Бальзак Оккультизма и русская Сфинкс — Tau Charles Harmonius II
Ars Magia. Ars Theurgia Ars Thaumaturgia

Бальзак Оккультизма и русская Сфинкс — Tau Charles Harmonius II

 Бальзак Оккультизма и русская Сфинкс

 

Введение


Данное эссе под названием «Бальзак Оккультизма (Папюс) и русский Сфинкс (Е.П.Б.)»основано на докладе, сделанном несколькими теософами в 1992 году в Вилла Парке, штат Иллинойс, Ложа «AF&AM», в качестве предисловия к исследованию, посвященному французской революции, имевшей место быть в конце XIX века. Доклад имел своей целью поведать об одном из мест в мире, в котором началось эзотерическое возрождение, и в котором возрождение это было весьма продуктивным. Мы воспроизводим эту краткую статью для того, чтобы расширить познания студентов Гностической Церкви Западной Традиции относительно Эзотеризма, а также и истории его развития во Франции, поскольку именно Французской Эзотерической традиции мы со всем прилежанием и стремимся следовать. В настоящий момент существует множество различных мнений относительно того, какие отношения были у мадам Блаватской и Жерара Анкосса (Доктора Папюса), как мадам Блаватская относилась к  Мартинистско-Гностическо-Розенкрейцерскому Масонскому движению во Франции (которое возглавлял Доктор Жерар Анкосс). Чтобы внести некоторую ясность в эти вопросы, покойный ныне Доктор Филипп Анкосс (сын Папюса), а также преподобный Стефан Хёллер написали несколько работ. Первоисточники, на которых основывается это эссе, весьма рекомендуются к прочтению.

 

Где сходятся дороги


Изначально моя речь называлась «Папюс и Е.П.Б.; Бальзак Оккультизма встречает Русского Сфинкса», теперь же я должен сообщить о том, что не существует никаких сведений или свидетельств относительно того, что эти персоны вообще когда-либо встречались друг с другом, или же вели друг с другом некоторую переписку. Скорее в данном эссе я хотел бы поведать о их жизнях и о их трудах.


Можно без каких-либо сомнений утверждать, что как у Папюса, так и у мадам Блаватской первый серьезный мистический опыт был связан со школой господина Леона Ривайля (Аллана Кардека). Что касается мадам Блаватской, то уже к концу 1860-х или в начале 70-х она посетила Грецию и Египет вместе с Паулюсом Метамоном, таинственным коптом, и получила посвящение в Масонский Устав Мицраима, борясь вместе с Гарибальди во время итальянской гражданской войны. Именно поправляясь от своих военных ран в Париже, Е.П.Б. на самом деле стала задумывать о своих оккультных способностях.


В 1875 году Е.П.Б. уехала в Америку, где и основала Теософское Общество. Через десять лет после отъезда Е.П.Б. из Франции еще очень молодой студент медицинского факультета Жерар Анкосс, точно так же, как и Е.П.Б. до него, познакомился с кружком Альфонса Луи-Констана, также известного под именем Элифас Леви. Это был кружок прославленных Алхимиков, Розенкрейцеров и Мартинистов, а также, как можно предположить, и Гностиков новой эпохи. Именно в этом кружке Жерар Анкосс познакомился с Анри Делаажем, своим Посвятителем, который в 1882 году передал Анкоссу, под Мистическим Именем Papus S.I., Мартинистскую линию преемственности! Было бы странно говорить о том, что влияние данного кружка на Е.П.Б. было минимальным (причем, вероятнее всего, что первоначально с Элифасом Леви она познакомилась благодаря кружку леди Кейтнесс), поскольку, как заметил доктор Стефан Хёллер, Е.П.Б. цитирует Леви весьма часто.


