Элеазар из Вормса — Робер Амбелен
Практическая Каббала Робера Амбелена
Отрывок
Элеазар из Вормса
Данное направление не является тем же направлением, которое известно под названием немецкой школы, основателем которой, наиболее вероятно, являлся рабби Иегуда Хасид (Праведный) из Регенсбурга, но скорее относится к рабби Элеазару из Вормса, его ученику, и его знаменитому представителю. Именно его доктрина поможет нам охарактеризовать доктрину данной школы. Ее традиции происходят из Германской школы, чьи корни находятся в Вавилонии. Так рабби Шем Йов писал в своей книге «Эмунот» (с. 39) о приезде великого Вавилонского Каббалиста, рабби Кешиша, в Апулию, и о том, что рабби Иегуда Набожный приехал сначала из Регенсбурга в Корбейл, а затем из Корбейла в Апулию, для посвящения в священные учения. Рабби Элеазар из Вормса ссылался на иных посвятителей, таких как рабби Шмуэль Хе-Хасид, рабби Элеазар из Шпейера, а также рабби Калонимоса, который был переселен из Ломбардии в Майнц в 787 самим Шарлеманем. (Рабби Луццато, «Иллюстрированный Иудаизм», I, 30 и далее).
Элеазар из Вормса был не особенно поглощен мыслями о метафизике. Напротив, он проигнорировал, или же это только утверждается, что он проигнорировал умозрительные построения школы Исаака Слепого. Он не использовал слово «Эйн-Соф» или «Сефирот» в том самом смысле, в котором употребляли его Исаак Слепой и его ученики, но продолжал направление Ибн Эзры, и довел математическую форму мистицизма Ибн Эзры до его конечного предела, чтобы представить все, что его вдохновляло в мистицизме Гаонима, и в особенности практическую, или прикладную Каббалу, наиболее плодотворным покровителем которой был он сам.
Здесь мы должны бросить беглый взгляд на работу Элеазара из Вормса, который через Абулафию и Зоhар произвел ответвление от теоретической Каббалы - Каббалу практическую; мы рассмотрим «Сефер Разиэль». О «Сефер Разиэль» сказано, что она была передана ангелом Разиэлем («Тайна Божья») Ною в момент его вхождения в ковчег. Она была написана на сапфировом камне; «в ней есть великие тайны высших степеней, звезд, их вращения, назначения и склонности всех небесных тел; чрез знание, которое дается ею, возможно достичь всех тайн вещей, смерти и жизни, искусства исцеления и истолкования снов, искусства войны и принесения мира». Как утверждается, «Сефер Разиэль» была передана как работа, в которой содержится прикладная Каббала, а также богатый арсенал амулетов, талисманов, искупительных формул, целительных формул, изображений, магических смесей, любовных напитков или напитков ненависти применительно к еврейской традиции. Даже в наши дни эхо традиций, подобно той, которую представлял Элеазар из Вормса, не стихло.
Среди учеников Элеазара из Вормса мы можем сказать только о Менахеме, и в особенности о его работе, названной «Корона Высочайшего Имени». В данной работе присутствует непосредственное влияние Мастера, а также частично «Книги Имени» Ибн Эзры. Главным образом в ней рассматриваетя Тетраграмматон и десять Сефирот, а также связь между ними. Этот ученик Элеазара и второго представителя немецкой школы склонялся к созданию первичного синтеза между дарами данной школыи метафизики спекулятивной школы, и, как и следовало ожидать, совершил он это в ущерб последней.
Адепты немецкой школы распространяли свою форму мистицизма вплоть до Испании. Шломо Бен Адерет в своих Респонсах (№ 548) писал о ученике Элеазара из Вормса по имени Авраам из Кельна (также пользовавшимся почтением в его школе). Авраам из Кельна прибыл в Испанию, там учился, и даже разъяснял свою доктрину перед королем Кастилии, Альфонсо X.
И таким образом мы приходим к тому, кто предпринял попытку смешения двух этих школ в одно целое, чтобы поставить ее на служение чистому размышлению, то есть, к служению более высокой формы Меркабы Гаонима. Перейдем теперь к повествованию о Абулафии.
Отрывок из книги «Практическая Каббала»
Автор © Робер Амбелен
Перевод © Eric Midnight, 2010