Гностическое руководство. Глава пятая. Гностическая Концепция Времени - Гностическое руководство
Гностическое руководство
Глава Пятая: Гностическая Концепция Времени
Гностическая Концепция Времени
Концепция прогресса или линейного развития истории – это прежде всего изобретение девятнадцатого века. Хотя это, возможно, впервые зародилось в недрах Ренессансной и гуманистической философией, это повлекло индустриализацию Запада и появление Дарвина, которые действительно запустили процесс. Прогресс как философия настолько глубоко укоренился в науке и искусстве, что любое современное исследование в обеих областях принимает за основу веру в эволюционизм (как физический, так и культурный). Традиционный взгляд на историю расходится с этим подходом, он неизбежно цикличен и подчеркивает приливы и отливы культуры. Хотя цикл может вернуться в свое русло, основное внимание уделяется спаду, а не развитию. В скандинавских традициях боги в конечном счете уничтожаются в Рагнаке, и начинается новый цикл проявления, конфликта и разрешения. В то время как в Гностицизме день Омеги завершает цикл и начинается «новое небо и Новая Земля». Ведическая система описывает этот цикл гораздо более подробно, все творение управляется рядом циклических процессов, которые варьируются от дней и ночей Брахмы (творческой силы) до Юг или эпох. Санскритские имена для четырех эпох – Крита-Юга или Сатья-Юга, Трета Юга, Двапара-Юга и Кали-Юга.
Крита или Сатья-Юга – это Золотой век, век духа, и именно отсюда все становится последовательно хуже до века Кали, который заканчивается апокалипсисом воды и огня. Каждый возраст подряд короче своего предшественника, интенсивнее и материальнее. Век Кали самый короткий, самый материалистичный и разрушительный. Именно в этом возрасте мы находимся сейчас. Кали-Юга, или Железный век, иногда описывается как Возраст Волка, из-за его свирепости и насилия. Существует много различных систем датирования, но согласно Махабхарате, Кали-Юга началась в полночь 17 и 18 февраля 3102 года до н. э. и представляет собой заключительный этап цикла. Интересно, что эта дата совпадает с началом 5-го солнечного периода Майя, кульминацией которого они считают 2012 год.
«Все цари, населяющие землю в эпоху Кали, будут хотеть спокойствия, сильны в гневе, получать удовольствие от лжи и нечестности, причиняя смерть женщинам, детям и коровам, склонным брать ничтожные владения других, с характером, который в основном Тамас, поднимается к власти и вскоре падает. Они будут недолговечны, амбициозны, мало добродетельны и жадны. Люди будут следовать обычаям других и прелюбодействовать с ними; своеобразные, недисциплинированные варвары будут энергично поддерживаться правителями. Поскольку они продолжают жить с извращениями, они будут разрушены.
И дхарма становится очень слабой в эпоху Кали, и люди совершают грех в уме, речи и действиях... Появляются ссоры, чума, смертельные болезни, голод, засуха, бедствия. Свидетельства и доказательства не имеют определенности. Когда наступает время Кали, критерия не остается. Люди становятся беднее в энергии и блеске. Они нечестивы, полны гнева, грешны, лживы и скупы. Плохие амбиции, плохое образование, плохие отношения, и плохой заработок возбуждают страх. Вся партия становится жадной и лживой. Многие Шудры станут королями, и многие еретики будут замечены.
"Там будут возникать различные секты; Санньясины в одежде, окрашенной в красный цвет. Многие утверждают, что обладают высшим знанием, потому что, таким образом, они легко заработают наследнику средства к существованию. В эпоху Кали будет много ложных верующих. Индия будет опустошена повторяющимися бедствиями, короткими жизнями и различными болезнями. Все будут несчастны из-за засилья порока и Tamoguna; люди будут свободно совершить аборт. "Земля будет цениться только за свои минеральные сокровища. Только деньги дадут дворянство. Сила будет единственным определением добродетели. Удовольствие будет единственной причиной для брака. Похоть будет единственной причиной женственности. Ложь победит в спорах. Сухость воды будет единственным определением земли. Ценность похвалы будет измеряться накопленным богатством. Неуместность будет считаться хорошим поведением, и только слабость будет причиной безработицы. Смелость и высокомерие будут эквивалентны учености. Честность проявят только те, у кого нет богатства. Просто ванна будет означать очищение, а милосердие будет единственной добродетелью. Похищение будет браком. Просто быть хорошо одетым будет означать приличия. А любая труднодоступная вода будет считаться местом паломничества. Притворство величия будет доказательством этого, и могущественные люди со многими серьезными недостатками будут править всеми классами на земле. Угнетенные своими чрезмерно жадными правителями, люди будут прятаться в долинах между горами, здесь они будут собирать мед, овощи, корни, фрукты, птиц, цветы и так далее. Страдая от холода, ветра, жары и дождя, они наденут одежду из коры и листьев деревьев. И никто не проживет так долго, как двадцать три года. Таким образом, в эпоху Кали человечество будет полностью уничтожено.»
