Клиппот — Eric Midnight
Клиппот
Клиппот (Qliphoth/Qlippoth/Qlifot или Kelipot (Hebrew: קְלִיפּוֹת, написание разнится в зависимости от разных каббалистических традиций герметической каббалы и иудейской каббалы соответственно)) буквально переводится как «кожура», «шелуха», «скорлупа» (ед. число קְלִיפָה qlifah), - это представление злых или нечистых духовных сил в иудейском мистицизме, полярно противоположных святым Сефирот. Сфера зла также называется Sitra Achra/Aḥra (арамейск. «Другая Сторона», противоположная святости) в каббалистических текстах.
В иудейской каббалистической космологии Клиппот – это метафорическая «скорлупа», окружающая святость. Это духовные препятствия, берущие свое существование от Бога исключительно внешним, а не внутренним образом. Божественность в иудаизме означает откровение истинного единства Бога, в то время как скорлупы скрывают святость, подобно тому, как кожура скрывает внутри себя плод. Поэтому они синонимичны идололатрии, корню нечистоты через приписывание Божественному ложного дуализма, и, вместе с Sitra Achra Клиппот противостоит святости. Они возникают в нисходящей Цепи Бытия (Seder hishtalshelus) через Цимцум (сокращение Божественного Ор), как часть осуществления цели Творения. В этом плане они также обладают полезными свойствами, поскольку кожура защищает плод, сдерживая Божественный поток от рассеивания. Каббала различает две сферы в Клиппот, полностью нечистую и промежуточную.
Данные представления происходят из видения Иезекииля: «И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него». (Иез. 1:4) «Три нечистых клиппот» (совершенно «нечистых» - Tamei) перечисляются в начале, а четвертое, «сияние», относится к посредничающей «Сияющей Клипе» (Nogah – сияние), она непосредственно окутывает собой святость, она поддается сублимации. В средневековой каббале Шехина отделяется в Творении от Сефирот из-за человеческого греха, в то время как в лурианской каббале Божественное было выслано в Клипот еще до изначальной катастрофы в Творении. Это побудило к высыланию «Искр Святости» в скорлупы Клипот. Согласно иудейским представлениям, Клиппот Нога возможно искупить физическими средствами, в то время как Три Совершенно Нечистых Клипот искупаются посредством отрицательных запретов. Раскаяние из Любви ретроспективно превращает грех в добродетель, тьму в свет. Когда же все искры освободятся от Клипот, лишив из жизненной силы, начнется мессианская эра. По мнению хасидов, каббалистическая схема Клиппот внутренне выражена в психологическом опыте концентрации на себе, противоположном святому самоуничтожению Deveikut.
В некоторых не иудейских видах герметической каббалы контакт с Клиппот ищется не на уровне этико-мистического запрещения иудеев, а как часть человеческого самопознания. Теургическая иудейская практическая каббала, при этом, понималась практиками как подобие белой магии.
Кристиан Кнорр фон Розенрот в своем латинском тексте «Kabbala denudata» (1684) (переведенная МакГрегором Мазерсом как «Разоблаченная Каббала»), прравнивает эти силы царям Едомским, а также предполагает, что они могли возникнуть из-за дисбаланса по отношению к Гдуле, Колонне Милосердия или милостивого аспекта Бога, и потому были уничтожены.
В последующих герметических учениях Клипот интерпретировали, так же, как и Сефирот, как мистические миры или сущности, и сливали их с идеями, почерпнутыми из демонологии.
В большинстве описаний приводятся семь отделов Ада (Sheol или Tehom); Abaddon или Tzoah Rotachat; Be'er Shachat (яма гниения) или Mashchit; Bor Shaon (вместилище звука) или Tit ha-Yaven; Dumah или Sha'are Mavet (врата смерти); Neshiyyah или Tzalmavet; и Eretz Tachtit (Низшая земля) или Gehenna. Двенадцать клиппотических чинов демонов, три силы перед Сатаной и двадцать два демона, соответствующих 22 буквам алфавита иврита.
Согласно Израэлю Регарди, «клиппотическое древо» состоит из 10 сфер, противоположных 10 сферам Древа Жизни. Их также называют «злыми близнецами» или «злыми демонами материи и скорлупами мертвых».
