Пути Древа Сефирот (Цинарот) — Робер Амбелен
Цинарот или Пути Древа Сефирот
Отрывок из книги Робера Амбелена «Практическая Каббала»
Каббалист, прибывший к Кетер, высшей Сфире, после узрит Бога лицом к лицу, в Его аспекте Сына, Его божественном образе. Здесь ему надлежит остановиться. Если он желает воспринять и определить второй Лик, Мать, значит ему надлежит войти в Эйн Соф, Безграничность. Здесь ему предстоит скитаться по тенистой пустыне. Третий аспект Тройного Бога, Эйн, Отрицание, бросит его обратно к метафизическим антиподам Божественного.
Второе падение истребит его, что подтверждает слова Священного Писания: «Никтоже узрит лице Мое, и жив будет».
*
* *
В каждой из Сефирот воспроизводится порождающий процесс в изумении «Триединого» Бога. Так Сфира, строго говоря, составлена из Принципа, выражаемого Божественным Именем, с которым она соотносится. Данный Принцип подразделяется на два других, которые сами по себе производят третий. В свою очередь, каждое из трех данных понятий эманируют две вторичных движущих силы, и еще одну для первичного, изначального элемента. Это предоставляет нам единство, троичность и семеричность. Так для нас восстанавливается декада, произошедшая от двух заключительных систем, как и в Божественном. Что приводит нас к двадцати и двум элементам. Двадцать второй является ничем иным, как результатом их деятельности в феноменальном Мире.
Они таковы:
1 (Единый Бог)
3 (Троичный Бог)
7 (Семь Духов)
10 (Десять Сефирот или демиургов)
1 (Человеческий Архетип или Мир)
_______
22 (Число Творения согласно Каббале)
(Число Букв в Еврейском алфавите и Путей Символического Древа)
Это положение объясняет, каким образом Буквы являются образами Творения самого по себе, или даже движущими силами.
Как это Творение возникло в центре Natura Naturante? Об этом сказано в Сефер-hа-Зоhар.
«Давайте вспомним, чтобы лучше поставить данный вопрос, что Сын эманирует Сущность Natura Naturante, внешнее отражение Троицы, из Вечной Матери или Второго Лика. Посредством действия Слова на Natura Naturante Творение конкретизируется».
Так сказано в Зоhаре.
«Нельзя заключить, будто Материя была создана Словом и или Творящим Логосом, поскольку Он был проявлен еще до Творения. Оно в действительности существовало вечно, и лишь было проявлено впервые, когда была сотворена Материя».
«Прежде таинственная Божественная Безграничность проявила Свое Всемогущество и Благо посредством таинственной Мысли, которое есть той же самой сущности, что и Слово, однако, безмолвно и сокрыто. Слово, проявившееся во время творения Материи, существовало прежде, в форме Мысли: поскольку, если Слово способно к восприятию выражения всего, что материально, в таком случае они не способно проявить нематериальное. Поэтому в Священном Писании сказано: «И сказал Элоhим». То есть, Бог проявил Себя в форме Слова. Это Божественное Семя, посредством которого было произведено Творение, было произведено, и в преобразовании себя из Мысли в Слово, создало Мысленную Реальность. Таким образом, чрез наиболее непроницаемую тайну, Безграничность, со звучанием Слова, была поражена Пустота, хотя звук не мог передаться в нее. Таким образом звучание Слова явилось материализацией Пустоты».
«Но эта материализация пребывала бы вечно в состоянии невесомости, если бы, в момент поражения Пустоты звучание Слова не вызвало бы искры, которая явила вспышку, - то самое происхождение Света, которое есть высшая тайна, и чья сущность непостижима. Поэтому Слово называется Началом, поскольку оно является происхождением всего Творения». (См. Св. Иоанн, I). «Слово приняло форму Букв Алфавита, которые были эманированы из Высшей Точки (Кетер)».
«Двадцать Две Буквы Священного Писания включены в Десять Сефирот, и наоборот (Буквы являются проявлением Творящего Слова, и Сефирот, которые расположены в сфере Творения), Десять Сефирот включены в Буквы…»
*
* *
22 Буквы, таким образом, представляют собой Знаки Звуков, и эти Звуки являются проявлениями Творящего Слова. Все же, прежде всего, Каббала призвана явить понимание Хайот hа-Кадош, или священных существ:
«Хайот, увенчанные Буквами, нисходящими из разумной сферы «Свыше» в нижнюю сферу».
