Розенкрейцерская алхимия и Герметический Орден Золотой Зари — Жан-Паскаль Ружжью
Розенкрейцерская алхимия и Герметический Орден Золотой Зари
Жан-Паскаль Ружжью
(ныне действующий Император Ahathoor Temple No. 7, Париж, Франция)
Многие люди, услышав о Герметическом Ордене Золотой Зари, тот час же подумают о «Магии». Иные будут удивлены, узнав, что Золотая заря – это не «Магический» Орден и никогда таковым не являлся. Ведь подлинным хранилищем розенкрейцерской духовной традиции с самого начала являлся именно Ordo Rosae Rubeae et Aureae Crucis (R. R. et A. C.), Внутренний Орден, стоявший за Золотой Зарей. Более того, то, что сегодня стало популярно под маркой «магии» в действительности представляет собой тот аспект розенкрейцерской традиции, который известен как «теургия».
Вплоть до основания Внутреннего Ордена, стоявшего за Золотой зарей, в центре внимания розенкрейцерской духовной традиции стояла скорее алхимия, нежели теургия. В сущности, сама упомянутая традиция выросла из традиции алхимической. И в рамках первой теургия являла собой лишь дополнение к алхимии.
Алхимия была частью учебного курса для членов Герметического Ордена Золотой Зари; однако, за исключением довольно кратких дефиниций, приведенных в «Ознакомительных лекциях» касательно некоторых используемых в ней терминов, во Внешнем Ордене данной дисциплине обучали мало. Во Втором Ордене R.R.&.A.C. наличествовал лишь небольшой курс под названием «Алхимия», написанный в 1890 году Frater Sapere Aude (Д-р Уинн Уэсткотт) и зарегистрированный как «Летающий свиток № VII». Единственным документом, имеющим отношение к практической алхимии, был манускрипт Z.2,[1] к которому имели доступ продвинутые члены Внутреннего Ордена. Этот документ представляется весьма ценным и довольно интересным, так что я постараюсь проанализировать его во второй части данной работы.
К учебному плану для членов первоначальной Золотой Pари, нам также следует добавить работы, под редакцией Уинна Уэсткотта из его Collectanea Hermetica, поскольку он был фактически настоящим учебным курсом для всех посвященных членов Внешнего Ордена. Это собрание книг, в действительности, представляет собой ценный источник сведений о ритуалах Внешнего Ордена. Среди трактатов, опубликованных в Collectanea Hermetica, имеется несколько, посвященных алхимии; вот они:
- Том I. Hermetic Arcanum Жана д`Эспанье, с заметками Sapere Aude.
- Том III. Краткое разыскание, касательно Герметического Искусства «Поклонника Филалета» (с введением в алхимию и заметками S.S.D.D., Флоренс Фарр).
- Том IV. AEsch-Metzareph или Очищающий Огонь из Каббалы Розенрота (перевод «Поклонника Филалета» – 1714 – с заметками S.A.)
- Том VII. Евфрат или Воды Востока Евгения Филалета (Томаса Вогана) с комментариями S.S.D.D. (Флоренс Фарр).
Заметки и комментарии Frater S.A. и Soror S.S.D.D. относительно упомянутых алхимических трактатов свидетельствуют о глубоких познаниях в данной сфере. Кроме того, не стоит забывать, что члены Золотой Зари имели возможность обратиться к знаменитой «Герметической библиотеке Уэсткота», основанной в 1891 году для нужд их эзотерических изысканий. В этой библиотеке имелось множество старинных книг по алхимии (на латыни, немецком, французском и английском); их перечень я привожу здесь целиком:
- Абрахам Елеазар: Древнее алхимическое Делание, английский перевод с германского манускрипта У.С. Хантера (Франкфурт, 1774).
- Алхимия - 25 алхимических трактатов на латыни.
- Алхимия – Отчет о некоторых экспериментах с Меркурием, золотом и серебром в году 1782 Дж. Прайса (Оксфорд, 1782).
- Алхимия – Наука о Духовном и Материальном, Sapere Aude (У. Уинн Уэсткотт) - Лондон, 1893.
- Бехер - Tripus Hermeticus Fatidicus (три трактата по Алхимии) - 1689.
