Арик Анпин и Зеир Анпин — Eric Midnight
Арик Анпин и Зеир Анпин
«Арик Анпин» означает «Длинное (или Широкое Лицо», на арамейском это понятие записывается как אריך אנפין ). В «Kabbalah Denudata» («Разоблаченной Каббале») Арик Анпин называется также «Макропрозопом». Арик Анпин представляет собой аспект Божественной эманации в Каббале, его отождествляют со Сфирой Кетер.
В «Зоhаре» описывается роль Арик Анпин в сотворении Вселенной, причем упоминается о том, что Арик Анпин подобен Зеир Анпину (Микропрозопу), причем как Макропрозоп, так и Микропрозоп располагаются на Древе Жизни. В XVI-м веке в Лурианской доктрине Арик Анпин вошел в число Парцуфим Божественных Ликов как часть космического процесса Исправления (Тиккун). В Лурианской доктрине была преобразована линейная схема Средневековой Каббалистической иерархии жизненной силы в Творении, которая была включена теперь в динамический процесс, аналогичный заключению души в человеческом теле. Таким образом, Парцуф Арик Анпин непрерывно спускается через все уровни Творения в виде сокрытого субстрата Божественного намерения, причем, чем ниже спускается он, тем более скрытым является его действие.
Арик Анпин связан с Парцуф Атик Йомин («Ветхий Деньми»), хотя и превосходит его. Арик Анпин синонимичен «Первичное Воле», собственно первопричине Творения.
Сфира Кетер («Корона») развивается в двух Парцуфим (или формах): Арик Анпин, своей внешней, простирающейся на Творение Воли (Рацон), а также в Аттик Йомин («Ветхий Деньми»), своем внутреннем побуждении – Божественной Радости (Таануг). Поскольку человек был создан по «образу Божьему», то Божественное он способен понять через Божественную Кохос hа-Нефеш (Силы человеческой души). Данное положение было наиболее ясно сформулировано в хасидском учении.
В Каббале функциональная роль Сефирот и Парцуфим в создании Творения обозначена совершенно ясным образом. Семь низших эманированных Сефирот Аттик Йомин заключены внутри Арик Анпин, поскольку Божественная Радость, собственно присущая Богу, всегда побуждает к совершению процесса Творения. Три Высших Сефирот Аттик Йомин, которые переступают пределы Арик Анпин, и являются Божественным источником Эмуны (Веры), когда соединяются с сущностью души. Вместе три этих уровня, выходящие за рамки двух Парцуфим Кетер, формируют три Рашим (Головы) Кетер. Тиккун в Лурианской Каббале начинается со Сфиры Кетер в Мире Ацилут. Кетер (или «Корона») Мира представляет собой ту «голову», о которой в «Зоhаре» сказано: «Когда глава (управитель) людей (парцуфим мира) будет исправлена, то исправлены будут все люди». Три головы Кетер в Ацилут следующие:
Реша де-ло этъяда – Непознаваемая Голова, акроним - RADL"A, сущностное единство Веры.
Реша де-Эйн – Голова, которой нет, внутреннее побуждение укорененной бессознательной Радости.
Реша де-Арик (Безграничная Голова) – она направляет Арик Анпин, внешнее распространение Воли.
Понимание Мира Ацилут, высшего из Четырех Каббалистических Миров, полностью уничтожается в самом Божественном Источнике, в котором нет осознания собственного существования. Только в низших трех Каббалистических Мирах Творение все более и более чувствует свою отдаленность от Бога. Если все низшие уровни Творения способны воспринимать Божественное, пребывая в состоянии множественности, то Ацилут воспринимает исключительно Божественное Единство. Следовательно, все откровения о Божественном во множествах, то есть в десяти Сефирот, в 12-ти Парцуфим, в двух Парцуфим, в трех Головах Кетер, в четырех буквах Тетраграмматона являются только лишь восприятием, которое возможно получить в Мирах ниже Ацилут. В действительности Божественное раскрывает чрез все числа, поскольку Божественное Вездесуще, но при этом Едино. После Цимцума Творение обрело свободу в своих действиях, и по причине этой свободы Божественное может проявляться через множественность. Когда все формы возвращаются к своему первоначальному источнику, пребывающему в Божественном Безграничном Свете, то есть когда они возвращаются в состояние, бывшее до Цимцум, все формы эти возвращаются к первоначальному состоянию абсолютного Единства. В Каббалистической Доктрине непрестанно подчеркивается необходимость не воспринимать ее антропоморфные метафоры с некоторыми ложными, нечистыми, телесными коннотациями. Согласно Каббалистическому учению, Бог Един, «Он есть Единица, которая, однако, не поддается исчислению». В нем нет ни дуальности, ни множественности, в какой бы то ни было форме. В Каббалистическом учении парадоксальное понимание абсолютного Божественного Единства, проявляющегося во множественности, понимание Ацилут считается непременно присущим всем душами Израиля, которые укоренены в Ацилут. Души других народов могут быть возвышены до этого понимания посредством следования Семи Заповедям потомков Ноя, которые прикрепят их к абсолютному Божественному Единству, проявленному в Торе, и избавят от ложного восприятия множественности, которое является идололатрией.
