Исаак Слепой — Робер Амбелен

Исаак Слепой


О самом Исааке Слепом нам известно совсем немногое. Его преемник с уважением отзывался о его комментарии на Сефер Йециру, а также о его даре отличать новые души от старых душ, то есть те, что пребывали впервые в браке с телом от тех, которые, согласно законам метемпсихоза, вступали уже во вторую или третью человеческую жизнь. Как и многие великие посвятители, такие как Пифагор и Сократ, по всей видимости, он действовал лишь посредством устных наставлений. В своей книге «Баадей Аарон» Шем Тов Ибн Гаон писал множество раз о том, что «Рабби Езра из Жероны (ученик Исаака Слепого) составил комментарий на Агаду, подобно тому, как она была передана ему его Мастером Исааком Слепым», и это заставляет полагать, что Исаак Слепой посвятил себя трактованию Агады и молитв, чтобы придать им символический смысл согласно собственной системе. Однако, по той же самой причине, существует совсем немного работ, написанных им самим. Его слепота, общепринятая в традициях Каббалистов, также, уже сама по себе, была достаточным основанием для того, чтобы объяснить его сдержанность в писательском труде. Как бы там ни было, именно с этой провинцией, Бокером, местом пересечения столь многих идей, и в точке соприкосновения Севера и Юга, и с Исааком Слепым мы можем связывать колыбель Практической Каббалы.

Особенность его учения и школы, основанной им, немедленно проявилась в учении его главного ученика, Эзры Азриэла. Никогда не было известно, относятся ли два этих имени к одному и тому же человеку, или же они принадлежат двум ученикам Исаака Слепого. Поздние Каббалисты всегда путали их. В своей книге «ха-Яшин» Я‘аков называет Езру мастером Нахманида; отлично от него, Меир бен Губбай (Meir ben Gubbai) и другие приписывают эту честь Азриэлу. Реканти относит авторство «Комментария на «Песнь Песней» Азриэлу; Исаак из Акко и другие приписывают ту же самую работу свету Езры. Еврейская литература наполнена подобного рода путаницей, в частности связанной с именами Узиэля, Азриэля и Езры. Езра-Азриэль жил в период с 1160 по 1238. В рассказе о себе он говорил, что в молодости много путешествовал в поисках сокрытой доктрины, объясняющей Бога и Его Творение. После множества странствий он нашел человека, который притязал на знание древней и общепринятой традиции, и разрешил все его сомнения.* (С. Карпп «Происхождение Зоhара». (Изд. Алкан, Париж, 1901).

 

Отрывок из книги «Практическая Каббала»

Автор © Робер Амбелен

Перевод © Eric Midnight, 2010


Back to Top