Мандеи, Курт Рудольф — перевод Eric Midnight
Мандеи
Религия Мандеев
Главной характеристикой Мандеев является частое ритуальное использование (ключевой) воды (для крещения и Ритуального очищения); другой характеристикой является то, что они обладают богатым количеством литературы на их собственном восточном Арамейском языке и письменности, Мандейской (см.ниже,раздел 5). У них есть собственные жрецы и центры поклонения (манди), поодаль от которых (или в место них) они с недавнего времени стали строить культурные центры, в особенности это распространено вне Восточных регионах их обитания. Их доктрины (теологическая, мифологическая) зиждется на дуалистической философии жизни (света-тьмы, души-тела), ведущей свое происхождение от Гнозиса позднего периода Античности.
Самоопределение
Согласно Мандейским источникам, термин, применяемый ими по отношению к самим себе, таков: «избранные праведности» (bhiri zidqa) и «хранители» или «обладатели»(naṣuraiyi), то есть обладающие тайными Ритуалами и знанием. Слово «Мандей» (mandaiyi) уходит корнями к древнему термину, manda, «знание» или «Гнозис», и потому означает «Гностик», однако ныне оно обозначает «миряне», как отличное от жрецов (tarmidi, «учеников») и «посвященных» (naṣoraiyi). В наше время этот же термин зачастую стал использоваться для этого народа в западной научной традиции. Ранее португальские католические миссионеры 17 столетия называли их «учениками Иоанна Крестителя», и в европейской литературе вплоть до 19 столетия они были известны под этим названием, или же как «Христиане Иоанна». В действительности, они полагают Иоанна Крестителя единственным своим пророком или жрецом; по этой причине в наши дни они изредка называются «последователями Иоанна Крестителя». Мусульмане дали им название ṣābeun, «сабеи» (в современном арабском языке -ṣobba), о чем пишется в Коране (2:62, 5:69, 22:17) и в ранней арабской литературе. Это название позволило им оказаться в числе «людей книги», к которым Ислам относится толерантно. Изначальное значение этого слова, вероятно, таково: «креститель, крестители» (от арамейского корня ṣeba - «окунать, крестить, совершать омовение»).
Литература
Письменная традиция этого небольшого сообщества весьма широка и разнообразна (Рудольф,1996,с.339). Она состоит из ритуальных книг (литургий, молитв, гимнов) и комментариев, теологических или мифологических трактатов, иллюстрированных свитков, легенд, а также магических Текстов. Поскольку нам неизвестны имена и годы жизни авторов, редакторов или компиляторов, то очень сложно дать точные сведения касательно происхождения и годы существования данной литературы. Очень часто истолкование сущности текстов становится проблематичным, поскольку в них вплетены ранние и поздние материалы. Совершенно точно то, что собрание большинства сочинений в «книгах» уже существовали перед нашествием ислама в Мандейские поселения в Месопотамии. Кроме того, иные тексты чаще переводились в раннюю форму свитков («диванов»), чем в книги, и они иллюстрированы в специфическом художественном стиле. Древнейшие Мандейские магические тексты, написанные на вазах и свинцовых табличках, могут быть датированы третьим или четвертым веками н.э. Современное исследование письменной передачи текстов, сравнение специфической терминологии, стиля и выражений с не-Мандейскими (Гностической, ранне-Христианской и манихейской литературой) показало, что литургические и поэтические писания уже должны были появиться в третьем веке н.э. Письменность текстов, возможно, развилась во втором веке или ранее, для того, чтобы сохранить более древнюю религиозную традицию, которая, вероятно, зародилась в Палестине и Сирии и была устно передана в Месопотамию.
Наиболее важными Мандейскими текстами являются следующие: «Сокровище» (ginza) или «Великая Книга» (sidra rba), которая является наиболее полным собранием писаний; она состоит из двух частей, большой, «Правая Гинза» (ginza yamina), и малой, «Левая Гинз « (ginza smala). Первая представляет собой собрание из 18 трактатов с преимущественно космологическим, теологическим и дидактическим (включая и этическое) содержанием, в то время, как последняя повествует исключительно о восхождении души в мир света; поэтому данная часть также называется «Книгой Душ» (sidra d-nišmata).
«Книга Иоанна»(draša d-yahya или -yuhana) или «Книга Царей» (т.е. Ангелов, draši d-malki) также является собранием смешанного содержания. Главные части сообщают о «проповедях» (draši) Иоанна Крестителя, «речах» Šum (Сима), явлении Anōš (Еноха) в Иерусалиме, а также о истории обращения Мириай (Название города. - прим. перев.)
