Магический алфавит и Список 2400 Имен — Жилль Ле Поп
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Магический алфавит и Список 2400 Имен — Жилль Ле Поп

Магический алфавит и «Список 2400 Имен»

 

Введение


В Эзотеризме существует закон подобий и аналогий, посредством которого объясняется та близкая связь, которая существует между великим и малым миром, пронизанными между собой симпатическими вибрациями. «То, что пребывает наверху, подобно тому, что пребывает внизу», как гласит «Изумрудная Скрижаль», подчеркивая тем самым ту насущную связь, которая соединяет между собой вещи, пребывающие по ту и эту сторону мира, связывает вещи сотворенные и несотворенные, ради «осуществления чудес единой вещи» и стяжания познаний о «отношениях между Богом, человеком и1 вселенной».


Отношение между двумя этими мирами, управляемое законом соответствий, занимает исключительное место в Теургии. Здесь мы затронем всего лишь одну особенность данных отношений, заключающуюся в знании магических знаков, удостоившихся или же не удостоившихся разъяснения, которые использовал в Операциях установления связи с Миром Ангельским Мартинес де Паскуалли, обращаясь при этом к Списку 2400 Имен.


Существует связь между знаком, начертанием которого пользуется маг, и проявлением призываемых Небесных Сил, то есть между символом и ощутимым результатом магической Операции. Являясь более, чем обыкновенной связью, знак или буква представляет собой «посредника», который преобразуется в ипостатическое существо; одновременно он является и доступом, и барьером, который необходимо преодолеть для того, чтобы попасть в наш мир. Простой ключ, - знак, может явиться откровением, даже Богоявлением, библейской манифестацией несотворенного, согласно Паскуалли. И все-таки, тот, от кого проистекает знак, не является несотворенным, не смотря на то, что он есть отражение незримого. Это определенного рода голографическая манифестация, многомерное отражение, и только. Согласно Мартинесу, имя которого значится среди списка великих магов, Ангел и человек используют ритуалы и символы для того, чтобы прийти друг к другу на встречу, не смотря на то, что они не могут сосуществовать ни в одном, ни в другом мире, и они никогда полностью не преодолевают то расстояние, которое их разделяет. Символы, знаки или буквы представляют собой, так сказать, начертание слова (verbe) для Избранного Коэна, первое отражение в материи. По образу концепции естественной магии, эта концепция представляет собой систему отношений, теорию подписей и их соответствий2.


Выбирая среди различных форм, или семейств, Магических Алфавитов, связывающих мир материальный и Мир Духовный, мы остановились на одном из них, которому присущи весьма причудливые очертания, и который известен под названием «кольцеобразного» («a lunettes»), или «шарикообразного» («bouletee»), и который, между прочим, использовался в Списке 2400 Имен3.

 

Краткая история


До появления в «Списке 2400 Имен» эти знаки были представлены в различной очередности (в виде подписей или «символов, сотворенных сходными с вещами Небесными»4) в различных магических сочинениях. Часто они приводятся или разъясняются в связи с процессом создания Пантаклей. Количество этих знаков идентично количеству букв и иероглифов из «Списка 2400 Имен», а также и числу «Ангелов» в общем. Возможные источники, ставшие основанием для «Списка 2400 Имен», составленного в XVIII веке, многочисленны и не противоречивы.


Не считая некоторых выходящих из ряда вон случаев, относящихся к Средневековью, «кольцеобразные» Магические письмена вообще были прочно укоренены в системе Оккультной Философии5. Их смысл не смогли исказить или внести в их применение путаницу более современные аналитические течения, такие как стеганография, в ее ограниченном значении криптографии. Эти Магические письмена продолжали использовать в Теургических практиках, подразумевая под ними средства достижения Сферы Мезокосма.


Если сведений, оставшихся с древних времен, не так уж много, по причинам очевидным, сочинения эпохи Средневековья свидетельствуют нам о том, насколько сильно были распространены эти «шарикообразные» знаки, не смотря на то, что не всегда философия, описывающая смысл данных знаков, присутствует в этих сочинениях. Таковые сочинения в значительной степени лишаются тех существенных свойств, которые должны бы быть им присущи, утопая в беспорядочном смешении не связанных друг с другом деталей: в знаках, Ритуалах, которые относятся к направлением, который мы назовем Соломоновой традицией (salomonien).


