Второй Аркан — Григорий Оттонович Мебес (Г. О. М.)
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Второй Аркан — Григорий Оттонович Мебес (Г. О. М.)

 

<<< НАЗАД | ОГЛАВЛЕHИЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ ОККУЛЬТИЗМА Г.О.М. | ДАЛЕЕ >>>

 

Лекция II

 

Beth

Второй Аркан Г.О.М.


Курс Энциклопедии Оккультизма

 

 

Высшими проявлениями человека в его земной жизни являются интеллект и воля. Если этот бинер нейтрализован в человеке, то существование его протекает в благоприятных условиях.

Вернемся к тернеру: дух – астрал – материя.

 

Человеку необходимы здоровый дух, здоровый астросом и здоровое тело.

 

Ментальная монада человека сама по себе здорова вследствие своего высокого происхождения, о котором речь пойдет позже. Необходимо лишь, чтобы она была активна в человеке, и тогда ему обеспечена в жизни сознательность, которую можно отождествить с наличностью духовных стремлений.

 

Здоровый астросом даст элемент, именуемый душевной гармонией (это третий термин к бинеру: сознательность – власть). Гармония эта обеспечит продуктивность совокупности страстей в человеке, а эта совокупность и есть то, что в просторечии именуется личностью. Если кто нам скажет, как и чего он желает, его Я становится нам знакомым.

 

Здоровое тело обеспечит правильную передачу волевых импульсов в человеке; оно уравновесит мир физических потребностей и внесет в жизнь элемент реализационной власти.

Что же нам изучать прежде всего – тело, астрал или дух?

 

Телом и его функциями заняты другие специалисты. Проявления духа, его стремления, тоже не чужды людям вдумчивым и склонным к занятиям философией. Наша роль в настоящую минуту – изучение астросома, а следовательно, и астрального мира как среды, в которой он обращается. Итак – если, во-первых, нам нужно было спросить себя – что такое человек как активная единица, то во-вторых – нам нужна наука о втором (т.е. астральном) плане.

 

Начертание второго аркана в еврейском алфавите есть Beth (Бейт); числовое значение этого знака = 2.

 

Аркан Алеф иврит (Алеф) = 1 (Унитарность). Название знака – Aleph; иероглиф, соответствующий знаку, – человек.

 

Если первому знаку был присвоен иероглиф Человек, то ко второму знаку отнесется иероглиф рот Человека.

 

Ученое название соответственной картинки тарота – Gnosis (познание).

 

Оккультисты часто именуют его la Porte du Sanctuaire.

 

Вульгарное его название – la Papesse.

 

Картинка на заднем плане дает изображение двух колонн: правая, красная, часто увенчанная знаком Солнца, носит название Jakin; левая, синяя (часто черная), увенчана Луной и именуется Bohaz. Просвет между колоннами на масонском языке именуется средним пространством. На картинке оно задернуто завесою. На переднем плане восседает женщина на кубическом же сидении. На голове женщины мы видим уже не знак бесконечности (Бесконечность) первого аркана, а рога Изиды, между которыми помещена полная Луна. Лицо фигуры прикрыто полупрозрачной вуалью.

 

Сама фигура закутана в широкое одеяние и держит на коленях сверток папируса (или книгу), наполовину прикрывая ее складками одежды. На груди женщины прямоугольный равноконечный крест.

 

Заголовками 2-го аркана в планах Архетипа, Человека и Природы служат термины: Divina Substantia, Femina, Natura naturata.

 

Займемся вторым арканом.

 

    1. Своим числовым значением он напоминает нам о необходимости раздвоения единицы, поляризации ее каждый раз, как она желает перейти к процессу участия в жизни.
    2. Фигура знака Beth, а также две колонны на картине ясно указывают на метод, господствующий в выводах Оккультной Науки.

 

Я говорю о великом методе аналогии, формула которого в латинском переводе текста Изумрудной Скрижали Гермеса звучит – quod est inferius est sicut quod est superius et quod est superius est sicut quod est inferius ad perpetranda miracula rei unius, а в русском – "то, что внизу, подобно (аналогично, а не равно) тому, что наверху, а то, что наверху, подобно тому, что внизу, для вящего развития чудес единой вещи".

