Четвертый Аркан — Григорий Оттонович Мебес (Г. О. М.)
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Четвертый Аркан — Григорий Оттонович Мебес (Г. О. М.)

 <<< НАЗАД | ОГЛАВЛЕHИЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ ОККУЛЬТИЗМА Г.О.М. | ДАЛЕЕ >>>

 

Лекция IV

 

Далет

 

Четвертый Аркан Г.О.М.

 

Курс Энциклопедии Оккультизма

 

В нашем алфавите знаком 4-го аркана служит буква Далет, Далет (Daleth), при числовом значении 4.

 

Иероглиф аркана – грудь, откуда легко возникают идеи вскармливания, упитанности и, наконец, идея авторитета как результата этой вскормленности, делающей объект кормления способным оперировать в соответствующей ему среде.

 

Сама картинка аркана изображает мужчину, увенчанного трехъярусной тиарой (во-первых, принцип авторитета распространяется на все 3 плана; во-вторых, тот, кто хочет быть авторитетом в известной области, должен проникать во все три плана этой области). В правой руке мужчина держит скипетр, оканчивающийся или знаком Венеры (Венера), или знаком Юпитера (Юпитер).

 

Первое истолковывается как необходимость уменья рождать законченные, индивидуализованные комплексы сущностей; второе – просто указует на астрологическое соответствие аркана – планеты Юпитер и связанное с ее названием мифологическое представление. Желательно такое положение рук и плеч фигуры, которое бы напоминало восходящий треугольник (это условие во многих таротах не соблюдено). Правая нога фигуры заложена за левую так, чтобы получалось подобие прямоугольного креста.

 

Фигура опирается задней частью на камень кубической формы. На этом же камне покоится изображение орла, имеющего на шее подвесок в форме т.наз. "Креста Великого Иерофанта" (черт. 8).

 

Крест Великого Иерофанта, Орден Мартинистов

Чертеж 8

Займемся истолкованием этих символов.

 

Кубический гладкий (т.наз. равнообделанный) камень есть символ всего законченного, облеченного в готовую форму – авторитет проявляется в заранее выработанных формах.

 

Каждая из граней камня представляется в форме квадрата; вот почему квадрат есть один из геометрических символов этого аркана.

 

Орел, покоящийся на камне, указывает на необходимость высокого взлета мысли для того, кто хочет придавать вещам законченную форму (он должен быть, так сказать, инженером, а не техником своего дела).

 

Эта мысль подкрепляется присутствием на аркане креста Иерофанта. Вертикальный ствол креста символизирует канал, по которому в нижний конец его изливается влияние трех планов Вселенной, фигурируемых горизонтальными перекладинами креста.

 

Чтобы завершить форму, чтобы отшлифовать камень, надо не только высоко схватить идею объекта, но и провести ее через фазы ментальности, астральности и физического ее назначения.

Остается истолковать прямоугольный крест, фигурируемый ногами мужчины.

 

Этот равноконечный крест будет вторым геометрическим символом аркана, называемого (по первому символу) Petra cubica (кубический камень).

 

На вульгарном языке название аркана – l'Empereur (из-за скипетра и короны). Заголовками аркана в области теософического тернера будут служить слова:

 

  • Forma (в плане Архетипа).
  • Auctoritas (в плане Человека).
  • Adaptatio (в плане Природы).

 

 

 

Итак, займемся интерпретацией кватернера, изображенного четырьмя сторонами креста.

 

Этот кватернер прежде всего истолкуем как общую схему всякого формально законченного динамического процесса во Вселенной.

 

Процессы эти характеризуются гностически следующим образом. Активное (мужское, экспансивное) начало (Йуд Jod) оплодотворяет пассивное (женское, аттрактивное) начало (Хе - MARTINIST.RU He); от этого союза рождается нейтральное (андрогинное, заимствующее сверху и передающее вниз) начало (Вав Vau). Чуть эта схема выполнена, является представление о семействе, т.е. о законченном цикле проявлений. Констатирование факта существования этого представления есть как бы очерчивание некоторой оградой, некоторым контуром, области внутренней жизни этого семейства с целью показать, что в наружной жизни оно оперирует как самостоятельная составная единица.

