Атрибуты и функции ангелов в Иудейской Магии — Иехошуа Трахтенберг
Атрибуты и функции ангелов в Иудейской Магии
Из книги Иехошуа Трахтенберга
«Иудейская Магия и суеверия», 1939 г.
Не смотря на наличие столь богатой ангелологии, северные евреи поднимали новые вопросы, относительно происхождения ангелов, элементов, из которых они состоят, внешнего их вида, о том, пребывают ли они просто на небесах, собравшиеся у Престола Славы, или же они пребывают на земле, и выполняют задания, которые поручены им были на небесах, не задавая никаких вопросов. Описывая ангелов, Елеазар из Вормса писал, что они представляют собой «тонкую субстанцию, такую же невещественную, как ветер, который увидеть невозможно».
Эта концепция, однако, стала причиной появления нескольких вопросов метафизического и практического характера. Если ангелы являют собой чистый дух, в таком случае каким образом они могут производить вполне материальные эффекты, которые приписывает им традиция, а также как могут они быть задействованы в магии? Маймонид, последовательный и убежденный рационалист, отрицавший в целом как возможность физического проявления ангелов, так и объективную реальность тех эффектов, которые достигаются посредством Ангельской Магии, списывал их на самообман и оптические иллюзии. Насколько бескомпромиссный взгляд, однако, привлек мало сторонников. Испанские философы Нахманид и Иехуда Галеви признавали реальность явлений ангелов, однако говорили, что для этого требуется особая ясность зрения со стороны наблюдателя. На севере Европы даже это условие не считалось необходимым: ангелы обладают способностью принимать человеческую (или животную) форму, появляться в человеческом обществе как вполне материальные существа, а также и в виде своего подопечного-человека. Фактически, такие превращения были явлением достаточно распространенным: часто «управитель звезды человека» принимал форму своего подопечного-человека и сходил с небес, чтобы ходить по земле. Если вас интересует объяснение того процесса, посредством которого происходит эта трансмутация духа в материю, то ответ на этот вопрос дается довольно простой: «Это великое "таинство", посредством которого святые ангелы предстают на земле как люди, или же как иные существа, по Воле Божьей, или же по собственному изволению: Они собирают немного земли, что обретается под небесами, облачаются в одеяния из этой земли, и нисходят, дабы есть и пить вместе с людьми».
Одно из качеств ангелов в особенности заслуживает к себе внимание, во-первых по той причине, что оно очень часто упоминается; и, во-вторых, по причине тех практических следствий, которые из него вытекают для религиозных и магических ритуалов. Мольбы часто передаются на небеса через посредство ангелов. Бог – Всеведущ, Он понимает все языки, однако официальным языком при небесном дворе является иврит, и, к сожалению, ангелы – одноязычны (или, возможно, если они и знают иностранные языки, то предпочитают пренебрегать обращениям, которые звучат на них). Этот принцип обрел свое развитие в Талмуде, и, поскольку арамейский являлся языком общения людей между собой, то в особенности был сделан акцент на предупреждении, - не молиться на арамейском. Только в комнате больного человека можно было использовать любые языки, кроме иврита, поскольку над головой больного пребывает Шехина, или «Присутствие Божье», - таким образом, молитва в этом случае передается без посредников.
Эти взгляды сохранялись и в эпоху Средневековья, они использовались для объяснения, пусть и достаточно слабого, наличие молитв на арамейском в ритуале, и, в частности, некоторые строки на арамейском в Кадише. Согласно этому объяснению, они были написаны на арамейском языке, чтобы их не могли понимать ангелы, так как содержание их могло весьма достадить им, или же вызвать в них зависть к превосходящей набожности евреев. Следствием того же верования явилась необходимость наделять иудея еврейским именем в дополнение к его имени светскому, и использования его иудейского имени в ходе религиозного ритуала, так как считалось, что ангелы не могут узнать человека ни по какому иному имени. Даже и после смерти иудея этот принцип не терял своей значимости. В каббалистической доктрине Хиббут hа-Кевер, известной в Северной Европе, существуют представления о трехдневном периоде, начинающегося непосредственно после похорон, во время которого умерший допрашивается и побивается ангелом смерти, и во время которого умерший должен назвать свое иудейское имя. Горе тому, кого подведет тогда память!