(The Hindu Purana)
Четыре века удивительно хорошо соотносятся с образом, описанным в ветхозаветной книге Даниила. Центральное место во второй главе книги Даниила занимает описание необычной фигуры, фигуры, которая используется для выражения пророческого плана истории. Интересно то, что присущи этой фигуре рисунок и дизайн, который намного старше, чем текст Даниила, в котором он появляется. Изображение состоит из золота, серебра, бронзы и железа (с глиняными ногами) и является частью старейшего раздела истории. В то время как это разделение также имеет локализованное и пророческое значение, которое фокусируется на взаимодействии между различными крупными королевствами начиная с VI века до нашей эры, его основное внимание охватывает огромные периоды времени и устанавливает сцену, на которой человечество играет свою роль.
Эти четыре века также встречаются в греческой исторической традиции как века золота, серебра, бронзы и железа. Но что особенно интересно в Греции в транстемпоральную возрасте, которая существует между медью и Кали-Юги. Хотя эта эпоха-эпоха героев, не рассматривается как существующая «во времени», она существует как путь Преображения (Солнечная традиция) во время Кали-Юга. Так что, хотя век может быть темным, есть мудрость для тех, кто ищет.
В то время как ведические, Индоевропейские, Библейские и греческие традиции могут иметь преимущественно традиционный религиозный характер, концепция упадка также встречается в работах многих великих историков, настолько, что многие говорят о школе исторического пессимизма. В некотором роде главной фигурой в этой школе был Освальд Шпенглер.
Исторические модели циклического времени
Освальд Шпенглер родился в 1880 году в Бланкенбурге, Германия, и получил образование в университетах Галле, Мюнхена и Берлина. На основании своих обширных исследований в области математики, науки, истории, философии и искусства, он сформулировал философскую систему, которая дает объяснение истории человеческой культуры.
В своем единственном важном труде «Упадок Запада» (1918-1922, изд. 1923;), Шпенглер попытался доказать, что каждая цивилизация обладает уникальной «душой» и стилем искусства и мысли, и что все культуры проходят через жизненный цикл рождения, роста, распада и смерти, сопоставимый с биологическим циклом живых организмов. В своем анализе истории Западной Европы Шпенглер утверждал, что культура Европы вступила в заключительную стадию своего существования, которая должна была стать периодом технологической и политической экспансии. Среди других его работ – «переломные годы» (1933) и «человек и техника» (1931).
Связующим звеном работы Шпенглера является то, что история не является механической серией событий, а представляет собой внешнее проявление гораздо более глубокого процесса. История, по словам Шпенглера, органична и движется через циклы лета, весны, осени и зимы. Эти циклы сродни периодам жизни и во многом перекликаются с мнением Юнга о расовой памяти, архетипах и формах. Расы и нации имеют коллективные умы и, следовательно, действуют на более глубоком уровне, чем люди, они не могут быть сведены к экономическим или классовым процессам в одиночку. Эти органические циклы упадка важны, поскольку они приводят Юги в более историческое и академическое русло. Шпенглер не описывает великие циклы эпох (как Юга представляют в макрокосмических аспектах), но все его отдельные цивилизации работают через мини-Юги, которые он представляет как органические национальные сезоны. Хотя всегда будут споры об особенностях работы Шпенглера, нельзя отрицать его место в традиционном понимании истории.
Последствия органического взгляда на цивилизацию очень актуальны для гностиков. Например, если культуры похожи на человеческое тело, то мы можем предположить, что его различные части имеют разные уровни важности, способности и значимости, и что свести все аспекты «тела» «органического» общества к равной основе было бы похоже на предложение о том, что голова равна руке, приложение к глазам. Это основное неравенство является краеугольным камнем уникального видения Гностицизма, которое подчеркивает индивидуальное духовное развитие на протяжении огромного количества жизней.
Чтобы по-настоящему оценить эзотерическое и религиозное значение этих циклов, необходимо рассмотреть две главные фигуры и их очертания Священного цикла – Рене Генона и Юлия Эвола.