 

Это методологическое указание, вместе с картиной преддверия Святилища, достаточно для оправдания наименования Gnosis, данного аркану.

 

Заметьте, что верхняя часть знака Beth только подобна нижней, и что правая колонна только подобна левой, а не тождественна с ней.

 

    1. Рога указуют на принцип бинера.

 

Вы скажете, что и колонны – бинер. Да; но между колоннами сидит женщина, т.е. опять индивидуум, и она-то должна нейтрализовать этот бинер. Женщина – символ пассивности, а тем более – сидящая женщина. Эта поза намекает на выжидательное, созерцательное, восприимчивое настроение. – Кто хочет учиться, тот должен обладать этим настроением.

 

Объекты научного исследования доступны лишь проницательному уму – они прикрыты полупрозрачной вуалью. Результаты научных изысканий и атрибуты самих объектов этих изысканий регистрируются учеными в книгах и самой природой в ее живой книге, но знакомиться с этими результатами можно лишь под складками плаща, изолирующего нас от мирской суеты,

условностей и прочих вредных внешних влияний.

Иероглиф аркана – человеческий рот – представляет из себя убежище, нечто, в чем можно приютиться, как бы дом или храм, уготованный для науки.

 

Упомянутое выше указание закона аналогий дается в нем схожими, но неравновеликими челюстями.

 

    1. Надлежит изучить в деталях самую идею бинера мужского и женского начала.

 

В 1-м аркане над головой фигуры был унитарный знак Бесконечность, во 2-м аркане здесь уже рога – более материализованный элемент.

 

Мать материальнее отца. Пассивное всегда плотнее активного. Тонкий, субтильный элемент активности оплодотворяет более конденсированный пассивный элемент. Но последний должен быть реализован как бы по мерке первого: он должен ему подходить.

 

Какова цель сосуществования этих элементов? Эта цель – самый акт оплодотворения. Он здесь символизируется крестом на груди женщины. Вертикальная часть креста – это phallus, горизонтальная – cteis.

 

Этот солнечный крест совершенно равнозначущ т.наз. – stauros гностического символизма (черт. 3),

 

Гностический Крест Стаурос

Чертеж 3

 

или lingam индусского символизма (черт. 4).

 

Лингам

Чертеж 4

 

Другая фигурация этих начал (более философская, как мы дальше увидим) дается десятым арканом тарота (знак Йуд буква иврита Jod ), как мужским началом, и пятым (знак Хе буква иврита He), как женским.

 

Наш второй аркан принадлежит женскому началу. Луна, фигурирующая на аркане, указывает на принцип материнства (Луна – мировая матка).

 

Астрологически аркан принадлежит именно Луне.

 

Итак, 2-й аркан наводит на идею бинера и притом ясно указывает на его продуктивность.

 

Рассмотрим в общем виде основные фазы этой продуктивности.

 

Возьмем в механике две равные и взаимно-противоположные по направлению силы и приложим их к одной материальной точке. Мы этим обусловим равновесие этой точки. Эта грубая схема бинера напомнит нам, что большая часть проявлений удобна лишь при наличности противодействий этим проявлениям, и без этого противодействия делается абсолютно непродуктивной

 

Стоит ли проповедовать добродетель в обществе абсолютно добродетельных людей? Есть ли смысл дразнить того, в ком это не вызовет ни малейшей реакции? Возможно ли опереться на предмет, уходящий из-под руки без проявлений малейшего сопротивления?

 

Вот эту-то схему имейте в виду каждый раз, как вам приходится осуществлять равновесие, т.е. modus vivendi в какой бы то ни было области.

 

Точка, разграничивающая положительную область бинера от отрицательной, ее уравновешивающей, может перемещаться с течением времени, но идея мгновенного равновесия

осуществляется именно по нашей схеме.

Акт или поведение, нейтрализующее великий бинер добра и зла, может через короткое время попасть в область добра или в область зла, и в этот новый момент бинер нейтрализуется совсем другим актом или поведением. Иной раз добро просто не нанести вреда человеку, а через пять минут мы будем чувствовать, что совесть нас обязывает оказать ему определенное высокое благодеяние

 

Точка переместилась; принцип нейтрализации не изменился.

 

Но перейдем к другой фазе применения бинера. Эту другую фазу можно назвать динамической, если первой условно присвоить название статической.

