Основные Синоды Гностической Церкви в XIX столетии — Тау Шарль Хармониус II
Основные Синоды Гностической Церкви в XIX столетии
Древнее Гностическое Христианство и Вселенская Гностическая Церковь
(Eglise Primitif Chretien & Eglise Gnostique Universelle)
Для того, чтобы верно рассмотреть развитие Гностической Церкви во Франции в пост-ренессансный период, нам неизбежно предстоит сосредоточиться на исследовании движения Восточной и Независимой Католической ветви в Европе. Таким образом, этот краткий исторический обзор имеет своей целью сосредоточиться на данных традициях. Здесь будет важно напомнить нашим читателям, что известная ныне Вселенская Гностическая Церковь "Eglise Gnostique Universelle" (в которую была переименована во время Второй Мировой Войны Гностическая Апостольская Церковь ("Eglise Gnostique Apostolique") изначально представляла собой объединение нескольких Гностических Школ, принадлежавших тайным традициям. Мы говорим о Валентинской, Кармелианской, Иоаннитской и Катарской школах, которые находятся в неотъемлемом конкордате с различными современными им Братскими Обществами.
Преимущественно в этой статье мы будем рассматривать Иоаннитскую школу.
В общем, происхождение Ордена Храмовников-Иоаннитов оказывается не столь уж неопределенным в историческом толковании. Основан он был во Франции в 1811 году, был известен как Орден Храма (L'Ordre du Temple), происходил от весьма известных Масонских источников, и стал известен благодаря распространению среди посвященных высоких степеней довольно "темного" документа, - "Хартии Лармениуса". Данный спорный документ уточнял весьма длинную линию преемственности Тамплиерства с момента основания Ордена в 1118 году, происходящего от небольшой Гностической общины, практиковавшей Восточный или Византийский Католический Ритуала, чье непрерывное влияние увенчивается преемственностью Монсеньора Фабра Палапрата, Епископа Революционной Католической Церкви Франции, а также Великого Мастера Ордена, учрежденного в 1804 году. Первая часть документа притязала на свое появление в 1154 году на греческом языке, и утверждает, что первые Тамплиерские Командиры были посвящены в тайную аффилиацию древних Гностических Христиан под главенством Патриарха Феоклита, который произвел Гуго де Пейна (Hugues de Payns, Великого Магистра Ордена Тамплиеров) в наследники Апостольской преемственности Иоанна Богослова. Более того, документ повествовал о тайной легенде преемственности Нашего Господа Иисуса, через Моисея, который получил бесспорную преемственность Гностического Посвящения от Магов Египта, и передал его дальше через учение Ессеев Сыну Человеческому, и так затем Он, Иисус, подобно передал Учение и Инициатическую Преемственность Своим апостолам и последователям. Он передал им Свой Дух, разделив их на несколько Орденов после деяния Иоанна Богослова, апостола братской любви, которого он назначил верховным Понтификом и Патриархом. Так, документ рассматривает времена более ранние, чем 1118 год (год основания Ордена Тамлиеров), и устанавливает связь посвящения Великого Магистра в тайную должность этой потрясающей Апостольской и Патриаршей преемственности, а также его неизменного слияния с Орденом Восточного Храма1. Использование этого документа анти-Масонскими движениями пост-революционой Европы в конечном счете привело к снижению его значимости даже среди Масонов, несмотря на то, что он несет в себе большое значение для академического исследования.
М. Мэттер был среди тех, чей интерес в первую очередь относился не к археологическому вопросу Хартии Лармениуса, а к наследию, представленному в документе. Мэттер, как и Элифас Леви, был уверн в том, что происхождение Иоаннитской Церкви могло восходить к секте древних Христиан, известных как Mandai Iyahi (Мудрецы Иоанна), или Средневековые Гностики, которые изначально жили у реки Иордан, и, как предполагалось, в данной местности имели связь с общинами Ессеев, точно так же, как и на территории Мертвого моря. Эти Гностики исповедовали доктрину, родственную доктрине Иоанна Крестителя, которого они почитали как посвятителя Иешуа бен Йозефа (Иисуса сына Иосифа), и через которого их мистическая доктрина вместе с миссией были переданы Иоанну, Любимому Господнему Апостолу. Среди специфических символов Ордена Мудрецов (Mandai Iyahi) (также известного как Мудрецы Иоанна и Христиане Иоанна) был и образ обезглавленного человека, как напоминание о мученичестве их первого учителя. В связи с этим мы должны отметить, что среди длинного списка искажений, предъявленных Святой Инквизицией против Ордена Тамплиеров, существует и ссылка на почитание головы, которую посчитали головой дьявола или Магомета, что послужило главным обвинением в отношении Ордена Тамплиеров. Однако, под пыткой или нет, многие Тамплиеры ссылались на голову старого бородатого человека как на образ своего Великого Магистра.