В 1887 году, через пять лет после Посвящения Папюса в Мартинистскую Степень S.I., Ф.К. Габориан представил его леди Кейтнесс, графине Помарской, а также и ее кружку, который ныне во Франции известен под названием «Восточное и Западное Теософское Общество» («Societe Theosophique d'Orient et d'Occident»). Пятью годами ранее мадам Блаватская, Колонел Олкотт, Анни Безант, заключили соглашение с ученой графиней для того, чтобы организовать французское отделение Теософского Общества, которое уже пользовалось большим успехом в Англии и в США, и, я полагаю, для студента Гностической Апостольской Церкви покажется небезынтересным то, что в этом же кружке позже соберутся посвященные знаменитого французского гностика Жюля Дуанеля, чтобы провести первый синод Гностической Апостольской Церкви! Однако 1887 год ознаменовался весьма примечательными делами как для Папюса, так и для Е.П.Б., то есть как для Мартинистского Ордена, так и для Теософского Общества во Франции.


Молодой Папюс, которому на тот момент было еще только 23 года, специалист в области медицины, стал членом Теософского Общества в 1887 году. 25 октября 1887 года Колонел Олкотт лично объявил о том, что Папюс был введен в ряды членов данного общества, только что сформированному Генеральному Совету Теософского Общества в Адьяре, что в Индии, и заявил о нем как о распространителе киатского буддизма в Теософском Обществе. На тот момент Папюс был также избран президентом Независимой Группы Эзотерических Исследований (L' Groupe Independent des Etudes Esoterique). Эта организация, не смотря на свое недолгое существование, привлекла в свои ряды многих великих и знаменитых французских мистиков, которые стали членами организации «Спутники Иерофании». Среди «Спутников Иерофании» значились Виктор Мишле, Жозеф Пеладан, Поль Седир, Люсьен Шамюэль, Станислас де Гуайта, Альбер Пуассон, Ф.Ш. Барле (Альфред Фошо), де ла Кроз, А. Шабосо, Фанег, Сильва, Марк Авен, Доктор Розьер, Жуливе-Кастело и другие. Все они были людьми весьма учеными и влиятельными, и, как и сам Папюс, многие из них были членами Теософского Общества, а также и имели Мартинистское Посвящение, относящееся к той или иной тайной цепи. Принимая во внимание важность этого общества, Папюс в одном из своих журналов (в то время Папюс был редактором «Завесы Исиды, по большей части журнала теософского, и редактором журнала «Инициация», являвшегося Мартинистским), утверждал, что G.I.D.E.E. предназначалось в качестве внешнего круга для более великого и высокого Посвятительного Ордена, который выбирает кандидатов из этого внешнего и в основном ориентированного на теософию общества. Следовательно, дни пребывания Папюса в Теософском Обществе должны были вскоре подойти к концу, чтобы он мог все свое время уделить объединению всех Мартинистов в единой организации – то есть, в Мартинистском Ордене.


Для Е.П.Б. 1887 год, как видно, стал не менее значимым, поскольку именно в этом году произошло присоединение к Теософскому Обществу Генерального Совета в Адьяре, а также и открытие множества международных отделений. Мадам Блаватская приобретала все большую известность, и вскоре должна была завершить свою большую работу под названием «Тайная Доктрина» (что и произошло в следующем году). В связи с выпуском этой работы Доктора Папюс написал о ней несколько слов в своей статье, опубликованной в журнале «Красный Лотос» («L'Lotus Rouge»). Он пиал о том, что «Разоблаченная Исида» является, пожалуй, наиболее значимой работой среди всех сочинений мадам Блаватской, а также хвалил ее за умение соединять в своих работах теорию и практику.


Но время идет, и в 1888 году Папюс покидает свою должность в Теософском Обществе, становясь Великим Мастером в новой организации под названием «Мартинистский Орден» (ныне он известен под названием «Мартинистский Орден Папюса»), вместе со многими другими оккультистами, имена которых были перечислены выше. В 1891 году был учрежден Верховный Совет, который стал краеугольным камнем всей структуры Ордена,  признаком его автономии. Официальным журналом Ордена стало издание под названием «Инициация».

