, он не может больше воспользоваться ими. Изначальные качества и силы, духовные и божественные, иссякли в нем, отравленные пустым сосудом. Падение еще не очевидно, но уже совершено, шаг в пропасть неизбежен, потому как свободная воля избрала путь туда.

 

Значения Нулевого Аркана на этом не исчерпываются. Стоит взглянуть на английскую систему, и даже инволютивный смысл его расходится надвое. А если предположить, что он обладает и эволютивным смыслом, символизму его совсем не будет конца (и мы это даже предположим, но позже).

 

В Таро Уэйта Нулевой Аркан предшествует Первому, Магу. Здесь Дурак – начало пути и его достаточное определение. Сама карта выглядит не просто иначе. Она несет совершенно иное настроение и совсем другой посыл. Дурак не очень-то похож на дурака, его беспечность не выглядит неоправданной, а багаж бесполезным. Над ним есть Солнце, освещающее путь, и даже собака не покушается больше на него. Нулевой Аркан здесь соответствует литере א. Она есть начало и даже начало прежде начал. Как и ש, это материнская буква, но стихия ее – Воздух, символов которой на этой карте хватает. Это и желтый фон, и цветок в руке у человека, и даже сама композиция несет отпечаток воздушности. Сила Сфинкса, соответствующая Воздуху, – Знать, и именно стремление познать ведет этого Дурака в его путешествие. У Уэйта это «Дух в поисках Опыта», «князь мира иного, странствующий через этот». Он спускается с целью и имеет средства спуститься без падения. Он сходит вниз с инволютивным потоком, но сам остается вне его власти. Этот Дух подобен Единой Вещи Изумрудной Скрижали: «Сила ее остается цельной, когда она превращается в землю». Он знает, куда идет и зачем, но самое прекрасное то, что он знает, как вернуться. Но вряд ли все это очевидно несведущему. В глазах обывателя он ничем не отличается от Дурака континентального.

 

В конце концов, и Дурак Марсельского Таро может представлять собой столь же обманчивое зрелище. А вдруг его кажущаяся слепота оттого, что странствие его лежит в высший мир, и взгляд его устремлен туда, а все, что пытается удержать его на этом пути, получает в ответ только пренебрежение? Что, если пустой сосуд он взял с собой, чтобы наполнить его дарами иных сфер? И может быть, даже собаке не достанется ничего, кроме оболочек от мира сего. Тогда это не только Адам Падающий, но Адам, ищущий Реинтеграции. Тогда он будет путешествовать вверх через миры, пока не воссоединится с Верховным Архитектором их всех. И на этом пути для всех будет безумием его мудрость, и их мудрость – безумием для него. «Ибо мудрость мира сего есть безумие перед Богом» (1Кор 3:19).

 

Символизм Нулевого Аркана так же многозначителен, как его число. Он есть перемена миров и переход границы. Это Дух, ищущий Опыта в конце Эманаций, и несчастный человек, утративший путь в Лесу Заблуждений; Адам Падающий и Адам, искренне ищущий Реинтеграции.

 Автор: © KimaO’Leika, для Teurgia.Org, 2017


Back to Top