По смерти Монсеньора Палапрата в 1838 году преемственность Древней Гностической Церкви и Ордена Тамплиеров была передана Монсеньору Шателю, который получил титул "Епископа Примаса Галлов", который в тайне продолжал преемственность и обращение этой доктрины и реликвий, включая Левитикон, Богомильский текст Евангелия от Иоанна, а также Хартию Лармениуса. Однако влияние этой литературы остается важной темой для спекулятивного Французского Тамплиерства, точно так же, как работы Его Блаженства Епископа Палапрата, сопоставимые с мистикой Дома Мартинеса де Паскуалли. Тайный Синод, на котором был пролит свет на Хартию Лармениуса и Левитикон, оказал явное влияние на жизнь французских Гностических кругов перед их окончательным запретом гражданскими властями так называемой второй Французской Империи, снова под действием убеждений Римского Церковного Устава. Последующая половина столетия застала разочарования и смятения среди Эзотерических кругов с учреждением Дела Милосердия (L'oerve de la Misericorde) Пьерром Эженом Мишелем Вентрой, чьи сомнительные спиритуалистические практики привели к многочисленным надругательствам над Таинствами и дальнейшим правительственным взысканиям в отношении эзотерических движений во Франции. Гностицизм так и не обретет возможности на дальнейшее единение во Франции до тех пор, пока Жерар Анкосс, Поль Седир и Франсуа Шамюэль не преуспеют в учреждении Вселенской Гностической Церкви к концу столетия.
Ламен Ордена Мартинистов, Рыцарей Христа
Новый Синод
Последняя четверть XIX века прошла в бурных политических, экономических и социальных волнениях, охвативших большую часть европейского континента. Деятельность революционеров в России и во Франции, влияние социалистических коммун и их враждебное отношение к Римской Католической Церкви заняли главную сцену Европейского Театра. В ответ на инспирированное социализмом "антиклерикальное движение" во Франции и в латиноамериканских странах, Римская Церковь предприняла попытку создать собственное движение, известное как "анти-Масонская партия", которая стремилась дискредитировать правительство Фэрри и Греви на том основании, что оно основывается на заговоре, организованным Великим Востоком Франции, преследующим цели установления для страны атеизма как официальной религии, явно имеющей сатанинскую направленность. На этом любопытном фоне Франция испытала такие безрассудные эпизоды своей истории, как попытка Наундорфа восстановить Банапартистскую и Бурбонистскую монархию, а также в наивысшей степени эксцентричная и пользовавшаяся широкой известностью аферу Дианы Воэн, окончательное разоблачение которой в прессе (главным образом благодаря Папюсу и его сторонникам) привело к роспуску этой анти-Масонской партии.
Сильнейшее средоточие влияния Гностицизма происходило в наиболее тесных эзотерических кружках. В Париже процветало молодое Теософское Общество мадам Блаватской. Многочисленные Ложи по всей стране и на континенте организовывали Мартинистское и Розенкрейцерское Братство. В Британии, трудами У.Б. Йейтса и Джорджа Рассела, и во Франции - трудами Уилльяма Шарпа, появились Валлийские Барды. Даже неизменно и заслуженно подвергавшиеся преследованиям секты Вентры ввели для себя новые одеяния и новую литургию, известную под названием "Жертва Славы Мельхиседека". Стало очевидно, что атмосфера в Европе наконец улучшилась для деятельности Эзотерических и Гностических Ветвей, и погода стала благоприятной даже для синодальной деятельности.