Далее мы приводим порядок демонических чинов на клиппотическом древе:
Thamiel: Дуальность в Боге
Thaumiel представляет собой дуальность, в то время как Кетер – единство. Таким образом Thamiel – это разделение того, что совершенно лишь в единстве. До падения этот демонический чин носил имя «Совершенства Бога». Эти ангелы хотели стать более могущественными, добавив Алеф к своему имени. Затем они стали «дуальностью в Боге», чином малых демонов. В более низком состоянии падения они стали «Грязью Бога». «Кора», или внешняя форма Thamiel называется Cathariel, то есть «Сломленный», или «Страшный Свет Бога».
Сатана: Противник
Thaumiel атрибутированы два демона, подчеркивающие воззрение, что демоническая противоположность Кетер – дуальность вместо единства: это Сатана и Молох или Малех.
Chagiel: Смущение Силы Бога
Это смущение великой силы, которая, как Хохма, действует в начале, чтобы передать жизненную силу для создания Бины. Кора Chagiel называется Ghogiel, т.е. «Те, что идут в место без Бога».
Chagiel атрибутированы и Сатана, и Beelzebub, а также Adam Belial. Имя Belial часто используется отдельно как демоническое имя.
Sathariel: Сокрытие Бога
В то время, как Бина раскрывает структуру Абсолюта в творении, ее противоположность, Sathariel, скрывает природу Совершенного. Кора или внешняя форма Sathariel называется Sheireil, «Волосатость Бога».
Satariel атрибутирован Lucifuge (Скрывающийся от Света), вероятно это имя пришло на смену имени Lucifer – «Светоносный».
Gha’agsheklah : Пожиратели
Хесед – источник щедрости для нижестоящих форм, как по идее, так и по субстанции. Gha’agsheklah – это чин «Пожирателей», желающих уничтожить вещество и мысль творения. Внешняя форма – чин Azariel, «Связывающие Бога».
Gha’agsheklah атрибутирован Astaroth (из Потопа) , это форма имени богини Астарты, Иштар Вавилонии, и, возможно, Изиды египтян.
Golachab: Пылающие Тела
Гвура – сила, правящая добродетельно и справедливо. Чин Golachab состоит из тех, кто сжигает ради разрушения, они навязывают свою волю другим неправедно, даже в отношении самих себя. Внешняя форма – Usiel (Руины Бога).
Golachab атрибутирован Асмодей, это имя наполовину еврейское и наполовину латинское. Это имя можно перевести как «Украшенный пламенем».
Thagiriron: Печалящиеся и Рыдающие
Тиферет – место великой красоты и радости. Thagiriron же состоит из уродства и стенаний. Кора Thagiriron называется Zomiel, «Восстание Бога».
Thagiriron атрибутирован Belphegor, повелитель мертвых.
A’arab Zaraq: Вороны пылающего Бога
Нецах – это открытость естественной любви. A’arab Zaraq – Вороны Смерти. Внешняя форма – Theumiel, «Испорченная Субстанция Бога».
A’arab Zaraq атрибутирован Baal, это слово, означающее «Господин», этим же значением обладает и «Adonai». Также это слово относится к Тубал Каину.
Samael: Освобождение Бога
В Ход заключается сложная работа воли Абслюта. Samael представляет собой бесплодную опустошенность падшего и неудавшегося творения. Внешняя форма – Theuniel, «Грязные Плачущие Бога».
Samael атрибутирован Adramelech, это четвертое имя в Четвертой книге Царств, глава 17:30-31: «Вавилоняне сделали Суккот‐Беноф, Кутийцы сделали Нергала, Емафяне сделали Ашиму, Аввийцы сделали Нивхаза и Тартака, а Сепарваимцы сожигали сыновей своих в огне Адрамелеху и Анамелеху, богам Сепарваимским».
Gamaliel: Загрязненные Бога
Йесод – сфера, в которой формы обретают свою завершенность для того, чтобы стать материальными в Малхут. Gamaliel – деформированные и загрязненные образы, которые в итоге производят мерзость. Внешння форма – чин Ogiel, «Бегущих от Бога».
Gamaliel атрибутирована Lilith, это госпожа всех демонов. Порой демонов полагают детьми Лилит, также сказано, что это женщина, которая приходит к мужчинам в их снах.
Nehemoth: Сплетники (или Ночные Призраки)
Они ответственны за пугающие звуки в странных местах. Они вобуждают разум и вызвыают странные желания.
Naamah традиционно считается демоном и сестрой Lilith, возможно в соответствии с египетскими Нефтидой и Изидой. Также есть версия, согласно которой Nehema - то же самое, что Naamah, сестра Тубал Каина.
Составлено Eric Midnight, по открытым источникам, для Теургия.Org, 2018