Ангелы в Иудейской Магии — Иехошуа Трахтенберг
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Ангелы в Иудейской Магии — Иехошуа Трахтенберг

 Ангелы в Иудейской Магии

 

Из книги Иехошуа Трахтенберга

«Иудейская Магия и суеверия», 1939 г.

 

Бог и ангелыХарактерной и отличительной чертой средневековой Иудейской Магии являлась функция, приписываемая ангелам, посланникам Божьим. Магическое использование ангелов, конечно же, утверждалось на том основании, что мир очень плотно населен ими, и что их роль в природе является исключительной. Были утверждения о том, что их численность равняется нескольким сотням тысяч были и утверждения о том, что их десять тысяч по 496 000. Однако и это еще не полное их исчисление. Мы можем с легкостью поверить в это, если учтем, что у каждой вещи на земле, как одушевленной, так и неодушевленной, начиная от человека и заканчивая всем, что существует в творении, птицами, животными, деревьями и ручьями, каждой травинкой, - есть свой ангел. Такова суть предания об ангелах. Дома и города, ветра и времена года, месяца и часы, а также дни, каждая звезда в небесах, каждая пылинка под ногами, - ни одна вещь в природе, или же в воображении, не существует независимо от «memuneh», своего небесного «представителя» (букв. «назначенного»). Эти «представители» являются посредниками, с помощью которых происходит все во вселенной, и, в действительности, все, что происходит в мире, есть не что иное, как отражение их действий. «Эта "тайна " всем известна: ни один народ не будет разрушен до тех пор, как падет его небесный "князь"». Эти представления были связаны также с астрологической концепцией, согласно которой у каждого человека есть звезда, которая управляет его существованием, поэтому порой мы встречаемся со сложной дубликацией: как ангел (то есть, «представитель» человеческой звезды), так и звезда человека ответственны в направлении и защите человека, однако абсолютная ответственность за человека возлагается на ангела. «Любое дело, за которое принимается человек на земле, в начале взвешивается ангелом его звезды».


Эти ангелы являются одновременно представителями и защитниками в небесных дворцах своих земных поручений, а также и теми, кто побуждает к действиям на земле. «Ангелы-представители» птиц или животных, или человека, которые, которые осуществляли свое руководство неправильно, будут объясняться относительно оснований своих действий перед Богом, и узрят наказание, предназначенное для всех, кто учинял вред. Точно также, ангелы, которые поставлены были руководить «местами, камнями и лесом», будут отвечать за ошибки людей, если они были учинены ими по их вине. «Когда праведный человек близок к своей кончине, представитель звезды, которая является управительницей в данный момент, молит о том, чтобы человек не умер сейчас, поскольку в ином случае этому представителю придется быть ответственным за его смерть». Если человек возносит молитвы, в таком случае ангел его звезды должен первым принести их пред Трон Славы. Подобным же образом, удача в делопроизводстве также обретается через вмешательство ангела-представителя человека, который «входит в сердца человеческие» и побуждает их к выгодному сотрудничеству. Человеку следует учитывать привычки «представителей» точно так же, как и демонов, когда он занимается переустройством своего дома. Нельзя менять расположение дверей и окон, иначе гнев и тех, и других обрушится на его голову. Как сказано в одном источнике от XIII века: «Не смотря на то, что эти взгляды весьма подобны запрещенным "путям амореев",  сами они разрешены». Писатели дальнейших времен также делали предупреждения по этому поводу, когда говорили о переезде в новый дом.


Данная идея представляет собой главный теоретический базис средневековой Иудейской Магии. Вездесущие и всемогущие «ангелы-представители» были совершенными посредниками, с помощью которых маг, достигший должного уровня знаний и умения, мог влиять на людей и природу, чтобы они подчинялись ему. Его заклинания и магические операции были предназначены для обретения контроля над отдельно взятыми «представителями», которые могли исполнять веления его воли. «Есть заклинания, которые воздействуют на воду, но не на землю, а есть и иные, которые обращены к представителям, управительствующим землей, которые не способны воздействовать на воду». Длинные списки, пример одного из которых представлен в работе «Sefer Raziel» («Сефер Разиэль»), показывают нам, насколько тяжелый курс обучения нужно было пройти неофиту в магии, если он хотел достичь своей цели и управлять всеми «memunim» воздуха, ветра, дня, времени, места и т.д., которые руководили ситуацией в в тот или иной момент. Кроме того, поскольку сфера деятельности каждого из представителей предписывается самой его природой, маг должен был знать, как изменить ее на более подходящую для его замыслов, и таким образом произвести изменение в самой природе.


У нас имеются до некоторой степени детализированные, однако не во всем ясные объяснения того, каким образом работает эта магия «представителей». В тексте, где поясняется, как посредством заклинания узнать личность и месторасположение вора, говорится, что «memuneh», которые призываются для этой цели, передают информацию не являясь лично магу, но концентрируясь на полученных фактах и «смешивая» свои мысли с мыслями мага. Если же личность вора была установлена, однако место сокрытия украденной вещи пока еще не известно, в таком случае это дело нужно исследовать еще более тщательно, непосредственно через призывание «представителя» вора. Есть также пояснения к известному методу изготовления изображения врага из воска, или же начертания его портрета на стене, и протыкания этого образа посредством булавок или гвоздей, за счет чего причиняется вред той части тела, которая была проткнута. В этом методе действуют практически те же самые механизмы. «Представитель» мага передает нанесенный удар ангелу его врага, который, в свою очередь, наносит этот удар своему подопечному-человеку. Порой в этот процесс включается третий посредник, это «представитель» изображения или рисунка. Что касается наведения сновидений, то они вызываются ангелом, который ответствен за возникновение снов подобного рода, который и призывается для данной цели. И так всевозможные магические методы осуществляются с помощью посредничества ангелов, или «представителей», которые были подчинены воли мага через посредство магического искусства.