Но наступает новое время, и оно ознаменовывается стремлением к очищению от чуждых примесей как целей, так и практики: все это кристаллизуется и приводится в гармоничное состояние, согласно глобалистическим воззрениям, присущим данному периоду, что положительно сказывается на Магических писаниях6. Сила этого устремления представить мир однородным объясняет, каким путем удалось преодолеть тот эпистемологический разрыв, который образовался между XIV и XV веками7, и сила эта проявилась в мысли эпохи Ренессанса. Таким образом, никакие предыдущие идеи не утеряли своей самобытности. В дальнейшем именно Мартинес де Паскуалли предстал достойным наследником представителем предшествовавших ему поколений (чьих имен он не называл). Он не комментировал, не критиковал это наследие, но имел исключительно практический подход к магии, и разработал целую систему общения с Ангельскими Существами, ключом к которой является список, в который занесены знаки этих Ангельских Существ, и их магические буквы. Как в Теургии, так и в магии в общем смысле этого слова, проявляется универсальный характер этих «шарикообразных» знаков.


Исследования в отношении данного вида магической письменности показывают, что она не только была широко распространена по всему миру, но также отличалась и схожестью изображения на протяжение нескольких веков.

 

Использование данных знаков в практике Мартинеса де Паскуалли


Теургия Мартинеса де Паскуалли отличается от всех предшествовавших ей видов Теургии (например, системы Г.К. Агриппы) тем, что она совершенно бескорыстна и абсолютно лишена интереса к материальному плану. Только спасение Мага, его Примирение с Духовным Миром, оправдывает то «прохождение»8, которое он предпринимает во время Ритуала. Его Теургическая система приводит к Спасительному и Очищающему Гнозису, продолжая идеи Плотина и Прокла. Он использует Ангельские Письмена в Ритуалах для того, чтобы призывать каждое из этих существ посредством его имени (знака или иероглифа).


«Прохождения» Избранных Коэнов заключаются в явлении светящихся глифов9, непосредственной манифестации Небесного Существа. Этот феномен глубоко связан с практикой Ритуала, во время которого на полу чертятся Круги, а также различные геометрические фигуры, которые включают в себя буквы и иероглифы10, и которые также отмечены в Тетради 2400 Имен. Истолкование данных светящихся глифов проводится с помощью данной Тетради, в которой также приводятся соответствия между незнакомыми простыми буками и буквами еврейского алфавита11. В письмах Мартинеса де Паскуалли приводятся некоторые указания на «Ла Шоз» и на результаты ее воздействия; об этом говорится в письме от 16 февраля 1770 года, обращенном к Виллермозу12.

Предполагаемая классификация


Еще до того, как мы стали разбирать «Список 2400 Имен», мы предлагали, в предыдущих наших работах, метод классификации  Магических Алфавитов шарикообразного типа, разделяя их на три группы13:


- Первая группа (Талисманная, или относящаяся к Соломоновой традиции), позволяющая совершать общение «между нижним и высшим мирами», между миром земным и Небесным. Талисман есть символ, носящий прикладной характер (обеспечивающий определенную защиту). Человек создает некоторый предмет и начертывает на нем знаки, посредством которых в данный предмет вмещаются силы Высшего Мира (они концентрируются в данном предмете подобно солнечным лучам, проходящим через лупу).


- Вторая группа (естественная) устанавливает связь «верхнего с нижним» посредством природных знаков. Действительно, Ангелы приводят в движение Небесные тела (кометы, звезды или планеты), дабы передавать людям различные послания, которые смогут расшифровать исключительно те люди, которые знают способы расшифровки данных алфавитов. Эти сообщения, передаваемые Небесными силами, имеют своей целью сообщать людям, имеющим ключ к истолкованию их, о важных событиях, которые собираются произойти. Это общение одностороннее, как и в случае первой группы, поскольку посредством сего Алфавита невозможно отправить ответное послание. Примеры: Небесный Алфавит, Алфавит Малахим, Arcanum и т.д.


