72-буквенное Имя Бога и Ангелы Шем hа-Мефораш — Афанасий Кирхер
Еврейская Каббала
Глава VI
Об имени Божием, состоящем из семидесяти двух частей, равным образом
называемом Именем Бога Эвдомиконтадиограмматоном
72-кратное имя известно среди Каббалистов в качестве некоего компендиума и обобщения всех таинств (правильнее сказать, суеверий), в то время как истолковано оно, я бы сказал, немногими, потому, чтобы не полагаться всецело на бытующую молву, можно считать, что наша задача здесь состоит в том, чтобы вывести его со всей очевидностью, исходя из первых положений, и заодно прояснить заключенные в нем таинства, о которых грезят Каббалисты; к тому же разъяснение сокрытой здесь Еврейской доктрины должно содействовать опровержению суеверных представлений, принося некоторую общественную пользу. По этой причине лучше всего будет начать с основных принципов.
Как уже было сказано ранее, по мнению Раввинов, все божественные имена обязаны своим происхождением имени Бога Тетраграмматону, ибо из него, как мы указали, проистекают 12-буквенное имя Божие, 22-буквенное имя Божие, 42-буквенное имя Божие и, наконец, 72-кратное имя Бога, словно из некоего неисчерпаемого и неиссякаемого источника. Действительно, имя Божие Йуд-Хей-Вав-Хей посредством комбинаций точечных элементов1 образует 72 эссенциальных имени Бога, которым все остальные имена в силу определенного эффекта, в последующих Мирах проявленного, стремятся соответствовать. По этой причине тайные Учителя Каббалы имеют возможность прекрасным образом выявить все названное в имени Божием Йуд-Хей-Вав-Хей.
Первый способ
Прежде всего его следует представить в виде схемы треугольной формы, как можете видеть сбоку2. Первые четыре буквы Йуд, если суммировать их числовые значения, дадут нам 40, прибавив к этому результат сложения трех Хей, получим 55, а если сюда присоединить и сумму значений двух Вав, будет 67, прибавив к которому число 5, соответствующее одной Хей, получим в итоге 72. С другой стороны, семьдесят два имени Бога можно вывести из Тетраграмматона и другим способом, описание которого следует далее.
Второй способ
Сначала нужно записать четыре буквы этого имени крупным шрифтом, затем на каждой линии каждой буквы поставить по три точки (puncta) или круга. Разделив имя Божие пополам, получаем два имени, Йуд-Хей и Вав-Хей, каждое из которых обозначает внутреннюю сущность Бога. Первое имя Йуд-Хей содержит в себе двенадцать кругов, называемых Мирами, и столько же их имеет Вав-Хей, что в сумме дает 24, в которых заключены в раскрытом виде 24 свитка всего божественного закона. Каждому из кругов, или Миров, соответствует по три зубца короны - и не что иное, так как имя Божие указывает на проявление трех , поскольку Бог проявляет Себя в трех модусах, Кетер, Хохма, Бина, к которым мы обращаемся как к божественным ипостасям; а также к сим напрямую относятся все тела Мира, сколько бы в рядах каждого из этих Миров не содержалось вещей, чувственно воспринимаемых или не воспринимаемых. В свою очередь, по три зубца двадцати четырех кругов дают нам число 72, являя собой как бы центры неких семидесяти двух идеальных Миров (которые надлежащим образом могут быть выражены посредством 72 народов, расширенных до универсального Мира), из которых все как вытекает, так и, равным образом, растворяется в них. Хотя они и многочисленны с точки зрения сотворенных сущностей, но, в действительности, в отношении Божественной сущности, центра центров, оно едино, потому как и одно оно прекрасно выражает неделимое и невыразимое имя Божие. Именно так, как мы показали, имя Бога из 72 частей представлено в «Pardes», что и требовалось.
Надпись над изображением: «72-кратное имя Бога, мистическим образом содержащееся в имени Божием тетраграмматоне».