В момент Творения составляющие элементы не были очищены. Посредством сочетания их друг с другом, - их совмещением, - сформировалась частичная материализация Божественных Идей, и Буквы породили все формы и все Образы, которые существуют в Сотворенном Мире внутри Natura Naturante.
Зоhар конкретизирует их в форме живых и разумных существ. Так, каждое слово, состоящее из букв, является живым существом, а не объектом, формой или образом. Существует столько же существ, сколько вещей, поскольку они являются возможностями для выражения для Творящего Слова. Каждый объект обладает особым творцом, который оживляет его и приводит к своей цели, и этот малый демиург является «Хайот, увенчанным буквами», если использовать образы из Зоhара.
Таким образом Хайот являются божественными идеями, работающими в центре каждой Сфиры. Повторим, что это и есть Эоны Гностиков.
Но прежде всего, существуют двадцать два принципа, каждый из которых связан с одной из двадцати двух Букв. Причиной тому является то, что каждая Буква является исходной, высшей точкой, проводником слова-идеи Творящего Логоса.
Данное положение объясняет, почему Каббала полагает, что в двадцати двух изначальных Хайот существует двадцать два соответствия Божественному, также называемому Двадцати Двумя Божественными Именами, каждая Буква которых является исходной.
Ранее мы видели, как получается, что число этих идей-сил равно двадцати двум (сумма творящих элементов, выраженных в Natura Naturante). Имена таковы (см. рисунки 3 и 4).
*
* *
Теперь расскажем о традиционной Каббалистической технике, одна из ветвей которой (Темура) состоит из переставления букв слова для создания другого из него (что обычно мы называем анаграммой), объединенной с вербальной алхимией, поскольку она вызывает действительную трансмутацию Хайот.
Подобно тому, как все арифметически неизбежно приводится к числу от одного до десяти, мы видим, что все слова, то есть все Хайот hа-Кадош, могут быть приведены посредством добавления числовых значений Букв, которые составляют их, к одному или десяти изначальным числам, и таким образом они будут присоединены к той или иной Сефирот.
Это объясняет вторую ветвь Каббалы, Гематрию, которая приписывает именами, имеющим одно числовое итоговое значение, принадлежность к одному роду, как, например, слово yain (вино) и sod (таинства), которые оба в сумме дают 70. Поэтому они принадлежат к одной Сфире.
Наконец, беря начальную букву некоторых слов, образующих разумное и законченное предложение, можно составить новое слово, то есть, нового Хайот. В качестве примера приведем предложение «Atah Gibor Leolam Adonai» (Ты есть Сильный Бог вовеки веков»), чьи начальные буквы производят известное слово AGLA. С помощью этого способа, .называемого Нотарикон, Каббала раскрывает нового Хайот. Будучи выражено в стандартной и обыкновенной форме, оно все так же близко к Божественному (то есть, к Творящему Слову) и обладает величайшей оккультной силой. (Отсюда происходят Божественные Имена, состоящие из n-букв (12, 22, 42, 72 и т.д.), истинные Эгрегоры вторичных Имен, которые конкретизируют единственное Божественное Имя. – прим.)
Это свидетельствует о том, что такие слова служат для выражения чистых, возвышенных, величественных и Божественных идей (таких, как Божественные свойства), а также о том, что они одухотворяются и проводятся Хайот, и более величественны и чисты, нежели проводники, которые получаются из обыкновенных слов.
Данная теория живых слов приводит нас к традиции магических заклинаний, мантр, «слов власти» всех древних магических систем. Здесь мы вновь встречаемся с оккультной силой Звука, графически представленной Буквой, направленной с помощью Слова, динамизированного своим месторасположением в центре геометрической фигуры, в целом составляющей Пантакль, янтру…
Подобно тому, как расположение Сефирот обретает свою полную и исходную форму внутри Natura Naturante, так же происходит со Всем Творением – поскольку этот процесс повторяется в каждой из Сефирот для того, чтобы позволить ему пребывать в самом себе – поэтому эти десять Божественных сил неразделимы в действительности.
