«Истинный культ» Ордена Избранных Коэнов — Дмитрий Цельзин
«Истинный культ» Ордена Избранных Коэнов
Итак, именно на очищение от ритуальной нечистоты и «коммуникацию», то есть общение с духами, была направлена практика, которую совершали Избранные Коэны. Это связано с типологией «младших», то есть людей. Согласно Роберу Амбелену в Ордене Паскуалли люди подразделялись на следующие типы (Ambelain R. Le Martinisme, histoire et doctrine. Paris, 1946. P. 39.):
«Малые избранники», к которым относились Авель, Енох, Ной, Мельхиседек, Иосиф, Моисей, Давид, Соломон, Зоровавель, Иисус;
- «Малые восстановленные существа», то есть посвященные Рео-Круа;
- «Примиренные существа», к которым относились посвященные более низких степеней;
- «Малые в лишении», то есть «профаны» – лица, не посвященные в организацию.
Использовал ли Паскуалли именно такую типологию или нет, но действительно каждая последующая степень Ордена была связана как с раскрытием смысла более сложной части доктрины, так и с более сложными ритуалами. Со степени «Великого Архитектора», являющегося первой среди класса «Святилища», член Ордена совершал различные «духовные упражнения». Адепт готовил себя к «эвокациям» (это и были собственно «коммуникации» с духами) ведением праведного образа жизни: соблюдением постов, чтением молитв, а также «инвокациями» (особыми заклинаниями, составленными Паскуалли и напоминающими молитвы). Эти «упражнения» подразделялись на ежедневные, трехдневные и проводимые в соответствии с удачными для этого положениями Солнца и Луны (Rijnberk G.van. Un thaumaturge au XVIIIe siècle Martinès de Pasqually. P. 42-43.). Особое внимание в этой связи заслуживают тетради наставлений гренобльского масона Прюнеля де Льера, известного под именем Eques a Tribus Oculis (Рыцарь Трех Глаз) и посвященного в тайны Рео-Круа Виллермозом. В его тетрадях были таблицы 28 стоянок Луны, что говорит об особом внимании к положению спутника Земли во время ритуальных действий.
Помимо выбора времени использовалось большое количество замкнутых фигур, рисовавшихся адептами на полу. Они имели множество вариаций: от простых к сложным. Обычно такие фигуры состояли из круга или кругов, пересекаемых треугольниками, прямоугольниками и т. д. В них вписывались цифры, буквы существующих и несуществующих алфавитов: египетские, финикийские, еврейские, арабские, буквы ноахидов (noéchites), то есть потомков Ноя, и т. д. При этом также изготовлялось специальное масло для миропомазания, рецепт которого мы находим у Прюнеля, приготовлялись специальные благовония. Потом в эти простые или сложные фигуры в особом порядке расставлялись свечи, которые, как считал Амбелен, служили своего рода «вольтами» или «аккумуляторами» для космических сил (Ambelain R. Le Martinisme, histoire et doctrine. P. 64-64.). Особое место занимали разного рода талисманы, на которых чертились символы и вписывались цитаты из Библии. Например, надпись на одном из них является цитатой из Откр. 5:5: «Vicit Leo de tribu Juda» (Победил лев от колена Иудина). Когда все необходимые принадлежности были готовы, начинался «теургический ритуал», во время которого делались различные поклоны, поскольку в зависимости от того или иного положения тела читалось то или иное заклинание, в определенное время зажигались одни свечи и тушились другие, горели благовония.
Для правильного осуществления ритуала надо было не только совершить различные приготовления, направленные на достижение ритуальной чистоты, но еще разобраться как в числовых значениях букв, что видно по записям де Льера, где он тренируется это делать, так и в сложной системе соответствий, которую посвященные получали в «философских таблицах». Именно там располагались различные вариации кругов и иных знаков и изображений, классифицированных в алфавитном порядке и предназначавшихся для разных целей. Есть изображения, состоящие из прямых и кривых линий, кружков, стрелок наподобие использующихся в подписях Паскуалли, иные же напоминают изображения планет и звезд, человека, а также животных, среди которых преобладают змеи. Прочие изображения относятся к царице Савской, Павлу, Саулу, пророку Даниилу, Блаженному Августину; к «операции Демона», «операции Левиафана», «операции королей магов» и т. д. Также есть всевозможные соответствия между зодиакальными знаками, патриархами, пророками, апостолами, вариациями Тетраграмматона вместе с их произношением, каббалистическими сфирот, божественными именами, числами, ангелами и многими другими вещами. Можно согласиться с Алисой Жоли: удивительно, до каких дотошных мелочей доходит «эта попытка классифицировать всю мистическую фантасмагорию мира» (Joly A. Un mystique lyonnais et les secrets de la franc-maçonnerie. Paris, 1986. P. 141.), не говоря уже о другой тетради, содержащей 2400 имен различных соотношений духов, символов и т. д. по 100 имен на букву латинского алфавита.
Различные варианты кругов из рукописей Прюнеля:
По всей видимости, изучая все это постепенно, посвященный продвигался от простых ритуалов к более сложным. В процессе их совершения адепты испытывали оптические, а иногда и акустические восприятия и ощущения: звуки, голоса, искры, блики, цветовые вспышки, огненные фигуры, видения живых существ. Такое проявление называлось словом «пасс». Некоторые из них, походящие на геометрические фигуры, вероятно, сравнивали с изображениями в тетрадях, которыми пользовались посвященные, чтобы дать им ту или иную интерпретацию. Для Избранных Коэнов «пасс» это свидетельство, что то или иное существо не только явилось, но и показало часть своей «славной формы», а значит, человек достоин его появления и, таким образом, «примирен» с Богом. Это гарант спасения – гарант того, что адепт будет реинтегрирован в «наднебесную безмерность», ожидая полной реинтеграции, и избежит гибели, сулящейся концом времен. Сами практикующие ученики Паскуалли, назывались словом эмюль (émule), что может означать их равенство между собой, конкурентную борьбу между ними, сотрудников, наконец, подражание учителю и т. д., поэтому мы решили оставить это слово без перевода.
Главным «пассом» считался тот, что получали посвященные высшей степени, Рео-Круа, от сущности, именуемой словом «вещь» (la chose). Подобно тому, как в святая святых ощущалось присутствие Бога (Шхина), адепт класса «святая святых», согласно исследованию Робера Амаду, добивался «присутствия Иисуса Христа» (Amadou R. Les vivants et les dieux, symboles et religions // Cazenave M. (Ed.) Bulletin Martinès de Pasqually. 2010. № 10. P. 9.). Один из учеников Паскуалли, Сен-Мартен, писал по этому поводу: «коммуникации всякого рода были многочисленными и частыми, и я тоже их получал, как и многие другие... в них были представлены все характерные знаки Исправителя» [Кирхбергер, 62], где под «Исправителем» подразумевался Иисус Христос. Само наименование данной сущности «вещью» служило не только акцентированию внимания на ее неуловимости, но имело и филологический подтекст: как «вещь» (chose) с иврита переводили слово «давар» (דָּבָר), которое было шире по смыслу, служа для переводчиков Нового Завета на иврит аналогом древнегреческого «логоса» (λόγος). Проявление «вещи» служило для эмюлей лучшим гарантом «примирения» и избранничества.
© Дмитрий Цельзин