Библиотека Неизвестного Философа? — Доминик Клерамбо
Библиотека Неизвестного Философа?
Биографы Сен-Мартена, без сомнения, по достоинству оценили бы возможность попасть в читальный зал Неизвестного Философа. Действительно, разве обращаясь к личной библиотеке другого человека, не означает то же самое, что войти в наиболее близкие с ним отношения, узнать о всех его чувствах, о движениях его мысли, и так наилучшим образом объять его личность?
Неизвестный Философ всегда относился с недоверием к книгам. Однако до конца дней своих он не прекращал посещать библиотеки, а также приезжать к своим друзьям для того, чтобы заимствовать у них на время те труды, которые не мог найти у себя во Франции. Сен-Мартен был весьма начитанным человеком, и сомневаться в том нет никаких оснований.
Однако нам совсем не многое известно о сочинениях, которые он читал. В основном здесь мы можем опираться на те некоторые упоминания авторов, которые присутствуют трудах Сен-Мартена: Бурламаки, Аббади, Руссо, Бёме, Гихтель, Антуанетта Буриньон – имена тех авторов, которыми он восхищается. Буланже, Буффон – это имена философов эпохи Просвещения, к которым он испытывает отвращение.
Список вещей, находившийся в квартире, которую Неизвестный Философ занимал на 668 улице Сен-Флорентин (668 de la rue Saint-Florentin) в Париже, составленный через несколько дней после смерти Неизвестного Философа, практически не предоставляет нам никаких сведений на этот счет. В данный список занесено «приблизительно триста томов, среди которых есть и брошюры», однако в списке нет детализированного описания, помимо сообщения о том, что среди книг был «Словарь Вальмонта де Бомбарда, несколько сборников с пьесами, несколько трудов Вальтера, «История Церкви», несколько трудов на немецком языке, а также и литературные произведения».1 Как заметил Роббер Амаду: «Мы могли бы с удовольствием предположить, причем на законных основаниях, что среди «трудов на немецком языке» было несколько книг Бёме, впрочем, нам и так известно, что Сен-Мартен этими книгами обладал».
Но является ли представленный список всей личной библиотекой Неизвестного Философа? Вероятно, это не так, поскольку квартира, в которой Сен-Мартен жил в Париже, не являлась основным его местом пребывания. В Шандоне, что близ Амбуаза, у Сен-Мартена был дом, в котором он любил проводить теплое время года. Вероятно, именно в этом доме он собрал все книги, которых у него становилось все больше и больше с каждым годом, однако к этому собранию книг следовало бы также добавить и те издания, которые он унаследовал от своего отца.
Удивительно, что в своем критическом анализе Робер Амаду не обращался к знаменитому «Библиографическому справочнику психических и оккультных наук» Альберта-Луи Кайе (Albert-Louis Caillet), в котором упоминается потрясающий документ. Автор действительно перечислят труды неизвестного Философа и представляет вниманию читателя «Каталог редких и ценных книг из кабинета покойного г. де Сен-Мартена», который был опубликован в 1806 году.2
Никто, кажется, даже и не обеспокоился фактом существования данного каталога. Каково же было наше удивление, когда в конце 2007 года обнаружился экземпляр данного каталога в «библиотеке» сервиса Google3! Знаменитый интернет-поисковик преобразовал каталог в цифровой формат в августе 2007 года, заимствовав часть из издания, которое присутствует в библиотеке Института Тэйлора, что в Оксфорде.
Однако поспешим внести важное уточнение: вопреки указаниям Альберта-Луи Кайе, в названии каталога не говорится, о каком именно Сен-Мартене идет речь. Если этот каталог действительно принадлежит Луи-Клоду де Сен-Мартену, в таком случае кажется удивительным, что книготорговец не увидел пользы в том, чтобы привнести некоторую точность и указать псевдоним Сен-Мартена.
Слава Сен-Мартена, без сомнения, повлияла бы на успешность продажи. Допустил ли ошибку Альберт-Луи Кайе?
В экземпляре «Каталога», представленном в Институте Тэйлора, исправлена неточность в названии. На титульном листе данного тома неведомо, чьей рукой, под именем Сен-Мартена написано: «Неизвестный Философ». Полагался ли автор этой надписи на библиографию Альберта-Луи Кайе, чтобы сделать таковое заключение? Этого нам знать не дано. Между тем, у нас есть основания полагать, что данное примечание было добавлено не позже конца XIX столетия. Действительно, в ней присутствуют прославленные шесть точек, которые ввел в употребление в Мартинизме Папюс, создавая их по принципу трех точек, используемых в Масонстве. Следовательно, надпись была сделана после 1890 года, примерно в то же время, когда был опубликован труд Кайе, то есть приблизительно в 1912 году.