Но нам следует не стремиться к каким-либо измышлениям собственного ума, а слушать Автора «Pardes», взяв для рассмотрения слова, начертанные во вратах 16-х, чтобы пространно истолковать имя Божие из 4 букв:
Мы открыли в Каббале Гаонов (так называют Учителей мудрости, живших после Амораев, которые изложили закон в 60 трактатах, на что указывает и числовое значение имени Бога Йуд-Хей-Вав-Хей) тайну имени Бога из четырех букв, и завещаем сие последователям Гаонов, ибо Начертание имени сего таково: каждая линия буквы по форме своей состоит из трех точечных элементов (puncta, некудот), или Йуд, и каждый из них разделяется на три вершины, и число этих элементов достигает 24, также как и число внутренних духовных образов, и число книг закона, равное 24, из которых 12 проникают, а 12 проникаются, 12 отдают, а 12 принимают, что является таинством в свидетельстве колен сынов Израиля, и идея его такова: каждый из точечных элементов имеет три вершины и три священные буквы, словно восходящие в своих коронах к числу тайного имени, состоящего из 42 букв, и впоследствии вместе с коронами все буквы возносятся к числу славного и почитаемого Имени из семидесяти двух частей. Далее прибавляется, каким образом святой и благословляемый Бог из Своего недоступного совершенства приходит в Мир, облаченный в семьдесят два покрова мрака, но так как они могут быть более протяженными, по сравнению с тем, что доступно осмыслению времени и действия, не стоит акцентировать на этом внимание, я полагаю, следует разъяснить лишь то место, где 72 имени Бога предстанут облаченными в Тетраграмматон.
Таким образом, говорится, что Бог Славнейший и Величайший из непроницаемой тьмы своей снисходит в бездну Мира, сперва облачившись в 72 Ангельских одеяния, то есть сообщает свои благие силы и действия семидесяти двум первоначальным Разумам (Intelligentiae), которые именно так же руководят остальной божественной силой, устрояющей 72 Мира чувственного, другими Небесами, другими элементами, другими смешанными веществами, другими духовными сущностями и всем прочим, согласно тому, что сказано в Книге Исхода 23:20.
Вот, Я посылаю Ангела Моего, дабы он шел пред тобой, <...> слушай гласа его, не упорствуй против него, потому что он не отпустит грехов твоих, и имя Мое в нем.
Из чего узнаем, что имя Ангела наилучшим образом всякий раз должно выражать имя Бога. По этой причине в Каббале имя какого-либо Ангела считается невозможным произнести правильно, ибо оно укрывает в себе некое имя Божие, и потому его отделяют, хоть и привыкли представлять все совместно. Вот как произносят три особых качества: – если желают употребить имя Ангела в несобственном смысле. Если же прибавить имя Божие El, получается: . То же относится и к воспроизведению написания других священных Ангельских имен: Raziel, Iophiel, Tsadkiel, Beliel, Maltiel, Uriel - и тому подобных. Но существуют два имени Бога, в наибольшей степени подобающих Ангелам, - Алеф-Ламед El и Йуд-Хей Iah - одно из которых употребляют в отношении тех, кто в действиях своих являет благодеяния и милосердие Бога, а другое - для тех, кто являет силу и энергию неустрашимости и правосудия, что следует из этого текста:
Если Ты, Господи (), будешь замечать беззакония, - Господи (Adonai), кто устоит? 3
В этом стихе в главе 8 «Portae Lucis» («Врат Света») усмотрено было указание на Jah, век милости, и Adonai, век строгости правосудия. Итак, наш Бог называется Славнейшим, потому что милосерден в высшей степени, и Величайшим, потому что всемогущественен, что прекрасно демонстрируют эти два имени, и . Если же к каждому из 72 имен присоединить какое-либо из этих двух, то будут составлены имена 72 Ангелов, каждое из которых стоит пред провозглашаемым именем Бога Тетраграмматоном. Эти таинственные имена содержатся, как считают и весьма тщательно это выводят Каббалисты, в 14 главе Книги Исхода, в трех следующих друг за другом стихах: 19, 20, 21 - первый из которых выглядит так:
И двинулся Ангел Божий (Малах hа-Элохим), шедший пред станом [сынов] Израилевых, и пошел позади их, двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их.