Папюс, Блаватская и Гностическое Возрождение

 
В конце 1880-х годов Е.П.Б. опубликовала несколько статей в британском теософском журнале «Люцифер» (буквально – «Светоносец»), в которых она давала свои комментарии на готовящееся к выпуску исследование и перевод текста Дж.Р.С. Мида «Pistis Sophia». Полностью этот комментарий был издан в 1891 году, то есть в год смерти Е.П.Б. Это беспрецедентная, краткая и блестящая интерпретация текста, основанная на масонских и буддистских взглядах. Поддержка Дж.Р.С. Мида со стороны Е.П.Б. в его продолжительных исследованиях является свидетельством собственной ее увлеченности данным предметом.


Мадам Блаватская покинула мир сей в 1891 году, однако о ней не забыли, и Папюс так же почтил ее память в своей статье, опубликованной в журнале «Инициация» от 1893 года.


Как бы там ни было, именно с последними годами жизни Е.П.Б. совпали наиболее примечательные успехи в развитии Гностического движения. В мае 1890 года (хотя в различных источниках указываются различные даты) Жюль Дуанель совершал определенного рода сеанс в оратории герцогини Помарской (графини Кейтнесс), в той самой оратории, которая несколько лет назад послужила первым святилищем для медитаций Теософского Общества в Париже, и именно там с месье Дуанелем произошло необыкновенное событие. В один из дней, когда он медитировал сидя, бестелесных дух древнего альбигойца, действия которого сопровождал голос с небес, наложил руки на Дуанеля, и назвал его «Валентином II, Епископом Священного Собрания Параклета и Гностической Церкви», а также объявил, что у него будет помощница женского пола, «Елена», которая будет его оракулом. Далее ему было предписано посвятить в Епископы Папюса (который стал Tau Vincent’ом), Поля Седира (Tau Paulas) и Люсьена Шамюэля (Tau Bardesanes). В 1892 году Дуанель посвятил и других весьма известных представителей французского общества, включая Доктора Луи-Софрона Фугариона (Tau Sophronius), Альберта Журне (Tau Theodotus) и леди Мари Шаривель де Шавиньи (под именем Эсклармонд, которая стала первой «Софией» в Гностической Апостольской Церкви). 18 сентября 1892 года состоялся первый Синод, на котором был посвящен поэт-символист и ревностный приверженец социализма Леонс Фабре де Эссартс (Tau Synesius). Как утверждается, графиня д’Адэмер (ближайшая знакомая Е.П.Б.) и стала «Еленой» Tau Valentin'а. Затем произошел наиболее удивительный виток этих событий: в 1895 году Дуанель стал колебаться среди быстро движущихся энергий его деятельности, он засомневался, и, вероятно, из-за возникших споров (которые в наибольшей степени проявились в этом году), Tau Valentin отказывается от своей должности и возвращается в лоно Святой Латинской Церкви (Рим). Наконец, в том же самом году Папюс, Синезиус, Седир, Шамюэль и другие созвали священный синод для того, чтобы утвердить Гностическую Апостольскую Церковь и, очевидно, отречься от отступившегося Патриарха Валентина, а также и назначить на должность Патриарха его преемника, Tau Synesius’а. Все это происходило в оратории леди Кейтнесс, которая умерла в ноябре того же года. Таким образом завершился этап становления Гностической Церкви Франции, которая позже стала известна под названием Вселенской Гностической Церкви, а еще позже – под названием Гностической Апостольской Церкви.


Как Папюс, так и мадам Блаватсткая жили в одну эпоху, и оба оказали влияние как на своих современников, так и на последующие поколения оккультистов и теософов. Идеи, проводимые ими, звучат отголосками в сочинениях тех или иных оккультных авторов. И для нас весьма важно знать историю Оккультного движения Прекрасной эпохи, чтобы знать истоки каждой из идей, и на основании этого знания составлять собственную оккультную картину мира. 


Tau Charles Harmonius II (Вечный Послушник)


Особенная благодарность Доктору Стефану Хёллеру за его проницательные советы, а также преподобному Джону Колу за редакторскую помощь.

Tau Charles Harmonius II

Перевод © Eric Midnight для Теургия.Org, 2012


Back to Top