Некромантия — Еврейская энциклопедия
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Некромантия — Еврейская энциклопедия

 Некромантия


(статья из «Еврейской энциклопедии», 1901–1906 гг.)


В Библейские времена


Аэндорфская волшебницаПрорицание с помощью мертвых, как известно, было распространено среди персов, а также в более поздние времена среди греков и римлян. Предположительно, израильтяне позаимствовали сие искусство у персов и широко практиковали его, потому как в Библии неоднократно встречается запрет на эту практику (Лев. 19:31, 20:6, 20:27; Втор. 28:11; 1Цар. 28; Ис. 8:19). Существовало три типа некромантов: «ов» (или «об», англ. — «ob», ивр. — אוב ), «йидъони» (или «ид‘они», «yidde'oni», ידעוני) и «дореш эль ха-метим» («doresh el ha-metim»,  דורש אל המתים) (вопрошающий мертвых). Первые два типа часто упоминаются вместе.  В то время как общее значение слов «ов» и «йидъони» представляется довольно ясным, их этимология и точная коннотация все еще не известны. Наименование «ов» используется для обозначения духа, говорящего правду, или призрака умершего человека. В Септуагинте это слово обычно переводится как ἐγγαστρίμυθος = «чревовещатель», по причине особого тона голоса, приобретаемого некромантом. Еврейская традиция сообщает: «Ов — это прорицатель, голос которого исходит из его подмышек, а йидъони — тот, кто вещает чрез свои уста» (Санхедрин vii. 7; Сифра, Лев. 20:27). Согласно Талмуду, йидъони использует особую кость животного под названием «яддуа» («yaddua»), помещая ее в свой рот, для того чтобы говорить посредством магии. «Одержимый ов» наклоняется вперед, когда ведет речь, дабы создать видимость, что дух говорит из его суставов и рук. Упоминаются два предмета, применяемые некромантом в его работе, одним из которых является человеческий череп.


Хотя в Библии не описываются инструменты, употребляемые в некромантии, можно предположить, что некие принадлежности все же существовали, исходя из упоминания таких вещей, как идол терафим (4Цар. 23:24), или из выражений, сообщающих об использовании помощи оракула (4Цар. 21:6; 2Пар. 23:6; Лев. 20:27 и в других местах). Кроме того, Библия довольно ясно указывает на соответствующие манеру речи и внешность. Самуил предстал ведьме из Аэндора в обличии «мужа престарелого, одетого в длинную одежду», так что она сразу узнала в нем человека Божьего. Призванная тень, очевидно, приняла тот же облик, каковой был присущ данному человеку при жизни. Однако же, этот облик был видимым только для некроманта, в то время как задающий вопросы слышал лишь голос (1Цар. 28:13–14). Он звучал так, словно бы исходил из-под земли, и по данной причине речь таковых некромантов воспринималась как шептание или глухое бормотание (Ис. 8:19, 29:4). Человеку, который желал задать вопросы, необходимо было подготовиться посредством поста, дабы прийти в надлежащее духовное состояние для встречи с призраком (1Цар. 28:20; Санхедрин 65b).


ТАэндорфская волшебницаот факт, что некромантия попадала в одну категорию с идолопоклонством и всеми видами магии, свидетельствует об их взаимосвязи, а также, вероятно, об иноземном происхождении (Втор. 18:10–11; 4Цар. 21:6, 23:24; Ис. 19:3 и в других местах). Некромантия, как и идололатрия и магия в общем, была практикуема преимущественно женщинами (1Цар. 28:7). Саул, в своей беде решивший прибегнуть к помощи женщины-некроманта, в более раннюю пору изгнал из страны всех практикующих прорицание с помощью мертвых (1Цар. 28:9). Но Манассия благоволил им, равно как и другим идолопоклонникам (4Цар. 21:6); его старший современник, пророк Исаия, предоставил, фактически, самые непосредственные указания на некромантов (Ис. 8:19, 19:3, 29:4). А Иосия, избравший в качестве путеводителя вновь найденную Книгу Закона, истребил их (4Цар. 23:24).


В Талмудические времена


Тем не менее, даже в послебиблейский период некроманты продолжали использовать свое искусство, несмотря на все меры, употребляемые против них, и вопреки многократным запретам в Торе. Основной отрывок из Талмуда, описывающий их, был приведен выше. Учителя Талмуда называли магов «теми, кто выкапывает мертвых», и «теми, кто прорицает при помощи костей мертвецов». Вавилонский ученый объявил искусство остеомантии (гадания на костях) и соответствующую речь ложью и обманом. В общем плане, однако, правдивость призрака не вызывала сомнения, с тех пор как был призван дух самого Самуила, согласно главе 28 из 1 Книги Царств. В качестве правила полагалось, что если некромант видит призрака, к которому он взывает, то человек, задавший вопрос, слышит голос. Но если проситель видит привидение, то некромант слышит голос. Слышать и видеть одновременно было невозможно. Когда Онкелос бар Калоникос, племянник императора Титуса, размышлял над принятием иудаизма, он призвал поочередно духов Титуса, Валаама и Иисуса (не Христа, разумеется, а другого — прим. перевод.), дабы просить у них совета. Первые двое отговаривали его, а Иисус посоветовал осуществить его намерение. Один из первых вавилонских учителей по имени Раб «совершил на кладбище некую церемонию и выяснил, что 99 из 100 человек умерли от сглаза, и лишь один погиб естественной смертью». Более поздний вавилонский учитель сообщает, что некромант сжигал благовоние для демона и таким образом вопрошал его.


Более невинной разновидностью некромантии было тайное подслушивание разговоров мертвых. Некоторые люди постились и проводили ночь на кладбище в надежде на то, что «нечистые духи» посетят их и предоставят возможность разузнать будущее и прочие сокрытые вещи, потому как считалось, что души умерших обитают в нечистом месте. Вероятно, что в стихе Ис. 65:4 говорится именно об этом поверье (сравните с Деян. 16:16). Предположительно, именно этот тип некромантии подразумевается в выражении «ищущий совета у духов предков» (Втор. 18:11) (в Синодальном переводе — просто «вопрошающий духов», но в Библии Короля Якова — «consulter with familiar spirits» — прим. переводчика). Согласно еврейскому преданию, за занятие некромантией будет наказывать Бог, а не человек.

Статья на английском языке размещена на сайте: jewishencyclopedia.com

Перевод © Арафель для Teurgia.Org, 2014 г.


Back to Top