Конечно же, идея эта часто подвергалась возражениям, и вот резкое возражение неких средневековых комментаторов на оригинальное утверждение в Талмуде должно было уничтожить ее окончательно: «Вы говорите, что даже мысль, сокрытая в человеческом сердце, известна им, и вот, все же, арамейского они не разумеют!» Однако этот сарказм едва оставил вмятину на популярности этой идеи, и ангелы все еще считались весьма неумелыми лингвистами. Концепция эта, однако, не ограничивалась ритуальной сферой. В практике средневековой Иудейской Магии она стала настолько важной, что приобрела статус академической. Сама магическая литература порой писалась на народном языке, указания давались на арамейском или на идише, однако само заклинание, а также магическое приказание, предназначенное для ангельских ушей, обычно записывалась на иврите.
Магия, в принципе не являясь общепринятой, все-таки является сильнейшим связующим звеном культурных форм. Иудейский маг, независимо от того, насколько далеко заходил он от духа официального иудаизма, сам не мог освободиться от тех общепринятых традиций, которые непосредственно присутствовали в используемых им техниках. Если же в магических текстах XV-XVI веков мы видим, этот порядок вдруг полностью изменяется, и заклинания записывались уже на идише, - то это верный знак, что данные тексты были завезены из Германии.
Ангелы, обладающие обычными для ангелов функциями, присущими им формами, очень тесно вошли в жизнь средневековых евреев. Древние установленные правила оставались неизменными, однако ангелы все чаще и чаще стали появляться на страницах трудов средневековых авторов. Главной их функцией по прежнему оставалось поклонение и служение Богу, однако служение это приводило к еще более частым контактам с людьми. «Ангелы – вестники Божьи; Он запечатлевает на них Свою Волю и посылает их для выполнения Своего поручения», - пишет Елеазар из Вормса. Он объясняет, что они постоянно заняты этой работой, поскольку множество новых заданий постоянно ожидают их, и они должны спешить, чтобы выполнить очередное поручение. Они ничего не могут делать по своей собственной воле, пишет Елеазар из Вормса, они действуют только по приказанию Божьему. Это воззрение является истинным для традиционного верования, однако оно неприменимо по отношению к ангелам, которые принуждаются к участию в средневековой магии, так как это участие подразумевает под собой определенную степень независимости от Воли Божьей. Более близким к превалирующему мнению является утверждение, которое содержится в респонсе гаонов:
«Ангелы многое способны делать по своей собственной воле, без распоряжения с небес. Чтобы помочь в таковых делах ангелам, пишутся амулеты и произносятся имена». Однако когда они действуют в качестве посланников Божьих, они выполняют лишь одно распоряжение за раз. Многие из них обладают специфическими функциями и сферами деятельности, и, конечно же, те дела, которые относятся к сфере их деятельности, приписываются именно им.
Воля Божья позволяет им участвовать во всем Его владении. Средневековые евреи верили в чрезвычайную бдительность Провидения, которое осуществляет контроль над самыми личными и мельчайшими подробностями человеческой жизни. Действует же оно через посредничество ангелов. Они исполняют небесные приказания, и часто являются в человеческой или животной форме, чтобы свершить необходимую кару за нарушение закона Божьего, или, «смешивая» свою мысль с мыслью человека, они приводят человека к принятию решений, которые могут противоречить ранее выраженным им намерениям, и совершать действия, которые идут в разрез с его характером и волеизъявлением.