 

Когда мы просто констатируем присутствие законченного цикла ВавХе Йуд , мы ставим после трех букв четвертую букву Хе (He), признавая цикл истекшим, семейство образовавшимся, законченным; отсюда обозначение его пассивною буквою Хе (He) (его сделали, оно получилось). В этой форме кватернер элементарного цикла будет символизироваться Третьим Великим Именем Божиим Хе ВавХе Йуд .

 

Имени этому Каббала приписывает чудесную силу при условии правильного его произношения.

 

Вероятнее всего, что Первосвященник произносил его в особо торжественных случаях трижды. Первый раз он читал его по буквам – Jod, He, Vau, He; второй раз – разделяя на две части и читая первую названием буквы Jod (мужское начало), а вторую этимологически – Heva (женское начало); получалось Jodheva или Jodhava. В третий раз все слово читалось этимологически. По всей вероятности, произношение его было Jeve или Jave, но уж во всяком случае не Jehovah, как думали некоторые авторы XVIII столетия, основываясь на условной пунктуации еврейского текста, относящейся не к этому имени, а к другому, заменяющему его при громком чтении.

 

Таким образом, Первосвященник сначала указывал на полную схему элементарного цикла, затем на андрогинат Человечества и, наконец, на его единство и вообще на Унитарный Закон.

 

Дабы профаны не могли расслышать Священного Имени, слова Первосвященника заглушались звоном каких-либо ударных музыкальных инструментов.

 

 

Цикл Хе ВавХе Йуд распределяется по кресту Кватернера согласно чертежу 9, давая одно и то же слово при прямом и обратном направлении кругового движения (прямое направление обозначено стрелками). Обратное чтение третьего имени Хе ВавХеЙуд (Chavaioth) принимается символом анархии (царство дьявола) и соответствует прямому или обратному круговому движению около креста Кватернера, если начало этого движения отнесено к одному из концов горизонтальной перекладины креста вместо верхнего конца вертикальной перекладины.

 

Схема Кватернера

Чертеж 9

 

Представим себе теперь, что наша составная единица, наше семейство, фигурируемое вторым Хе Священного Имени, активно воздействует на какой-нибудь элемент внешнего мира, т.е. попросту что наш элементарный цикл своим завершением обусловливает начало нового цикла. Тогда символ Хе уже не подходит для четвертого элемента; это Хе таинственным, но закономерным процессом переходит в Йуд следующего цикла. Наш крест как бы поворачивается на 90 угловых градусов; происходит т.наз. вращение Кватернера в герметическом круге.

 

Здесь не место описанию сущности этого процесса. Мы ограничимся констатированием факта перехода второго Хе в новый Йуд (Jod).

 

Этот новый Йуд подыскивает себе (формирует) подходящее He, оплодотворяет его; рождается Вав (Vau); констатируется факт существования второго цикла, очерченного или символом Хе, если этот второй цикл заключительный, или знаком Йуд , если он переходит в активность; и т.д. до бесконечности.

 

Если полученный ряд элементов последовательных циклических процессов сравнить с рядом натуральных чисел, то в этом последнем все кратные трем будут Vau; все числа, сравнимые с единицей по модулю 3, – Jod; все числа, сравнимые с двумя по модулю 3, – первыми He. Напр. 58-й элемент ряда будет Йуд, 62-й – Хе , а 75-й – Вав.

 

Если бы ряд оканчивался на 58-м элементе, то мы назвали бы этот элемент вторым He.

 

Примеры таких рядов: первый элемент – отец, второй – мать, третий – дитя, четвертый – влияние всего семейства ну хоть бы на другое избранное семейство, которое будет пятым элементом; это влияние родит общие интересы двух семейств (6-й элемент); соединенная этими интересами группа двух семейств (7-й элемент) действует ну хоть бы на другую группу семейств (8-й элемент), создавая солидарность между обеими группами (9-й элемент).

