Протокол Союза Орденов Мартинистов — Сар Игнатий
Протокол Союза Орденов Мартинистов
[Следующий документ является весьма примечательным для истории современного мартинизма. Несмотря на то, что ему более тридцати лет, а потому он не может служить свидетельством современного положения вещей в этой области, поскольку Союз этот распался в 1968 году, он, тем не менее, отображает важные взгляды касательно Ордена, которые, несомненно, представляют интерес для исследователей Западной Посвятительной Традиции. Свои примечания я привожу в скобках. Поправки, связанные с дальнейшим развитием событий, были внесены согласно данным авторитетных источников.]
Орден Мартинистов, основанный доктором Жераром Анкоссом (Папюсом) в 1891 г. и возрожденный 13 августа 1960 г. в результате слияния «папюсовского» Ордена Мартинистов, расцветшего и вошедшего в полную силу свою к 1952 г. (его восстановил в 1951 г. сын Папюса, Филипп Анкосс), и Лионского Ордена Мартинистов (в период правления Великого Мастера Анри Дюпона), первым Великим Мастером которого был в 1916 г. (т.е. в год смерти Папюса) ныне, увы, покойный Весьма Достославный брат Шарль Детре (Тедер), и во главе которого стоит теперь его Державный Великий Мастер Весьма Достославный Брат Филипп Анкосс, сын Папюса, и который в протоколе будет обозначаться аббревиатурой «O:::M:::», а также Мартинистский Орден Избранных Коэнов (l'Ordre Martiniste des Elus-Cohen), образованный в результате слияния Традиционного Мартинистского Ордена (l’Ordre Martiniste Traditionnel) и Ордена Розы +Креста Востока, тайно возрожденного в 1942 г. во время немецкой оккупации, во главе которого стоит его Державный Великий Мастер Весьма Достославный Брат Робер Амбелен, и который в данном протоколе будет обозначаться аббревиатурой «O:::M:::E:::C:::»,
Утверждают:
1. В силу того, что, по мнению учредителей, В. Д. Б. (т.е. Весьма Достославных Братьев) Робера Амбелена, Анри Дюпона и Филиппа Анкосса, конституция Союза Мартинистских Орденов, принятая в Париже 26 октября 1958 г., была только предварительным шагом к окончательному объединению, которого в сердцах своих желали все участвующие стороны, несмотря на то, что немедленное осуществление сего не представлялось возможным;
2. В силу того, что, по мнению учредителей, дальнейшее объединение OO:::MM::: (т.е. Мартинистских Орденов) является необходимым возвращением к мартинистской традиции XVIII века, о чем было совершенно определенно сказано в основополагающих документах первых основателей Ордена, как рукописных, так и печатных;
3. В силу того, что явствует из книги за авторством Папюса, опубликованной в 1895 году, и озаглавленной «Мартинес де Паскуалли», мы пришли к заключению, что, помимо своего восхищения, которое Папюс выражал на протяжении всей книги по отношению к Мастеру, он также утверждал, как, например, на странице 212 данного труда [а именно: «Незримые Мастера приняли решение передать нам архивы Ордена, и для нас это большая честь – продолжать действовать согласно данным материалам, привнося последующие усовершенствования».], что вместе с тем он намеревался продолжить и увековечить работу того, кого часто называл он «le Maitre» / «Мастером»;
4. В силу того, что, опираясь на другую его работу, озаглавленную «Луи-Клод де Сен-Мартен», опубликованную в 1902 году, также становится совершенно ясным, что он намеревался увековечить учение «Пути Сердца», - практики, которая столь высоко ценилась Луи-Клодом де Сен-Мартеном, в чем не оставляют никаких сомнений и другие сочинения Папюса, посвященные данной теме;
5. В силу того, что из документа, найденного в архивах O:::M:::E:::C:::, явствует, что Папюс был единственным членом Верховного Совета O:::M:::, чья преемственность непосредственно относилась к ветви Розы-Креста, которая являлась единым источником Мартинезизима в XVIII-м веке, а также к отдельному Движению, которое вдохновлено было Луи-Клодом де Сен-Мартеном и называлось «Розой+Крестом Востока»;