Второй стих: И вошел в средину между станом Египетским и между станом [сынов] Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь.
Третий стих: И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь () море сильным Восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды.
Итак, вот три стиха, каждый из которых состоит из 72 букв, заключая в себе 72-кратное имя, буквы которого расставлены в тайном порядке, или, точнее, 72 Божественных качества, являющихся и свойствами Ангелов, силой которых Моисей смог заставить море расступиться. Мы можем узнать, каким образом эти имена извлекаются, если посмотрим, как объясняют это Каббалисты. Хотя, вообще говоря, Галатино во второй книге «De Arcanis Catholicae Veritatis» все это подробно объясняет, но, чтобы Читателю было более понятно, считаю моим долгом обстоятельно изложить этот вопрос, так как он является одним из важнейших моментов тайного учения Каббалы.
Первый стих («и двинулся») и третий стих («и простер») записываются нормально или вертикально, сохраняя естественный порядок следования букв, второй стих («и вошел») пишется параллельно первому и третьему, но в обратном порядке, так что его последняя буква располагается рядом с первой буквой первого стиха, и так же для остальных букв. Эту систему выделил рабби Нехуния в «Pardes», согласно которой первый стих представляет Хесед, то есть милость, а последний – , то есть сострадание. Средний же стих, так как он относится к правосудию и строгости, кажется некоторым образом противопоставленным вышеназванным, и потому не без причины размещается в обратном порядке. Так говорится в «Pardes». Существуют и другие системы, с которыми можно ознакомиться у Раши, Тарфона, Ботреллия. Но продолжим рассмотрение этой схемы.
Итак, в представленной схеме мы показали, каким образом записываются три указанных стиха, каждый из которых состоит из 72 букв, т. е. первый и последний в прямом порядке, средний – в обратном. Затем таким образом каждые три буквы должны составить одно имя Божие Тетраграмматон, прибавив к которым Jah или El, получишь 72 обозначения божественных сил, и стольких же Ангелов, выражающих все Классы сотворенных сущностей; ибо они являются начальниками в отношении либо управления сотворенными вещами, либо сохранения разновидностей, назначенными божественным провидением, словно несущими в себе имя Божие, и потому все им подвластно, все им покоряется, и никакая сила, как утверждают, не может им противостоять. Однако, как может быть известно Читателю, иногда у светлых Ангелов якобы обнаруживают темных подчиненных5, ибо нет ничего настолько священного, что враг рода человеческого не употребил бы под видом божественного почитания для погибели душ. Что может случиться, если кто обращается к суеверным практикам, не будучи удостоенным защиты Ангелов в делах своих: а потому (о чем я всегда предупреждал) никаким учениям, кроме одобренных Церковью, доверять не стоит.
Семьдесят два имени Бога, извлеченные из трех стихов 14 главы Книги Исход, о которых можно прочесть у Галатино в книге второй «De Arcanis Catholicae Veritatis»:
1 Чин. Серафим
2 Чин. Херувим
3 Чин. Престолы
4 Чин. Господства
5 Чин. Власти
6 Чин. Силы
7 Чин. Начальства
8 Чин. Архангелы
9 Чин. Ангелы
Итак, это и есть имя Бога из 72 частей, от Еврейского 5 для единого наименования, ведь, действительно, оно одно, если рассматривать суть, но проявляет себя во множестве действий, являя их в совокупности. Рабби Нехуния называл их , потому что количество букв Тетраграмматона в этих 72 именах равно числовому значению слова , а именно 216. Действительно, если умножить 72 на 3, получится именно такое число. Он также называл их 72 мостами, и каждому мосту приписывал имя , они суть мосты божественного милосердия, по которым сыны Израиля бесстрашно перешли бурлящее море. Это есть древо посреди рая, посаженное во спасение 72 родов и народов Мира:
Великое древо посреди рая, чьи ветви - слова, которые, простираясь далее, образуют малые ветви и листья, которые суть буквы, силы свои и питание получающие из трех изреченных стихов, подобно тому, как ветви и листья питаются от корней.
