Доктрина Мартинизма — Сар Аурифер
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Доктрина Мартинизма — Сар Аурифер

Доктрина Мартинизма

Сар Аурифер[1]


Мартинес де Паскуалис в "Трактате о реинтеграции существ" писал, что Мартинизм, подобно другим эзотерическим доктринам, использует экзотерические термины, чтобы сделать более доступными для понимания непосвященных тончайшие и чистейшие эзотерические понятия, так как иначе их было бы невозможно разъяснить. Мартинизм относится к Западной Традиции, и совершенно особенным образом относится к Христианству, что обусловлено легендой, или, можно сказать - мифом, на котором построена его Доктрина.

Касательно Первопричины или Бога, Мартинизм пребывает в согласии с выводами Христианских теологов, а также еврейских каббалистов. Мы имеем ввиду Святую Троицу, Единство в Трех Лицах, эманации и так далее. Тем не менее, от этих доктрин Мартинизм отличен тем, что имеет связь и с Гностицизмом, так как утверждает равнозначность веры и знания, и постулирует, что Божественная Благодать, дабы быть более результативной, должна находить свое выражение в действиях, свободе и уме человека. Именно по этой причине Мартинес де Паскуалис поставил Доктрину своей школы над Иудейскими и Христианскими экзотреческими концепциями.[2]

 

Доктрина

 

Согласно Доктрине Мартинизма, мир, понимаемый как область материального, доступная нашему чувственному восприятию, а также духовные области над ним, не являются творениями Бога, то есть Его абсолютной формой.

В Евангелие от Иоанна сказано: "В начале (что означает начало времени, когда существа только начинали появляться) было Слово. (Божественное Слово, Логос).

"Слово было близко к Богу (но не с Богом). ...и Слово было Бог"[3] (Но не Бог, а Элоhим, или Сыны Бога. Еврейское слово "Элоhим" означает "Он - Боги").

"Все вещи были сотворены Им, и ничто, что начало быть, не было сотворено не Им".[4]

Логос есть то, что называется в Каббале Адамом Кадмоном. Адам Кадмон - тот, кто создал низших существ Его Словом, "призвав" (приведя) их к проявленной жизни. Но эти существа названы низшими только по отношению к Адаму Кадмону, Архетипическому Человеку, так как они населяют духовные миры.

Для Сотворения Бог использовал посредника. В Бытие, главах 1-3, сказано, что земля (имеется ввиду первичная материя хаоса) была пуста и не имела форм, и Дух Божий носился над водами (С этой материей сопоставим египетский Нус[5]). Слова "Дух Божий" относятся к духу, отделенному от Бога в том смысле, что Бог не есть Бог Сам по Себе, когда он является своим Духом.

Далее мы читаем, что Бог поместил человека в "Саду Эдемском", чтобы он присматривал за Садом и возделывал его. Этот "Сад" - символ, описывающий Божественное Знание, доступное только для приближенных к Нему существ.

Человек, о котором говорится в Бытие, в своей чистой символической форме не имеет плоти, но он есть дух, эманированный от Бога, и он сотворен из тела (которое порой называется "Телом Славы"), созданного Божественным вдохновением Божественной Искры, которая, согласно "Бытию", была "истинным дыханием Бога"[6]. Таким образом мы видим, что Архетипический Человек наделен полу-божественной природой. Он явился из первичной материи (из хаоса, созданного из символических земли и воды[7]), из которой он обрел свою форму, и из дыхания, которое оживило его и сделало частью Бога.

Адам и Творящий Логос представляют собой одно и то же. Однако Адам и Искупляющий Логос отличны друг от друга.

Однако, кроме Адама Кадмона, Бог сотворил и других существ, которые имели разную природу: "Ангелов", о которых говорится, "что одни были благими, другие - злыми". Их качества соответствовали плану, по которому они были эманированы Богом. "Благие" Ангелы реинтегрировались после того, как их миссия была выполнена, а злые Ангелы воспротивились реинтеграции, избрав самостоятельность вместо Всеобщего Пребывания в Боге. "Злые" Ангелы отказались от Бога, воспользовавшись выбором, предоставленным дарованной им свободой воли. Мартинес де Паскуалис называл их "испорченными существами".

А так как все, что порочно, имеет склонность обращать в порок и другие вещи, в особенности в духовных мирах, то эти испорченные существа, в совокупности представляющие эгрегор зла, символически выраженный в змее[8], воспылали завистью к Адаму, который был выше их, так как являл собой изображение Бога, от которого испорченные существа притворно хотели отказаться. Эти сущности на расстоянии воздействовали на Адама, и побудили его выйти за пределы его природных возможностей.

