Иудейская Каббала (32 Пути Мудрости) — Афанасий Кирхер
Иудейская Каббала
Глава IX. § V
Места из первой главы Книги Бытия, в которых встречается Имя Бога «Элоhим»: и таким образом получается 32 повторения этого Имени.
1. В начале сотворил Элоhим. | 2. И Дух Элоhим носился. |
3. И сказал Элоhим, да будет свет. | 4. И увидел Элоhим свет. |
5. И отделил Элоhим посреди света. | 6. И назвал Элоhим свет днем. |
7. И сказал Элоhим, да будет твердь. | 8. И создал Элоhим твердь. |
9. И назвал Элоhим твердь. | 10. И сказал Элоhим, да соберутся воды. |
11. И назвал Элоhим сушу. | 12. И увидел Элоhим, что это хорошо. |
13. И сказал Элоhим, да произрастит. | 14. И увидел Элоhим, что это хорошо. |
15. И сказал Элоhим, да будут светила. | 16. И создал Элоhим два светила. |
17. И отдал их Элоhхим. | 18. И увидел Элоhим, что это хорошо. |
19. И сказал Элоhим, да произведет. | 20. И сотворил Элоhим рыб больших. |
21. И увидел Элоhим, что это хорошо. | 22. И благословил Элоhим их. |
23. И сказал Элоhим, да произведет земля. | 24. И создал Элоhим животных. |
25. И увидел Элоhим, что это хорошо. | 26. И сказал Элоhим, создам человека. |
27. И благословил Элоhим человека. | 28. По образу Элоhим. |
29. И благословил Элоhим их. | 30. И сказал им Элоhим. |
31. И сказал Элоhим, вот Я дал. | 32. И увидел Элоhим, что это хорошо. |
Итак, вот 32 пути, которые в первой главе Книги Бытия были выделены , R. Ioseph Haaruch, который вывел каждое из наименований, пользуясь наставлениями гаонов. Однако добавим по одному названию, взятому из «Pardes» («Гранатового сада»)1.
Первый путь зовется Intelligentia admirabilis (Разумом чудесным, непостижимым), Короной света. Сей свет дарует познание первоосновы, не имеющей начала, а также есть первая слава, без которого ни одно творение не может существовать. То есть разум этот является тайным, скрытым от всех, кто вне его, - Алеф, начало и глава всего, так как есть образ всех букв и содержит в себе все пути по причине своей универсальности; здесь посредством метатезы говорится о , то есть о чуде. Это слово, если прочесть буквы в обратном порядке, преобразуется в Алеф, равным образом называемое именем Его чудесным, Богом крепким, и т. д.
Второй путь есть intelligentia illuminans (разум озаряющий, сияющий), он является короной творения, единым сиянием, в высшей степени однородным, возвышенным над всяческим разумом, и зовется в Каббале второй славой. Называется же озаряющим, потому что также он есть начало всего творения, и потому он более познаваем, нежели первый, который есть (Эйн Соф), разум сокровенный, и по причине сей этот путь называют способом уподобления. Так относительно сего момента утверждает Радак.
Третий путь называется intelligentia sanctificans (разумом освящающим), он есть основа изначальной мудрости, именуемый творцом веры и корнем ее (воистину), таким образом он есть родитель веры, потому что из достойных качеств его проистекает вера. Этот путь соответствует третьей Сфире или мере, которая зовется (Бина) или разум, так как из нее исходит мудрость во всех отношениях. Однако для подробного рассмотрения этого вопроса стоит ознакомиться с сочинением «Bareschith Rabba» («Берешит рабба»).
Четвертый путь носит название intelligentia metalis (разум предельный), или receptacularis (вмещающий, воспринимающий); поскольку он восстает подобно границе, воспринимающей эманации высших разумов, коии к нему устремляются. Отсюда в утонченном виде испускаются все духовные добродетели, коии сами по себе проистекают из Высшей Короны.
Пятый путь называется intelligentia radicativa (разум коренной), потому что он представляет собой само единство, наиболее уравновешенное, имеющее связь с самим разумом Бины, и проистекает из глубин изначальной мудрости. Благие качества высших путей в сей пятый путь нисходят и укореняются в нем, приходят в равновесие и, спускаясь к низшим, переходят и трансформируются посредством различных человеческих нравов или в милосердие, или в суровость и осуждение, относительно сего момента смотрите «Pardes».