 

Опять приведу грубую механическую схему. Те же силы, параллельные и равные друг другу, приложены по противоположным направлениям к двум разным точкам твердого тела. Да это пара сил, скажете вы мне; она вызывает в нас представление о вращательном движении. Мне именно нужно это представление; даже больше – мне бы хотелось схемы вихревого движения (tourbillon). Где вы хотите, чтобы мы себе представили это движение? – Я хочу, чтобы вы мыслили волны астрала, возмущенного усилием воображения, оживленного волей, именно в форме этих tourbillons, распространяющихся подобно смерчам и растущих по тем же законам. Нельзя указать тайну фабрикации этих смерчей в общем виде, но можно и позволительно дать легкий намек на один частный случай, в котором человек инстинктивно создает эти вихри и ясно видит их реализационную силу, при посредстве индивидуализованных коагулятов материи, ими вызываемых. Эта работа связана с вопросом о нейтрализации бинера жизнь – смерть.

 

У нас был затронут другой посвятительный бинер: дух – материя, нейтрализованный астралом, как вторым планом. Уместно потому здесь же дать общий очерк познания этого плана, который на первый раз ограничится ознакомлением с его обитателями. Ведь, вообще говоря, ознакомление это может быть проведено или индуктивно, при помощи сношений с упомянутыми обитателями и регистрации результатов этих сношений; или дедуктивно, исходя из определения астрального плана. На вашей ступени оккультного развития вам доступен лишь второй прием.

 

Применим его.

 

Астральный план, по определению, смежен с ментальным и физическим. Значит, в нем должны быть налицо отпечатки, отражения тех элементов этих планов, которые близко подходят к его области.

 

Очень конденсированные и типично сгруппированные коллективности идей имеют отражением в астральном плане т.наз. астроидеи, т.е. идеи, уже напросившиеся на форму. Эти астроидеи ловятся метафизиками и прочими учеными в те моменты их работ ментального характера, когда является вопрос о выборе форм для уже облюбованных идей.

 

Часто одна и та же астроидея ловится разными учеными в близких друг другу подпланах, и тогда мы видим одновременное возникновение двух или более систем, очень схожих, но не тождественных по форме. Напомним о порождении инфинитезимального исчисления, с одной стороны Лейбницем (дифференциальное исчисление), с другой стороны Ньютоном (метод флюксий).

 

Реализовавшиеся в физическом плане акты и явления при посредстве тонких (высших) подпланов физического плана отражаются в астральном плане, как бы в зеркале, и, при этих отражениях, прочно фиксируются в этом плане, давая т.наз. астральные клише событий физического плана. Астральная область не подчинена тесным законам пространства трех измерений и времени одного измерения. Там вы найдете клише не только прошедших, но и будущих событий. Вы скажете, что будущие события стоят в некоторой зависимости от волевых импульсов свободных индивидуальностей.

 

Я отвечу вам: 1) – да, это так, но каждое наше желание, каждая мера, предпринятая вами в физическом плане, изменяет частично клише будущих событий и может даже их стереть; 2) – чем выше этот астральный подплан, в котором вы берете клише будущего события, тем менее изменяется это клише и тем лучше оно предсказывает событие. Тут есть великая тайна – это тайна свободы воли, тождественная с тайною производства астральных tourbillons в самом общем виде; отсюда некоторая туманность и кажущееся противоречие в изложении этого пункта.

 

Если астроидеи отыскиваются учеными, то за астральными клише охотится translucide (воображение) ясновидящих, гадателей и предсказателей всякого рода.

 

Эти клише открываются им в трансе, во сне и т.п. состояниях преобладания астральной деятельности человеческой сущности.

 

Легче других бросаются в глаза клише каких-либо аномалий или же событий грандиозного характера.

 

Отсюда возможность видеть клише великих преступлений, катастроф, а также и отрадных событий грандиозного мирового значения, даже в состоянии бодрствования при наличии достаточной сенситивности у субъекта.

 

Пусть человек возымел дурное желание, облеченное в достаточно типичную форму. Он не приступил к реализации этого желания в физическом плане. Он только нарисовал астральную картину дурного намерения. Этим самым он породил сущность (коагулировав астрал и воспользовавшись великим законом индивидуализации коагулятов).