Кроме того, в описании «Каталога», выполненном Альбертом-Луи Кайе, говорится о том, что в списке находится 196 книг, в то время как при просмотре «Каталога» мы видим 1 196 книг! Будем считать причиной этого отличия простую опечатку, поскольку другие детали, описанные библиографом, отличаются точностью.4
Может ли содержание «Каталога редких и ценных книг из кабинета покойного г. де Сен-Мартена» 5 предоставить нам некоторые сведения о настоящей личности владельца данных книг? Книги представлены в пяти разделах: Теология, Юриспруденция, Науки и искусства, Художественная литература и История. Здесь мы не станем предаваться детальному изложению длинного списка отдельных рубрик, которые представлены в разделах, и лучше направим читателя к приложению, которое завершает данную статью, то есть предложим ему самостоятельно ознакомиться с «Каталогом». Нескольких наших комментариев будет достаточно для того, чтобы раскрыть тайну данного документа.
Для начала обратим внимание на дату публикации этого издания. «Каталог» был опубликован в 1806 году с целью продажи книг в период со 2 по 19 июня 1806 года. Это мероприятие было организовано Братьями Тиллар (Tillard Frères), книготорговцами из Парижа. То есть, продажа книг происходила немногим после продажи дома Неизвестного Философа. Действительно, через год после смерти Луи-Клода де Сен-Мартена, его сестра Луиза-Мари де Л’Эстендэр (Louise-Marie de l’Estenduère) (1740-1828) продавала собственность в Шандоне. Следовательно, ничто не мешает нам прийти к выводу о том, что двумя годами позже она приняла решение расстаться с книгами своего брата, и препоручила заботы по продаже книг Неизвестного Философа специалисту в деле книготорговли.
Количество и качество книг, представленных в каталоге, однако, ставят перед нами новые вопросы. Среди 1 196 книг (то есть, почти 1 500), представленных в нем, есть тома, свидетельствующие о богатстве владельца этой личной библиотеки. Среди этих книг есть издания действительно «редкие и ценные». Итак, нам известно, что Сен-Мартен обладал скромным материальным достатком. Кроме того, мы можем заметить, что список содержит по крайней мере три книги, опубликованные через несколько лет после даты смерти Луи-Клода де Сен-Мартена (они отмечены под номерами 1045, 1170 и 1171).
Также может удивить тот факт, что численность книг по художественной литературе невероятно превосходит количество книг, напрямую связанных с эзотеризмом или мистикой. В каталоге по данному вопросу мы находим только «Подражание Иисусу Христу» («L’Imitation de Jésus-Christ», № 30), «Оккультную Философию» Агриппы («La Philosophie occulte» d’Agrippa, № 187), а также и несколько сочинений Нострадамуса (под номерами 348-350). Конечно же, мы помним, что Сен-Мартен практически не ценил Оккультные науки, и что Алхимические сочинения не радовали его глаз. Но как же объяснить тот факт, что в данном каталоге совершенно отсутствуют сочинения Якоба Бёме, а также и различные труды, о которых нам известно, что Неизвестный Философ их приобретал?
Конечно же, отсутствие некоторых из этих изданий можно объяснить тем фактом, что наследница Сен-Мартена передала одному из друзей и учеников Сен-Мартена, Жозефу Жильберу (Joseph Gilbert) часть от своих «архивов». Не получал ли он и сам, непосредственно от Сен-Мартена, часть его книг? Исследование каталога продажи книг из его личной библиотеки, вероятно, свидетельствует именно о таковой возможности.6
Действительно, в списке личной библиотеки Жозефа Жильбера присутствовали труды Я. Бёме, У. Лоу, Э. Сведенборга, Г. Гихтеля, Дж. Лид и других авторов7, чьи труды являли собой духовную пищу для Сен-Мартена в период с 1790 по 1803 годы8.
Также мы должны с изумлением констатировать, что каталог из 1 196 «редких и ценных книг» не выдерживает никакого сравнения с тем скромным списком книг, сделанном через несколько дней после смерти Неизвестного Философа. Наличие «Словаря Вальмонта де Бомарда (Bomard)» (то есть Бомара (Bomare)), а также «трудов Вольтера» в списке и в «Каталоге» не является достаточным основанием для того, чтобы делать какие-либо выводы. Важным представляется факт о присутствии множества изданий художественной литературы из «кабинета покойного г. Де Сен-Мартена» и о нескольких изданиях такового же направления, упоминаемых в списке книг, найденных в парижской квартире Неизвестного Философа.