Все имеет своим подлинным и высшим источником имя великое и в трепет приводящее, имя Бога Святого и Прославляемого, из которого, словно из первоначального корня древа, все берет свое начало, все оживляется, взращивается и продолжает жить. Сие, как утверждают, есть тайна Мира, который разделен на четыре части, каждая из которых в свою очередь состоит из трех частей, верхней, нижней и средней, то есть в сумме их 12, что соответствует 12 комбинациям Имени Божьего Йуд-Хей-Вав-Хей, называемым Havioth. Кроме того, в каждой области четверного Мира существуют 4 колонны, поддерживающие его, надлежащим образом обеспечивающие устойчивость всей Вселенной; каждая колонна имеет 6 составляющих ее частей, а именно четыре стороны, вершину и основание. В свою очередь, 6 раз по 12 равно 72, что также является числом εβδομηκονταδυογραμματον’а (эвдомиконтадиограмматона), семидесяти двух изречений, распространенных по всем частям Мира. Они, как свидетельствуют амораи в «Bahir», то есть в «Книге Созерцаний» (liber speculationum), суть двенадцать правителей, каждый из которых главенствует над шестью владыками, внушающими трепет, эти последние все вместе образуют поток 72 божественных сил, выраженных посредством 72-кратного имени. Сие, как говорится в «Zohar», есть Лестница, имеющая 72 ступени, указанная Иаковом, верхняя часть которой простирается выше путей Солнца и Луны, помещенная в высших божественных чертогах, по которой Бог снисходит во вселенские ряды сущностей, Ангелы и люди же восходят по ней, возвращаясь к своему истоку. Посредством нее, словно чрез четверной дуоденарий 12 знаков Зодиака, 12 Месяцев, и стольких же их покровителей6, и сверх того чрез гептакосидиаду7 все, по мнению Раввинов, управляется, поддерживается и сохраняется. Это имя представляет тот мистический куб, который чрез тройную икоситетраду8 восходит к 72. Все это подробно исследуется в «Pardes», откуда мы это и берем. Итак, мы лицезрели тайну 72-кратного Имени, теперь следует рассказать также о применении этих имен в соответствии с рассуждениями Каббалистов.9
Учителя Каббалы размышляли о Боге посредством такого рода семидесяти двух имен, Ангелов и распорядителей божественных энергий, неким особым и удивительным образом, которые могут быть надлежащим образом расположены людьми, умеющими проникнуть в суть мистерий, скрытых в сих именах, если они руководствовались в своих обращениях непоколебимой верой и искренним намерением. Располагая их по ступеням сообразно их природе и влиянию, они рассматривали удивительное согласие и взаимное соответствие между некогда возникшими вещами чувственными и вещами сверхчувственными, если же кто-либо в подобном различии природ мог узреть призыв к возвращению к единству, того по этой причине считали как будто бы обладающим возможностью привлекать для исполнения своих желаний и подчинять себе Ангелов, управляющих мирозданием, и даже Бога, наивысшего Господа всего сущего. Именно так рабби Менахем Реканати передает это место Книги Исхода:
Особые символы эти суть те, кто летает высоко в основании духовной мудрости, и являются служебными духами или начальниками по отношению ко всему, что ими может быть осуществлено, и их действия известны Каббалистам.
Сюда, по словам рабби Акибы, приходят они от престола славы Божией. Подобно тому, говорит он, как Император посредством своим Принцев, Герцогов, Графов, Баронов, Аристократов управляет всеми подданными своей Империи, один проникает чрез различные каналы во всевозможные части своего Царства, так и Бог Славнейший и Величайший чрез различные ряды Ангелов руководит всем, что заключено в границах Мира, согласно пророку Даниилу:
И по воле Своей Он действует как в воинстве небесном, так и у живущих на земле.10 Но к подобным примерам мы можем обращаться до бесконечности.