Шестой путь – разум, называемый cрединным (mediantis), потому как в нем приумножается поток эманаций, он же позволяет вливаться таким притокам во всяческие благословенные водоемы, которые соединены в нем. Этот путь назван водным.
Седьмой путь называется Intelligentia recondita (Разумом скрытым), потому что он является великолепием, сверкающим во всех умных благих силах, очами разума, созерцающими веру. Сокровенным же именуется потому, что не поддается никакому иному исчислению, кроме умственного, и таким образом отличается от первого пути, потому как тот непостижим, а этот постижим; о нем говорится как о пути умозрительных сущностей.
Восьмой путь называется Разумом совершенным и абсолютным (Intelligentia perfecta et absoluta), потому что является изначальным устроением, не имеющим корней, которые могли бы тесно связать его, помимо корней, пребывающих в недрах Сфиры, именуемой Великолепием, которая эманирует его из своей собственной сущности. Об этом пути говорят как о жизни в воде.
Девятый путь зовется Разумом чистым (Intelligentia munda), потому что он сам очищает отношения (numerationes), которые препятствуют исправлению разрывов их образа, приводя их к порядку и единству, объединяя без отсечения и разделения. Сей путь именуется очищением сущностей.
Десятый путь называется Intelligentia resplendens (Разумом блестящим), потому что он пребывает превыше всякого возвышенного ума и восседает на престоле Бины, озаряя сиянием все светила, и позволяет проистекать силе начала образов. Именуют его путем многообразия сущностей.
Одиннадцатый путь, Разум, называемый сверкающим (Intelligentia fulgida), есть покров, установленный подле распределений и рядов высших и низших путей, он являет великолепие даров своих, так как предстоит пред ликом причины причин.
Двенадцатый путь называется Разумом ясности (Intelligentia claritatis), потому что сам облик его величественен, о нем говорят как о месте, из коиего происходит видения тех, кто может созерцать проявление. Посредством него получают пророчества и достигают высшей четверки.
Тринадцатый путь именуется Разумом, приводящим к единству (Intelligentia inductiva unitatatis), ибо являет он собой саму сущность славы и совершенствует действительность каждой духовной <сущности>. Все пути, которые объединены вместе с высшими, осуществляют это единение чрез малый тринадцатый путь. Ведь (один) в числовом раскрытии дает 13.
Четырнадцатый путь носит название Intelligentia illuminans (Разум освещающий), потому что является Chasmal (блеском, молнией), утвердителем сокровенного и основ святости, а также их приготовлением. Это путь тайн, существующих внутри сотворенных вещей.
Пятнадцатый путь называется Intelligentia constitutiva (Разумом устанавливающим), потому что он утверждает творение во мраке мира, и Философы учат, что он сам есть тьма, о которой говорится в Писании (Иов 38:9). И тьма служит ему покровом. Именуется путь сей раскрытием света.
Шестнадцатый путь именуется Разумом торжествующим и вечным (Intelligentia triumphans et aeterna), потому что являет собой радость славы и сам подобен ей, а также называется райским наслаждением, установление которого является действием праведным. Также об этом пути говорят как о победе над злыми духами.
Семнадцатый путь называется Разумом упорядочивающим (Intelligentia dispositiva), который приуготовляет набожную верность, поскольку чрез нее воспринимается Святой Дух, а также именуется основанием красоты в высшем состоянии. И стоит впереди всех высших и низших форм.
Восемнадцатый путь называется Intelligentia sive domus affluentiae (Разумом или домом изобилия), потому что посредством изучения его становится понятен тайный и скрытый смысл вещей, который прячется в тени его, и который невозможно изучать в отрыве от причины причин.
Девятнадцатый путь называется intelligentia secreti (разумом тайны, уединения, отдаления), или всецелым возвышением духовным, потому что существует приток, который рассеивается в нем, происходя от самых высоких благословений (* или водоемов – примечание автора), и от славы возвышенной и выдающаейся. Этот путь протекает во всех числах.
Двадцатый путь называется Intelligentia voluntatis (Разумом воли, желания, стремления), потому что являет собой приготовление всего и каждого в творении, благодаря ему становится известным о существовании изначальной мудрости. Это путь тайных знаний.