 

Получим схему образований групп вообще и государств в частности.

 

Другой пример: гений (1) оплодотворяет профессора (2); последний вынашивает плод гения и дает возможность образоваться андрогинному практическому деятелю (3), который, с одной стороны, пассивно воспринимает пищу, даваемую ему профессором, с другой – оперирует активно во внешнем мире, сообразно воспринятому учению, и характеризует деятельность всего цикла (4), которому название будет или – пассивная интеллигенция (если она Хе ), или активная интеллигенция, если она Вав следующего цикла и оплодотворяет способную к культуре среду (5)...

Получилась схема процесса культуртрегерства при исходной точке научной интуиции.

 

Ту же схему можете провести для культуры Человечества эстетическими началами.

 

Третий пример:

 

утро (1) подготовляет, планирует заботы дня (2); плоды дневной деятельности обнаруживаются вечером (3), который таинственным переходом через ночь служит исходной точкой планов и приготовлений следующего утра (4)...

 

Четвертый пример: весенний посев (1) вынашивается летними условиями (2), рождает осеннюю жатву (3), через посредство зимнего периода определяющую запас активности (4) в начале следующей весны...

 

Применяя все это к схеме вращения Кватернера в круге, мы имеем: прохождение первой четверти (1 – Jod), прохождение второй четверти (2 – первое He), прохождение двух последних четвертей (3 – Vau) и познание центра, т.е. понимание определения окружности, без которого нельзя быть уверенным, что четвертый элемент (второе Хе ) при повороте креста на 90 градусов действительно попадает на место Иода в следующем цикле.

 

Всякий цикл Посвящения делится на три этапа по четвертям геометрической окружности.

 

В трех символических степенях правоверного этического масонства Ashmol'я (Элиаса Эшмола) и Fludd'а (Роберта Фладда) элемент Jod представлен степенью ученика.

 

На этой ступени масон прилагает все усилия к точному самопознанию, к осознанию тьмы и этического невежества, характеризующих профана, и к самоусовершенствованию.

 

Эта активная ступень влечет за собой необходимость тягостной, утомительной работы. Самый ритуал посвящения в ученики изобилует символическими указаниями на заблуждения, ошибки и скучные, тяжелые испытания.

 

Элементом Хе (He) в этом посвящении является степень товарища (Подмастерья), очерчивающая область применений, доступных масону, успешно прошедшему первую степень.

 

Товарища знакомят со средою дружеского, братского общения с уже прошедшими тягостную стадию ученичества соратниками и со всеми приятностями такового общения.

 

Здесь ритуал символизирует приятность познания вообще, а в частности все сладости дружбы, взаимопомощи и покровительства опытных учителей.

 

Элементом Вав (Vau) является степень Мастера, уже познавшего характер жизни в среде масонства и теперь долженствующего освоиться с идеей Смерти и всеми ассоциациями этой идеи.

 

Мастерская Ложа и служит синтетической представительницей всей масонской семьи (второе Хе, если рассматривать ее с точки зрения ее формации, или новое Йуд (Jod), если учитывать ее влияние на общество).

 

Для детального ознакомления с этиологией масонства отсылаю слушателей к статье Б.М.Прямина-Морозова (журн. "Изида", декабрьский № 1910 г. и январский № 1911 г.) "Очерк этиологии и общей истории масонства", кратко очерчивающий догму и ритуальный символизм степеней Ученика, Товарища и Мастера, и к более детальному труду Папюса "Генезис и развитие масонских символов" ("Ce que doit savoir un maitre-macon") в русском переводе г. Войцеховского, содержащего кроме анализа Легенды Хирама еще краткую историю важнейших масонских течений в связи с происхождением 33 степеней Шотландской Системы.

 

Возвращаясь к нумерации элементов динамического цикла, обратим внимание слушателей на возможность рассмотрения девятеричных циклов вместо тройственных, доселе рассмотренных.

 

Место элемента в девятеричном цикле определяется его наименьшим положительным вычетом по модулю 9. Так – 58-й элемент ряда будет четвертым в своем девятеричном цикле, т.е. Иодом второго семейства этого цикла; 78-й элемент будет шестым в своем девятеричном цикле, или Вав (Vau) второго семейства этого цикла.