- Третья группа (Теургическая) представляет собой полностью осуществленную связь. Знаки, получаемые человеком, - это ответ на его воззвания. Это общение взаимное, посредством которого создается тонкая и прочная связь. Она является двухсторонней, переходя от монолога к диалогу, и обретает свое наиболее благородное выражение в Теургии. В общем, сей вид Алфавита выражается следующими строками из «Изумрудной Скрижали»: «для совершения чудес единой вещи». Примеры данных Алфавитов: Алфавит Реки (du Fleuve), Алфавит Пересекая Реку, Алфавит Ангелов, Алфавит transitu fluminis (лат. «пересекая реку») и др.

 

Список 2400 Имен


Теперь мы перейдем к краткому анализу Теургического словаря в двух его частях (Имена и Знаки), которые и составляют «Список 2400 Имен». То, что мы называем «Списком 2400 Имен», является текстом, извлеченным из объемной рукописи (518 страниц), которая хранится в фонде Прунелля де Льере14. В ней содержится впечатляющий список различных Имен Ангелов, определенных Мартинесом де Паскуалли. Имена располагаются в Алфавитном порядке. Они начинаются с 22-х Букв Алфавита (не считая J, W, X и Y). Итак, 22 Буквы и сто Имен, начинающихся с этих букв, что в результате дает нам 2200 Имен. 270 Имен добавлены задним числом, в конце Списка первых 2200 Имен. Данный документ следует непосредственно после таблиц, в которых записаны первые 2200 Букв и Иероглифов, расположенных в Алфавитном порядке и в связи с Именами Ангелов. (В данном Алфавите задействуются Буквы от A до Z (буквы J, W, X и Y непосредственно в Имена не входят). Каждой букве соответствуют 100 знаков, которые называются «буквами», и сто других знаков, которые называются «иероглифами». В рукописи «Тайная Инструкция» Неведомого Философа (Луи-Клода де Сен-Мартена) поясняет данный момент: «Буква отражает Принцип15 Имени Духа. Иероглиф выражает изображение16 Духа»17. Каждому Имени Ангела соответствует «Буква» и «Иероглиф».


Некоторые Знаки (Буквы и Иероглифы) подписываются определенными примечаниями (предположительно, в этих примечаниях описывается происхождение Знака). Среди примечаний значатся следующие слова: «арабский язык», «аморейский», «халдейский», «ефремов», «измаилов», «японский», «ноев» («noechite»), «рувимов», «татарский» (tartare), «сирийский», или «завулонов». Данные примечания написаны с краю от знака. Значительная часть данных знаков, несомненно, относится к типу кольцеобразных начертаний. В изданных Робером Амаду рукописях Л.-К. де Сен-Мартена полностью содержится «Алфавитная Таблица 2400 Имен» и «Собрание Иероглифов»18.


В своем Списке Мартинес де Паскуалли четко различает иероглифы и буквы, точно так же, как в магии и в Теургии традиционно различаются изображения символов (таким образом мы видим новое подразделение символов на несколько частей: символ ума Планеты и символ ее Духа. Впрочем, существуют и более сложные подразделения).


В колонках Списка для каждого нового Имени вводится новая Буква, у которой есть несколько тождественных вариаций, от 6 до 9 (эти вариации основываются на различном расположении в пространстве одной и той же Буквы). Все это можно с точностью утверждать относительно Букв заканчивая Буквой «M». С «M» начинается очевидный этап усложнения содержания данной Тетради. Невинность, или простота линий, образовывающих буквы заканчивая «M», эволюционирует от наивного стиля (изображенные змеи, колокола и т.д.)19 до стиля, который мы уже не можем назвать традиционным изображением букв. Маловероятно, что этот стиль имеет что-либо общее с каким-либо из тех, что были описаны в предшествовавших Магических текстах. Если мы полагаем, что Паскуалли продолжал длительное время существовавшую традицию магической культуры, вновь используя символы и знаки, которые использовали его предшественники, мы также должны признать, что великолепие его Ритуалов и его Списка 2400 Имен, бесспорно, свидетельствует о том, что он добавил новые изображения. Благодаря своему дару изобретательства, благодаря получению сведений, относившихся к предшествующей ему традиции, а также, - поскольку он был Коэном, - благодаря Ангелам, маг применял то, что уже существовало до него, но также и создавал новое.