 

У порожденной сущности нет физического тела, но есть астросом – типично выраженный, а также подобие ментальной монады – идея дурного желания. Такая сущность, по свойству своей монады, может действовать, влиять, только сообразно этой идее.

 

На кого же простирается ее влияние?

 

Да прежде всего на самого ее отца, на художника, написавшего астральную картину чего-то дурного.

 

Эта сущность, или лярва, побуждает его не забывать этого дурного желания, повторять свой волевой импульс и этим усиливать самое лярву.

 

Может она подействовать и на другого человека, склонного желать тех же вещей в сходной форме.

 

Вот и говорят, что лярва такого-то человека присосалась к такому-то другому.

 

Как избавиться от этих лярв, своих или чужих? На то можно рекомендовать 3 средства: 1) сознательное волевое усилие в форме желания не подчиняться лярве, победить ее, отогнать ее от себя, поступить подобно художнику, презрительно взирающему на порнографию собственного произведения; 2) сосредоточиться мыслью и воображением на другом предмете или другом желании.

 

Усиленное общение с этим вторым объектом лишит нас возможности корреспондировать с первым. Молитва есть наиболее желательная форма применения этого второго способа.

 

Ведь, строго говоря, всякая молитва есть акт сосредоточивания, да и обратно – всякий акт сосредоточивания можно определить как молитву Богу, самому себе, или даже дьяволу, смотря по характеру сосредоточивания.

 

Под дьяволом мы здесь разумеем искаженную до крайних пределов картину схемы Высших Начал, неправильными отражениями и преломлениями доведенную до синтеза всех анархий.

 

Этот способ сосредоточивания можно уподобить приему отворачивания от вредно влияющей картины для созерцания другой, лучшей.

 

3-е средство – применение реализационной власти, опирающейся на физический план – уничтожение лярв магической шпагой, т.е. металлическим острием, укрепленным на изолирующей рукоятке (дерево, эбонит и т.п.) или отделенным от руки оператора изолирующей же перчаткой (шелк, шерсть, мех).

 

Действие магической шпаги основано на том, что астральные tourbillons изменяют свой характер вблизи металлического острия настолько резко, что попадание такового в ганглиональный узел астросома лярвы обусловливает ее полный распад.

 

Лярвы в этом случае следует искать в т.наз. ауре (атмосфера астральных эманаций) пораженного лярвой субъекта. Эта атмосфера как бы окаймляет его тело. Этот прием подобен приему уничтожения картины полным разрушением полотна, на котором она написана.

 

Представьте себе, что разумный, способный к сосредоточиванию человек мыслит хорошую идею, облекая ее в определенную форму.

 

Он находит единомышленников, условливается с ними относительно формы идеи, и таким образом создается коллективность людей, мыслящих общую идею в общей же форме.

 

Эти люди как бы обводят каждый карандашами контуры одной и той же фигуры, утолщая эти контуры и делая их более заметными. Общая идея этих людей облекается в астросом, называемый эгрегором коллективности.

 

Эгрегор этот, как всякий астросом, хранит, восстанавливает и побуждает к активности и самосохранению физическое тело коллективности, т.е. совокупность физических ресурсов ее членов, имеющих применение в области реализации ее идей. Напр., эгрегор благотворительного общества будет побуждать его членов к пожертвованиям и работе, способствовать увеличению контингента самих членов, замене выбывших новыми и т. под. Эгрегоры коллективностей, враждебных между собой в физическом плане, борются в плане астральном.

 

Если в физическом плане враги коллективности разрушают физические тела ее членов, астросомы последних усиливают эгрегор в астральном плане.

 

Вспомним по этому случаю гонения от иудеев и язычников на адептов христианского епископального эгрегора, окончившиеся торжеством последнего.

 

Более подробные сведения об эгрегорах и их жизни отнесены мною к 11 аркану.