В конечном счете, богатство этой личной библиотеки свидетельствует о разносторонних интересах его владельца, начитанного интеллигента, который не только обладал классическим образованием, но также внимательно читал сочинения, содержащие в себе идеи эпохи Просвещения: сочинения Гоббса, Гольбаха, Юма, Ламетри, Дидро, Гельвеция, Кондильяка, Локка, Вольтера, Вольнея, Руссо и Буффона занимают далеко не последнее место в списке. Эта культура была знакома и Сен-Мартену. Между тем, трудно представить себе Неизвестного Философа, читающего многочисленные труды, посвященные сбору пошлин и налогов, импорту семян, военному искусству и инсектологии, фигурирующие в каталоге от 1806 года.
У нас остается возможность предполагать, что все эти труды перешли к Луи-Клоду де Сен-Мартену от его отца, но не разумнее было бы считать, что в этом каталоге представлены книги из личной библиотеки однофамильца Неизвестного Философа?
Д. Клерамбо
Разделы «Каталога» (приложение)
1. Теология
В данном разделе содержатся 63 книги (под номерами 1-63, с. 1-10).
Содержание: Тексты и версии Священного Писания; Библейские сюжеты и персонажи; Литургия и Церковные соборы; Теология Схоластическая и Моралистическая, Проповеди; Теология полемическая, или Трактаты, посвященные защите христианской и католической религии; Теология мистическая и созерцательная; Теология неортодоксалньая; Теология магометанская и индийская.
2. Юриспруденция
В данном разделе содержится всего несколько книг, общим числом 15 (под номерами 64-78, с. 10-12)
Содержание: Гражданское и уголовное право, французское и иностранное.
3. Науки и искусства
Это наиболее значительный по численности книг раздел, в котором собраны труды по философии. В нем заключается список из 419 книг (под номерами 79-497, с. 12-71).
Содержание: Древняя и современная философия; Нравственная логика; Труды философии, посвященные морали, добродетелям, порокам и страстям; Экономика; Политика; Торговля, Финансы; Метафизика; Физика; Естествознание о вопросах земли, элементов и т.д.; Основополагающие труды по сельскому хозяйству и сельскохозяйственной экономике; Введение в ботанику; Естествознание о растениях; Труды, посвященные деревьям, растениям, грибам, цветам и их разведению; Растения общественных и частных садов; Естествознание о животных; Медицина, анатомия и хирургия; Астрономия, астрология; Искусства; Искусство рисования, живописи, гравировки и скульптуры (Первоначальные знания относительно искусств – Искусство рисования, скульптуры и гравировки – Картинные галереи и кабинеты, список мест и владельцев в алфавитном порядке – Каталог картин и других достопримечательностей – Гравюры – Архитектура); Военное Искусство (Артиллерия – Фортификация, атака и защита местности и т.д. – Военная история, военные кампании и действия – Искусство военное и военно-морское – Пиротехника, Металлургия и плавление руды. – Литейное производство и стекольное производство – Искусство гимнастики и труды, посвященные подвижным и развлекательным играм – Труды, посвященные охоте и рыболовству).
4. Художественная литература
Этот раздел – второй по объемности, в него входят 405 книг (под номерами 498-902, с. 71-128).
Содержание: Введение в изучение художественной литературы; Грамматика и Словари греческого и латинского языка; Грамматика и словари французского, итальянского, английского и немецкого языков; Риторика, греческие, латинские и французские ораторы; Поэзия; Греческие поэты; Древние латинские поэты; Современные латинские поэты; Современные латинские поэты, которым принадлежат шутливые и народные произведения, называемые макароническими – Французская поэзия; Различные поэмы; Поэты-драматурги, греческие и латинские; Французские поэты-драматурги; Поэты итальянские; Итальянские поэты-драматурги; Английские и немецкие поэты; Лирическая поэзия; Мифология, фабулы и апологии; Сказки и чудеса; Героические и исторические романы; Рыцарские романы; Любовные романы, моралистические, аллегорические, комические и развлекательные; Филология, Сатиры, Обличительные речи, Речи в защиту, Апологии; Сочинения своеобразные, филологические, критические, аллегорические и жизнеутверждающие; Афоризмы и сентенции: Иконология, Эмблемы и т.д.; Полиграфия; Связанное с полиграфией; Художественная литература и разнообразные сочинения; Диалоги и письма.