В результате рассмотрения основных букв и иероглифов Списка 2400 Имен, которые отличаются особенной своей заметностью, становится ясно, что особенной сложностью линий обладают именно иероглифы, которые обладают более иконографическим характером.


Проводя наш анализ, в первую очередь мы распределили знаки Мартинеса де Паскуалли, расположенные в порядке латинского алфавита, согласно порядку алфавиту иврита, и установили соответствия с общеизвестными числовыми значениями данных букв. Когда мы поместили две этих таблицы рядом друг с другом, мы заметили, что буквы из второй таблицы неизменно обнаруживают свое тождество с буквами Небесного Алфавита. Мы поместили данную таблицу рядом с Небесными Письменами, опубликованными Ф. Барретом, и, в результате сего, обнаружили, что  буквы данной таблицы также могут соответствовать буквам Алфавита «Небесного Письма»20, который был опубликован А. Кирхером под № 221. Для того, чтобы сравнить эти Алфавиты, мы брали по букве из каждой первой серии22. Однако, в четырех случаях соответствий не нашлось. Поэтому мы стали искать соответственные буквы в последующих сериях23. Буквы  (Z) и  (Ts) Мартинес де Паскуалли поменял местами.


Буква «U» приравнивается к букве «N», а «V» приравнивается к «O» в «Списке 2400 Имен». Наконец, в «Списке 2400 Имен» не существует эквивалента букве «th(t)».


Несмотря на эти детали, мы должны сделать логичное заключение, что Алфавит второй группы (Небесный) был известен Мартинесу де Паскуалли, и что он его использовал. Итак, Мартинес де Паскуалли либо пользовался иными источниками, нежели те, которые мы предполагаем и выдвигаем, или же у него были те же источники, но в них Алфавит присутствовал в видоизмененной форме24.


Продолжая использовать данный метод, мы приступили к исследованию записей, которые мы классифицировали в качестве Алфавита третьей группы, к которой относятся Алфавит «Реки» («du Fleuve») и Алфавит «Ангелов».


Здесь. не считая некоторых деталей (Есть, например, некоторые расхождения относительно Буквы «Ламед», изображение которой может напомнить образ написания букв из других источников25, схожесть этих Алфавитов очевидна, и она позволяет с уверенностью утверждать, что Мартинес де Паскуалли был вдохновлен непосредственно двумя этими Алфавитами. Мы можем взять любую букву из Алфавита «Реки» третьей группы и сравнить ее с буквами «Списка 2400 Имен», а также и «Алфавит Ангелов», который принадлежит ко второй группе. Мы найдем совсем не много расхождений26, и кроме того, в данном случае прекрасно соблюдается порядок следования друг за другом букв27.


Мартинес де Паскуалли должен был знать о трудах Г.К. Агриппы, но было ли ему известно о других выдающихся магах, которые ему предшествовали? Если ознакомленности с «De Occulta»28 достаточно для того, чтобы распознать те общие моменты, которые присущи традиции Алфавита «кольцеобразных» букв, то ее недостаточно для того, чтобы разъяснить происхождение всего «Списка 2400 Имен». Небесный Алфавит, Алфавит Реки и Алфавит Ангельский сосуществуют в «Списке 2400 Имен». И так, нам не приходится сомневаться в том, что Мартинес де Паскуалли знал эти три Алфавита, и что он внедрил их в свою рукопись, не внося никаких изменений. Мы с точностью определили происхождение сотни букв, что слишком мало, учитывая общее число Знаков, которые использовал маг. И все-таки, уже это знание позволит нам утверждать, что Мартинес де Паскуалли был вдохновлен Теургической традицией предшествовавших ему поколений, а связь, существующая между де Паскуалли и Алфавитом кольцеобразных букв, - не случайность, а результат, которого он сознательно добивался. Относительно средств, которые он использовал, Мартинес де Паскуалли совершеннейшим образом продолжает линию великих Теургов, которые ему предшествовали.

То, что напрямую Алфавитов не касается


У Мартинеса де Паскуалли был магический гриф29, которым он всегда скреплял корреспонденцию, относящуюся к Избранным Коэнам30, и данная подпись тождественна букве разума Меркурия, которая присутствует в различных Гримуарах31. Эта буква часто пишется вместе с иероглифом, соответствующим букве «P» (начальная буква фамилии де Паскуалли) в Тетради 2400 Имен32. Этот гриф также иногда сопровождался другим символом (см. письмо от 17 апреля 1772 г.). С точностью можно сказать, что это либо буква «D» (№ 71-80) или буква «M», означающая «Мартинес» (№ 51-59) из «Списка 2400 Имен».