 

Не следует забывать, что эти результаты быстрее всего получаются, по известной арифметической теореме, суммированием цифр номеров элементов:

 

5 + 8 = 13; 1 + 3 = 47 + 8 = 15; 1 + 5 = 6

 

Такое счисление, называемое извлечением теософического корня из числа, часто пригодится нам в дальнейшем.

 

Для полноты изложения прибавим, возвращаясь к счислению тройственных циклов, что, если произвести для какого-нибудь номера теософическое сложение, т.е. суммирование всех натуральных чисел до этого номера включительно, то получатся следующие результаты:

 

I) если номер был сравним с 0 (или, что то же – с 3) по модулю 3, то теософическая сумма также сравнима с 0 по модулю 3.

 

Тернер остается тернером.

 

II) Если номер был сравним с единицей по модулю 3, то теософическая сумма также сравнима с единицей по модулю 3.

 

Унитарность остается унитарностью.

 

III) Если номер был сравним с двумя по модулю 3, то его теософическая сумма сравнима с тремя (или, что то же – с 0) по модулю 3.

 

Бинер после синтеза не остается таковым, а нейтрализуется в тернер.

 

Эти теоремы не трудно доказать в общем виде, но мы ограничимся приведением трех частных примеров.

 

Числовой мистицизм

6 было Тернер; 16 – Монада, а 20 – Бинер.

 

Истолковавши Кватернер, как общую схему элементарных динамических процессов, перейдем к толкованию символа прямоугольного креста, как схемы активных и пассивных проявлений Человека в астральной области.

Вертикальная сторона креста, соединяющая литеры Йуд и Вав , разделена средней точкой на две области, из которых верхней (Йуд ) отдадим преимущество (Йуд активнее Вав). Верхняя область будет областью положительных поступков человеческой сущности – область добра; нижняя часть – областью отрицательных поступков – область зла.

 

Посвященный человек для каждого момента жизни должен различать эти области, т.е. как бы держаться в середине, в нейтральной точке.

 

Это будет познанием добра и зла в поступках.

 

Переходя к горизонтальной стороне креста, мы так же подразделим ее на две области, отнеся их обе к сфере пассивных восприятий человека.

 

Правая область, принадлежащая второму Хе , могущему преобразоваться в Йуд и потому более активному, получит преимущество перед левой и будет считаться областью благоприятных восприятий.

 

Левая область достанется на долю неблагоприятных восприятий.

 

Посвященному в любой момент жизни присуще умение строго разграничивать эти две области, т.е. познавать нейтральную точку.

 

Резюмируя сказанное, мы можем новое истолкование креста формулировать следующим образом: Человек, владеющий арканом авторитета, должен не только учитывать добро и зло в своих поступках, но и уметь использовать как хорошие, так и дурные внешние влияния. Он в равной мере использует гнев и чувство благодарности, как стимулы активности, умиление и разочарование, как успокоительные средства, и т.п.

 

Авторитет Человека основан на том, что последний стоит как бы в центре герметического креста, будучи причастен всем его элементам и являясь хозяином их областей.

 

От этого анализа нетрудно перейти к традиционным аналогиям элементов кватернера.

 

Элемент Йуд свяжем с тем, что традиция именует Воздухом; первое Хе – с Землей; Вав – с Водой; второе Хе – c Огнем.

 

Эти четыре термина у древних так и носили название "Элементов Кватернера". Укажем наивероятнейшие их толкования в различных планах.

 

В метафизическом плане воздух означает время, вода – пространство, земля – принцип косности, инертности материи, огонь – кинетическое состояние материи.

 

Здесь мы в области теоретической механики.

 

В моральном плане воздух указует на необходимость сметь (oser) для всякого посвященного; вода – на необходимость знать (savoir); земля на обязанность молчать (se taire); огонь – на уменье желать (vouloir).

