Древо Жизни — Рабби Ицхак Лурия
Рабби Ицхак Лурия Ашкенази
Рабби Ицхак Лурия Ашкенази (ивр. רַבּי יִצְחַק לוּרְיָא), (родился в 1534 году в Иерусалиме, умер — в 1572, Цфат / 5 ава 5332 г. по еврейскому календарю) — иудейский богослов, инициировавший начало нового направления в мистическом Иудаизме - "Лурианскую Каббалу", названную так по имени ее создателя.
Лурианская каббала является основой как сефардской Каббалы с XVI века, так и хасидской Каббалы, появившейся в XVIII веке. Практически все современные каббалистические направления изучают Лурианскую каббалу. Развивая концепцию о Десяти Сефирот, Ари были выдвинуты идеи цимцума, швират келим, зла из клипот. В истории мира и еврейского народа соответственно каждому этапу прослеживается выражение этих идей.
На иврите рабби Ицхак обычно известен под сокращением Ари (ивр. אֲרִי), имеющем несколько расшифровок (к примеру Ашкенази Рабби Ицхак или Адонейну Рабейну Ицхак). Принято называть его в более полной форме Аризаль или ѓa-Аризаль (ивр. אֲרִי ז"ל), то есть Ари, «благословенна его память».
Рабби Ари родился в Иерусалиме в ашкеназской семье из Германии. В раннем возрасте лишился отца и воспитывался у брата матери в Египте, который в дальнейшем выдал за юного Ицхака свою дочь. В Каире учился устной Торе у рава Бецалеля Ашкенази-автора «Шита мекубецет» и у знаменитого рава Давида бен Шломо ибн Зимры (РАДБАЗ). С раннего возраста юный Ицхак отдалялся от людей и уходил на долгое время на берег Нила, где смог по настоящему углубиться в секреты Каббалы. По одним источникам, он предавался там медитации, хотя, согласно другим, практика медитации отсутствует в иудаизме и Каббале. На берегу Нила ему начал, по его свидетельству, являться пророк Элияху. Всю заботу о содержании семьи взял на себя его дядя и тесть.
В 1569 г. переехал в Цфат, где стал ближайшим учеником рабби Моше Кордоверо и товарищем крупнейших раввинов и каббалистов Цфата. В 1570 р. Моше Кордоверо скончался и все ученики дружно избрали рабби Ицхака своим новым наставником. Рабби Ицхак начал проповедовать свои идеи, которые в научном мире получили название Лурианской каббалы. Кроме этого он мог беседовать с душами умерших людей и таким образом открыл местонахождение многих могил праведников в Галилее. Вокруг рабби Ицхак собралось много учеников, среди которых были очень продвинутые, как рабби Хаим Виталь, будущий наследник Ари и начинающие, с которыми рабби Ицхак занимался отдельно. Уроки Ари обычно проходили на природе, когда место для них подбиралось такое, какое имело мистическое значение. В 1572 г. рабби Ицхак умер во время эпидемии в возрасте 38 лет. Был похоронен на кладбище в г. Цфат Хаим Виталь взял на себя миссию распространения учения своего учителя.
Итак, согласно учению Ицхака Лурии, которое было записано его учеником Хаимом Виталом, Бог, наполнявший первоначально вселенную, «сократил» себя (цимцум эт ацмо), освободив таким образом место для творения. «Пустое пространство», возникшее после цимцум, мыслилось как сфера, охваченная со всех сторон Эйн Софом. Тем не менее Эйн Соф не до конца отрекся от пустого пространства: проникший в сферу «луч» божественного света («Ор Эйн Соф») принял форму того, что в Зогаре именуется Адам Кадмон. Затем начались эманации Сефирот, которые сложились в Адаме Кадмоне. Высшие Сефирот — Кетер, Хохма и Бина — изошли из «носа», «ушей» и «уст» Адама Кадмона. На первом этапе эманации свет, исходивший из «глаз» Адама Кадмона — первого творения Божьего, — оказался слишком сильным для вмещавших его сосудов, и они разбились. Частицы сосудов и содержавшегося в них света рассыпались по вселенной, став добычей злых сил, властвующих в низших мирах.
За катастрофой немедленно последовало исправление: рассеянные частицы стали возвращаться к своему источнику. Однако этот процесс не был завершен, так как первородный грех вновь нарушил гармонию и привел к ещё большему рассеянию этих частиц. Роль человека на земле заключается в возвращении частиц к их источнику, восстановлении тем самым гармонии в высших мирах и уничтожении сил зла.
Основополагающим трактатом учения Лурианской Каббалы считается книга «Эц Хаим» (от еврейского עץ חיים - «Древо Жизни»), написанная в 1573 году. В иудейской традиции принято считать, что автором «Эц Хаим» является Ари, тем не менее, автор - его ученик Хаим Виталь, который записал услышанное им от своего учителя во время занятий каббалистической группы Ари в Цфате и оформил в книгу.
В книге описан причинно следственный порядок выхода из небытия всего сущего и раскрытия действительности человеку в нашем мире . Уровень постижения мира Ари виден из строк в начале книги : "Знай, до начала творения был лишь высший, все собой заполняющий свет". Описание процесса творения начинается с точки - прежде всего. Этот фрагмент книги сегодня известен на многих языках как стих Ари " Древо жизни", его мы и приведем ниже, для того чтобы желающие достигнуть успехов в изучении Каббалы, могли ознакомиться с ее фундаментальными произведениями.
Древо Жизни
Знай, до начала творения был лишь высший, все собой заполняющий свет.
И не было свободного незаполненного пространства
Лишь бесконечный, ровный свет всё собой заливал.
И когда решил Он сотворить миры и создания, их населяющие,
Этим раскрыв совершенство Своё,
Что явилось причиной творения миров,
Сократил себя Он в точке центральной своей
И сжался свет и удалился,
Оставив свободное, ничем незаполненное пространство.
И равномерным было сжатие света вокруг центральной точки
Так, что место пустое форму окружности приобрело,
Поскольку таковым было сокращение света.
И вот после сжатия этого в центре заполненного светом пространства
Образовалась круглая пустота, лишь тогда
Появилось место, где могут создания и творения существовать.
И вот протянулся от бесконечного света луч прямой,
Сверху вниз спустился внутрь пространства пустого того.
Протянулся, спускаясь по лучу, свет бесконечный вниз,
И в пространстве пустом том сотворил все совершенно миры.
Прежде этих миров был Бесконечный,
В совершенстве настолько прекрасном своем,
Что нет сил у созданий постичь совершенство Его
Ведь не может созданный разум достигнуть Его.
Ведь нет Ему места, границы и времени.
И лучом спустился свет
К мирам, в черном пространстве пустом находящимся все.
И круг каждый от каждого мира и близкие к свету -- важны,
Пока не находим мир материи наш в точке центральной,
Внутри всех окружностей в центре зияющей пустоты.
И так удалён от Бесконечного -- далее всех миров,
И потому материально так окончательно низок
Ведь внутри окружностей всех находится он
В самом центре зияющей пустоты...
перевод стиха ?
Предисловие - Teurgia.Org