Подобным же образом мы берем Печать Сатурна, воспроизведенную Ф. Барреттом, и ищем ее среди вариантов написания буквы «S» из Иероглифов 2400 Имен. Тогда мы найдем весьма родственные изображения, настолько родственные, что буквально тождественные33. Например (однако не стоит думать, что нет отхождений от этого изображения):

 

 

 

Примечание к последней Печати: Лондон, Британская Библиотека, mss Harley 6482, folio 92 ss.


Данная Печать находится во Второй Книге «De Occulta Philosophia» (изд. 1529 г., с. CLXIX) Агриппы Неттенсгеймского. Это Печать Сатурна, она сопровождается Магическим Квадратом данной Планеты. Квадрат сей состоит из 9 чисел, и, если обладать ключом34, то возможно начертать Печать, просто следуя порядку чисел. Мы отмечали уже, что стрелы очень часто встречаются в изображениях знаков, и в этом смысле большой интерес представляют Иероглифы «O» под номером 51 и под номером 52, которые представляют Луну, испускающую шарики и стрелы в направлении к Элементу Воздуха35 и к Элементу Земли36.


Практически совершенно не ясно, какими источниками пользовался Мартинес де Паскуалли, и наша работа имеет своей целью исключительно предоставить общий обзор данной темы или же предоставить небольшой набросок, который может помочь в дальнейших необходимых исследованиях, которые будут направлены на поиски самого центра Теургии Мартинеса де Паскуалли. Того центра, вокруг которого строится вся система Церемониальной Магии Избранных Коэнов.

 



Примечания:

1. Здесь мы также делаем отсылку к труду Луи-Клода де Сен-Мартена «Таблица естественных отношений между Богом, человеком и вселенной» (Эдинбург, 1782) - прим.

2. «У всякой вещи, которая обладает внутренней гармонией, и над которой управительствует звезда, есть свои врата в виде знака или символа». Агриппа «Естественная магия» (издание 1529 года), глава XXXIII, с. 107. - прим.

3. См. фонд Пруннеля де Льере (Ссылка на Интернет-ресурс фонда: http://prunelledeliere.canalblog.com/archives/prunelle_de_liere/index.html), Гренобльская рукопись T4188 - прим.

4. Агриппа «Небесная Магия» (1533), с. 199. - прим.

5. Мы говорим об Оккультной Философии в том смысле, в котором ее понимал Г.К. Агриппа, то есть в том смысле, который был общеизвестным и общепризнанным с конца XV века, и весь XVII век. В соответствии с данным понимание Оккультной Философии, Вселенная представляет собой подобие зеркал, в которых отражаются вещи, и образы его непрестанно передаются от одного мира к другому. - прим.

6. Последователи идей Парацельса, преследующие цели нахождения «подобий», собираются вступить в дискуссию с представителями идей Галена, которые искали «противоположности», что не соответствовало Герметической философии. - прим.

7. Только путем принятия строгого аристотелизма, или понимания существования тонкой связи между Макрокосмом и Микрокосмом, удалось осуществить это. - прим.

8. «Проход» («passe») - это, в системе Избранных Коэнов, Магическая Операция, предназначенная для установления связи с Ангельскими Существами.Также, следует отметить, что «Вещью» («La Chose») Мартинес де Паскуалли называл свою Теургическую систему. См. корреспонденцию между Мартинесом де Паскуалли и его учениками, приводимую Р. Ле Форестьером в работе «Оккультное Франкмасонство XVII века - Орден Избранных Коэнов», Париж, издательство «La Table d‘Emeraude», 1987, с. 98. «Прохождение» предназначалось только для Высших Адептов, имевших Степень «Reau-Croix». - прим.

9. Эти явления чрезвычайно напоминают явления из Халдейских Оракулов. - прим.

10. См. письмо Сен-Мартена от 27 января 1772 года. - прим.

11. Отметим, что Ямблих также многократно называет Теургов «атлетами огня», см. его «Египетские Мистерии» (Париж, издательство «Les Belles Lettres», 1966). - прим.

