Мартинистская лекция 1906-ого года — Грегориус S::I::
Мартинистская лекция
Читанная в Ложе "Иерусалим", Рим, в сентябре 1906 года
Грегориусом, S::I::1
Часть I
Собратья:
Заметьте преимущества нашего частного учения: мы оказались связаны непреложным законом с Природой внизу и с Божеством вверху. Мы находим человека и Божество связанными посредником, коего мы должны сознать, если желаем практически использовать приобретенные нами знания и мудрость.
Мартинизм есть философия Единства, так как Единство одно имеет силу. Соответствовать силе, заключенной в единстве, будет и внешнее проявление. Единство никогда не может быть увидено в своем единстве, но только в своих проявлениях. Как только оно проявляется, имеется больше, чем единство; имеется выражение, которое является не одним, но отражением, и имеются соответствующие отношения, существующие между Единством и двойственностью (или отражением), которые не видны, будучи невидимыми и духовными, но, тем не менее, они всегда могут быть обнаружены между двумя. Эти отношения являются третьим принципом, или результатом, к которому стремятся все истинные Мартинисты.2
Глядя, например, на Природу, мы обнаружим лилию в долине, в течении краткого лета пьющую из воздуха, земли и света, а затем переводящую себя в простую луковицу, чтобы лежать в течении месяцев тишины и темноты, - единство, что проявилось в стебле, листве и цветке. Была ли сила в проявлении? Спосбен ли цветок или лист произрасти что-либо? Разве не в единстве, или луковице, сокрытой и невидимой, заключена вся сила? Также и с Душей человеческой.
Цель Мартинизма, прежде всего, состоит в том, чтобы пробудить скрытого человека - человека сил божественных, высшее существо. Сие наиболее успешно решено посредством строгого послушания в следовании предписанным законам. Поскольку человек имеет два очага в своей сущности, мозг и сердце, они должны быть в равной степени взяты в оборот. Мозг для синтеза всех знаний, сердце для синтеза всех чувств, и, в соответствии с совершенством этой работы, объединенные лучи Солнца и Луны соединятся и Иллюминируют3 Человека Желания.4
Первым правилом устанавливаются предметы изучения. Хотя Герметические науки и религиозные верования имеют право на существование, они должны быть приведены в соответствие с истинами Мартинизма. Мы должны установить ВЫСШЕЕ БЫТИЕ в области чувств, как делал Сен-Мартен и подобные ему, устанавливая всеми нашими силами интимную связь с его Силой. Это может быть достигнуто только путем изучения произведений Природы и Провидения, и одновременным взращиванием принципов истинного поклонения и любви.
Единственно существенным является рождение Слова (Света) в нас и наше соединение с ним, которое представляет собой тот мистический брак, который познали святые и праведные, и который воспевали поэты и живописали художники.
Это исполненно по одному закону. Корни его поддерживают жизнь, и это можно проследить во всех ветвях человеческого древа, принимая во внимание уменьшения его силы при удалении от корней. Этот росток взращивается Первопринципом, нами самими и Божественной Мудростью, субстанцией, сотворенной из соединения двух предшествующих, что приводит его, подобно всем вещам, в соответствие с законом Троицы.
В каждой Душе есть самый тайный храм, который получает лучи небесной силы [Невыразимого Света] и может осветить каждого человека, пришедшего в мир - от Иоанна - Этот Свет вечно светит для всех, кто имеет глаза, чтобы видеть. В экране нашего сознания мы видим все, что (в нем) отражается. Когда наши фантазии и желания затмевают этот экран, мы можем видеть только чувственные объекты и этот низкий иллюзорный мир.
Одно знание принесет мало пользы. Истинная мудрость учит, как применять это знание в повседневной жизни, и ни один Инициат не может надяться получить жезл Мастера, если он не обучен тому, как с ним обходиться. Лучше иметь меньше знаний, но быть способным направить его к большей практической пользе.