 

Человек покончил с физическим существованием в одной из своих инкарнаций. Его тело распадается. По неизменным законам природы все элементы этого тела, вплоть до жизненной силы крови и даже до энергии нервных проявлений, с большей или меньшей постепенностью медленно поступают в распоряжение природы и пригодятся на другие формации. Человек остается в составе духовной монады и астросома. Низший из планов, в котором он может эволюционировать, есть астральный план. Теперь ему имя – элементарий. Для него возможны проявления в физическом плане, но тут они обусловлены медиумизмом определенных субъектов, у которых он заимствует на время элементы низших, переходных подпланов астрального плана и высших тончайших элементов физического плана. Для облегчения этого процесса заимствования еще нужны или временная пассивность медиума, или единичная воля мага, или коллективная воля магической цепи (на сеансах), или распорядительная направляющая власть какого-нибудь эгрегора, или еще что-нибудь в этом роде. Но это все носит характер случайности. Нормальная жизнь элементария (или элементера – elementaire) протекает в созерцании астральных клише и в общении с астральными сущностями. Это – его товарищи по науке, по страданию в области самосуда, в подготовке к дальнейшим инкарнациям.

 

В числе временных встреч в астральном плане очень интересными для элементария являются встречи с т.наз. экстериоризованными астросомами живых людей.

 

Для живого человека возможна сильная произвольная или непроизвольная концентрация его деятельности на сфере астральных проявлений. В этом состоянии физическая деятельность человека сводится к крайнему минимуму. Надо сказать, что астросом не только формирует тело человека в утробе матери, не только управляет его развитием, но и поддерживает его форму, заведует обменом клеточек, исправляет повреждения, а когда наступает телу время распасться, то управляет и процессом распада. Элементарий занят первое время процессом разрушения своего материального тела и фантома его нервных флюидов.

 

Одним словом – астросом есть и Брама, и Вишну, и Шива материального тела. Деятельность астросома по отношению к физическому телу особенно интенсивна во время сна человека, когда mens почти не пользуется услугами астросома, как передаточной инстанции, и астросому есть время заниматься черной работой, т.е. вопросами питания, оздоровления и т.д. Если по этим вопросам астросому задана лишь ничтожная работа, если напр. организм находится в состоянии летаргии, каталепсии, т.наз. трансов и т.п., то астросом почти свободен и может проявляться достаточно энергично на области внешних предметов, на функциях чужого тела (лечение чужого человека экстериоризациею к нему своего астрального тела); может, запасшись флюидической энергией какого-нибудь медиума или даже заняв таковую у собственного физического тела, проявлять себя на далеком расстоянии механическими явлениями (стуки, перемещение предметов, дотрагивания), световыми эффектами (появление фигуры самого человека в месте, далеком от местонахождения его физического тела) и т.п.

 

Вот это-то проявление астральной энергии человека вдали от его физического тела и называется выходом его в астральном теле или экстериоризацией астрала.

 

Оно бессознательно происходит у лиц, сильно пораженных аффектами испуга, горя и т.п. (ведь аффекты относятся к астральной деятельности) или у лиц, погрузившихся в определенные типы сна – летаргии или каталепсии.

 

Сознательно то же состояние вызывают в себе маги и колдуны, когда им надо проявить свою деятельность на расстоянии. Но у всякого Йуд (Иода) есть свое Хе (He). И состояние проявления энергии на расстоянии сопряжено с наличностью перцепции (восприятия) на расстоянии в соответственных подпланах астрала. Экстериоризуются, чтобы высмотреть астральное клише земного бытия, чтобы поймать астроидею, чтобы решить запутанный теоретический вопрос, чтобы экспериментально ознакомиться с тем, что я излагаю вам теоретически.

 

Mens человека в это время работает не особенно сильно; его деятельность раздвоена. Он, с одной стороны, сопровождает астральное тело, снабжая его известной наличностью волевых импульсов в его странствовании; с другой стороны, признается некоторое участие mens в сторожевой службе над физическим телом, подвергающимся при экстериоризации астросома целому ряду существенных опасностей, о которых речь пойдет в дальнейшем. Эта сторожевая служба до некоторой степени гарантирует быстрое возвращение астросома в физическое тело в случае крайней опасности.

 

Касательно роли астрального тела в человеке небезынтересно отметить два обстоятельства: 1-е – отсутствие (т.е. т.наз. состояние экстериоризации) астрального тела в то время, как физическому телу наносится повреждение, есть благоприятный фактор для исправления этого повреждения в дальнейшем, и даже для сферы болевых ощущений. Если, подвергаясь уколу, ранению и т.п., вы сумели хотя бы частично экстериоризоваться, то нанесенное повреждение мало передалось системе tourbillons вашего астрала, и последний, возвращаясь в тело, тем лучше все исправляет, чем он меньше был сам затронут тлетворными влияниями. Этот тезис находит себе применение в практике факиров, прокалывающих себе различные части тела и быстро их заживляющих энергичной деятельностью вернувшегося астросома.