Будучи активным проявлением Воли Божьей в Творении, Арик Анпин действует подобно душе, которая совершает свое нисхождение, а также она направляет Божественный Разум и Чувства. На более низком уровне Зеир Анпин действует в качестве раскрытия Божественной Радости и Воли, посредством Да’ат (Сфиры, название которой переводится как «Знание», она представляет собой, на более низком уровне, подобие Кетер), Зеир Анпин производит чувственное выражение Божественной Радости и Воли. Зеир Анпин становится душой в совершенном Творении через Нукву («Женский» Парцуф Малхут). Поскольку Кетер и Да’ат являются двумя аспектами одного и того же принципа, они попеременно перечисляются среди Десяти Сефирот, причем называются они Да’ат Элион и Да’ат Тахтон (Высшее, сокрытое Знание и Низшее, раскрытое Знание).
Зеир Анпин означает «Малый Лик», на арамейском это слово записывается как זְעֵיר אַנפִּין . Это явленный аспект Бога в Каббалистическом Учении. В Зеир Анпин входят следующие Сефирот: Хесед, Г’вура, Тиферет, Нецах, Ход и Йесод. В «Разоблаченной Каббале» Зеир Анпин называется «Микропрозопом».
В «Зоhаре» говорится о том, что Зеир Анпин является подобием, в малом своем проявлении, Арик Анпина (Макропрозопа) на Сефиротическом Древе Жизни. Символом Макропрозопа является шестиконечная звезда – Гексаграмма, являющая в себе шесть дней Творения. Поскольку Микропрозоп подобен Макропрозопу, потому что светит отраженным его Светом, то Гексаграмма также является и символом Микропрозопа. В «Сифра Ди Цениута» («Книге Сокрытой Тайны») Зеир Анпин описывается как явленный лик Бога, а в «Идра Рабба» («Большое Святое Собрание») приводятся Каббалистические значения некоторых атрибутов Зеир Анпина. Ему соответствует Тетраграмматон IHVH (יהוה), Непроизносимое Имя Божье в Иудаизме. В то время, как Арик Анпин соответствует Имя Бога AHIH. Эти же имена являются подобными друг другу, и, кроме того, поскольку Гематрическое значение первых букв Тетраграмматона (IHV) равняется 21-му, то уже в них заключается Четырехбуквенное Имя Бога, соответствующее Кетер, - AHIH. Что же касается Хей конечно в Тетраграмматоне, то она олицетворяет собой соединение Зеир Анпина с Малхут, его Невестой.
В XVI-м веке в Лурианской Каббале Зеир Анпин стал частью Парцуфим Божественных Ликов, которые рассматриваются в контексте космического процесса Исправления (Тиккуна).
Зеир Анпин, будучи проявлением шести низших Сефирот Древа Жизни, сосредотачивается вокруг Тиферет (Красоты) это раскрытие Бога Творению, проявление Божественного Тетраграмматона. Таким образом, в Тетраграмматоне сила Зеир Анпин сосредотачивается в букве Вав, которая соответствует Сфире Тиферет на Древе Сефирот. Сфира Тиферет связана со Сфирой Малхут, которой соответствует Хей конечная в Тетраграмматоне, последним, Тридцать вторым Путем Мудрости (или Двадцать Вторым, если мы будет разделять между собой Десять Сефирот и Двадцать два Циннарот – Путей, Сефирот соединяющие). Для того, чтобы Зеир Анпин обрел свою целостность, ему необходимо соединиться с Малхут, своей Невестой. После чего ему нужно подняться вместе с Малхут к Сфире Бина, которая относится к Трем Высшим Сефирот. Только тогда, когда Малхут вместе с Зеир Анпин поднимется до Бины, она сможет стать Нуквой. Нуква («женское» проявление Зеир Анпин) постоянно пребывает в имманентной Шхине (Божественном Присутствии). Задачей человека является возвращение единства (Йехуда) женской и мужской Божественным манифестациями. Согласно Лурианской Каббале, дисгармония в Сефирот произошла еще во время разбиения сосудов в Мире Тоху, хотя дальнейшие прегрешния, учиненные людьми, еще сильнее отдаляли Творение от Бога. Задача человека, помимо соединения Мужской и Женской Божественных Манифестаций, заключается в искуплении «Искр Святости» (Бирур) Тоху, которые рассеялись в материальном мире. И тогда все искры вновь пребудут в Божественном Единстве.
© Eric Midnight, для Теургия.Org, 2012 г.