Эти 72 имени представляют собой нечто вроде инструмента с 72 гармонично настроенными струнами, в котором какая-либо струна будет звучать в унисон далеко не с каждой из других струн, что мы подробно продемонстрировали на примере декахорда11 природы нашего всеобщего Музыкального дела12, но которые обладают точным и согласованным взаимным соотношением и достигают живой гармонии. Итак, для каких-либо дел следует произносить не какие угодно имена, но лишь те, которые к этому делу предрасположены, находятся с ним в некоем тайном соответствии и близости. Так Ангел огня по отношению к стихийному началу своей струны обладает тайной пропорцией, как выражающий к выражению, тот, кто познал эту пропорцию, как безусловно утверждают Каббалисты, способен обезопасить себя от любой потери огня (ignis), призвав его надлежащим образом. По этой причине Каббалисты выделяют из книги Псалмов некоторые изречения, не столь человеческим, сколь, как считают, божественным провидением завещанные бренности людских судеб, каждое из которых содержит в себе по одному из названных имен Бога и Ангелов, а также одно имя Божие Тетраграмматон (одно я исключаю не без причины, потому как начало Книги Бытия имеет большое значение13), которые имеют обыкновение читать с превеликим и всецело благоговейным вниманием, в каких бы то ни было невзгодах, чтобы избежать злых <духов> и следовать благим <духам> для стяжания даров Божиих, устремляясь ввысь с крепким упованием и абсолютной верой в Бога, от Ангела к Ангелу, восходя словно по Лестнице, о которой свидетельствует Иаков.
Эта Лестница, как мы уже говорили, имеет 72 ступени. С одной стороны, какой-либо из стихов может соответствовать одной ступени, каждый из них заключает в себе по три священных символа, из которых вдохновением Святого Духа образуется один особый знак (печать, signaculum), достойный наивысшего уважения, как говорят, почитания и благоговения, образованный тремя буквами, которому приписывают, что в нем заключен Ангел Божий, отмеченный величием божественного имени. С другой стороны, они суть 72 Ангела, нисходящих и восходящих, в божественных силах которых раскрывается имя священное Schem hammephorasch, и наконец тот же Ангельский список повторяется, не потому, что имя перестает быть раскрытым, или потому, что оно начинает повторяться, но оттого, что, подобно Солнцу, наполняет все умножением лучей своих и сиянием распространяющегося света. Ибо Солнце в чувственном Мире исполняет ту же функцию, что в Мире сверхчувственном – Бог. Но чтобы ничего не упустить, нам следует обратиться к упомянутым 72 стихам, каждый из которых содержит одно имя Бога и одну из печатей Ангелов, после чего приведем наши суждения касательно этого.14
72 стиха, взятые из различных Псалмов, содержащие названные имена Бога и Ангелов; собранные из различных письменных источников Раввинов.