 

С этими обозначениями связано представление о символических животных в кватернере: Орел смел; Человек знающ; Телец молчалив; Лев пылок в своих желаниях.

 

Современные нам герметисты остроумно символизируют эти четыре проявления значками:

 

Представление символических животных в Кватернере - MARTINIST.RU

 

Чертеж 10

 

в которых горизонтальные желобки соответствуют восприятию в данный момент, а вертикальные – жажде активности.

 

Кто смеет, тот заглушает в себе сознание опасности (темный горизонтальный желоб) и будит активность (светлый вертикальный желоб).

 

Кто доволен своим знанием, тот не учится и не проявляет активности (два темных желоба).

 

Кто молчит, тот себя не проявляет (темный вертикальный желоб), но все принимает к сведению (светлый горизонтальный).

 

Кто желает, тот активен и восприимчив – надо знать, чего желаешь (оба желоба светлые).

 

Опускаясь в физический план, мы истолкуем элементы как четыре состояния вещества: земля – твердое; вода – жидкое; воздух – газообразное; огонь – радиальное.

 

Сближая это объяснение с анализом кватернера поступков и восприятий человека, мы ясно поймем следующую формулировку тезисов классиков оккультизма о т.наз. элементалях: Человек имеет тело, составленное из всех четырех элементов; он синтетичен; он познает четыре стороны креста.

 

Элементали подчинены авторитету уравновешенного человека; они не познают добра и зла; они не стоят в центре креста, а только живут на его сторонах: сильфы – в воздухе; ундины – в воде; гномы – в земле; саламандры – в огне.

 

Тела их состоят у каждого из материалов той стихии, в которой он обитает; они сливаются с самими стихиями, а потому их не видно физическим глазом, не слышно физическим слухом и т.д., пока они не проявляются медиумическим займом начал других стихий; тогда с ними можно сноситься физическими органами.

 

Эти элементали управляют деталями того, что мы называем физическими и химическими явлениями.

 

Быть может, небесполезно дать краткие указания о распределении т.наз. алхимических элементов по терминам Кватернера Хе Вав ХеЙуд.

 

Термину Воздух соответствует в алхимии универсальный растворитель Azoth, знак которого есть тройной кадуцей, увенчанный крыльями орла.

 

Термину Вода соответствует металлогенный Меркурий, могущий быть добытым из ртути. Знак его Меркурий.

 

Azoth часто называют Меркурием мудрецов или Меркурием философов, но следует твердо помнить, что его извлечь из металлического Меркурия нельзя.

 

Термину Земля соответствует элемент Соли. Знак его Философская Соль.

 

Термину Огонь – элемент Серы со знаком Философская Сера.

 

Алхимические Серу и Соль не следует смешивать с объектами, носящими те же названия в обычном химическом обиходе. В алхимии эти названия относят к двум атрибутивным началам тел, могущим быть нейтрализованными либо металлогенным Меркурием (в инволютивном процессе), либо Меркурием мудрецов (в процессе эволютивном).

 

В нравственном герметизме, составляющем астральную аналогию Алхимии физического плана, элементу Соль соответствует настойчивость в стремлении к самоусовершенствованию; элементу Сера – пыл молитвы или другого сосредоточения; элементу металлогенного Меркурия – осведомленность, а элементу Azoth – оккультное начало тонкого чутья и естественного понимания условий работы.

 

Нравственный герметизм и физическая алхимия суть частные виды общей задачи, известной под названием Великого Делания и символизируемой девятнадцатым мажорным арканом.

 

Задача эта может быть формулирована как процесс трансмутации грубейшего состояния определенной среды в наитончайшее ее состояние без выхода из рамок среды, т.е. без изменения общей квалификации объекта трансмутации в плане, которому он принадлежит.

 

Так – в алхимии занимаются Великим Деланием трансмутации неблагородных металлов или даже, если хотите, каких угодно материальных отбросов в наиблагороднейший металл – золото.

 

В нравственном герметизме задаются целью переделать мусорного, несовершенного в этическом отношении человека в другое существо, не теряющее квалификации воплощенной человеческой сущности, но обладающее синтезом эволютивных свойств человеческой души.