Литургические гимны, молитвы и ритуальные наставления собраны в «Каноническом Молитвеннике», на мандейском обычно называемом «Qolasta» («молитва» или в общем «собрание» гимнов). Первые две его части содержат Литургию Крещения (maṣbuta) и мессу, отправляемому по мертвому, называемая «восхождением» (masiqta) души; обе эти части по сей день используются Мандейскими жрецами.
Циклы Ритуальных текстов или свитков были в недавнем времени опубликованы, и основывались на рукописях «Коллекции Дроуэр» в Оксфорде, в которые входили свадебная церемония, Ритуал рукоположения («венчания») жрецов, Ритуал очищения оскверненного жреца, Эзотерические истолкования Ритуалов и Церемоний (это «Великий Первый Мир», «Малый Первый Мир», а также «Свиток Возвышенного Царствования»). Подобные данным тексты до сих пор являются неопубликованными. Огромная коллекция писаний доступны исключительно для жрецов, которые могут их использовать, и она известна под названием» 1012 Вопросов» (alf trisar šualia).
Некоторые из свитков иллюстрированы, подобно любопытному свитку под названием «Diwan Abathur», в котором говорится о восхождении души через Небесные ручьи Планет и Знаков Зодиака, или «Диван Рек» (diwan nahrawata), который дает представление о традиционном мировоззрении Мандеев. Единственный текст, содержащий некоторые исторические сведения (частично) называется «Диван Великого Откровения», который также называют «Haran Gawaita» («Внутренний Haran»). «Книга Знаков Зодиака» (asfar malwaši) служит жрецу для составления гороскопов и дарования Мандейского Эзотерического имени (которое по этой причине называется «имя-malwaša»).
Отсутствие достаточного числа исторических свидетельств затрудняет процесс прослеживания изначальной и ранней истории Манедеев (Рудольф,1996,с.402). Древнейшими датированными источниками являются магические тексты 3-4 веков н.э., происходящие из Месопотамии, которые уже заключают в себе элементы Мандейской мифологии (имена духов и демонов). Данный факт пребывает в согласии с исследовательскими данными о истории традиции Мандейской литературы, в особенности мифологической и теологической традиций (Рудольф, 1965; 1996, с. 363, 402, 433). Данное исследование указывает на возможное происхождение Мандеизма и историю воздействия на него окружающей культурной средой, которое берет свое начало в Иудейском Крещении и Библейских чертах, а также имеет отношение к древнему Месопотамскому последействию (что в особенности обнаруживается в магических текстах), ранним Христианскими Гностическим текстам, а также к Иранской (Персидской), в частности Зороастрийской, традициям (см. ниже, раздел 3). Новизна Мандейской традиции заключается в уникальной переработке данных составных частей, которая и легла в основу этой автономной религии, которая ранее ошибочно называлась «синкретизмом», при этом не принимая во внимание то, что не существует «чистых» религий, то есть религий, чья история появления не основывалась бы на переработке «чужих» традиций и идей.
Доктрина (Теология и мифология)
Настоящей проблемой в исследовании Мандеизма является понимание его происхождения, роста, а также развития Мандейской Традиции. До сих пор не было достигнуто никакого академического консенсуса относительно анализа источника и его редакции. Такие исследования, вне сомнения, позволили бы ученым выделить отдельно ранние традиции, и таким образом проследить их эволюцию в обширной и разнообразной Мандейской литературе. Здесь мы приводим только краткий синопсис главных линий Мандейской Теологии и мифологии (Рудольф, 1965; 1996, с. 363, 370, 402; тексты содержатся в издании: Фёрстер, 1974, с. 145)
Космология отмечена существованием строгого дуализма между «Миром Света» (alma d-nuhra) и «Мира Тьмы» (alma d-hšuka). Мир Света управляется высочайшим существом, наделенным различными именами: «Жизнь» (hiia, haiyi), «Владыка Величия», (mara d-rabuta), «Великий Разум» (mana rba), «Царь Света» (malka d-nuhra). Он окружен бесчисленными существами Света (uthri или malki), живущих в «обителях» (škinata) или «мирах» (almi), совершающими культовые действа и прославляющими Жизнь. Мир света произошел от «Первой Жизни» (haiyi qadmaiyi) посредством нисхождения эманаций или творений, которые называются «Второй», «Третьей» и «Четвертой Жизнью»; они также носят и свои собственные имена, такие как Yōšamin, Abathur и Ptahil; Ptahil является последним демиургом.