Рене Генон и Юлиус Эвола
Генон не был человеком, который любил прессу, он был горьким критиком культа личности и избегал бесполезных проявлений эго. В то время как Генон избегал бы предлагать какие-либо биографические подробности, я думаю, что, по крайней мере, некоторая предыстория в порядке. Рене Генон родился 15 ноября 1886 года у отца архитектора, его семья владела виноградником, который был передан его младшему брату, поскольку было очевидно, что Рене имел талант к академическому, но не был одарен ни в искусстве, ни в виноделии. Переехав в Париж в юности, он контактировал со многими оккультными организациями, став на некоторое время учеником Папуса. К 1912 году он стал посвященным Суфием и глубоко погрузился в эзотерику индуизма и Ислама. После смерти жены в 1930 - х годах он уехал провести остаток жизни в изоляции в Каир, отвергнутый современным миром. Он снова женился и живет со своей Египетской женой под именем Абдельвахед Яхи. Умер 7 января 1951 года.
Ранние работы генона призваны расчистить путь для реальной оценки эзотерики и Гнозиса, они являются горькими и резкими нападками как на Теософию, так и на Спиритуализм. Эти две работы предлагают проницательный отказ от синкретизма и буржуазной индульгенции, которые стали оккультными движениями того периода. Он документирует глупости и крайности обоих движений и намекает, что не духи мертвых общаются с спиритуалистами, а подрывные силы. Он считает, что эти силы противодействия Гнозису и Антитрадиции предлагали Контринициации в попытке деградировать реальный и сущностный Гнозис. Когда нападение на счетчик Гнозис был завершен Генон перевел взгляд на душу Западного человека. На Востоке и Западе (1924), в кризисе современного мира (1927) и в царствовании количества и знака времени (1953) он обнажает Западную душу и документирует явные признаки нашего вырождения и краха. Эти работы бескомпромиссны и предлагают критику разрушения, которое модернизм увековечивает в нашем обществе, он требует возврата к реальному эзотеризму в противовес ложным «хорошим» культам своего времени.
Однако генон не был все нападения и войны, его метафизические работы показывают большой ум, который может видеть в самом сердце эзотерики. Конечно, его писать о символике трудно, такие названия, как символизм Креста (1931), фундаментальные символы (1962) и несколько состояний бытия (1932), нелегко читать. Они требуют концентрации, которая, боюсь, многим современным умам, питающимся компьютерными играми и телевидением, покажется сложной. Однако чистое интеллектуальное возбуждение, которое можно получить от овладения ими, не может быть легко забыто. Генон также опубликовал сотни книжных обзоров в таких журналах, как Le Voile D'Isis и Etudes Traditionnelles, извергая яд, смешанный с пониманием в такой форме, что он никогда не повторялся снова. Хотя его критика современных форм заслуживает внимания и актуальна, временами наблюдается тенденция превращать мухи в гору и выбрасывать ребенка вместе с водой. Например, в то время как ученики Юнга, безусловно, искажали гностицизм и Алхимию совершенно несоразмерно, вероятно, несправедливо поворачивать нож на самого Юнга. Однако, в конце концов, мы должны осознать, Генон был очень осведомлен о том, как СМИ работали и, следовательно, обеспечивая взрывоопасных, ядовитых и сильнодействующих комментарии они были гарантированы публикации и они всегда читались и, следовательно, в этом смысле, они возымели свое действие. Нравится вам то, что он сказал или нет, вы были поражены тем, что он написал и рассмотрел его сообщение.
Смотреть мартышки истории в том, что он состоит из серии циклов, эти он берет непосредственно из Ведической традиции. На практике это означает, что история-это запись вырождения. Соответственно, с древнейших времен человек все глубже и глубже погружался в трясину материи. Хотя взгляд не пользуется популярностью у материалистов и секуляристов, он, тем не менее, является ключевым направлением работы Генона. В своем Магнум-опусе «царствование количества и знамения времени» Генон кратко описывает процесс духовного вырождения. По мере того, как человек думает, что он развивается, он просто ускоряет свое собственное разрушение - уровень жизни и технологии могут развиваться, но только ценой духа. Эта метафизическая энтропия заставляет материю последовательно становиться более физической, более твердой, а на духовном уровне - более злобной. Общество становится сосредоточенным на глобализме (свидетелем нового мирового порядка), а не на нациях и отдельных людях, и упор делается на научные достижения, а не на простоту. По мере того, как мы достигаем более поздних стадий этого вырождения (нынешний период), возникают анти-традиции и формы антигноза, претендующие на роль духовные ценности.