6. В силу того, что исходя из содержания страниц 277-286 журнала «L’Initiation» от 1911-го года, официального печатного органа Мартинистского Ордена, можно заключить, что на тот момент существовала должным образом учрежденная Мартинистская Ложа под отличительным титулом «Мелхиседек» № 208 («Melchisedech» № 208), которая располагалась на Востоке города Парижа, находилась непосредственно под управлением Папюса, который являлся Председателем Верховного Совета Ордена, и на должностях офицеров которой находились, помимо других ББ. [т.е. Братьев], также и УУ. ББ. [т.е. Уважаемые Братья] Тедер, Targelius (Виктор Бланшар) [который впоследствии, под своим мистическим именем Sar Yesir, стал Великим Мастером Мартинистского и Синархического Ордена в 1934 году], а также Librarius (Эрнест Луазель);
7. В силу того, что присутствие В. Д. Б. Папюса и ВВ. ДД. ББ. Тедера, Targelius’а и Librarius’а наделяет все действия и решения данной ложи официальным и неоспоримым характером;
8. В силу того, что Раздел 5 «Генерального Регламента Достопочтенной Ложи «Мелхиседек» № 208 гласит, что в дополнение к классическим степеням простого мартинизма (Ассоциат, Инициат, Неведомый Высший, Вольный Адепт, из которых последняя называется ныне степенью «Вольного Посвятителя», также известной под титулами «S:::I:::4» и «S:::I:::I:::»), данная ложа также осуществляла посвящение в высшие степени, такие как «Царственный Инициат» (Royal-Initie), «Совершенный Адепт» (Parfait Adepte) и «Верховный Командор» (Sublime Commandeur);
9. В силу того, что Каббалистический Орден Розы+Креста включал в себя степени, которые были равнозначны данным высшим степеням, которые они называли Степенью Бакалавра, Мастера и Доктора Каббалы, и, кроме того, поскольку тот же самый текст, опубликованный в «L’Initiation» от 1911 года, подтверждает то, что данные степени придерживались исключительно для посвященных в высшие степени масонского устава Мемфиса-Мицраима (имеются ввиду степени выше 33-го градуса), как о том упоминалось на странице 277 вышеназванного издания от 1911 года, то есть степени, называемые «Тайный Мастер» (4-ая степень), «Великий Понтифик» или «Верховный Шотландец» (19-ая степень), а также «Верховный Великий Генеральный Инспектор» (33-я степень) являются равнозначными мартинистским степеням «Инициата», «Неведомого Высшего» и «Вольного Адепта» [соответственно], которые передавались уважаемой Ложей «Мелхиседек» № 208;
И, далее, в силу того, что утверждается в «Ритуале Мартинистского Ордена» Тедера, который был одобрен Папюсом 3-го августа 1913 года, на странице 53, что степень «Ассоциата» равнозначна степени «Совершенного Мастера», что степень «Инициата» равнозначна степени «Тайного Мастера», «Ученика Коэна» (страница 73 и 105), а степень «Неведомого Высшего Посвятителя» соответствует масонской и коэнической степени «Великого Архитектора», которые в исправленном Шотландском [Уставе] называются степенями «Сен-Мартена»; и
В силу того, что несмотря на все перечисленное выше, стремление Папюса и его ближайших соратников возвратиться к мартинистским традициям прошлого, которые отделяют и отграничивают Орден от масонства, неоднократно в высшей степени явно и четко продемонстрировано с целью, насколько это было возможно в то время, продолжить традиции Устава Рыцарей Избранных Коэнов Вселенной (Rite des Chevaliers Elus-Cohens de l’Univers), основанного домом Мартинесом де Паскуалли.
10. В силу того, что, как следует из вышесказанного, в Мартинистском Ордене, все то время, пока Папюс был жив, существовали высшие степени, обладающие бесконечно более оккультным характером, чем общеизвестные, причем обычно данные степени были связаны с практической Каббалой и с Христианским Гнозисом (см. «Протокол о Союзе с Гностической Церковью, написанный в сентябре 1893 года, страницы 266 и 267 в журнале «L’Initiation»), а также со спиритуалистическим масонством, и мы совершенно отчетливо можем видеть, что претворение в жизнь желания Папюса, которое выразил он в 1895 году, относительно возвращения к истинному Мартинизму XVIII-го столетия, на тот момент уже продвинулось достаточно далеко.
В свете всего вышеупомянутого, Высшие Учредительные Власти союза Мартинистских Орденов пришли к следующим решениям:
Статья 1
Орден Мартинистов, обозначаемый аббревиатурой «O:::M:::», и Мартинистский Орден Избранных Коэнов, обозначаемый аббревиатурой «O:::M:::E:::C:::», начиная с 28 октября 1962, воскресенье, с 17-ти часов, образуют единый Орден.