Взяв любую из Сефирот, на ее вершине мы найдем отражение Кетер, а в конце – отражение Малхут. Параллельно сему, происходя из десятичного расположения Сефирот, не принимая во внимание сами Сефирот, всегда будут находиться двадцать два Хайот, точно повторяющие исходные Хайот. (Отметим, что 32 «Пути Мудрости» каббалы (состоящие из 10 Чисел (Сефирот = счет) и 22 Буквы), эквивалентны 32 изначальным Эонам Гностической Школы Валентиниан. 33 Эон был результатом общего действия первых 32-х, и эманированным через них).
*
* *
Хайот hа-Кадош – это то, что мы на Западе называем Сущностями.
Теперь рассмотрим их в качестве индивидуальных существ.
*
* *
Однако, прежде сделаем несколько выводов.
Цифра – не есть число. Она – лишь условное графическое выражение. Она только вызывает «дополнительную последовательность» Единства, в то время как Число выражает в его в активной форме в высшей сфере. Число, в сумме, есть динамическая метафизическая сила, истинная сущность. Цифра по отношению к Числу – все равно как тело из плоти горожанина по отношению к Коллективной Душе его расы, национальному Эгрегору; образ, пребывающий во времени, скоротечный и несовершенный.
Число не может в достаточной мере принадлежать к последовательности условного, поскольку эти объекты несопоставимы. В то время, как Цифра может выразить множество в различии (пример: «все трое», когда речь идет о человеке, его лошади и его собаке), Число не способно должным образом выразить множество в этом смысле (пример: «все трое» может относиться только к трем человекам»).
Итак, на иврите Сефирот означает «Счет». Таким образом Сефирот являются Целыми Числами, и мы уже знаем, что числом их десять, а также о том, что иерархическая ступень, на которой пребывает Один, не позволяет заключить, что Материя была создана Словом или Творящим Логосом, поскольку Он был проявлен еще до Творения. Оно в действительности существовало вечно, но было проявлено впервые лишь тогда, когда была создана Материя.
В следствие сего Цинарот, или каналы, также называются «Путями», что означает то, что они соединяют Сефирот друг с другом и позволяют путешествовать как к ним, так и от них, раскрывая новые и неожиданные аспекты. Фактически, наши Цинарот являются:
1) Метафизическими элементами, предоставляющими доступ к пониманию Чистых Чисел, а также к тому, как достичь их. Если так, тогда они являются «Путями»;
2) Метафизические элементы, соединяющие Чистые Числа друг с другом, и, если так, тогда они являются «каналами», в которых (в общем смысле) могут циркулировать вещи.
Так Цинарот являются как ключами к числовому пониманию, а также взаимной поддержкой между данными элементами.
Поэтому изучение и использование Цинарот составляют значительную часть Каббалы.
Цинарот тождественны Буквам, с которыми они формируют единство. Буква является Цинарот точно так же, как Число является Сфирой. Отношение, установленное между Буквой и Числом, равно отношению, которое существует между Словом и Мыслью.
«Нельзя заключить, будто Материя была создана Словом и или Творящим Логосом, поскольку Он был проявлен еще до Творения. Оно в действительности существовало вечно, и лишь было проявлено впервые, когда была сотворена Материя. Прежде таинственная Безграничность проявила Свое всемогущество и свое Бесконечное Благо с помощью Своей Мысли, которая есть той же сущности, что и Слово, но безмолвна. (Не объективна, но субъективна. – прим.) Затем Слово поразило пустоту, и вбросило в нее Свет, источник всего творения (I, 16 b). Для свершения сего Слово приняло форму Букв алфавита. Все было эманировано из высшей и начальной Точки».
Итак, число приравнивается к одной из сущностных Мыслей Абсолюта; а Буква приравнивается к одному из двадцати двух сущностных Проявлений Абсолюта. Числа и буквы приравниваются к относительным «Мыслям» и «Проявлениям» Абсолюта, в качестве сочетаний предыдущих, которые были приведены к сумме.
Вот XXII Божественных Имени, связанных с двадцатью двумя Путями, соединяющими Сефирот, которые связаны со всеми практическими действиями на этих Путях. Мы приводим еврейскую орфографию для удобства транслитерации.
Двадцать Два Пути
Отрывок из "Практической Каббалы" Робера Амбелена
Перевод © Eric Midnight, 2011