Самым опасным аспектом этого процесса является то, как в самый темный век появятся трещины в барьере между физическим миром и нижними астральными планами, и произойдет вторжение злобных обитателей этой низшей тонкой области. Это странное и темное пророчество также является ключом к более глубокому пониманию истинной природы Водолея. В то время как новички утверждают, что это будет век любви и Маша, так как правителем Водолея является Сатурн, мы можем ожидать ухабистую поездку в первую очередь. Хотя Сатурн также является Господом золотого века (Сатья-Юга), это подчеркивает двойственную природу планетарного демона, тестера, разрушителя и хранителя Эдемского сада. Ключевой философский акцент в историческом анализе Генона сделан на двойственности количества и качества, качество-это характер золотого века (и, действительно, принцип золота-см. наши дискуссии об этом позже) и количество, атрибут Кали-Юга. Будь то разложение природы валюты или столкновение между мастерством и правилом машины, этот цикл распада можно увидеть в классе между количеством и качеством. Действительно, многие современные критики технологий, такие как критика Нила почтальона, имеют сильное Гуенонское кольцо.
И Эволы «восстание против современного мира»
Юлий Эвола был самым заметным представителем традиционалистской позиции, его также считали одним из самых эрудированных авторитетов по Герметизму и Магии. Это ничего не сделало, чтобы уменьшить большие споры, которые его окружают. Юлий Чезаре Андреа Эвола родился в Риме в 1898 году в аристократической семье сицилийского происхождения. Его детство было отмечено интеллектом, близким к гению, и он быстро выучил много языков. Он читал на немецком, французском и итальянском языках. Он стал участвовать как в движении дада, так и в движении футуристов и считался перспективным художником. Он с честью служил во время Первой Мировой войны в полку горной артиллерии и пережил войну, чтобы продолжить поиски смысла. Он вступил в контакт с Артуро Регини (1878-1946), который был координатором УР группы, которая изучала спекулятивное масонство, оккультизм и другие оккультные традиции, он имел большой интерес к работе Рене Генона.
Естественная аристократия эволы вышла на поверхность, и он стал ученым выразителем развивающейся философии группы УР (и ее преемника КРЮРА). Эвола и УР-группа пришли в соответствие с естественными принципами аристократии и, не имея обязательно высокого мнения о Муссолини, осознали прагматическую ценность его революции и дали ему свою поддержку в печати. Ранние работы эволы (языческий империализм) подвергали критике изнурительные последствия христианства, как оно было представлено в тот период и отстаивали героические добродетели Рима. Эта работа и связанные с ней статьи вызвали споры по всей Италии. Позже Эвола основал La Torre (Башня), свой собственный журнал, однако, из-за конфликта с господствующим государством это только последние десять выпусков. Его работы медленно начали двигаться в сторону духовной стороны политики, и он дал понять, что единственный реальный возврат к «традиционным эзотерическим ценностям» может произойти, когда мы сами трансформируемся.
В 1945 году он был сбит бомбой и парализован ниже пояса, он провел остаток своей жизни писать, исследования и предлагая руководство для тех, кто ищет духовной революции. Он умер в 1974 году. Его письма обильны, но большинство из них еще не переведены на английский язык, кажется, есть большой страх относительно взрывной природы его проницательного видения. Эвола не боялась оскорблять слабостей людей или нападать на их священных коров. Он попытался объединить политику, оккультизм, религию и традиционализм в «мировоззрение, разрушающее», и у него был замечательный успех.
Для Эволы история была серией циклов, которые являются дегенеративными, а не эволюционными, мы тогда находимся в самом темном веке из всех (Кали-Юга), а не входим в эпоху света, любви и мира. Наш современный образ мышления, (по Эволе) пустошь, это заключительная стадия распада истины, а не ее вершина. История с этой точки зрения представляет собой серию «ступеней вниз», когда новые религиозные и эзотерические системы являются фрагментами истины, а не новыми инновациями или разработками. Великий опус эволы, «восстание против современного мира», прорезает ложные теософии, видения нового века и псевдо-интеллектуальные системы, столь распространенные сегодня, и предлагает понимание реальной природы человека, его истории и его целей. Подход Эволы элитарен в том смысле, что он интеллектуально и духовно требователен, Эвола требует от своих читателей максимальной концентрации, однако взамен он предлагает мировоззрение, Weltanschauug, которое бросает вызов основам нынешних убеждений.