МирТьмы «управляется» Владыкой Тьмы» (mara d-hšuka), он возник из «темных вод» (meyi siawi, или kumi, tahmi), представляющих собой хаос. Главные силы мира тьмы – гигантский монстр или дракон, называемый Ur (существует спорная версия о происхождении данного имени от еврейского «свет») и злого (женского) «Духа» (ruha). Их потомство – демонические существа (daiwi) и «ангелы» (malaki). Им также принадлежат «Семеро» (šuba), то есть планеты (šibiahyi) и «Двенадцатеро» (trisar), - ЗнакиЗодиака; они – сыновья Ur и Ruha.
Противостояние между Светом и Тьмой; жизнью и смертью, добром и злом, приводит к творению мира (tibil) демиургом Ptahil с помощью темных или мрачных сил, главным образом при помощи Ruha, «Семи» и «Двенадцати». В ходе этого творения тело первого человека, Адама, было сотворено теми же дурными существами, но его «живая сущность» происходит от Мира Света. Эта «сущность Света» в Адаме называется «внутренним (сокрытым) Адамом» (adam kasya, adakas, также adam rba «великий Адам»), и она представляет «душу» (nišimta) или «разум» (mana) в людях, которых надлежит спасти или «освободить» от тьмы, злого тела (pagra) и мира (tibil) Небесным существам Света. Жена Адама, Ева (Hawwa) была сотворена отдельно от него, в соответствии с Небесным «облаком света» (которое фигурирует в качестве Небесного или «великого Адама»; о иной традиции касательно Евы см. ниже). Спасение душ – главная забота Мандейской религии. Одним из ее центральных верований является вера в нескольких «посланников» (šganda, šliha), «помощников» (adyaura) или «спасителей» (parwanqa), посылаемых Жизнью для того, чтобы сообщать набожным людям о том, что их «призывают», и спасать их души.
Главенствующей личностью среди этих «посланников света» является «Знание Жизни» (Manda d-Haiyi), которого называют также «Сыном Жизни» (Barhaiyi) или «Двойником Жизни» (Dmuthaiyi). Помимо него есть и трое Небесных потомков Адама: Hibil (Авель), Šitil (Сиф) и Anōš (Енох). Фактически, Мандеям неизвестны какие-либо «исторические» спасители, но только «мифологические», которые неоднократно появляются за время в сей истории мира в качестве повторения первого откровения, дарованного Адаму, который являет собой прототип искупления. В некоторых текстах душа восходит после смерти, сопровождаемая и спасаемая одним из выше упомянутых спасителей.Вероятно, после конфронтации с ранним Христианством, Мандеи развили историю об одном из их посланников, (Anōš или Manda d-Haiyi), который явился в Иерусалим в качестве противника Иисуса Христа, чтобы выставить его лгуном и ложным мессией. В связи с этим Иоанн Креститель выступал в качестве истинного Мандейского «ученика» или «жреца» (tarmida). Возможно ли получить достоверные сведения относительно движения последователей Иоанна Крестителя из этих историй, представляется проблемным вопросом, который остается нерешенным. (Рудольф, 1960, 66-80). Ясно, что Мандейский Иоанн является основателем их религии, но лишь одним из их выдающихся представителей. Только Ритуал Крещения в проточной воде все еще напоминает нам о практике Иоанна (см.ниже).
Ритуалы
Центральное место в Мандейской религии занимает культ. На протяжение множества столетий традиционные культовые места были главными очагами местных общин. Прежде они представляли собой небольшие хижины (maškna, bit manda, bimanda, mandi),сделанные из ила; перед ней располагают заводь или «Иордан» (yardna) с «ключевой (живой) водой». Поэтому святилища всегда располагались рядом с реками или каналами. В иных случаях Ритуалы проводились непосредственно на берегу реки или у ручьев, которые находились поблизости от местопребывания общины. Однако, с середины 1970-х Мандеи Ирака и Ирана частично изменили традицию их культовых мест для того, чтобы избежать загрязненных ручьев и рек. Современные культовые постройки делаются из кирпичей, и зачастую Ритуальные купели связаны с общественным водоснабжением. Но Мандеи-эмигранты, проживающие на Западе, предпочитают использовать естественные воды, если это возможно и разрешено.
