Потусторонние люди: спириты, гипнотизеры и хироманты в Российской Империи — Дмитрий Цельзин
Потусторонние люди: спириты, гипнотизеры и хироманты в российской империи
Я уже рассмотрел ряд больших организаций, практикующих всевозможные способы работы с психикой, начиная от осознанных сновидений и выходов астрал, и заканчивая телепатией, телекинезом и т. п. Сейчас расскажу про кружки с меньшим количеством членов.
Во-первых, вспомню про кружок «сибирских спиритов».
Основательницей была спиритесса Л. Н. Ларина, родилась в Сибири, но со временем перенесла деятельность своего сообщества в свою квартиру в Москве. Она создала коммуну из 20 человек, которые жили вместе. Что характерно, они проповедовали отказ от сексуальных отношений в пользу «духовного единения людей».
В основном «сибирские спириты» на своих собраниях обсуждали различные вопросы христианской морали. Членами кружка могли быть лишь медиумы, которых последователи Лариной называли «проводниками». «Проводник» должен был входить в трансовое, полусонное состояние, после чего вступать в контакт с другими членами кружка, которые пребывают в том же состоянии. Затем один из участников начинал разговаривать от имени «чистого духа» (с «нечистыми», по их собственным словам, они в контакт не вступали. Через какое-то время этот участник замолкал, а его мысль продолжал другой «проводник». И так друг за другом.
Они использовали планшет (не гаджет, а аналог «доски уиджи»). Применялось и автоматическое письмо, составление «цепи» (расскажу о «цепи» подробнее, если все-таки напишу подробную статью о Г. О. Мёбесе, пока только делал обзор на его колоду Таро). Естественно, раз спириты, то практиковали и столоверчение.
Иным обществом были спиритуалисты.
Вообще говоря, в иностранных языках обычно нет разделения на спиритизм и спиритуализм. В русском же спиритизм это учение о контактах с духами, а спиритуализм это вера в существование душ, духов и т. д. Поэтому не удивляйтесь, что сообщество называло себя спиритуалистами, а не спиритами.
Они считали, что занимаются научными исследованиями мира духов. Были это своего рода «контактёры» с духами, религиозные вопросы их интересовали мало. Спиритуалисты организовывали спиритические сеансы, в которых использовали медиумов, умеющих входить в состояние гипноза. Среди их бесед вы нашли бы мало разговоров о Библии, слов о разнице «чистых» и «нечистых» духов. Они старались затрагивать исключительно философско-научные вопросы.
Следующее общество, о котором я вам расскажу, именовался кружком гипнотизеров.
Они организовывали собрания на чей-либо частной квартире, проводили исключительно гипнотические сеансы. Использовали и демонстрировали разнообразные методы гипноза, чем, конечно, завораживали публику. Но публика эта набиралась только из проверенных людей, на гипнотический сеанс был крайне трудно попасть. Поговаривают, что у них есть тайные связи с мартинистами и магнетизерами.
Самыми неорганизованными были хироманты.
Хиромантия тогда была крайне популярна, они не собирались в некое единое общества, но зачастую собирались небольшими группами у кого-нибудь на квартире. Конечно, вся деятельность активно обсуждалась в частных беседах, даже читались доклады. Естественно, проводились хиромантические сеансы.
Московские ведомости: менталистыИные хироманты публиковались в газетах. Их вместе с астрологами, графологами, френологами и т. д. (они были еще малочисленнее) иронически называли «темной Москвой». Сегодня мы бы также с улыбкой назвали их «оккультной Москвой».
На этом, пожалуй, завершу свой небольшой обзор «потусторонних людей» в Российской империи. Война, революция и коммунистический строй разметали в пух и прах эти общества, их идеи и идеалы по различным городам, тюрьмам и иностранным государствам. Кстати, и этого вопроса я тоже как-нибудь коснусь отдельно.
© Дмитрий Цельзин