Связующим звеном «восстания против современного мира» Эволы является экспозиция о циклах истории и интенсивное и глубокое рассмотрение роли эзотерических духовных ценностей. Исторический очерк эволы делает Юги еще дальше, он обсуждает культурную направленность каждого периода и изменения, происходящие в рамках идеологических и духовных традиций каждой эпохи. Золотой век-это Полярная традиция, он был основан в арктических регионах, где дни и ночи были длинными, а ось Мунди была устойчивым фокусом в ночном небе. В это время традиции поклонения небу и Земле были в равновесии, в то время как небо вознеслось, роль земли (хотя и в подчинении) была признана и актуальна. Классы, как видно из Божественной кастовой системы (которая отражала века истории), были сбалансированы, а творчество и интеллект были вознаграждены. С окончанием Полярного века и миграциями из Арктики, вызванными изменением погодных условий, Арийский человек распространился по всему миру, и человечество вступило в Серебряный век. В серебряную или лунную эпоху возобладали земные культы, женское начало и плодородие приобрели первостепенное значение, что привело к акценту на языческие и Гайя-ориентированные традиции. Исследование Марии Гимбутас и других дает хорошее представление о поклонении, которое произошло в этот период. Поскольку века были необоснованными, в ответ на эту земную эпоху начался Дионисийский или медный век. Сформировалось поклонение силе, насилию, борьбе мужских добродетелей с женскими ценностями и патриархальными цивилизациями. Хотя эти цивилизации имели большое историческое значение, для достижения их баланса они подавляли лунную или серебряную культуры и, следовательно, существовали как реакция, а не как творческое выражение. Это так, прошло так много времени, прежде чем столкновения между двумя силами втянули человека в нынешнюю эпоху, эпоху Кали-Юга. Теперь лунный и Дионисийский, женский и мужской, небо и земля находятся в конфликте и битве и будут продолжать так до тех пор, пока возраст не закончится кровопролитием.
Эвола осудил декадентский характер современного мира, его социальные и политические измы и ологии и потребовал возвращения к ценностям Старого Света, которые, по его мнению, были воплощены Тевтонскими рыцарями, рыцарями, которые могли выступать в качестве духовных воинов, ведущих войну против всей коррумпированной буржуазной современной системы. Эту концепцию духовного воинства он наиболее ясно осветил в своей радикально ревизионистской книге о буддизме – «учение о пробуждении».
В доктрине пробуждения Эвола предлагает радикальную переоценку буддизма и пути к завершенности. Он утверждает, что современный монашеский подход буддизма чужд первоначальному замыслу Гаутамы, и предполагает, что Буддизм изначально был путем действия. Соответственно, Эвола видит первобытную форму буддизма сосредоточенной на воине / священнике, а не на монахе. Он использует подчеркивает роль аристократии, но в уникальном эволюционном смысле.
Термин аристократ здесь используется в самом строгом этимологическом смысле, исходя из греческого слова Аристос означает лучший. Буддийское презрение к разговорам о себе и Боге исходит не от неверия, утверждает Эвола, а от требования действия. Нет, так зделать, нет Бога, чтобы стать одним. Этот подход, безусловно, расходится со многим, что проходит для современного буддизма, и все же в эти дни пупочного взгляда и кабинетного оккультизма нельзя не радоваться его призыву к оружию. Но простой звонок-это не все послание Эволы, он не оставляет нас с теорией в покое. Учение о пробуждении переоценивает основные постулаты буддизма и исходит из них в свете идеала воина-священника. Вместо того, чтобы пропагандировать отрицательную отрешенность, при которой жизнь проходит на расстоянии оружия, Эвола предлагает нам испытать отрешенность, «оседлав тигра», пропуская удары, а не против них. Здесь нет lifedenying, больше трансцендентности, достигнутый среди хаоса. В то же время, Эвола не желает видеть частичного. Его подход заключается в том, что есть много способов «оседлать тигра», можно ехать медленно и осторожно, или бороться в ночи, можно бить его в подчинение или усыплять его песней. Evola другие опубликованные работы, Йога силы и герметичная традиция предлагают различные толкования середин достигнуть аристократической собственной личности.
Поклонение Эволы Героическому приводит нас к полному кругу, оно возвращает нас к югу и греческой модели с ее транс = временной героической эпохой. Эпоха героев в греческой системе существует вне времени, основанного цикла золота, серебра, меди и железа, это то, что призывает выйти за пределы естественной энтропии циклов и достичь величия. В системе Эволы это истинный Солнечный путь, путь Солнца, который ведет обратно к оси Мунди, Полярному Золотому веку.
Перевод © Deus Caritas Est, 2018 год
Источник © «Гностическое руководство» Института Гностических Исследований