Интерпретация имен |
Имена Ангелов без Jah или El |
|
1. Бог Возвеличивающий |
Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою. (Пс 3:4) |
|
2. Помогающий |
Ты же, Господи, не удали помощь Твою от мене, на заступление мое вонми. (Пс 21:20) |
|
3. Надежда |
Речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. (Пс 90:2) |
|
4. Сокрытый |
Обратися, Господи, избави душу мою: спаси мя ради милости Твоея. (Пс 6:5) |
|
5. Спаситель |
Взысках Господа и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. (Пс 33:5) |
|
6. Восхваляемый |
Пойте Господеви, живущему в Сионе, возвестите во языцех начинания Его, (Пс 9:12) |
|
7. Долготерпеливый |
Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. (Пс 102:8) |
|
8. Достойный поклонения |
Приидите, поклонимся и припадем Ему, и восплачемся пред Господем, сотворшим нас (Пс 94:6) |
|
9. Милосердный |
Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя, яко от века суть. (Пс 24:6) |
|
10. Благосклонный |
Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. (Пс 32:22) |
|
11. Превозносимый |
Жив Господь, и благословен Бог, и да вознесется Бог спасения моего. (Пс 17:47) |
|
12. Тот, у Кого ищут прибежища |
Вскую, Господи, отстоя далече, презираеши во благовремениих, в скорбех? (Пс 9:22) |
|
13. Превыше всех Воспеваемый |
Воскликните Богови вся земля, воспойте, и радуйтеся, и пойте. (Пс 97:4) |
|
14. Страж и Хранитель |
И бысть Господь прибежище убогому, помощник во благовремениих, в скорбех. (Пс 9:10) |
|
15. Поддерживающий |
И бысть мне Господь в прибежище, и Бог мой в помощь упования моего. (Пс 93:22) |
|
16. Ободряющий |
Господи Боже спасения моего, во дни воззвах, и в нощи пред Тобою. (Пс 87:2) |
|
17. Чудесный |
Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес. (Пс 8:2) |
|
18. Призываемый |
Суди ми, Господи, по правде Твоей, Господи Боже мой, и да не возрадуются о мне. (Пс 34:24) |
|
19. Скоро слышащий |
Терпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою. (Пс 39:2) |
|
20. Искупитель |
и имя Господне призвах: о, Господи, избави душу мою. (Пс 114:3-4) |
|
21. Единственный |
Аз же на Тя, Господи, уповах, рех: Ты еси Бог мой. (Пс 30:15) |
|
22. Десница |
Господь сохранит тя, Господь покров твой на руку десную твою. (Пс 120:5) |
|
23. Обращающий зло |
Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое, отныне и до века. (Пс 120:8) |
|
24. Начало всякого блага |
Благоволит Господь в боящихся Его и во уповающих на милость Его. (Пс 146:11) |
|
25. Щедро одаривающий |
Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя. (Пс 9:2) |
|
26. Слышащий во времена темные |
Воззвах всем сердцем моим, услыши мя, Господи, оправдания Твоя взыщу. (Пс 118:145) |
|
27. Отвращающий |
Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя, (Пс 139:1) |
|
28. Изгоняющий злых |
Боже мой, не удалися от мене, Боже мой, в помощь мою вонми. (Пс 70:12) |
|
29. Тот, Кого ожидают |
Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей. (Пс 53:6) |
|
30. Терпящий |
Яко Ты еси терпение мое, Господи, Господи, упование мое от юности моея. (Пс 70:5) |
|
31. Учитель |
Вниду в силе Господни; Господи, помяну правду Тебе единаго. (Пс 70:16) |
|
32. Праведный |
Яко право слово Господне, и вся дела Его в вере. (32:4) |
|
33. Всеведущий |
Господь весть помышления человеческая, яко суть суетна. (Пс 93:11) |
|
34. Милостивый |
Да уповает Израиль на Господа, отныне и до века. (Пс 130:3) |
|
35. Вызывающий радость |
Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего, (Пс 114:1) |
|
36. Славный |
Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея. (Пс 25:8) |
|
37. Господь Сил |
Господи Боже Сил, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся. (Пс 79:4-5) |
|
38. Упование всех концов земли |
Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище Твое. (Пс 90:9) |
|