- Боррихий - Hermetis Aegyptiorum et chemicorum sapientia (Hafniae, 1674).
- Bourguet - Lettres philosophiques sur la formation des sels et des cristaux (Amsterdam, 1729).
- Chambon - Traite des metaux et des mineraux (Paris, 1714).
- Combachius - Sal Lumen et Spiritus Mundi Philosophici или Восход открытого (London, 1651).
- Фламель Николя – Иероглифические фигуры 1624 (под редакцией Уинна Уэсткотта).
- Гебер – Его трактаты по Алхиии на латыни с иллюстрациями (1682).
- Хичкок – Замечания об Алхимии и Алхимиках (New York, 1865).
- Kendall – Приложение для неученого алхимика.
- Кируэн – Элементы минералогии (London, 1784).
- Михаэль Майер - Arcana Arcanissima - Cantilene Intellectuales de Phoenice redivivo -Scrutinum Chymicum (1687) - Symbolica Aureae Mensae (1617).
- Museum Hermeticum (21 алхимический трактат).
- Парацельс - Compendium (1567).
- Филалет Ириней - Kern der Alchemie - (Leipzig, 1685).
- Филалет Евгений - Lumen de Lumine или Новый Магический Свет или Вторая Стирка - (London, 1651).
- Розенкрейц Кристиан - Chymische Hochzeit (1616, Strasburg)
- Salmon Guillaume - Dictionnaire Hermetique (Paris, 1695).
- Salmon - Полиграфия (содержит ценные материалы по алхимии).
- Stuart de Chevalier - Discours philosophiques sur les 3 Principes Alchimiques - (Paris, 1781).
- Валентин Василий – Триумфальная Колесница Сурьмы.
Как явствует из этого списка, д-р Уэсткот испытывал неподдельный интерес к алхимии; при изучении его Карты Небес, по сути, можно обнаружить некоторые египетские символические уровни, которые связаны с алхимией и медициной. Члены Ордена также могли извлечь пользу из чтения статьей по алхимии, принадлежавших перу исследователя Артура Э. Уэйта (Frater Sacramentum Regis), например:
- "Что такое Алхимия?" (в The Unknown World review – 1894)
- "Томас Воган и его Lumen de Lumine" (введение к изданию "Lumen de Lumine или Новый Магический Свет Томаса Вогана – 1910).
- "Герметический Апокалипсис" (в the Occult Review, Vol 17, 1913)
- "Каббалистическая Алхимия" (в Journal of the Alchemical Society, Vol 2, 1914).
Все упомянутые статьи были сведены воедино Р.А. Джилбертом в его книге «Hermetic Papers of A. E. Waite, the unknown writings of a modern mystic» (Roots of the Golden Dawn Series – Aquarian Press 1987). Кроме того, Уэйт был автором ряда интересных исследований по алхимии, таких как:
- Жизнеописания Алхимических Философов (1888)
- Тайная Традиция в Алхимии (1926)
- Раймонд Луллий (1922)
Кроме того, Уэйт отредактировал и перевел множество алхимических трактатов:
- Магические писания Томаса Вогана (1888)
- Лексикон Алхимии или Алхимический Словарь Мартина Руланда.
- Герметический Музей, Восстановленный и Расширенный (1893)
- Золотая и Священная Шкатулка Чудес Природы Benedictus Figulus.
- Триумфальная Колесница Сурьмы Василия Валентина (1893)
- Collectanea Chemica (1893)
- Алхимические Писания Эдварда Келли (1893)
- Герметические и Алхимические Писания Парацельса (1894)
- The Turba Philosophorum, или Собрание Мудрецов (1896)
- Труды Томаса Вогана (1919)
Среди членов Золотой Зари Уэсткотт и Уэйт не были одиноки в своем интересе к алхимии: его разделяли Матерс, Флоренс Фарр, Уильям Александер Эйтон, Фредерик Ли Гарднер, д-р Фелкин, д-р Баллок, Алан Беннет и Джулиан Бэйкер. Практиковать же алхимию, как мы знаем, могли лишь Уэсткотт, Эйтон, Фелкин, Беннет и Бэйкер, так как именно у них, благодаря их профессиональной деятельности (в сфере химии или медицины) наличествовали необходимые для этого познания.