Наиболее важными и древними Церемониями являются Церемонии «Крещения» (maṣbuta, произносится как «Масуэтта») и «восхождения» (души; masiqta, произносится как «масекста»). Крещение или «погружение» осуществляется каждое воскресенье (в первый день недели, habšaba) в «проточной воде» (называемой yardna). Оно состоит из двух основных частей: первая представляет собой собственно Ритуал Крещения, включая троекратное погружение (участники при этом облачаются в белые священныео дежды, rasta), троекратное «крестное знамение», наносимое на лоб водой, три глотка воды, «венчание» небольшим миртовым венцом (klila) и наложение рук, выполняемое жрецом. Вторая часть проводится на берегу «Иордана» и состоит из помазания маслом (кунжута), соединении хлеба (pihta) и воды (mambuha), а также «запечатывания» неофита против злых духов. Обе части завершаются Ритуальным рукопожатием или kušṭa («Истина»). Цель и значение Крещения заключается не только в очищении от грехов и прегрешений, но также и в особом виде единения (laufa) с Миром Света. Несомненно, что основополагающие составляющие черты водных церемоний происходят от относящихся к Крещению практик (очищения) Иудаизма до-Христианского периода (Зегельберг, 1958, с. 155; Рудольф, 1965, с. 367; 1996, с. 569; 1999; иллюстрацииу Дроуэр, 1962; Рудольф, 1978; Тахвильдар, 2001). Помимо этого Ритуала «цельного крещения», существуют также два водных Ритуала, которые возможно совершать без участия жрецов, и не только по Воскресеньям. (Рудольф, 1965, с. 105).
Другие главные Церемонии, своего рода «Мессы по усопшему», или даже «по душе» мертвого, называются «восхождением» (masiqta). Они справляются после смерти Мандея и способствуют «восхождению» его души к Миру Света и Жизни. Они состоят из очищения «ключевой водой», помазания маслом и «венчания» миртовым венцом. Главная часть начинается спустя три дня после смерти, когда душа освобождается от тела и начинает свое сорокапятидневное «восхождение» через опасные Небесные «сторожевые обители» (maṭarata, вид чистилища), до тех пор, пока она не достигнет «обители Жизни». Чтения из «Левой Гинзы» и Церемониальные трапезы служат восхождению души, включая и ее символическое питание, перерождение и сотворение Духовного тела (см. ниже, 3, о Иранском, Зороастрийском источнике этой «трапезы в память об усопшем»).
У Мандеев есть также и множество других Ритуалов, такие, как рукоположение жрецов (tarmidi) и епископов (ganzibri, «хранитель сокровища»), Церемонии, посвященные завершению Года (parwanaiyi или panja; см. ниже, 3), очищение культовой хижиныили «храма», Церемония бракосочетания (в которую всегда входит Masbuta), а также некоторые виды погребальных и юбилейных трапез (lofani, zidq brikha).
Мандейская религия характеризуется близкой связью с Гностическими Ритуалами и идеями. Это не только «знание» (manda, madihta, yada), которое дарует спасение, но также и Церемонии, в первую очередь Церемония Крещения и «службы, отправляемые по душе», которые являются непременным средством для освобождения или спасения. В действительности, можно сказать, что Гнозис был привнесен в древний род культовой общины, вероятно, ранне-еврейского происхождения (так называемых «сект крещения»), но от этой и от иных родов (иранских или персидских) произошел аутентичный и даже типичный Мандейский (Назорейский) род, - кем именно он был основан, до сих пор неизвестно.
Библиография:
Йорун Якобсен Бекли «Мандеи. Древние Тексты и современные люди», Оксфорд, 2002.
Этель С. Дроуэр «Мандеи Ирака и Ирана: их Культы, обычаи, магия, легенды и фольклор», Оксфорд, 1937, переиздание: Лейден, 1962, Нью-Йорк, 2002.
Этель С. Дроуэр «Haram Gawaita и Крещение Hibil-Ziwa. Текст с переводом, примечания и комментарии», Лейден, 1959.
Вернер Фёстер, изд. «Гнозис. Сборник Гностических текстов», перевод на англ. - Р. Мак Л. Уилсон, II: «Коптские и Мандейские Источники», Оксфорд, 1974.
Ханс Йонас «Гнозис и душа в период поздней античности: мифологический Гнозис», Гёттинген, 1934, 2 изд., 1988.
© Курт Рудольф
перевод © Eric Midnight для Teurgia.Org, 2011 год.