Гностическое руководство. Глава первая. Введение. — Институт Гностических Исследований
Гностическое руководство
Введение
В течение многих лет мы ощущали большую потребность в тщательном изучении принципов, на которых зиждется гностическая традиция. Сначала мы избегали ставить перед собой такую задачу, поскольку наше знание гностицизма все еще не было достаточно глубоким и постоянно дополнялось,а также потому, что любоеиспользование религиозного символизма догматизировано. Однако с течением времени мы поняли, что, если мы будем и дальше ждать, пока не будут установлены все факты,иустраненывсе заблуждения, мы никогда не закончим работу по составлению Гностического Руководства. Поэтому, мы считаем, что в этом руководстве содержится исчерпывающее изложение основных принципов гностической традиции. Мы понимаем, что излагаемое в этом тексте необычно, гностицизм – это уникальная форма восприятия, которая предлагает совершенно иное мировоззрение, чем то, которое свойственно христианским, языческим или эзотерическим и оккультным традициям. Гностицизм является сутью этих внешних формирований, а, стало быть, предлагает некуюоснову, из которой религия, оккультизм и мифология обретают форму.
В последнее время с появлением фундаменталистского подхода при понимании всех форм, ясное и точное объяснение идеалов гностицизма не только полезно, но и необходимо. С самого начала должно быть ясно, что гностицизм – это внутренний религиозный опыт. Термин «гнозис» означает опыт, знание и религия (от латинского Religio), что означает привязываться к месту происхождения и поэтому гностицизм – это опыт переживания сущности того, что есть Бог. Он не представляет собой сухую догматику или простое изложение фактов, но реальный и личный опыт понимания Бога посредством человеческого опыта. Именно в этом духе мы выпускаем это руководство. Структура этого руководства нацелена облегчить доступ к информации по основным религиозным вопросам. Это не должно быть исчерпывающим богословским изложением, лишьосновы учения, которые воплощаютгностическое наследие, переданное институту гностических учений. Подход, который мы использовали на страницах этого Руководства религиозен, основной источник символизма исходил изнутри греческой, гностической, зороастрийской и христианской мистических традиций. Другие интерпретации безусловно, возможны и для тех, кто хочет «отойти» от интерпретаций и убеждения мы предлагаем вам изучить различные публикации и курсы, выпущенные Институтом Гностических исследований.
Гностицизм как форма восприятия
Что мы имеем в виду, когда говорим, что Гностицизм – это форма восприятия? Чтобы действительно понять гностическое видение, важно понять, что такое Гностицизм, и не увязнуть в различных исторических проявлениях Гностического взгляда на вещи. Гнозис буквально означает мудрость, но это не изучение книг, или даже традиций, это прямой опыт переживания божественного, вспышка мудрости, которая приходит, когда мы встречаем «Бога» лицом к лицу. Конечно, Гностицизм имеет определенные ключевые мотивы, определенные многолетние идеалы, которые мы рассмотрим в ходе этой книги. Однако мы должны понимать, что в большинстве религиозных традиций есть «Гностические» тенденции. Говорим ли мы про Одина на мировом древе, и его мудрость (руны) или же речь идет о мистическом постижения мудрости после дня покаяния и поста, которое по своей сути Гностическое. В некотором смысле лучший способ ознакомиться с Гностицизмом– использовать метафору алгебры.
«Алгебра-это раздел математики, который использует буквы и т. д. для представления чисел и величин. Алгебра, от арабского Аль-Джабр – воссоединение сломанных частей.»
Карманный Оксфордский Словарь.
Может показаться, что Алгебра мало подходит в качестве инструмента для определения духовности, однако, если рассмотреть ее внимательнее, окажется, что у них много общего. Алгебра использует буквы для представления действий и чисел, это система представления в каком-то смысле символична. То же касается и духовности. Духовность использует символы, чтобы сказать, что стоит за реальностью, она использует образы, чтобы представлять вещи, которые не могут быть легко представлены или объяснены. Проблема в том, что Алгебра является академической формой математики и имеет мало влияния на повседневную жизнь, в то время как духовность контролирует и влияет на нас больше, чем мы осознаем. Только удаляя религиозные нагромождения из сферы эмоций и оценивая ее как символическую систему, как форму Божественной алгебры, мы можем по-настоящему понять ее природу. Это Гностическое руководство – одно приложение, одна репрезентативная система древнего Гнозиса. Она может быть увидена во множестве форм и использована множеством символических систем. Поэтому, важную роль играет разница между репрезентативной буквой и вещью, которая представлена, между сущностью и формой. Институт, следовательно, различает своих философских работах (например, Гностическая Теургия) и ее религиозные произведения (например, Справочник Гностика).