Статья 2
Новый Орден, таковым образом учрежденный, принимает и сохраняет название «Орден Мартинистов» («L’Ordre Martiniste») в результате слияния O:::M::: и O:::M:::E:::C:::.
Статья 3
Вышеуказанный Орден Мартинистов сохранит свои духовные и братские связи с Вселенской Гностической Апостольской Церковью (L’Eglise Gnostique Apostolique Universelle), которая была учреждена Папюсом и (Жюлем) Дуанелем в 1893 г., исправлена и приведена к современному своему виду ныне, увы, покойным В. Д. Братом Жаном Брико (который являлся Великим Мастером Лионского Ордена Мартинистов после смерти Тедера, произошедшей в 1918 г.) с согласия ныне, увы, покойного, В. Д. Брата Папюса в 1911 г. (см., помимо прочих документов, также «L’Initiation» от августа 1911 г., С. 178).
Статья 4
Орден Мартинистов сохранит с Каббалистическим Орденом Розы+Креста (L’Ordre Kabbalistique de la Rose+Croix) те же традиционные связи, которые установлены были при жизни ныне, увы, покойных ВВ. ДД. Братьев Станисласа де Гуайта и Папюса. Вышеупомянутый Каббалистический Орден Розы+Креста, в отличие от прочих посвятительных организаций, продолжает осуществлять посвящение в степени Бакалавра, Магистра и Доктора Каббалы только тех членов O:::M::: мужского пола, которые на момент посвящения уже прошли посвящение в третью степень, то есть в степень Неведомого Высшего (S. I.).
Статья 5
Орден Мартинистов, таким образом, проходит свое восстановление и начинает подразделяться на две посвятительные организации:
а) Внешний Круг, именуемый Орденом Сен-Мартена, соответствующий, с одной стороны, старому Ордену Мартинистов, а с другой стороны – старому Внешнему Ордену O:::M:::E:::C:::, который будет принимать в свои ряды людей обоего пола и подразделяться, в свою очередь, на следующие степени:
(1-й градус -) Ассоциат
(2-й градус -) Инициат
(3-й градус -) Неведомый Высший
(4-й градус -) Неведомый Высший Вольный Посвятитель (S. I. или S. I. I. V.)
В четвертый градус осуществляется посвящение только мужчин – членов Ордена, кроме исключительных случаев, заранее представленных на рассмотрение Совета Директоров Ордена (Chambre de Direction de l’Ordre). Это классический Орден Мартинистов.
б) Внутренний Круг, именуемый Орденом Избранных Коэнов, который соответствует старому Внутреннему Ордену O:::M:::E:::C:::, который будет принимать в свои члены только мужчин и подразделяться, в свою очередь, на следующие степени:
(1-й градус -) Мастер Избранный Коэн
(2-й градус -) Рыцарь Востока
(3-й градус -) Командор Востока
(4-й градус -) Розенкрейцер
Женщины в этот Орден не принимаются.
Статья 6
В. Д. Брат Филипп Анкосс, наделяемый титулом Державного Великого Мастера, будет ad vitam (пожизненно) управлять, согласно установленным правилам, согласно действующей Конституции и Генеральному Регламенту O:::M::: , группами и подгруппами (Мартинистскими учебными кружками), в которых проводится посвящение в степени, называемые «степенями Сен-Мартена».
В. Д. Брат Робер Амбелен, наделяемый титулом Державного Великого Командора, будет ad vitam (пожизненно) управлять, согласно установленным правилам, согласно действующей Конституции и Генеральному Регламенту Мартинистского Ордена Избранных Коэнов, Ложами Совершенства и Мартинистскими Капитулами, в которых проводятся посвящения в степени Мастера Избранного Коэна, Рыцаря Востока, Командора Востока и «Reaux-Croix».
Статья 7
Новый Орден Мартинистов, организованный по тем же основополагающим принципам, что и Древний и Принятый Шотландский Устав в той форме, в которой он был учрежден Великой Ложей Франции и Верховным Советом Шотландского Устава, состоит из двух посвятительных организаций, двух отдельных ветвей, друг от друга независимых, однако принадлежащих к одному и тому же Ордену Мартинистов, причем, каждая из этих ветвей возглавляется своим собственным главой, Державным Великим Мастером и Державным Верховным Командором.