В свете данной концепции ангелы являются тем механизмом, посредством которого Бог поддерживает тесную связь со Своей вселенной. Однако ангельские посредники способны доставлять послания обоими способами, и древняя практика призывания ангелов в тот период стала еще более распространена, чем непосредственное обращение к Богу в молитве. В самом деле, вся сила мистического движения, которое подчеркивало тайное значение, сокрытое в буквах и словах богослужения устремлена была к общению с ангелами, которые наиболее эффективно могли доставлять мольбы к небесному двору. Наконец, положение ангелов на небесах открывало для них источник мистического знания. Они стали источником тайной мудрости, к которой так стремились мистики. Мистики обращались к ангелам за вдохновением, и, если их набожность, ученость, и, порой, магические умения были на должном уровне, просьбы мистиков не оставались без внимания. Сказано, что «Книга Разиэля» была передана Адаму ангелом по имени Разиэль. Елеазар из Вормса, который, между прочим, приложил свою руку к составлению данной книги, заявлял о своей связи с различными ангелами. Несколькими веками позже ученого каббалиста Самсона из Острополя «ежедневно посещал ангел, который обучал его тайнам Торы». Считается, что многих великих мистиков посещали такие небесные наставники.
Здесь мы по большей части рассматриваем особенности ангелов, а не их имена и функции. Что же касается авторов магических текстов, то они более были заинтересованы в том, как тех или иных ангелов можно использовать в магических целях. Иногда в таковых текстах встречается информация из мистической традиции, однако подается она с налетом педантичной научности. Metatron (Метатрон), демиург в классическом еврейском мистицизме, был важен только по той причине, что гематрическое значение его имени было эквивалентно гематрическому значению Имени Бога – Shaddai. Sandalfon «выше, чем его сотоварищи, поскольку от них его отделяет расстояние в пятьсот лет», - и это правда, однако его значимость заключается в его приближенности к Присутствию Самого Бога. Dumah (Дума), управляющий миром мертвых, ангелами разрушения, а также и иные ангелы, знакомые еще с талмудических времен, так же появляются в магических текстах. Ангел Смерти также играет особенную роль в делах человеческих. Архангелы также встречаются на страницах средневековых мистических манускриптах, однако их соотнесение с планетами затеняет те индивидуальные характеристики, которыми могли они ранее обладать. Имя поглотило Ангела.
То положение, которое ангел-представитель занимал в местических размышлениях и в магической практике, сделало средневековую еврейскую ангелологию столь неоднозначной и неясной сферой знания, что теперь из нее достаточно сложно вывести что-либо полностью определенное. Теоретически, конечно же, «memunim» представляли собой ангелов, и, как таковые, они наделялись всеми ангельскими атрибутами формы и характера, функций, которые они выполняли в литературных источниках древности. В действительности, однако, следует задаться вопросом, были ли они для средневековых евреев чем-то большим, чем просто именами, которые служили для их обозначения.
Для того, чтобы использовать ангелов, магу нужно было только знать, какой из ангелов относится к специфическому набору условий. То есть, ему нужно было знать имена этих ангелов, поскольку имена являются важным фактором для обретения контроля. Все большее и большее увеличение численности имен ангелов, которое сопровождало практику средневековой Иудейской Магии, приводило к неопределенности относительно личностей самих ангелов, и, в конце концов, само имя было поставлено во главу угла. Уже во времена гаонов, как пишет Монтгомери, «ангелы являли собой игру с корнями слов, инвокации божественных атрибутов или действий, и, в конце концов, слово "ангел" буквально стало синонимично слову " заклинание"». Ангелология стала теорией, в которой объясняется практика. Практика же вызывает следующий вопрос: когда ангел становится чем-то большим, чем просто имя? Было бы странно утверждать, что бесконечный список ангельских имен, который приводится, например, в «Sefer Raziel», в действительности относится к самим ангелам, или же что он вызывал пред мысленным взором средневекового читателя образы определенных существ. Итак, учитывая существование этих буквально неисчислимых списков, ангелы в которых зачастую обладают весьма необычными именами, мы можем предположить,, изучая литературные источники, что в действительности существует две категории ангелов. В одну из них входят настоящие ангелы, как изображены они традиционно. Другие же представляют собой множество мистических имен, представленных в качестве ангелов. Эта вторая категория содержит в себе как бы отдельных ангелов, которые, в действительности, представляют собой имена, наделенные определенными мистическими силами.
Из книги Иехошуа Трахтенберга «Иудейская Магия и суеверия», 1939 г.
Перевод © Eric Midnight, для Теургия.Org, 2013 г.