ТАЙНАЯ АЛХИМИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ЗОЛОТОЙ ЗАРИ
Наличествовала ли в действительности в Золотой Заре тайная алхимическая традиция и сумела ли она дожить до настоящего времени? Я утверждаю, что таковая имела место и жива до сих пор, поскольку в качестве Императора Храма Ahathoor у меня была привилегия к ней приобщиться. Позднее я объясню, как она была перенесена во Францию, где имеется мощная традиция подобного рода, но прежде стоило бы рассмотреть истоки алхимии Золотой Зари.
ИСТОКИ АЛХИМИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ ЗОЛОТОЙ ЗАРИ
Каков же исток алхимической традиции Золотой Зари? Удивительно, но ответ на этот вопрос тесно связан тайной происхождения самого Ордена. Ведь существенная часть этой традиции происходит из так называемого «Храма Германубис, № 2», основанного Кеннетом МакКензи и Фредериком Хокли. Согласно изысканиям А.Э. Уэйта, именно они были авторами знаменитых Шифрованных Манускриптов Золотой Зари; этот тезис с очевидностью подтверждается рядом современных исследователей и действительных членов Золотой Зари, таких, например, как Р.А. Джилберт.
Мои собственные исторические исследования данного предмета созвучны их выводам; вопреки утверждению Уэсткота о передаче так называемых Шифрованных Манускриптов Вудфорда, он, по всей вероятности, получил их от миссис Александрины МакКензи после смерти ее мужа (Миссис МакКензи была в действительности среди первых посвященных в Золотую Зарю, приняв говорящий девиз - Cryptonyma).
Фредерик Хокли, был, судя по всему, основным источником алхимического знания для первых членов Золотой Зари. Среди тысяч книг, которые имелись в его личной библиотеке, было полно древних трактатов по алхимии; однако, его практические познания в этом предмете, несомненно, исходят от Сигизмунда Бакстрома. Хорошо известно, что Хокли был владельцем алхимического дневника д-ра Бакстрома, а также свидетельства о его принятии в Societas Rosae+Crucis, осуществленном графом Луи де Шазалем на острове Маврикия 12 сентября 1794 года. Хокли сделал с этого документа несколько копий и, озаглавив его «Журнал розенкрейцерского философа», опубликовал в «The Rosicrucian», ревю S.R.I.A. (к которому сам принадлежал). Д-р Перси Баллок (каковой был одним из первых членов Золотой Зари) приобрел одну из копий этого документа после смерти Хокли и продемонстрировал ее А.Э. Уэйту.
Весьма показательно, что Баллок гораздо больше заинтересовался алхимическим процессом получения Философского Камня, описанном в дневнике Бакстрома, нежели его розенкрейцерским сертификатом; Уэйт же, будучи историком, проявил интерес именно к последнему. Оный сертификат, в сущности, служил доказательством того, что подлинная розенкрейцерская преемственность в конце 18-го столетия все еще имела место во французском доминионе (на острове Маврикия). В письме, адресованном Александру Тиллоху и датированном 16 марта 1804 года, Бакстром поясняет, что Луи де Шазаль, был посвящен в розенкрейцерскую ложу в Париже в 1740 году, вероятно, знаменитым графом де Сен-Жерменом собственной персоной. Согласно древним обычаям Rosy+Cross, граф де Шазаль предоставил Сигизмунду Бакстрому полные сведения касательно Великого Делания, поскольку в его обязанности входило воспитание по крайней мере одного ученика прежде, нежели его жизнь подойдет к завершению (ему было 97 лет, когда он это исполнил).
Интересно отметить, что у д-ра Бакстрома, когда он до 1805 года проживал в лондонском районе Mary-le-Bone, также было несколько учеников (к примеру, некий д-р Форд). Забавно, но именно в то же самое время в Mary-le-Bone жил Фрэнсис Баррет. Перу Баррета, который утверждал, что также является Frater Rosae Crucis, принадлежит знаменитая книга, посвященная магии и озаглавленная «Маг или Небесная Мудрость». К 1801 году он основал в Mary-le-Bone Академию Магии, в которой обучалось не более 12 учеников. Хокли знал Баррета через своего друга, Джона Денли, который был книготорговцем, специализировавшемся на оккультной литературе (Хокли работал у Денли, занимаясь тиражированием на продажу многих оккультных манускриптов); согласно Хокли, Денли предоставил Баррету массу информации для его книги «Маг».