Хотя все гностические традиции сходятся во мнении, что Вселенная в некотором смысле дуалистична, существует много различных способов выражения этого дуализма и еще больше способов понимания. Некоторые Гностические школы имеют двух Богов: истинного и ложного, первый – суть всех вещей, второй – демиург или ложный создатель, другие видят дуализм как относительный и существующий только между восприятием человека (невежеством) и истиной. В то время как все эти «репрезентативные» системы различны друг от друга, их основное сообщение едино. Это можно представить в алгебраических терминах, в то время как буквы различаются, числа, которые они представляют, идентичны. Это следует иметь в виду при изучении Гностического Руководства, и это только одна из интерпретаций основ гностической мудрости.
Цель использования алгебры арабами состояла в том, чтобы лучше понять реальную природу уравнения, найти необходимую форму через множество осколков или форм. Это тоже видение Гнозиса, арабский смысл алгебры в надежде найти смысл-воссоединение сломанных частей.
Истоки нашей традиции
Гностическая традиция – это традиция, которая охватывает тысячелетия, она представляет собой высоту религиозных традиций человечества. Ее основные акценты находятся в Ведической философии,Зороастризме, греческие мистические традиции, религии Старого Света (язычество) и Гностицизме. Гностическая традиция не является культурно замкнутой в христианстве, как проповедуют многие современные экспоненты. Это Пан-Гностической традиции, которая насчитывает много традиций икультурная среда. Основное предположение гностической традиции заключается в том, что в какой-то момент досягаемости времени существовала первобытная вселенская религия, эта религия разнообразилась по мере распространения человекапо всей земле развиваются разные культуры и национальности. Соответственно, остаткиэта многолетняя философия встречается в различных традициях, системах и верованиях. Эта вера, а не первичные источники мудрости внутри себя фактически остатки одной более ранней и более нетронутой школы знаний. С течением времени высшие царстваувидел потерю гнозиса и поэтому решил восстановить структуру тайн.
Когда Иисус достиг совершеннолетия, он очистил структуру таинственных традиций и восстановил первоначальную Гностическую веру. Следовательно, Гностицизм Иисуса не превосходит другие Гностические традиции, но уточняет и адаптирует их к вековой традиции. Действительно, гностицизм Иисуса объединил египетские, греческие и таинственные культовые традиции (такие как Элевсинские мистерии и мистерии Митры) в одну когерентную систему. Иудаизм сыграл незначительную роль по сравнению, например, с греческой Мистерией культовой традиции. Чтобы понять эту «связь» гнозиса, нам действительно нужно отбросить старую модель, которая видит гностицизм как Еврейскуя или Христианскую ересь. Как было задокументировано в таких текстах, как Тайна Иисуса, более вероятно, что Раввинский иудаизм и христианство – это языческие и Гностические ереси! Это заявление может вызвать острые несогласие и отрицание, теперь это даже хорошо известно, что так называемая Еврейская Каббала в первую очередь происходит от переработки Неоплатонической мистика, написанную на еврейском религиозном языке.
Однако эти учения не всегда оставались доступными. По мере изменения общества и прихода к власти нового режима, учения Иисуса были подавлены и заменены про-политической верой императора Константина, а Гнозис ушел в подполье, дабы обеспечить собственное выживание. То, что мы имеем в сегодняшних религиозных движениях, – это не первоначальные формы иудаизма и христианства, а вероотступничество, маскирующееся под них. Сама Библия была измена до такой степени, что только через тщательное критическое изучение мы можем восстановить лишькое-что из ее внутреннего смысла. Институт поддерживает первоначальные внутренние учения Иисуса как часть бесконечной мудрости, котораяпролегает от языческих до так называемых христианских источников.
«Вероятно, следует указать со всей определённостью, что описываемые в этих томах учения — пусть фрагментарно, пусть неполно — не принадлежат ни индусской, ни зороастрийской, ни халдейской, ни египетской религиям, не относятся ни к буддизму, ни к исламу, ни к иудаизму, ни к христианству исключительно и безраздельно.