Пока в период с 1888 по 1891 Жерар Анкосс (Папюс) , а также его товарищи П. Седир и Л. Шамюэль, формировали Высшее Консульство, чтобы объединить Посвященных Мартинистов со всего мира, Жюль Дюанель объявил особое откровение, исходившее из появления "Вечного Иисуса" и двух Богомильских Евангелий (что случилось одновременно с нахождением древнего документа Катаров), изданных Всемирной Гностической Церковью. Папюс и S.C. Ордена Мартинистов были среди тех, кто был принят в Епископат этой реформированной ветви. Некоторое время спустя они получили пере-посвящение от Аббе Хулио (Тау Юлиуса), также известного как Юлиус Уссэ, для того, чтобы в дальнейшем обеспечить себе подтверждение об Апостольской Преемственности, чем и обеспечить успех нового Гноситческого объединения. В январе 1901 Фабр Де Эссарт, поэт, принадлежавший к символическому движению, и близкий друг Аббе Хулио, заключил союз с Хулио Дуанелем, и был посвящен в Епископат Вселенской Гностической Церкви в доме леди Кейтнесс (Мэри, Графини Кэйтнесской). Вскоре поток этих замечательнейших персон был привлечен в новую Церковь, включая Доктора Фужерона (Fugarion) (который позже был посвящен как Тау Софрониус), а также еще совсем молодого на тот момент, бывшего семинариста Жан Брико, который впоследствии получил Кафедру епархии Гренобля-Лиона, где находился Святейший Престол Церкви, став Епископом. На это новое объединение вскоре обратили внимание Римско-Католические власти, и в Апостольском письме Папы Льва XIII объединение было охарактеризовано как новое посвящение Альбигойского учения, но, тем не менее, их апостольские права были признанны законными, также как было постановлено визави и с древним Сиро-Антиохским Католическим Ритуалом, который и вдохновил Гностическую Церковь.
Это возобновленное собрание Гностических Епископов во Франции скоро привлекло к их кругу внимание сторонних людей, которые предъявляли требования к уникальной преемственности от Гностического наследия, покоившегося в дремотном состоянии годы, и даже столетия. А именно, мы говорим о Общине Альбийских Братьев (Катарах), Гностиках Кармеля (некоторые из которых определенное время пробыли с Вентраитами), Иоаннитах, которые оставались активными в пределах структуры Рыцарского Масонства, а также Валентинианах, которые были связаны со многими Розенкрейцерскими Братствами. И так сложился образчик единого переплетения среди древних братьев, однажды сраженных бичом и столбом, и теперь обретших Бытие в нашу Эпоху.
Первым из решений новой Церкви стали выборы и последующее утверждение Фабра Де Эссарта в качестве Патриарха Святого Союза, и так он стал Его Святейшеством и Блаженством Тау Синезиусом I. Множество важных вопросов предстало перед Патриархом нового столетия, вопросов, представлявших интерес для современных ему Эзотерических Обществ, которые наблюдали с увлеченностью и в ожидании. 7-ого декабря 1906-ого года в Святилище Гнозиса в Префектуре Сены в Париже был созван Конституционный Синод, чтобы публично объявить доктрину Вселенской Гностической Церкви перед миром. Так произошла встреча и было совершено обнародование Доктрины и новой Конституции Церкви, и множество должностных лиц от Посвятительных Эзотерических Братств приняли обязательства по отношению к новому Святилищу Гнозиса, включая Великого Мастера и Иерофанта Древнего и Изначального Устава Мемфис-Мицраим, а также некоторые Ордены Розы-Креста. Среди тех, кто обращался к свиткам этой Доктрины, были Доктор Крумм Хеллер (Тау Хьюрахока), Рудольф Штайнер и Джон Яркер, и это далеко не все. Так Гностическая Церковь внесла свой вклад в основание нового тысячелетия, а также возвратила Божественную меру тем, кто благополучно хранил бы ее пред лицом двух Великих Мировых Войн, которые станут испытанием для нового порядка.
На протяжении всего периода всеобщих и тяжелых войн 1914-1945 новый Гностический порядок географически и практически распространялся в пределах Франции, Австралии, Бельгии и Британии. Однако, под главенством Тау Хармониуса I-ого (Констана Мартина Шевийона), Патриарха и преемника Жана Брико (Тау Жана I) Гностическая Церковь заняла высокое положение среди других Континентальных Инициатических Орденов, до такой степени, что разные Ветви Мартинистского Ордена, Ordo Rosicrucia (Орден Розенкрейцеров) и Масонский Устав Мемфис-Мицраим вступили в прочный союз с Гностической Церковью, или находились под управлением Епископов, составлявших "Святилище Гнозиса". Убийство Тау Хармониуса I-ого коллаборационистами под командованием нациста Клауса Барбье ненадолго приостановил деятельность Гностической Церкви, которая в связи с этим случаем нашла покровительство для Канцелярии в Бразильской Церкви2, так что к 1946-ому году Гностическая Церковь смогла быстро распространить свое влияние на Америку, Африку и Дальнюю Азию. Более того, в 1950-е годы происходило благотворное возрождение близкой связи Гностической Церкви и ее покровительстве Тамплиерам, Розенкрейцерам и Орденам Египетского Масонства. И вот, Святилище Гнозиса было восстановлено, перестроено и заполучило новые места для распространения Доктрины.