Также стоит подчеркнуть, что, как утверждал лорд Бульвер-Литтон, именно в магазине Денли, он повстречал таинственного Брата Rosy+Cross, передавшего ему шифрованный манускрипт, который он использовал при написании своего знаменитого романа «Занони». Этот роман всецело биографичен. Обратимся, например, к эпизоду, когда Глиндон интересуется у Занони (своего розенкрейцерского наставника), почему он намерен наставлять его в тайнах алхимии, тот отвечает, что знает о том, что один из предков Глиндона принадлежал к Братству, а, значит, его обучение - долг Занони. Фактически, эта история повествует о лорде Бульвер-Литтоне, поскольку один из его предков, Джон Бульвер, был алхимиком 17 столетия и, предположительно, членом Братства розенкрейцеров…
Однако, вернемся к д-ру Бакстрому, из его письма к Ирвину, мы знаем, что до самого конца своей жизни он занимался Великим Деланием, однако, скончался в крайней нужде. Таким образом, вероятно, он не преуспел в изготовлении Философского Камня согласно инструкциям, полученным им от графа Луи де Шазаля и изложенным в его Эссе об Алхимии (переизданным Kessinger Publishing Company под заголовком Алхимическая Антология Бакстрома). Следует отметить, что метод, которым пользовались де Шазаль и Бакстром, был Путем Антимония. Весьма ценная информация относительно приемов Бакстрома дана в книге знаменитого французского алхимика Фулканелли Les Demeures Philosophales. Он пишет, что этот прием является в действительности не алхимией, но «архимией», т.е. особого рода процессом, берущим свое начало в экзальтации золота. Фулканелли приводит поразительные сведения касательно Бакстрома и Хокли: он пишет, что «Среди архимиков, использовавших золото для увеличения его количества, с помощью успешной формулы, мы должны упомянуть (…). Ярдли, англичанина, который открыл этот метод, переданный в1716 м-ру Гардену, лондонскому перчаточнику, а чрез посредство м-ра Ф. Хокли – д-ру Сигизмунду Бакстрому (принятому в Герметическое братство, основанное Адептом по имени де Шазаль, жившем во времена французской революции на острове Маврикия в Индийском океане). Этот метод был рассмотрен Бакстромом в 1804 году в письме к м-ру Л. Сэнду».
Итак, если утверждение Фулканелли верно, Бакстром получал методические указания по алхимии еще и от Хокли. Следовательно, вполне возможно, что Хокли также являлся практикующим алхимиком. В любом случае, если Бакстром и скончался в крайней бедности, то к Хокли это не относится. Когда он умер, то оставил огромное богатство: более 3 500 фунтов стерлинга (по меркам 1885 года это довольно солидное состояние). Конечно, Хокли занимался бухгалтерией и имел хороший достаток, но это вовсе не исключает того, что часть его богатства не могла быть результатом алхимических трудов. Если он и не обладал истинным Философским Камнем (он скончался тяжело больным в возрасте 77 лет), то мог достичь успеха в изготовлении золотом посредством именно архимического процесса. Таким образом, выходит, что от графа де Шазаля Бакстром получил лишь сведения об отдельном алхимическом методе, но не о подлинном Философском Камне.
Из письма, адресованного Бакстромом Александру Тиллоху, мы знаем, что граф де Шазаль «обладал Философским Камнем, а также «Pierre Animale» (Животным Камнем). Благодаря первому он получил то, чем владел, благодаря второму он до 97 лет оставался здоровым».