Их общая сущность воплощена в Тайном Учении.»
Тайное Учение, Мадам Блаватская.
«Под покровом всех священных и мистических аллегорий древних учений, сквозь мрак и странные испытания всех посвящений, под покровом всех священных писаний, в развалинах Ниневии и Фив, на изъеденных временем камнях древних храмов, на почерневшем лице сфинксов Ассирии и Египта, в чудовищных или чудесных рисунках, переводящих для верующих Индии священные страницы Вед, в странных эмблемах наших старых алхимических книг, в церемониях приема, практиковавшихся всеми таинственными обществами., повсюду мы находим следы доктрины, повсюду торжественной, повсюду старательно скрываемой...
По-видимому, тайная философия была кормилицей или крестной матерью всех религий, тайным рычагом всех интеллектуальных сил, ключом ко всем божественным темнотам и абсолютной царицей общества в те времена, когда единственным се назначением было воспитание первосвященников и царей.»
Учение и ритуал высшей магии, Элифас Леви.
Гностицизм и другие способы познания
В наши дни науки, техники и правления рационализма трудно постичь древний взгляд на мудрость. Знание было не просто знать о чем-то, но знать что-то, ценить свое место в живом космосе (Великой цепи бытия). Научная модель с ее акцентом на эксперименты и материализм, убрала человека с его места в живой Вселенной и заменила его Вселенной мертвых и инертных веществ. Эксперименты использовались для укрепления веры в научный метод, но "научный метод" был системой, основанной на самообмане. Экспериментирование используется для доказательства результатов данной диссертации, эксперименты, созданные те, которые отвечают требованиям диссертации, другие отвергаются.
Простой математический пример может быть использован, в качестве доказательства верности гипотезы получениясуммы числа 7, мы можем использовать «эксперимент», чтобы «доказать» эти данные. Ответ, однако, может быть 4+3, 6+1 или 5+2, в зависимости от того, какие вы хотите выбрать решения для получения верного результата. Научный подход, следовательно, является своеобразным, он требует принятия определенных предопределенных идеалов (таких как эволюция, прогресс и превосходство экспериментального метода), а затем сознательно формирует данныеили бессознательно, чтобы получить данные. Критики научного метода много, но для наблюдательного результаты научного метода наиболее выражены тогда, когда он наблюдает мир. Результаты необузданной науки и рационализма проиллюстрированы в нашем потребительском обществе, в нашей неутолимой жажде технологий и прогресса любой ценой, и в результате загрязненных и умирающих континентов.
Материализм, рационализм и фундаментализм идут рука об руку, как только вы отвергаете возможность мудрости (гнозиса), которая больше, чем коллективная психика человека, тогда ум становится точкой отсчета. Этика становится неуместной, как и духовные ценности и принципы, на их месте появляется релятивизм современного общества, основное внимание которого сосредоточено на прогрессе. Если вы соедините это с распоряжением религией Дарвиновской наукой, то человек будет сведен к животному, не больше, не меньше, и его поведение и ценности будут отражать это бессознательное эвелирование.
Фундаментализм - это, в некотором смысле, посягательство рационализма на религиозное поле. Мистицизм и эзотеризм (внутреннее учение) отвергаются в пользу доктрин и верований, которые могут быть поняты с помощью тупого использования рационального разума. В то время как фундаментализм амбивалентен для интеллекта, он использует ограниченную форму рационализма, чтобы поддерживать свои доктрины, соответственно, фундаментализм наиболее распространен в религиях «книги» - Протестантизм, Ислам и так далее. В то время как другие формы фундаментализма существуют, наиболее пагубными являются те формы, которые в ответ на материализм и сциентизм используют рационализм для создания стойкой догмы и доктрины, и все же в процессе разрушают саму основу истинного религиозного видения – мистицизм.
Чтобы оценить эзотерический и мистический взгляд на истину, нам нужно вернуться в древнюю Грецию и изучить аллегорию пещеры, используемую Платоном. Эта аллегория, помимо всех остальных, предлагает нам реальное понимание проблемы того, что такое истина. Платон видит в плену все человечество, каждого из нас с самого рождения держат прикованным в подземной пещере, обращенной к темной стене. Только очень небольшое количество света попадает внутрь через небольшое отверстие наверху. Из-за наших цепей мы смотрим в противоположном направлении и, следовательно, можем наблюдать только темные тени, которые проходят вдоль стены, на которую мы смотрим. Эти тени отбрасывают люди и явления высшего мира за пределы верхнего отверстия. Наше восприятие и, следовательно, тени и размышления.Главное созерцание Платона было сосредоточено на том, что произойдет, если один из нас вырвется из пещеры?
