10 Сефирот — Робер Амбелен
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

10 Сефирот — Робер Амбелен

10 Сефирот

 

Робер Амбелен

 

Отрывок из книги «Практическая Каббала»

 

Еврейское слово Сфира (мн. Сефирот) означает «Число», «Счет». (Здесь можно увидеть влияние Платоновских, Пифагорейских и Александрийских идей на еврейскую Каббалу).

 

Фактически, поскольку Сефирот подразумевают под собой порождающий процесс Пяти Образов, Двух Пар и Двух Аспектов, студент Каббалы может оставить эти понятия, и, разобрав данную основополагающую систему на новые элементы, выраженные новыми терминами, начать трудиться над изучением Сефирот.

 

Сефирот позволяют нам проникать в сферу Абсолюта. До некоторой степени они позволяют нам адаптироваться к условиям Относительности. Система Сефирот открывает нашему взору среду постижимости разумом и существования всей неабсолютной реальности (поскольку они существуют в плане Natura Naturante («Созидающего Начала». - прим. перев.).

Для Человека они отмечают эманацию посредством Божественной Мысли обстоятельств возможности для Творения, Сохранения и Совершенствования всей реальности.

 

Таким образом они подводят итог Божественной Мысли, поскольку проявляются приведением к существованию Живых Сущностей, и поскольку становятся ведомы этим Живым Сущностям.

 

Сефирот выражают адаптацию абсолютной природы к условиям Относительности, шагая совместно с Жизнью, и присущи всем вещам, относящимся к Сфере Творения.

 

*
* *



Изучение Активных Сил Вселенной, «Имен Бога», до некоторой степени разъясняет техники и оперативные процессы, с помощью которых Абсолют конкретизируется в лике Сына, или Творящего Слова, нисходит, чтобы вознести Его Творение к Нему.

 

Будучи изученными через правила и техники двух видов Каббалы, (мистической и практической), они представляют собой ступени, которые послужат посредниками между Абсолютом и Относительным.

 

Делая выводы их данных переходных положений, их устройства, а также изучая Имена Бога (образные выражения Абсолюта касательно такого относительного существа, как Человек), Каббала составляет иерархию четырех Миров, которые мы можем узреть только издали.

 

В них Человек обретает отражение Вселенского Целого, многочисленные аспекты Абсолюта. Как относительное Существо, Архетипический Человек не способен выжить в Natura Naturante, если только он не подчинится тем же самым условиям, которые пребывают в данной Сфере, учреждающей главенствующую силу существования, постижимости разумом и возможных действий.

 

Мы можем заключить, что только восприятие и постижение «божественного» позволяет Человеку сохранить Жизнь в недрах этого изменчивого калейдоскопа, и стать существом бессмертным. То, что мы определили в начале данной работы под именем «Божественное Знание», таким образом, в сущности, является ключом к бессмертию.

 

*
* *

 

Из данного объяснения мы видим, что Сефирот не являются божественными образами, но являются только эманациями. Современные Каббалисты зачастую ошибочно аттрибутируют первые три Сефирот к трем Ликам Троицы. Они являются всего лишь ее образом, ее отражением.

 

Каббалисты древности не заблуждались на этот счет.

 

В Зоhаре сказано, что Сефирот являются «Формами, которые производит Бог, чтобы направить неведомые и невидимые для Человека миры подобно тому, как они создают миры видимые...» (подобно Эонам Гностиков).

 

Езра-Азриэл указывал на то, что они являются «силой существования всего, что существует, всего, что по своей сути ниже, чем идея Чистого Числа».

 

Согласно Эррере (Авраам Коген де Эррера (р. 1631) - прим.), «Они являются духовными инструментами, которые служат своему Вечному Эманатору, чтобы творить, формировать, сооружать и сохранять».

 

Он добавляет: «Потому они не являются творениями в истинном смысле этого слова (поскольку они служат для того, чтобы творить), но лучами Бесконечного, которые исходят из Высшего Источника, однако, будучи совершенно отдельными от Него».