 

Конечно, всякая трансмутация этого типа основана на принципе унитарных теорий по отношению к среде, служащей объектом трансмутаций.

 

Если мусор можно переводить в золото, то это потому, что все тела материальной природы представляют собою различного типа коагуляты единой, односоставной материи.

 

Если дурного человека можно переделать в совершенного, то это потому, что элементарный состав их одинаков, но порядок группировки их астральных элементов варьирует до бесконечности. В совершенном человеке в порядке то, что спутано в несовершенном.

 

 

Остается заняться немаловажным вопросом о распределении сторон горизонта по элементам ХеВав, Орден Мартинистов - MARTINIST.RUХеЙуд .

 

Восток отнесем к Йуд ; Юг – ко второму Хе ; Запад – к элементу Вав, Орден Мартинистов - MARTINIST.RU и Север – к первому Хе.

 

Такая схема основана на характере суточного движения солнца, совершающегося в направлении, названном нами обратным.

 

Если Священных Животных распределить так, как мы делали доселе: Орел – Восток – Воздух; Телец – Север – Земля; Человек – Запад – Вода; Лев – Огонь – Юг, то получится зеркальное отображение схемы, данной в первой и десятой главах книги пророка Иезекииля.

 

Этот т.наз. Кватернер Иезекииля весьма важен своими применениями в операциях призыва (прямое движение по кругу) и заклинания (обратное движение по кругу).

 

 

 

Другая схема, данная Апостолом Иоанном в четвертой главе Апокалипсиса, дает иное отображение, отличающееся от первого перестановкой двух элементов.

 

В ней Телец – Земля отнесены к Западу, а Человек – Вода – к Северу.

 

Эта вторая схема дает возможность установить особые таинственные термины атрибутивных квалификаций "влажный – сухой; теплый – холодный", причем Воздух окажется влажным и теплым, Вода – влажной и холодной, Земля – холодной и сухой, а Огонь – сухим и теплым.

 

Эти квалификации находят себе применение в астрологии и алхимии.

 

Кватернер Иезекииля  

 

 

 Кватернер Апостола Иоанна

 

Чертежи 11 и 12

 

 

 

К этой Лекции Г.О.М. приводится в качестве иллюстрации один вариант изображения Четвертого Аркана. Наверху, под заглавием, представлена работа, нарисованная неизвестным художником, для издания «Курса Энциклопедии Оккультизма», выпущенного в Шанхае Русским Оккультным Центром, что имело место быть в 1937 году.

В издании Русского Оккультного Центра к каждому из изображений Старших Арканов, кроме того, приводилось оригинальное описание. В случае Четвертого Аркана описание было следующим:

«Фон – две белые стены, составляющие угол комнаты и уходящие ввысь. Они сплошь украшены синей свастикой. Пол – серые каменные квадратные плиты. На полу стоит белый куб, квадратом вперед, и на нем нарисован летящий справа налево египетский орел с крестом Иерофанта на шее. На левую грань куба небрежно опирается спиной мужчина, стоящий профилем. Он подогнул одну, более отдаленную от зрителя, ногу за другую под прямым углом, коленом вперед. Он немного наклонился и в вытянутой правой руке держит жезл с золотым знаком Венеры, в кружочек которого вписан маленький серебряный знак Юпитера.

Одет мужчина в сапфирно-синий хитон от плеч до коленей. Ноги в золотых сандалиях с крестообразной перевязью на икрах. Лицо с ассирийской бородой и фигура ярко юпитерианского типа.

На голове тройная золотая тиара египетского типа. Во всей фигуре властность и авторитетность. Все линии очень четки и резко выделяются. Нигде нет незаконченности и скрадывающихся линий. Освещение слева сверху».

 

© Г.О.М.

Оформление и комментарии к оригинальному тексту © Teurgia.Org, 2011 г.

 

 <<< НАЗАД | ОГЛАВЛЕHИЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ ОККУЛЬТИЗМА Г.О.М. | ДАЛЕЕ >>> 


Back to Top