Двадцать первый путь называется Разумом радости исследования (Intelligentia complacentiae quaesiti), ибо он принимает в себя божественные потоки, которые изливаются из благословений (* или водоемов - примечание автора) его во всякое бытие.
Двадцать второй путь зовется Разумом верным (Intelligentia fidelis), потому что во власть ему вверены духовные силы, которые охраняются им, пребывая под сенью его.
Двадцать третий путь называется Разумом укрепляющим (Intelligentia stabilita), потому ему должно быть добродетелью стойкости (confidentia) во всех числах.
Двадцать четвертый путь называется Разумом образным (Intelligentia imaginativa), потому что он формирует уподобление (сходство, образ, similitudo) всех уподоблений творения.
Двадцать пятый путь зовется Intelligentia tentativa (Разумом испытующим), потому что он являет собой первичное испытание, посредством которого Бог испытывает всех верных Ему.
Двадцать шестой путь называется Разумом обновляющим (Intelligentia renovans), потому как чрез него обновляется все, пребывающее в творении Мира, что было обновлено.
Двадцать седьмой путь носит имя Intelligentia concitativa (Разум возбуждающий, возмущающий) и является материей, из которой сотворены все производные (относительные блага, producta), пребывающие под высшей сферой, и их движение.
Двадцать восьмой путь называется Разумом естественным (Intelligentia naturalis), потому что чрез него достигает своего совершенства природа всего сущего под сферой Солнца, и приходит к своему завершению.
Двадцать девятый путь называется Intelligentia corporalis (Разумом телесным, вещественным), потому что его задачей является формирование всех тел, обретающих воплощение под управлением всех сфер, и их развитие.
Тридцатый путь зовется Intelligentia collectiva (Разумом собирательным, коллективным, всеобщим), потому что из него Астрологи черпают свои суждения касательно созерцания звезд и небесных знаков, а также совершенствуют знания свои в соответствии с желаниями их умов.
Тридцать первый путь называется равным образом Разумом собирательным (Intelligentia collectiva), заключающим в себе все благие силы сфер и знаков небесных, а также формы, или образы и умы, или признаки их.
Тридцать второй путь называют Intelligentia adminicularis (Разумом поддерживающим), потому что он направляет и заботится обо всех действиях семи планет и их частях (partes - отношениях, обязанностях, областях).
Итак, существует тридцать два пути мудрости, из высшей мудрости исходящих и приводящихся в движение Биной, то есть разумом (intelligentia). Называются же они Разумами, потому что стремятся всеми силами своими пребывать в законе, освещать, воспламенять, наставлять в поиске и любви по отношению к Богу, скрытому в каждом, и на пути к единению с Богом, приверженные Тому, Кого любят, в Коем заключено все счастье человека - в том состоит всяческая их забота. Существует практическое применение этих путей. Каббалисты с Божьей помощью посредством некоторых определенных природных вещей (действий) могут исследовать пути; первое и наиглавнейшее учение и подготовка основ - тридцать два места в первой главе Книги Бытия, то есть пути имеют попечение о сотворенных вещах; затем, совершая определенные действия, следует воззвать к имени Божьему , когда же даруется надлежащая просвещенность в изыскании представления путей, различные исполняемые церемонии наконец себя оправдают, идеи обретут ясность, только если с чистым сердцем, непоколебимой верой и любовью приступать к сим страстным исканиям. Подобно тому как используют наставительные речи предков для пущего эффекта, так и, по большей части, обращаются к имени из сорока двух букв, с благоговением, которое никогда не бывает лишним; ибо как только из первой и последней строки закона было совершено извлечение, тогда даже высшей и до сих пор непостижимой действенностью, о получении которой при помощи него просят, возможно овладеть. Читатель, если желает, может обратиться к третьему параграфу о 42-буквенном имени Божьем, чтобы лучше воспринять эти места, касающиеся разумов. Насколько верно они описаны, станет видно при дальнейшем рассмотрении.
Примечания:
1. - Основные термины: путь – по-латински semita, на иврите – נתיב - «натив»; Разум – по-латински Intelligentia, на иврите שכל - «Сэхель». Разумом автор называет и Бину (בינה). - прим. перев.
Отрывок из «Эдипа Египетского» («Oedipus Aegyptiacus») Афанасия Кирхера
Перевод © Арафель для Teurgia.Org, 2012 г.