Эти сведения весьма существенны и свидетельствуют о том, что граф де Шазаль имел подлинное посвящение братства Rosy+Cross, поскольку лишь немногие осведомлены о том, что из себя представляет Животный Камень. Ведь секрет «Животного Камня», который по-прежнему остается главной тайной «внутренней алхимии», сообщается исключительно братьям, принадлежащим к «Внутренней Коллегии» (Внутреннему Ордену) подлинного и изначального Братства Златорозового Креста. [2] Согласно имеющимся в моем распоряжении документам, это братство было основано в 1580 году в Германии, а в 1666 и 1777 г.г. было реорганизовано, получив наименование Масонского Братства Златорозового Креста. Любопытно отметить, что метод изготовления «Животного Камня», описанный в оперативном руководстве по алхимии английского Societas Rosae+Crucis Бакстрома очень напоминает аналогичный германского Aureae+Crucis Fraternitatis. Фактически, д-р Бакстром находился в контакте с германскими братьями из лож Ордена Златорозового Креста и перевел на английский многие секретные документы, написанные германскими Fratres & Sorores, такими как Мадатанус, Антон Кирхвегер, Доротея Валлахин, и т.д.
Во Франции розенкрейцерская ложа Aureae Crucis Fraternitatis была основана в 1624 году. В течение 18-го века герметическая традиция выжила в основном благодаря Французским Масонским Ложам Иллюминистов, а в 19-м – при посредстве «Египетского Франкмасонства».
Действительно, Египетское франкмасонство (основанное Калиостро) сыграло выдающуюся роль в развитии алхимии в 19-м столетии. К примеру, нам известно, что Фулканелли поддерживал отношения с семейством де Лессеп (de Lesseps), которое принимало участие в возведении Суэцкого канала в Египте. Фердинанд де Лессеп принадлежал к высшим степеням Египетского франкмасонства, а также весьма Тайному Египетскому Обществу. Более того, мы знаем, что Фулканелли был близким другом Дюжоля, парижского книготорговца, глубоко интересовавшегося алхимией и герметизмом. Он был связан с Альбериком Тома, который являлся астрологом и главой парижской ложи Египетского масонства под названием «Радуга». Согласно Вольжэну (Volguine) (французскому астрологу, написавшему несколько лет назад весьма любопытную статью «Астрология и тайные общества»), Альберик Тома был близок с некоторыми членами Храма Ahathoor, №7 (основанного в Париже в 1894 году МакГрегором Матерсом). По сути, Тома был близким другом Frater Ely Star (Эжена Жакоба), известного французского астролога и Иерофанта Храма Ahathoor… Кроме того, необходимо подчеркнуть, что некоторые ритуалы высших степеней Египетского масонского обряда Мемфиса весьма схожи с теми, что наличествовали в Золотой Заре (например, идентичны названия офицерских должностей).
Но данные ритуалы старше Золотой Зари! А значит, они могли послужить основной базой для ее зашифрованных ритуалов. В любом случае, это может объяснить, почему Хокли и МакКензи был столь очарованы Калиостро, основоположником Египетского масонства, и почему они рассматривали его в качестве своего духовного наставника в Братстве Fratres Lucis, начало которому в Англии они положили совместными усилиями. Согласно их утверждениям, они были посвящены в него во Франции в Париже, возможно Элифасом Леви, который, предположительно, являлся членом данного Братства
В действительности изначальное Fratres Lucis или «Братство Света» было основано в Германии бароном Экером фон Экхоффеном, бывшим членом Ордена Златорозового Креста, [3] а также основоположником Азиатских Братьев. Все упомянутые германские братства были в значительной степени связаны с алхимией. Мои исторические разыскания в данной области показывают, что многие члены Азиатских Братьев или Fratres Lucis присоединились к германской масонской ложе под названием L'Aurore Naissante (или «Заря в восхождении»), основанной во Франкфурте-на-Майне в 1807 году. Уэсткотт писал, что эта ложа был «старинной розенкрейцерской ложей Франкфурта-на-Майне, в которой стал Адептом лорд Бульвер-Литтон». Действительно, последний в 1841-1843 гг. в течение длительного времени находился в Германии (его роман «Занони» впервые увидел свет в 1842 году), так что он мог быть посвящен в ложу «Заря в восхождении», которая в то время все еще существовала. Однако, до этого, в 1833-34 г.г. Литтону довелось пожить и в Италии, в Неаполе, где он получил некие оккультные наставления, по всей видимости, от принца Сан Северо, который был членом Ордена Златорозового Креста.