 

Моисей из Кордовы пишет: «Они остаются верны Первопричине, в отношении ее сущности, но, как касается деятельности (от лат. opera: works) они являются посредниками, которые представляют Первопричину, полностью недоступную в Самой Себе. От Нее они производят немедленную эманацию, и, посредством силы той же Первопричины, производят и управляют всем остальным».

 

Мы заключаем, что Сефирот являются демиургами, или Плеромой Гностиков.

 

*
* *

 

Будет полезно привести анализ Сефиротического идеала согласно этике Спинозы, подобно тому, как он был представлен Доктором Джеллинксом в его «Исследовании Каббалы» (Лейпциг, 1852).

 

*
* *

 

1) Под Существом, являющимся Причиной и Управителем всех вещей, мы понимаем Эйн Соф, которое есть бесконечное существо, свободное, абсолютно тождественное самому себе, без каких-либо отличительных свойств, или воли, или стремления, или желания, или мысли, или слова, или действия, поскольку, фактически, данные действия зависят одно от другого.

 

*
* *

 

2) Под Сефирот мы понимаем Потенциальные возможности, эманируемые Абсолютом, Эйн Соф, все из которых являются сущностями, ограниченными в своем числе, и которые, согласно своему желанию, не меняя природы, преобразовывают те вещи, которые являются «потенциальными возможностями многообразных вещей».

В действительности, у каждого следствия есть причина, и все, что являет последовательность и цель, имеет своего управителя.

Более того, все имеет свой предел; а то, что имеет свой предел, обладает завершенностью, а то, что обладает завершенностью, не обладает абсолютным тождеством. Первопричина мира незрима, и таким образом является безграничной, бесконечной, и абсолютно тождественна и соответственна определению Эйн-Соф.

 

drevo sefirot

Рис. 1
Великое Древо Сефирот Кирхера

 

И так, поскольку Первопричина мира незрима, то ничто не может существовать вне ее. Она имманентна.

 

*
* *

 

3) Сефирот - неизбежный посредник между Абсолютным Эйн-Соф и вероятным миром.

 

Этот мир ограничен и несовершенен. Таким образом, он не происходит непосредственно от Эйн-Соф. И так, Эйн-Соф неизбежно должна осуществлять свое влияние на него; если бы было иначе, тогда этот мир не существовал бы! Отсюда мы видим необходимость посредника, ансамбля Сефирот, которые, в своей глубокой связи с Эйн-Соф, составляют совершенное Целое, однако они же неизбежно являются несовершенными в своей множественности.

 

Итак, поскольку все существующие вещи порождаются посредством их действия, и поскольку они отличаются одна от другой, то представляют собой вершину, срединное положение и низший уровень для реального мира.

 

*
* *

 

По какой причине существует десять Сефирот? Согласно Джеллинксу, Спиноза приводит нам нижеизложенное объяснение:

 

Все тела располагают тремя измерениями, и каждое повторяет в себе эти три измерения, полагая их в Пространство, в котором мы существуем: (3 X 3) + 1 = 10.

 

И так, если Сефирот являются возможностями всего, что существует, тогда их число должно равняться десяти.

 

Однако, данное число, определяющее вид множественности, также составляет и возвращение к единству, поскольку содержит в себе все числа-принципы, от одного до девяти.

 

*
* *



В пользу того факта, что Сефирот являются эманациями, а не творениями, можно сказать, что:

 

Поскольку мы полагаем, что они происходят от Эйн-Соф, которое есть Абсолютное Совершенство, тогда неизбежно они должны быть совершенным, каждая в своей сфере. Из этого мы можем заключить, что они, как известно, не были сотворены, но являются единосущны Эйн-Соф, и были просто эманированы.

 

*
* *

 

Сефирот не находятся вне единства Эйн-Соф; каждая из них должна принимать от предыдущей и сообщаться с последующей, что означает, что в одно и то же время они являются как воспринимающими, так и передающими, в некотором роде подобно факелам, которые зажигает некто, без которого каждый из факелов утеряет нечто в ходе передачи этого света.

И все же, как следует нам понимать их источник? Именно это мы и постараемся объяснить далее.

 

 

 

Робер Амбелен «Практическая Каббала»

Перевод Eric Midnight, 2010


Back to Top