5. История
Этот раздел является третьим в списке по объемности, в него входят 294 книги (под номерами 903-1 196, с. 128-172).
Содержание: География, Атласы; Путешествия (Коллекции со всего света и Путешествия по свету – Путешествия в различные части мира – Фантастические путешествия – Топография, Описание городов и стран, Живописные путешествия); Хронология, Всемирная история, Церковная история: История греческая и римская; Современная история (История Италии – Общая история Франции – История отдельных местностей Франции – То, что относится к истории Франции – История Германии, Испании, Англии – История стран-монархий и европейских государств); Древние государства; Медали и памятники древности, Резные камни и т.д.; История литературы; Библиография (Общая библиография – Каталоги различных библиотек, а также книжных кабинетов – Жизнеописания известных людей древних времен – Жизнеописания и похвальные речи известных людей современности – Исторические выдержки и словари).
- Каталог в формате pdf-файла
philosophe-inconnu.com/Homme/catalogue_bibliotheque_sm.pdf
- Каталог в Google книгах
books.google.fr/books?id=-IINAAAAQAAJ&printsec=frontcover&dq=Catalogue+des+livres+rares+et+pr%C3%A9cieux+du+cabinet+de+feu+M.+de+Saint-Martin#PPP7,M1
Примечания:
1. См. Амаду Роббер, «Наследство покойного Луи-Клода де Сен-Мартена (1803) с заметкой о братьях Кальмелет» («La succession de feu Louis-Claude de Saint-Martin (1803) avec une note sur les frères Calmelet»), в книге «Мартинистская Сокровищница», Париж, «Villain et Belhomme», Издательство «Traditionnelles», 1969 г., с. 165-181.
2. Кайе, Альберт-Луи, «Биографический справочник наук психических и оккультных», Париж, L. Dorbon, 1912, т. II, с. 462, № 9791. «Сен-Мартен (Луи-Клод, Неизвестный Философ). – Каталог редких и ценных книг из кабинета покойного г. Де Сен-Мартена […] Париж, братья Тиллар, 1806, in-8°, с. 172».
3. Мы благодарим нашего друга Ксавьера Кувельера-Роя за то, что он позволил нам определить место нахождения данного каталога.
4. Например, описание книги Фенелона с комментарием «рукопись Ж. Мелье, кюре Шампани», в точности соответствует описанию той же книги на странице 23 «Каталога от 1806 года».
5. «Каталог редких и ценных книг из кабинета покойного г. де Сен-Мартена, продажа которых состоится в понедельник, 2 июня 1806 года, и в последующие дни, и будет вестись ежедневно в течение шести часов, на улице Бон-Инвант № 30 (rue des Bons-Enfants, n° 30), Париж, братьями Тиллар, торгующими книгами на улице Pavée Saint-André-des-Arcs, июнь 1906 года. Каталог издан Тесту, Императорским Печатником.
6. «Каталог печатных и рукописных книг из библиотеки покойного г. Ж. Жильбера, члена нескольких научных обществ, Париж, Типография А. Аппера, 1842. Продажа книг происходила с 21 по 22 марта 1842 года. В брошюре из 20 страниц описывается 193 книги. Робер Амаду опубликовал факсимиле данного документа в книге «Два друга Сен-Мартена, Жанс и Жильбер», «Комментарии к работам», собрание «Мартинистские документы № 24», Париж, перепечатанный текст, июнь 1982 года, с. 307-327.
7. В этом каталоге присутствуют несколько сочинений Бёме. Это одиннадцать изданий на немецком языке, напечатанные в Амстердаме в 2682 году. Нам известно, что Сен-Мартен обладал данными сочинениями (см. его письмо к Кирхбергеру от 28 сентября 1792 года).
Также есть и описания трех томов на английском языке, опубликованных в Лондоне в период между 1661 и 1662 годом (вероятно, речь идет об издании Дж. Спарроу). Данные книги записаны под номерами 19 и 20 в каталоге.
Нам также известно, что у Сен-Мартена было издание Бёме и на английском языке, которое он использовал для того, чтобы переводить книги Бёме с немецкого.
© Доминик Клерамбо
Перевод © Eric Midnight
Оригинальный материал размещен на сайте philosophe-inconnu.com