12. Данное письмо воспроизводит в своей работе «Тавматург XVIII столетия» (Том II)  (Лион, 1938) Ван Рижинберг: «... вы увидите красную Искру; вы почувствуете приятное воздействие на ваше тело, которое возвещает о принципе притяжения, которое вещь («ла шоз») распространяет на того, кто проводит работу...» с. 132. - прим.

13. Стеганография в этом методе не учитывается. Она пребывает вне Магического дискурса, поскольку затрагивает отношения исключительно между людьми. - прим.

14. Луи-Клод де Сен-Мартен сообщает Виллермозу в одном из своих писем, написанных  в 1771 году, когда жил в Бордо, о некоторых тайных документах под названием «Алфавитная Таблица 2400 Имен». Вероятно, это и есть тот самый документ, сохраненный Прунеллем де Льере в Рукописи GRE T4188 (хранится в Гренобльской Библиотеке. - прим.

15. «Principle» (фр.) - Начало, первопричина, основа, принцип, закон, (нравственные) правила, моральные устои, принципы. - прим. перев.

16. «Image» (фр.) - изображение, образ, представление, символ, отображение, отражение. - прим. перев.

17. См. документы, изданные Р. Амаду (1988), стр. 32. - прим.

18. Издание «Ангельская Магия Избранных Коэнов» («La Magie des Elus Coens, Angelique» (1984). Факсимиле, формат уменьшен до 80% изначального формата документов, и, к сожалению, издание не содержит комментариев. Два других издания данных рукописей, более полных, готовятся к публикации. - прим.

19. См. рукопись GRE T4188, в особенности Иероглифы, относящиеся к Буквам «N» и «U». - прим.

20. Sultura Celestis (sic). - прим.

21. Однако первая буква (Алеф) отличается, а буквы, обозначающей «S», два шарика не объединяются линией, как то сделано у Мартинеса де Паскуалли. См. А. Кирхер «Oedipus Aegyptiacus…», Рим, 1652-54. - прим.

22. Мы заметили, что каждая буква предваряется новым Именем, которое предшествует «сԵрии» от 6 до 9 тождественных ей букв. - прим.

23. «E» была взята из третьей серии, «G» - из второй, «H» - из десятой, и «I» - из десятой. - прим.

24. Мы не очень уверены в том, что он не изменял алфавит по своей воле. - прим.

25. Например, можно сравнить ее с буквами Алфавита Салоники из работы «Письмена сабеев», опубликованной в «Азиатском Журнале», 1910. - прим.

26. За исключением классических стрел, которые использует Мартинес де Паскуалли. - прим.

27. Очередность в особенности идеально соответствует буквам Алфавита «Реки». - прим.

28. «Оккультной Философией». - прим. перев.

29. Гриф - факсимиле подписи. - прим. перев.

30. Мы можем видеть несколько примеров данной подписи в работе Ж. Ван Рижинберка, в работе, которую мы уже называли. - прим.

31. Она вновь появляется у Ф. Баррета в его книге «Magus» (1801), Книга II, часть 1, илл. 3. - прим.

32. Иероглифы 94-99. - прим.

33. Иероглифы 32-40 - для Печати, 41-50 - для разума, и т.д. Стоит отметить, что у Мартинеса де Паскуалли стрелы - такие же частые части изображений, как и шарики. Однако стрелы весьма редко встречаются на изображениях других магов. - прим.

34. Который раскрывают Новотны (Nowotny) и Сен-Мартен («Составление Печатей и Символов...» (работа опубликована в «Журнале Варбургского Института и Института Курто», XII, 1949, с. 46. Сен-Мартен: см. рукопись (Grenoble T.4188) «О Числах» («Des nombres»), фигуры, которые они составляют, с. 82. - прим.

35. Воздух символизируют птицы, которые присутствуют в Имени Адама, которое располагается под номером 51. - прим.

36. Землю символизируют змеи, №52. Pour (3) et (4) A rapprocher des figures 2 et 3 : hiéroglyphe «O» numéro 55 et les hiéroglyphes 1 à 5 de la lettre «V». - прим.

© Жилль Ле Поп

Перевод с французского © Eric Midnight


Back to Top