Ответ Платона можно найти в его работе «Государство», где Сократ говорит нам, что сначала сбежавший заключенный будет ослеплен силой света высшего мира и отступит обратно в тень. Но только на некоторое время..…
«Тут нужна привычка, раз ему предстоит увидеть все то, что там, наверху. Начинать надо с самого легкого: сперва смотреть на тени, затем на отражения в воде людей и различных предметов, и уж потом - на самые вещи; при этом то, что на небе, и самое небо ему легче было бы видеть не днем, а ночью, то есть смотреть на звездный свет и Луну, а не на Солнце и его свет. –
Вспомнив свое прежнее жилище, тамошнюю премудрость и сотоварищей по заключению, разве не сочтет он блаженством перемену своего положения и разве не пожалеет он своих друзей? ...
А если они воздавали там какие-нибудь почести и хвалу друг другу, награждая того, кто отличился наиболее острым зрением при наблюдении текущих мимо предметов и лучше других запоминал, что обычно появлялось сперва, а что после, а что одновременно, и на этом основании предсказывал грядущее, то, как ты думаешь, жаждал бы всего этого тот, кто уже освободился от уз, и разве завидовал бы он тем, кого почитают узники и кто среди них влиятелен?»
Государство, Платон
Платон, таким образом, иллюстрирует для нас состояние человека, его проницательность ясна и точна. Человек прикован привязанностью к своим представлениям, основанным на материализме и рационализме. Единственная реальность, которую он видит – это отражение и это отражение создает иллюзорный мир вокруг него. Истинный источник того, что он воспринимает, находится в мире идеалов, и все же он не может даже созерцать этот источник, поскольку его взгляд на реальность обусловлен его верой в первенство материального мира.
Мир идеалов является реальным источником мудрости, но, чтобы оценить этот мир, мы должны расширить наше понимание реальности от ограниченного восприятия смысла до многогранной Вселенной многих измерений и реальностей, мы должны перейти от рельефа земли к «Великой цепи бытия». Эту «цепь бытия» мы обсудим далее в этой работе, а пока нам нужно рассмотреть, что зависит от отношения того, как мы понимаем истину или гнозис.
Религиозные системы, идеологии и движения, сформировавшиеся в истории человечества, являются отражениями, искажениями и приспособлениями истины, которая существует в мире идей. Вместо того, чтобы истина эволюционировала и развивалась, как говорят нам некоторые, истина рассеялась по мере того, как время отошло от первой точки творения. Соответственно, подобно тому, как если бы камень был брошен в бассейн, мы видим рябь сквозь время, но не постигаем первое событие. По мере того, как мы все дальше и дальше отдалялись от «золотого века», рябь становилась все более и более искаженной до сих пор, пока в эпоху она рассеивались в шуме иллюзий. Поэтому религии, идеологии и движения являются экзотерическими.
«Экзотерические-философские доктрины, трактаты, способы речи и др.: Предназначен для или подходит к общности учеников; общается с посторонними, понятными для общественности. Следовательно, ученики и т. д. Принадлежность к внешнему кругу; не допущен к эзотерическому учению.»
Оксфордский Словарь Английского Языка
Эзотеризм (внутреннее учение) неуловим и труднодоступен, его передавали из уст в уста через братства, секты и ордена. Они не эволюционируют, в то время как их внешний вид может меняться от возраста к возрасту, они существуют как воспоминания и размышления, передачи из золотого века (эквивалент во времени в мир идеалов) через Историю. В то время как эзотеризм может принимать любую форму от индуистской до буддийской, христианской до Исламской, он находится в центре, отличном от каждого. Она транс-темпоральна и все же бытие во времени принимает облик страны, традиции или эпохи. В то же время мы должны ценить форму, которую она принимает, эзотеризм не является экуменическим, опасно предполагать, что все эзотерические традиции одинаковы. Исламский эзотеризм (Суфизм) отличается от буддийского эзотеризма, и, хотя оба являются частью знаний, они не должны смешиваться и объединяться в какой-то оккультный эклектичный компот. В то время как в основе эзотерики лежит единый гнозис, во времени, в истории и в нашем опыте он принимает множество форм и имеет множество проявлений, и они должны быть оценены по тому, какие они есть. Отмечаются сходства, сравнения полезны, но мы не должны верить, что разные системы одинаковы.