Словосочетание "Роза+Крест" часто используется Мартинистами. Оно используется как образное выражение. Пусть каждый брат заставит себя быть преданным солдатом Христа. Каждый может быть таким. И если каждый будет пытаться следовать Христу, Орден Мартинистов сможет сыграть важную роль в развитии человечества.
Часть II
Как я только что сказал, быть Мартинистом - значит, прежде всего, быть Человеком Желания. Быть же Человеком Желания - значит быть поглощенным одним единтвенным стремлением или целью, которой все остальные должны уступить.
Быть столь решительным и целеустремленным - значит, в конце концов, стать Душей просвещенной5 - это означает НЕПРЕСТАННЫЕ усилия.
Чтобы совершить эти усилия, необходимо знать результат, на которые можно надеяться, основание, на котором их строят, и закон построения.
Мартинизм, как я говорил ранее, опирается на Единство. Он учит, что человеческая масса, ныне являющаяся массой разнородных убеждений, может быть по закону синтеза приведена назад, к един-ству с Творцом, от коего эта масса изошла. Это Закон реинтеграции, единственной надежды человечества. Сен-Мартен называл посредническую силу "Исправителем", что звучит наиболее похоже на веру, внушаемую ортодоксальными религиями, но отличается от нее по результатам. Последняя не меняет человека, не пробуждает скрытые силы и не приводит к Иллюминации.
ПЕРВАЯ СТАНОВИТСЯ ЖИВИМ НАЧАЛОМ В ДУШЕ, и растет, пока не заполнит все сознание. Это подобно горчичному зерну, которое становится огромным деревом.
Долг каждой "Души Желания", или "Человека Желания", держать пристальный взгляд на цели, которую надо достичь. Утром, днем и ночью сознание должно быть сосредоточено на духовном мире до тех пор, пока он не станет истинным, реальным как материальный мир, к которому мы принадлежим в силу того, что имеем физическое тело.
Далее, Мартинизм, уча и зная, что Инициат должен смостоятельно совершить работу может только дать инструкции для повседневнй жизни, в сочетании с истинами, которые должно впитать и прожить. Результат НЕСОМНЕНЕН. Работа не может провалиться, если око будет сохранено простым. "Аще убо будет око твое просто, все тело твое светло будет".6 Это может быть доказано в буквальном смысле. Это то, что необходимо для того, чтобы стать Просвещенным3.
"И всякий, кто оставит дома, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную"6. Эти слова следует понимать буквально, потому что они всегда истинны; но они не означают, что можно пренебречь обычными жизненными обязанностями; они означают, что материальные вещи не должны поглощать интерес.
Мартинизм, к тому же, выступает за Единство, за реинтеграцию расы; но он также выступает за вечное три-единство, что должно быть явлено во всем - Бог, Природа и Человек. Без ясного понимания этого мы подобны кораблям, оказавшимся в море без компаса. Вечная иерархия НЕ МОЖЕТ быть изменена. Мы становимся Жрецами в Святом Храме Божьем только когда мы осознаем эти сферы - и служим в соответствии с Законом.
Примечания:
1. Superieur Inconnu, Высший Неизвестный
2. Сравни, например, со следующим: "Когда члены антиномии: единство — множественность отражаются друг в друге, то они видоизменяют в корне свою природу. Единое становится единым не только потому, что вне его ничего нет, но и потому, что оно объемлет множественность своего содержания в действительно едином синтезе, множественность становится таковой не только потому, что она потенциально способна создать множественность форм, но и потому, что она актуально объемлет собой действительно существующую множественность единичных форм.(...) С точки зрения реального бытия единство и множественность только с этого момента входят в его область — дотоле же они были лишь отвлеченными абстракциями." (Шмаков В.А., "Закон Синархии", «София», Киев, 1994 стр. 58-59)
3. Illuminate - то есть, от лат. illumino, озарять светом, даровать зрение.
4. Явная ссылка на одну из важнейших книг для мартинистов - книгу Сен-Мартена "Человек Желания"
5. Матф. 6:22
6. Матф. 19:29
© Грегориус S::I:: 1906 год от Р.Х.,
перевод с англ. © Олег, для Teurgia.Org, 2010 год