Архетипический Человек - существо, в котором природа смешала телесное и духовное, подобно Андрогину, сохранил в целостности эту гармонию, в необходимо равных пропорциях, там, куда Бог поместил его. Он был Архитектором Вселенной более тонкой, чем наша, "царства" не от мира сего, как упомянуто в Евангелиях[9].

Под воздействием испорченных существ Архетипический Человек стал независимым Демиургом, таким образом преступив истинные законы, которым ему было предписано следовать. Он осмелился, в свою очередь, сделаться самолично творцом, и так стать Богоравным. Совершив это, Архетипический Человек только видоизменил свою судьбу. Отсюда исходит обычай посвящения Богам или Богу первых фруктов из урожая или первенца из стада. И так как только Бог, единственный безграничный в своих возможностях, способен создавать нечто или извлекать что-то из ничего, Архетипический человек довольствуется только видоизменением того, что уже существует.

Архетипический Человек, желая создавать духовные существа, только воплотил принципы, по которым сам был создан. Желая дать им тело, он только поместил их в более плотную материю. Пожелав оживить хаос, он сам угодил в ловушку.

Божественная сущность "Я есть тот, кто я есть" отвергает возможность существования забвения. Дабы создать примитивную материю, Бог только переместил часть Своего безграничного совершенства из части Своей безграничной сущности. Это частичное сокращение его духовного совершенства вызвало создание родственной ему материальной несовершенности. Вот почему создание чего-либо в этом мире не может быть совершенным, если оно не от Бога.

Имитируя Абсолют, Адам Кадмон попытался создать первоматерию. Но так как он был неискушенным алхимиком, эта попытка только ускорила его падение.

Архетипический Человек - андрогинное существо: и мужское, и женское, позитивное и негативное. Негативный, женский элемент Адам пожелал воплотить вне самого себя. Это левая, женская, пассивная, лунная сторона, которую он стремился отделить от правой, маскулинной, активной, солярной, духовной части. Вот, что привело к рождению Евы, Архитепической Женщины.

Это новая материя - Ева, или Архетипическая Женщина, которую Адам познает, чтобы создавать жизнь. Таким образом Архетипический Человек деградировал, пытаясь стать подобным Богу. Новая область жизни, произведенная им, названа Гностиками миром "гиликов", нашей материальной вселенной, наполненной болью и несовершенствами. То немногое благо, которое существует в ней, исходит от Архетипического Человека. С тех пор, как эта сущность распалась на две сущности, сумма этих двух несовершенств не может быть абсолютной, так как все же они обособлены друг от друга... Так произошло наше падение.

Поэтому древние культы называли природу матерью всего, "что находится под небесами". Исида, Ева, Деметра, Рея, Кибела, Эрзули - символы материальной природы, которые эманировали из Адама Кадмона, это персонифицированные аспекты "Черных Дев", которые символизируют первичную материю.

Высшая сущность Адама Кадмона таким образом интегрировалась в новую материю, чтобы стать новой Серой, которая есть алхимическое выражение, относящееся к душе мира. Вторая сущность, являющаяся пластическим посредником, которая составила "форму" Адама, его высшая двойственность, стала Меркурием алхимиков, то есть тем, что оккультисты называют астральным миром или миром-посредником. Материя из вторичного хаоса, Соль алхимиков, есть то, что стало поддержкой, вместилищем или тюрьмой.

Адам=Сера
Ева=Соль
Каин=Меркурий

Поэтому вселенская материя является живой, и в своем проявлении она может быть более или менее наделена сознанием и разумом. Все четыре царства природы: минеральное, растительное, животное и человеческое, это Архетипический Человек, Адам Кадмон, демиургический разум, который в действии рассеян и лишен свободы. Новая вселенная также стала прибежищем падших ангелов. В нее они пришли для того, чтобы быть дальше от Абсолюта.

Первоочередной интерес испорченных существ заключается в том, чтобы человек был рассеян, но представлен повсюду в материи, которая составляет видимую вселенную, и продолжал организовывать и оживотворять ту область, которую они заняли.

Как душа Архетипического человека - узница Вселенской материи, так и душа индивидуального человека - узница физического тела. Физическая смерть и реинкарнация, которые сменяют друг друга, это средство, с помощью которого падшие сущности осуществляют свой контроль над человеком.

Мудрость, Сила и Красота[10] по сей день олицетворяют собой попытки Архетипического Человека возвратить ту позицию, которую он занимал до падения. Однако, человеческое существо проявляет противоположные качества под влиянием падших сущностей, чтобы поддерживать атмосферу, которую они же и вынудили его создать, чтобы существовать, потворствуя своим желаниям, после отказа от возврата во Всеобщее.