Книга на ивритеЭта система представляла собой заимствование платоновского идеализма в теософский словарь ранней Каббалы, хотя называть ее «системой» означало бы приписывать ей упорядоченность и логику, которыми она, тем не менее, не обладает. Она сформировалась посредством побочных попыток дать объяснение природе и магии, на основании тех философских и мистических концепций, которые присутствовали в средневековой иудейской мысли, или, можно даже сказать, в немецко-еврейской мысли XIII века, поскольку именно в этом веке и в этом месте была разработана и стала популярной данная концепция. В «Sefer Hasidim», а также в работах Елеазара из Вормса влияние данной доктрины видно практически на каждой странице. Эта неповторимая роскошь изобретательности, которая была вложена в еврейскую ангелологию XIII века, и которая была разработана посредством данной теории, на первый взгляд кажется чрезвычайно далекой от традиционной иудейской веры. Однако краткий обзор развития еврейской ангелологии полностью раскроет нам ее правоверные мистические истоки.


В Священном Писании говорится об ангелах как об управителях при небесном дворе, которые служат и славят Бога, и порой выступают в качестве посланников и посредников, которые раскрывают Его Волю на земле. Автор «Книги пророка Даниила» первым раскрыл индивидуальность ангелов, наделил их именами и титулами. В талмудический период библейская ангелология разрабатывалась и обогащалась в трех направлениях: часто наличие помощи от ангелов выводилось из библейских сюжетов, где об этом не упоминалось, и таким образом расширялась концепция об ангелах как посредниках между человеком и Богом; личность ангелов приобретала еще более ясные описания через попытки описать их, назвать наиболее важных из них, а также приписать им специфические сферы влияния, и поэтому нам стало известно об «управителях» огня, града, дождя, ночи, моря, исцеления и так далее; и, наконец, они были признаны хранителями людей, которые сопровождают их в повседневной жизни. Известно, что у ессеев была в особенности развитая ангелология, и в литературе, посвященной Еноху, отражены гностические источники, в которых очень много говорится об ангелах, им приписывается управление природой, человеком и будущим. Эти два источника мистической доктрины, не смотря на то, что формально они никогда не вводились в сферу еврейской мысли, и, на самом деле, осуждались раввинами, оказали весьма значимое влияние на тайную деятельность мистиков. Их развивающаяся доктрина в тот период еще ни в коей мере не обладала систематической организованностью, она оставалась в текучем, несогласованном состоянии и в периоды дальнейшего ее развития. Однако литература более раннего периода содержала в себе уже то семя, которое было способно к дальнейшему росту, который и осуществился во время гаонов, когда развилась высоко эзотерическая доктрина, части которой отразились в таких работах, как «Hechalot», «Otiot» рабби Акивы, в некоторых частях «Sefer Raziel» и т.д.


За развитием ангелологии воспоследовало практическое ее применение, использование ангелов в магии. Не смотря на то, что в Талмуде часто говорится о явлениях ангелов, там не упоминаются заклинаниях ангелов, в отличие от заклинаний демонов. Как максимум, в талмудический период могли существовать практики по призыванию, или молитвам, обращенным к ангелам как посредником между людьми и Богом, чтобы в трудные времена они ходатайствовали за людей. Даже мистицизм гаонов сдерживался на этот счет, однако, очевидно, в течение этого позднего периода, который был отмечен особым развитием ангелологии, талмудическая молитва была преобразована в магическую инвокацию, как о том можно судить по «Арамейским Заклинательным Текстам», опубликованным Монтгомери (Montgomery), а также таким работам, как «Меч Моисея», изданному под редакцией Гастера (Gaster). Именно на этом фундаменте в XIII веке в рамках немецко-еврейского мистицизма была выстроена внушительная структура Ангельской Магии. Наиболее ранние отсылки к ангельским «представителям», которые я встречал в раввинических источниках, присутствуют в мидрашах на Псалмы, составленных, вероятно, в X-м веке в Южной Италии. Вне всяческого сомнения, данная работа охватила в себе куда более старинный материал, однако отсутствие таковой концепции в талмудической литературе, а также тот факт, что восточный иудейский мистицизм пришел в Европу через юг Италии примерно в то же самое время, указывает нам на то, что данная работа является результатом мистических размышлений гаонов. Развитие доктрины «memuneh» в Германии, где она представлена была благодаря Калонимидам, до уровня истинной теософии, охватывающей и вобравшей в себя все элементы ранней еврейской ангелологии, стало логическим историческим следствием работы над ней гаонов. Однако ее возникновение и популяризацию в XIII-м веке следует рассматривать как одну из стадий нагнетания суеверной атмосферы в современной Европе. Гностико-манихейская ересь, поразившая Церковь в X-м столетии, распространяло в христианских кругах семя древнего мистического предания. Еврейские идеи так же не могли не ощутить на себе влияния этих мистических тенденций, находясь в такой непосредственной близости к данным процессам. И по большей части по той причине, что евреи уже были весьма тесно знакомы с близкой к данным идеям доктриной. Волна, накатившая на христианское общество, хлынула так же и на общество еврейское.

Из книги Иехошуа Трахтенберга «Иудейская Магия и суеверия», 1939 г.

Перевод © Eric Midnight, для Теургия.Org, 2013 г.


Back to Top