 

2-е – если, наоборот, системе tourbillons астросома причинен ущерб (ну хоть острием магической шпаги) в то время, как этот астросом экстериоризировался, то есть лишь в малой мере пользовался физическим телом как опорной точкой, то это повреждение опасно для астрального тела в сфере его низших проявлений, а следовательно, в частности, и в сфере процесса охранения и поддержания физического тела. Если у экстериоризованного астросома поврежден хотя бы второстепенный ганглиональный узел, то, по возвращении астросома в физическое тело, повреждение астросома вызывает образование раны в тех частях физического тела, которые охранялись деятельностью системы этого узла. Чем ниже подплан, в котором вы экстериоризовались, тем чувствительнее это повреждение.

 

Остается сказать несколько слов об элементалях, обыкновенно относимых учебниками к числу обитателей астрального плана.

 

Это не астральные сущности.

 

Элементали имеют ментальную монаду, направленную к специально инволютивной деятельности, астросом, оформляющий эту деятельность, и физическое тело, невидимое при обыкновенных условиях по самой однородности его строения с той средой, в которой эти элементали оперируют.

 

Элементали заправляют химическими и физическими явлениями, многими физиологическими процессами и т.п.

 

Если тело их по преимуществу газообразное, их называют сильфами. Если жидкое – ундинами. Если твердое – гномами. Если же их тело более тонкое и по строению подходит к тому, что мы называем мировым эфиром, то – саламандрами.

 

Есть существа, обладающие лишь ментальной монадой и астральным телом и оперирующие инволютивно в астральной среде, подобно тому, как элементали оперируют в стихиях. Этим сущностям дано название Spiritus directores астрала. Есть и чисто ментальные существа, занятые инволюционными процессами, имя им – Ангелы.

 

К этой Лекции Г.О.М. приводятся, в качестве иллюстраций, два варианта изображений Второго Аркана. Наверху, под заглавием, представлена работа, нарисованная неизвестным художником, для издания «Курса Энциклопедии Оккультизма», выпущенного в Шанхае Русским Оккультным Центром, что имело место быть в 1937 году. Следующее изображение, в голубовато синих тонах, относится к тому же самому изданию, однако это непосредственно отсканированные изображения из самого шанхайского издания, в то время как первый экземпляр является черно-белой репродукцией. (Действительно, в оригинале данные изображения Старших Арканов были напечатаны синей краской).

В издании Русского Оккультного Центра к каждому из изображений Старших Арканов, кроме того, приводилось оригинальное описание. В случае Второго Аркана описание было следующим:

«Фон составлен темно-лиловой бархатной завесой, спускающейся с золотой перекладины до самого пола. Перекладина помещена между двумя колоннами египетского стиля, сложенными из больших камней и утвержденными на прочных фундаментальных базах. Правая колонна красноватая, левая - синеватая. От возвышения, на котором стоят колонны, спускаются три ступени из буровато-серого песчаника. Между колоннами, на третьей ступени, куб, на котором сидит женщина. Лоб ее скрыт повязкой, с которой до подбородка спускается густая вуаль. С плеч спускается лиловая шелковая мантия-хитон, наброшенная так, что грудь ее и тело до середины остаются обнаженными, причем между грудями лунного типа висит солнечный золотой крест. Ниже мантия плотно облегает фигуру, скрывая от глаз даже контуры тела; в руках женщины свиток, развернутый так, что написанного на нем не видно. На голове женщины египетский убор в виде полумесяца, составленный из рогов дважды телившейся коровы; между ними матовый диск серебряного полнолуния. Воздуха во всей картине много, света мало. Освещение спереди».

 

 © Г.О.М.

Оформление и комментарии к оригинальному тексту © Teurgia.Org, 2011 г.

 

<<< НАЗАД | ОГЛАВЛЕHИЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ ОККУЛЬТИЗМА Г.О.М. | ДАЛЕЕ >>>


Back to Top