Архетипический человек не сможет возвратить себе первоначальную славу и свободу, пока не отделит себя от материи, которая повсюду ослепляет его. Чтобы это свершилось, все его индивидуальные клеточки (индивидуальные человеческие существа) должны будут, после естественной смерти, воссоздать Архетип Реинтеграцией, которая прекратит цикл перерождений.

Только тогда Микрокосм воссоздаст Макрокосм. Индивидуальные человеческие сущности, которые не представляют собой ничего, кроме  как отражения Архетипа, станут равно отражениями Божественного, как Архетип сам по себе отражение Бога, Слова или Логоса, "Духа Божьего", упомянутого в Бытии.

Поэтому он "Великий Архитектор Вселенной", и все культы поклонения ему по факту являются "сатанинскими", потому что это поклонение обращено к Человеку, но не к Абсолюту.  В Масонстве к нему обращаются с просьбами, но никогда не поклоняются.

Однако, как говорит нам Мартинес де Паскуалис, с тех пор, как Человек спустился в демоническую атмосферу материального мира, он постоянно вдыхает плоды пагубного интеллекта, и это необлагоприятное положение должно заставить его противостоять постоянным искушениями, к которым он предрасположен. Творец восстановил равновесие отделением Великого Духа от Его Духовного Божественного Круга, чтобы тот был проводником, советником и компаньоном Меньшего Духа, который спустился с бесконечности небес, дабы быть сокрытым в материальном мире и выполнять работу на земном плане согласно своей свободной воле.

Но наставления Высшего Духа недостаточно. Падший человек все еще нуждается в помощи "Младшего Избранного"[11]. Помощь этого "Младшего Избранного" предоставит ему "воссоединение" двух сложенных натур. Он передает Человеку напрямую инструкции Творца в отношении теургических практик, которые необходимо выполнять. Он также передаст Человеку Желания[12], к которому был послан, дар, который сам получил в свое время, - мистическую печать, без которой никто из людей не может вернуться к примирению.

Это мистическое посвящение - необходимое условие примирения человека, так как без него, не смотря на то даже, насколько велики заслуги человека перед Меньшим Духом, он остается обделенным, так как не может обрести общения с Богом.

Чтобы избежать циклов реинкарнации в этом инфернальном мире, человек должен отделить себя от всего, что увлекает его в материю, а также избавиться от рабства материальных ощущений. Он также должен морально возвыситься. Однако, падшие сущности постоянно пытаются побороть человеческие стремления к совершенству непрекращающимися искушениями, чтобы заставить человека остаться в мире, где они смогут сохранить над ним власть.

Индивидуальный человек должен неустанно бороться с этими сущностями, разоблачая их и выталкивая из своих владений. Частично он достигнет этого через инициацию, которая прикрепит его к элементам Архетипа, уже воссоединенного, и которая формирует экзотерическое "общество Святых". Но также он получит знания, которые высвобождают, и которые научат его оказывать скорейшую помощь всему ослепленному человечеству в той же мере, в какой улучшат и его личную работу.

Личной работой мы называем Уравновешивающие Операции, цель которых - очищение земной ауры при помощи экзорцизма и заклинаний, используемых в Ритуалах Высшей Магии, которые были названы Избранными Коэнами "Оперативным Деланием".

Только после индивидуальных высвобождений состоится общее великое высвобождение. И это позволит свершиться восстановлению Архетипа и его реинтеграции в Божественное. Однажды покинутый своим вдохновителем, материальный мир растворится. Оставленная на растерзание анархической природы падших духов, материя будет растворяться с набирающими скорость темпами, и так состоится конец физической вселенной, который предвещали Великие Традиции.

Таково эзотерическое раскрытие смысла Великой Вселенской Работы.

 

перевод © Eric Midnight, 2010 год


Примечания Baal-Hiram:

 
1. Сар Аурифер - Робер Амбелен (1907 - 1997 год от Р.Х.). Сар Аурифер - его посвятительное имя в Степени Мартинистсктого Посвящения Высшего Неизвестного (S::I:: - Superieur Inconnu). Видный французский оккультист, маг и астролог, член Французской Академии, Великий Иерофант Древнего и Изначального Устава Мемфис-Мицраим (Эзотерическое Египетское Масонство, ныне управляемое Великими Мастерами Национальных Державных Святилищ, ввиду упразднения Орденом степени Иерофанта, в следствии остутствия передачи Робером Амбеленом посвящения в эту степень, и так же в следствии отсустствия самого ритуала посвящения в степень "Иерофанта" в принципе в самой Посвятительной Традиции Ордена Мемфис-Мицраим когда бы то ни было). На русском языке выходили его книги: "Драмы и секреты истории", и "Иисус или смертельная Тайна тамплиеров". Так же является автором многих, пока не переведенных на русский язык книг по Каббале, Теургии, и Оккультизму.