Статья 8
Особая союзная организация, наделенная должными властными полномочиями, будет заниматься регулированием и приведением в соответствие друг с другом работ двух данных групп. Эта организация является действующим Советом Директоров (Chambre de Direction) Союза Мартинистских Орденов. Функции данного Совета, который в дальнейшем будет именоваться Советом Унии (Liaison Board), будет установлен через внутренний регламент.
Статья 9
Внешний Круг, именуемый «Кругом Сен-Мартена», является ipso facto (лат. в силу самого факта) курсами или предварительной школой по отношению к Внутреннему Кругу Избранных Коэнов, он будет передавать в среду последнего тех кандидатов, которые будут отбираться им из своих групп и подгрупп (обычно мартинистских учебных кружков), при условии наличия у них желания получить посвящение в высшие степени O:::M:::.
Статья 10
Каждый кандидат для прохождения подобного «перехода» должен представить «curriculum vitae» (подробную автобиографию), в которой он сообщит о своей профанской, равно как и посвятительной карьере, причем к автобиографии этой должны будут прилагаться примечания от вышестоящих членов Ордена, а также она должны быть подписана Верховным Великим Мастером или Помощником Великого Мастера.
Статья 11
Любой член O:::M:::, исключенный из одной из вышеупомянутых должным образом учрежденных групп, таковым образом автоматически исключается и из другой, кроме особых случаев, предварительно рассматриваемых на заседании Совета Унии.
Статья 12
Внешний Круг, именуемый «Кругом Сен-Мартена», являясь предварительной посвятительной школой по отношению к Внутреннему Кругу Избранных Коэнов, наставляет своих членов как в «Пути Сердца», так и в «Оперативном Пути». Изучение последнего включает в себя, помимо прочего, Мартинезистскую Теургию, практическую Каббалу и общие положения оккультизма. Ни в коем случае не разрешается передача Внешним Кругом для посвящения в высшие степени члена-кандидата, который, – исходя из наблюдений его руководителей за ним, – проявляет интерес к экспериментам, несовместимым с духом Мартинизма, лишен искренней Христианской Веры и продемонстрировавший безразличное отношение к «Пути Сердца» Луи-Клода де Сен-Мартена.
Статья 13
Внутренний Круг должен укреплять все братство через посредство членов «Лож Совершенства» и «Капитулов», с помощью конференций, курсов и т.д., которые необходимы для кандидатов, желающих ступить на «Оперативный Путь». Членам O:::M:::, прошедшим посвящение в «степени Сен-Мартена» (Внешний Круг), и желающим посвятить себя исключительно «Пути Сердца», ни в коем случае нельзя отказывать в посещении таковых лекций и курсов. Доступ к такого рода лекциям и курсам, равно как и к лекциям, посвященным иным формам сего учения, для них всегда открыт в той же мере, как и для всех прочих членов Ордена.
Статья 14
После подписания присутствующими сего документа, Внешний Круг, именуемый Кругом Сен-Мартена, в дополнение к работам, которые уже ведутся в его группах и подгруппах (обычными мартинистскими учебными кружками), возобновит и будет неустанно развивать классическое обучение, которое уже присутствовало в курсе во времена Папюса, то есть обучение Христианской Теософии, Гнозису, Каббале, Герметической Философии, Теургии и т.д.
Статья 15
Таким образом, O:::M::: объединяется и возглавляется вышестоящей организацией, действующей под названием Верховного Совета Директоров (Souverain Directoir de l’Ordre Martiniste). Данный Совет состоит из действующего Державного Великого Мастера и Державного Верховного Командора, каждому из которых помогают соответственно «Треугольники» Великих Офицеров. Таким образом, Верховный Совет Директоров O:::M::: состоит из восьми человек.
Статья 16
Все распоряжения вторичной значимости, равно как и все дополнительные меры, необходимые для обеспечения должного применения данных распоряжений, будут впоследствии разработаны со всеми подробностями вышеупомянутым Верховным Советом Директоров.
Оформлено в Париже в двух экземплярах в воскресенье, 28 октября 1962 г., подписано и скреплено печатями двух Великих Мастеров:
Доктор Филипп Анкос Робер Амбелен
«Жан» «Аурифер»
*** ***
Перевод на русский © S:::I::: Gladius Dei
специально для Teurgia.Org