39. Скоро прощающий |
Слыша Господь и помилова мя: Господь бысть Помощник мой. (Пс 29:11) |
|
40. Вино веселящее |
Вскую, Господи, отрееши душу мою, отвращаеши лице Твое от мене. (Пс 87:15) |
|
41. Триединый |
Господи, избави душу мою от устен неправедных и от языка льстива. (Пс 119:2) |
|
42. Кто подобен Ему |
Господь сохранит тя от всякаго зла, сохранит душу твою Господь. (Пс 120:7) |
|
43. Царь и Владыка |
И аз к Тебе, Господи, воззвах и утро молитва моя предварит Тя. (Пс 87:14) |
|
44. Пребывающий вовек |
Вольная уст моих благоволи же, Господи, и судьбам Твоим научи мя. (Пс 118:108) |
|
45. Все приводящий в движение |
Аще глаголах, подвижеся нога моя, милость Твоя, Господи, помогаше ми. (Пс 93:18) |
|
46. Открывающий сокровенное |
Благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делех Его. (Пс 144:9) |
|
47. Справедливый Судия |
Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, зело углубишася помышления Твоя. (Пс 91:6) |
|
48. Отец оставленный |
Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою. (Пс 97:2) |
|
49. Великий и Возвышенный |
Велий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца. (Пс 144:3) |
|
50. Судия Милосердный |
И Ты, Господи, щедрый и милостивый, долготерпеливый, и многомилостивый (Пс 85:15) |
|
51. Тайна непроницаемая |
Буди слава Господня во веки, возвеселится Господь о делех Своих (Пс 103:31) |
|
52. Мглою сокрытый |
Исповемся Господеви по правде Его и пою имени Господа Вышняго. (Пс 7:18) |
|
53. Усмиритель гордых |
Разумех Господи, яко правда судьбы Твоя, и воистинну смирил мя еси. (Пс 118:75) |
|
54. Царь Небесный |
Господь на небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает. (Пс 102:19) |
|
55. Вечный |
Ты же, Господи, во век пребываеши, и память Твоя в род и род. (Пс 101:13) |
|
56. Всеукрепляющий |
Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных. (Пс. 144:14) |
|
57. Возлюбленный |
Боящиися Господа уповаша на Господа: помощник и защититель им есть. (Пс 113:19) |
|
58. Слышащий скорбящих |
И душа моя смятеся зело: и Ты, Господи, доколе (Пс 6:4) |
|
59. Всепроникающий |
От восток солнца до запад хвально имя Господне. (Пс 112:3) |
|
60. Поддерживающий угнетенных |
Праведен Господь во всех путех Своих и Преподобен во всех делех Своих. (Пс 144:17) |
|
61. Превыше всякого имени |
Буди имя Господне благословенно отныне и до века. (112:2) |
|
62. Высшая сущность |
Щедроты Твоя многи, Господи, по судьбе Твоей живи мя. (Пс 118:159) |
|
63. Кроткий |
Работайте Господеви в веселии, внидите пред Ним в радости. (Пс 99:2) |
|
64. Животворящий |
Се очи Господни на боящыяся Его, уповающыя на милость Его. (Пс 32:18) |
|
65. Исток Мудрости |
Обратися, Господи, доколе, и умолен буди на рабы Твоя. (Пс 89:13) |
|
66. Все поддерживающий и питающий |
Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене. (Пс 37:22) |
|
67. Отрада сынов человеческих |
Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца Твоего. (Пс 36:4) |
|
68. Щедрейший Даятель |
Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. (Пс 105:1) |
|
69. Всевидящий |
Господь часть достояния моего и чаши моея, Ты eси устрояяй достояние мое мне. (Пс 15:5) |
|
70. Сотворивший все Словом Своим |
В начале сотворил Бог небо и землю. (Быт 1:1) |
|
71. Господь вселенных |
Исповемся Господеви зело усты моими, и посреде многих восхвалю Его, (Пс 108:30) |
|
72. Конец вселенных |
Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя. (Пс 114:6) |