 

2. Однако, стоит понимать, что для Мартинеса де Паскуалиса Иисус Христос - Нетварное Слово Божие, создавшее весь мир. Он же - Царь Славы, и проявление Абсолюта в нашем мире. Но Он - не одно из лиц Троицы, как гласит церковная доктрина, ибо Троицы в качестве троебожия (тритеизма) для убежденного монотеиста Мартинеса де Паскуалиса никогда не существовало. Исходя из его "Трактата о реинтеграции существ" - Бог Един, но проявляет себя последовательно в трех различных образах, подобно тому, как и человеческая природа трехчастна (трехсоставна): она состоит из тела, души и духа (греч. σομα, ψυχή, πνεῦμα, можно сравнить с гностическими типами людей - гилики, психики и пневматики), объединенных в одной человеческой личности. Посему Христос - это "способ", "модус" проявления Единого Бога, Абсолюта. Значит вне времени Имя Иешуа (יהשוה) -  соответствует Имени IHVH (יהוה - Яhве). Это и есть "Утраченное Слово" Мастера в Масонстве. В остальном, взгляды Мартинеса де Паскуалиса касаемо Христианства во многом тождественны взглядам христиан до Первого Вселенского Собора.


3. Сравнить с Евангелием от Иоанна глава 1, стихи 1-2: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога." Так же сравнить с Поймандром, 5 стих: "Святое слово (Логос) снизошло из Света <...> в При­роду, и чистый Огонь взметнулся из Влажной Природы к высотам; он был легкий, проникновенный и в то же время деятельный. И воздух, по легкости своей, последовал за Огнем; от Земли-и-Воды он поднялся к Огню и там как будто повис. Земля-и-Вода пребывали в смешении, и нельзя было различить Землю с Водою, и поколеблены были они дыха­нием Духа-Слова (Логоса)."

4. Сравнить с Евангелием от Иоанна глава 1, стих 3: "Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть."

5. Нус (др.-греч.
νοῦς — мысль, разум, ум), или Ум, одна из основных категорий античной философии; обобщение всех смысловых, разумных и мыслительных закономерностей, царящих в космосе и в человеке. Однако, в данной статье термин "Нус" используется скорей с теми же смысловыми нагрузками, которыми он наделен в Герметических Трактатах. Герметизм же явление эллинистического влияния на Египет, и сам термин сложно назвать "Египетским", хотя бы в силу греческого происхождения слова, и отсутствия фактов использования сего термина в Египте до-эллинистического периода.

6. Сравнить с Книгой Бытия, глава 2, стих 7: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою." и с переводом из Торы, Книга Б?решит 2:7: "И произвёл Творец Б-г человека из земной пыли, и вдунул в его ноздри дыхание жизни – и человек стал живой душой."
И вдунул в его ноздри дыхание жизни. Дыхание жизни –
נשמת חיים (нешмáт хаúм). Так человек получил от Творца Его дыхание, получил נשמה (нешамà), ту Б-жественную душу, которая не была дана, кроме него, ни одному существу, даже малיàху (ангелу), и только благодаря которой человек стал живой душой.

7. Вновь можно провести с уже процитированными словами из Поймандра тот же 5-ый стих: "Земля-и-Вода пребывали в смешении, и нельзя было различить Землю с Водою, и поколеблены были они дыха­нием Духа-Слова (Логоса)."

8. Бытие, глава 3, стихи 1-6: "Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел."
"Будете как боги" - как раз та самая уловка мнимой самостоятельности, индивидуализации вне Бога, которая повлекла падение "испорченных духов".

9. Сравнить с Евангелием от Иоанна глава 18, стих 36: "Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда."

10. Сравнить с тремя Колоннами: Мудростью, Силой и Красотой, кои составляют фундамент, базисную философскую трилогию Символического Масонства.

11. "Младшего Избранного", или, можно сказать: "Ангела Хранителя", или "Божественного Гения".

12. Термин, употреблявшийся Луи Клодом де Сен-Мартеном, «Человек Желания», относится к тем людям, кто постиг Путь Сердца. В своей изумительной книге «Человек желания» он пишет, что жажда бессмертия и Богопознание, связанное с ним, являются единственным настоящим желанием человека и никакие подделки не в силах удовлетворить его.

 


Back to Top