Так (Вселенская) Гностическая Апостольская Церковь (Eglise Gnostique (Universelle) Apostolique) приближается к преддверию новой эпохи Сайшана, имея нерушимые подтверждения не менее, чем двух Апостольских3 преемственностей, четырех Гностических школ и множества древних и традиционных Инициатических Орденов. Для нас, носителей древней Традиции Иоанна, нет ни малейшего сомнения в том, что дым двух Мировых Войн очищает и охлаждает новый век, который пробуждается, и в котором земля продолжает передавать из своего лона древние свитки бесплодной египетской пустыни4. Возможно, это Возрождение стало наградой за предыдущую верность ее скромных Священников, простых Гностических Пресвитеров, истинных строителей мистического и грандиозного храма Высочайшего и Неведомого Бога, ожидавшего надлежащего времени и надлежащих орудий, которыми мог быть возведен обещанный Небесный Град. Такова история Церкви, беспримерно молодой, моложе, чем любой когда-либо появившийся сын или любая дочь Справедливого, но в то же время являющейся старейшей из старейших матерей всех религий, лоно самого раннего предзнаменования и Света, хлеб, испеченный из зерен неисчислимых семян.
Да пребудет Бог со всеми, кто пребывает в истинном Гнозисе.
AMEN+++
Тау Шарль Хармониус II
Вечный Служитель
перевод © Eric Midnight 13.09.2010 ujl
Библиография:
Уэбб, Джэймс, Оккультный Андеграунд (Открытое судебное заседание) 1974.
Уэбстер, Неста Х., Тайные Общества и Антиправительственные Движения. (Клуб Христианской Книги) 1924.
Дж.Х. Гиланд и др., Великий Почтенный Пастырь Христиан; Жизнь Папы Льва XIII. (Чикаго) 1903.
Клаймер, Р.С., Книга Розенкрейцера (Беверли Холл, Квакерстаун) 1946.
Энсон, Питер Ф., Великие Епископы (Фабер & Фабер) Лондон 1946.
Афинская Теология (Athenea Theologica). Епископские Архивы; (Чикаго) 1984.
Примечания Eric Midhight:
1. Упоминаемый настоящий Орден Восточного Храма не имеет никакого отношения к разного рода современным последователям течения "нью-эйдж", само-провозглашающих себя то "орденом восточных тамплиеров", то "орденом восточного храма". Эти современные группы исповедуют нео-языческие, зачастую сатано-поклоннические культы, вроде "телемы", или "люциферианства" (являющегося откровенным сатанизмом, в отличии от "телемы", которая есть сатанизм завуалированный), и не имеют никакого отношения к Истинной Инициатической Преемственности, которая передается в настоящих Гностических Церквях, и в основании имеет сугубо Христианскую Доктрину. Упоминаемые группы пренебрегли Инициатической Цепью Традиции, отвергнув Христа и Его Апостолов, передавших до наших времен Свет Гнозиса, заменив этот Свет сомнительными самодельными ритуалами с молитвами "сатане", "вавилонской блуднице", египетским божествам, использовавшимся в качестве символов и аллегорий в Ордене Золотой Зари; поклонением личностям с дурной репутацией, например таким как А.Ш. Ла-Вей, Р.Л. Хаббард, А.Э. Кроули и Д.Б. Гарднер; а также сексуальными оргиями, включающими различные половые извращения. Гностические Церкви мира, объединяющиеся между собой в конкордаты, и признающие друг друга - отказывают всем этим квази-гностическим, и псевдо-инициатическим движениям в признании, а также не признают связанные с ними "церкви" и группировки. Не смотря на то, что все эти группы течения "нью-эйдж" старательно мимикрируют под Подлинную Инициатическую Традицию, они не являются таковой, и более того, их деятельность отвергается и осуждается (Reprobatio).
2. Так случилось, потому что от Дома Антидио Варгуса поступило приглашение; Римско-Католический Архиепископ Бото Кату, чья деятельность была запрещена Папой Пием XII в 1943-ем году, основал Римско-Католическую Церковь Бразилии на подобии Старого Католицизма.
3. Можно насчитать три, принимая во внимание преемственность от Конституционной католической Церкви (Епископальной Церкви) Франции.
4. Имеется ввиду обнаружение свитков Библиотеки Наг-Хаммади и других, которые были найдены в течении XX-ого века в Египте.