Итак, сие суть 72 имени, заключенные в едином имени Божием Тетраграмматоне, о чем в достаточной степени свидетельствуют 72 стиха, взятые из различных мест Псалтири, в каждом из которых мы можем отыскать имя Божие Тетраграмматон , и кроме того одно из тех имен, которые выводят посредством Каббалистического расположения трех стихов 14 главы Исхода ; их легко можно увидеть, во-первых, имя Божие Тетраграмматон , во-вторых, выбранное из слов стихов имя Бога или Ангела, которые мы выделили более крупным шрифтом. К примеру, в первом стихе можно найти имя Божие Тетраграмматон , а также имя Бога или Ангела , равным образом выделенное более крупным шрифтом, которое мы поместили в колонке перед стихом вместе с его интерпретацией; и так же для всех остальных стихов. В свою очередь некоторые из Каббалистов варьируют названные 72 имени множеством иных способов, используя комбинации из таблицы Цируф; так перестановка, выполненная в соответствии с Abgad, дает другие комбинации, а в соответствии с Atbasch - еще другие, и так же касательно прочих; об этом можно прочесть у Тарфона и Ботреллия в книге «Йецира». Действительно, гласные звуки (vocales) или точечные элементы (puncta), c каждыми из гласных звуков неразрывно связаны, так же как и точечные элементы, которые прибавляются к буквам в процитированных трех соответствующих стихах, как только исследующему откроется суть. Как можно заметить, Латинские эпитеты, соотносящиеся с именами, полученными из трех стихов Книги Исхода, выводятся не из этих трехбуквенных имен, а из стихов Псалмов, особенно учитывая, что эти трехбуквенные имена могут являться лишь некими знаками (образами, обозначениями, signa) 72 стихов, в которых они сокрыты.
Обрати внимание, Читатель, что, хотя в названных 72 именах нет ничего опасного, поскольку они прямо раскрывают качества Бога, но так как Раввины, не способные оставаться в пределах надлежащих границ, впоследствии пришли к многочисленным выводам, и даже самих Христиан учат, которым от рискованных опытов надлежит воздерживаться, и, напротив, преисполненные суеверными мыслями, применяют <эти имена> по отношению к тому, что может привести к погибели души, как, например, к различным филактериям и амулетам, - достойному Христианину и истинному Католику следует воздерживаться от их использования. К тому же, ранее описанный метод выведения 72 имен из стихов Псалмов является всецелым творением Раввинов, что, таким образом, наводит на мысль, что едва ли найдется какой-либо Псалом, в котором невозможно отыскать образы трехсоставных имен; так что не настолько уж они действенны и полезны, насколько их оценивают Раввины.
Примечания переводчика:
1. - В описании второго способа выведения 72 из и неоднократно в других местах главы говорится о puncta или, на иврите, о (некудот), что можно понимать как «точки», «малые элементы», «пункты», они же, по утверждению автора, круги, буквы Йуд и некие Миры. Далее в тексте этот термин будет переведен как «точечные элементы».
2. - В оригинальном тексте иллюстрации и замечания приводятся с краю листа, на полях.
3. - Псалтирь 129:3
4. - В буквальном переводе – «черный хвост», nigra cauda.
5. - (мейухад) – особый, единственный.
6. - Вероятно, это ссылка на строки из «Сефер Йецира»: «...и создал ими двенадцать знаков зодиака в мире, двенадцать месяцев в году, двенадцать вождей в теле мужском и женском».
7. - Heptacosidyadus, то есть содержащий семьсот две единицы (хотя неясно, почему 702, а не 72).
8. - Icositetradus, содержащий 24.
9. - Заметка на полях книги: «Забавные вымыслы Каббалистов относительно эффективности применения 72-кратного имени».
10. - Книга пророка Даниила 4:35
11. - Декахорд (decachordus) – десятиструнный инструмент.
12. - Musurgia universalis - всеобщее Музыкальное дело, у автора имеется книга с одноименным названием, в которой он раскрывает сию идею.
13. - Имеется в виду, что одно из изречений (а именно 70-е) не содержит имени Божьего , и взято не из Псалтири, а из 1 главы Книги Бытия.
14. - Номера стихов в этом переводе я привожу в соответствии с Церковнославянской Псалтирью.
Отрывок из «Эдипа Египетского» («Oedipus Aegyptiacus») Афанасия Кирхера
Перевод © Арафель для Teurgia.Org, 2012 г.