Эзотеризм и современный Язык
Когда мы рассматриваем гнозис, возникает важный вопрос относительно языка. Проблема в том, что многие (возможно, большинство) из концепций, убеждений и ментальных структур, которые мы имеем, являются искусственными, они развивались так, как общество вокруг нас хотело бы, чтобы они развивались. Следовательно, чтобы действительно понять гнозис, оченьважно отставить в сторону нашисформированные концепции. Это будет сложно, так как многие слова имеют коннотации, которые были намеренно созданы, чтобы заставить нас реагировать определенным образом. Мы разработали некие «понятия» философии, религии, демократии, политики и т. д... все это может быть или не быть правдой, но тем не менее все из которых, вероятновозникла из системы вокруг нас, а не из многолетней традиции. Всегда важно помнить, в какой степени язык может быть сформирован в соответствии с различными мировоззрениями и использоваться для создания конкретных реакций и впечатлений. В некотором смысле мы можем согласиться с дискуссиейиз«Алисы в Стране Чудес» между Шалтаем-Болтаем и Алисой…
«- Когда я беру слово, оно означает то, что я хочу, не больше и не меньше, - сказал Шалтай презрительно.
- Вопрос в том, подчинится ли оно вам, - сказала Алиса.
- Вопрос в том, кто из нас здесь хозяин, - сказал Шалтай-Болтай. - Вот в чем вопрос!»
Алиса в Зазеркалье. Льюис Кэрролл.
Чтобы правильно оценить, что такое гнозис, вам потребуется отложить в сторону свои убеждения и предположения и пересмотреть большую часть того, чему вас учили. Крайне важно, чтобы вы понимали термины, которые мы используем, и контекст, в котором они используются. Многие из слов и понятий, которые мы представляем, хотя, очевидно, из английского языка или, более конкретно, из языка эзотерики, имеют мало или вообще не связаны с понятиями одного и того же имени в современном использовании!
Теперь остановитесь на мгновение и подумайте о том, что мы уже используем ряд шаблонных «громких слов»...
Оккультное, эзотерическое, экзотерическое, реинкарнация, гнозис, тайное знание…
...каждое из них вызывает у нас определенные ассоциации. Например, вы, вероятно, отнесите термин оккультизм к чему-то зловещему и недоброму, и все же само слово просто означает «скрытый». Члены медицинской профессии, например, используют термин оккультное кровотечение для кровотечения, которое происходит из неизвестного источника. Вряд ли зловещего или демонического. Снова и снова мы должны подчеркнуть, что для того, чтобы понять и оценить эзотерическое мировоззрение, нужно отставить в сторону свой багаж ассоциаций, предрассудков и предубеждений, и рассмотреть новые значения этих терминов. Для нас важно понимать язык, который мы используем и контекст, в котором мы его используем, а не те, которые приняты с точки зрения религиозной терминологии. Мы не просим Вас просто принять все, что мы говорим, или слепо согласиться с нашим определением старых условий. То, что мы просим вас сделать, это приостановить недоверие иприсоединиться к исследованиям вместе с нами и принять решение только после того, как вы увидели всю картину.
Итак, давайте рассмотрим некоторые термины, которые мы использовали и будем использовать.
Термин Гнозис происходит от греческого слова, означающего «знать», но он означает процесс, посредством которого ищущий духовной мудрости переживает божественное и преобразуется.
Учения, которые делают эту трансформацию возможной, считаются тайными, потому что воплощают древнейшую мудрость, самую суть религиозных миров и идеологических систем.
В этом смысле они эзотерические, эзо – то есть внутренние, они являются внутренними учениями, которые стоят за или за пределами светского, они являются основной религиозной мудростью, доступной немногим.
Они Оккультны в том, что они секретны, скрыты или неизвестны.
Они являются религиозными в том смысле, что религия означает «связывание», «возвращение к источнику или происхождению». Эти учения – те, которые ведут обратно в мир идеалов, от которых мы отошли.
Перевод © Deus Caritas Est, 2018 год
Источник © «Гностическое руководство» Института Гностических Исследований