И Бульвер-Литтон, и МакКензи были довольно хорошо знакомы со знаменитым французским магом Элифасом Леви, который являлся практикующим алхимиком. Непосредственно перед своим вторым визитом в Англию Леви вместе с одним из своих учеников, д-ром Фернаном Розье (1839-1922), впоследствии ставшим другом известного Папюса, провел ряд алхимических экспериментов. Более того, близким приятелем Леви был Луи Лука, выдающийся алхимик и автор произведения под названием «Roman Alchimique». Леви утверждал, что знает секрет трансмутации. «В моем распоряжении, - говорит он в письме, - имеются некоторые любопытные манускрипты, посвященные герметическому искусству, и я сведущ в тайнах этой науки. Я знаю, как готовят тайный огонь, я знаю, как образуются два металлических семени, белое, что походит на меркурий, и красное, каковое есть густое масло, напоминающее расплавленный сульфур. Я знаю, как следует поступать с золотом, но, поверь мне, я никогда этого не сделаю». Среди любопытных манускриптов, посвященных герметическому искусству, которые упоминает Леви, наиболее существенным, очевидно, был «AEsch Mezareph», который он опубликовал в 1861 году в качестве приложения к своей книге «La Clef des Grands Mystиres» («Ключ к великим таинствам», впоследствии переведенной А.Э. Уэйтом). Издание же «AEsch Mezareph», которое осуществил д-р Уэсткотт, основывалось на старом английском переводе (датированном 1714), сделанном с латинской версии Розенрота.
Поэтому вполне вероятно, что Элифас Леви узнал об «AEsch Mezareph» от английских Адептов, однако, сам он пишет, что это текст был спрятан в церкви, в которой он его разыскал. Также стоит обратить внимание на тот факт, что в 1861 году, непосредственно после своего посвящения во франкмасонство, Леви вновь посетил Лондон в компании своего друга и покровителя графа Александра Бражинского, практикующего алхимика, оборудовавшего свою лабораторию во дворце Beauregard на Villeneuve-Saint-Georges, в доме мадам де Бальзак. Граф, подобно Леви, был другом лорда Бульвер-Литтона, и они остановились у него во дворце, в Ньюбворте, в Хертфордшире. Это было в том же году, что и визит Кеннета МакКензи к Леви в Париж. Александр Эйтон, алхимик из Золотой Зари, рассказывал У.Б. Йейтсу, что произвел эликсир жизни, который показал «французскому алхимику», вероятно, самому Элифасу Леви, когда тот посещал Лондон в 1861 году.
Теперь, с учетом того, что все эти люди принадлежали к Внутренней Коллегии розенкрейцеров, в центре внимания которой всегда было изучение алхимии, самой тайной из всех оккультных наук, и ее практика, связь между ними начинает проясняться. Ведь, на самом деле, согласно традиции F.A.R+C («Freres Aines de la Rose+Croix» или «Старших братьев розенкрейцеров»), наиболее секретного Ордена, который существует во Франции и поныне, в 1849 году лорд Бульвер-Литтон был избран его 51-м Императором и оставался таковым до 1865 года; 52-м Императором, с 1865 по 1874 год, был Альфонс Луи Констан (Элифас Леви); 53-м – Уильям Уинн Уэсткотт (1874-1892), 54-м – Самуэль Лиддел МакГрегор Матерс (1892-1898), затем Рудольф Штайнер (1898-1900). Внутренний документ, посвященный орденской истории, Легенда F.A.R.+C., способен дать объяснение связи между французскими и английскими Адептами. На самом деле, братство было создано в 1316 году после гонений на рыцарей-тамплиеров, устроенных королем Франции Филиппом Красивым. Несколько рыцарей бежали в Англию, а оттуда – в Шотландию. Один из них, барон Гвидо де Монтанор, посвященный на Ближнем Востоке в тайны алхимии, обучил этому Искусству Гастона де ла Пьерр Феба. Вдвоем они решили основать новый Орден, «Старших братьев розенкрейцеров», и вместе с остальными 25 рыцарями-тамплиерами вернулись во Францию под тайное покровительство папы Иоанна XXII, находящегося в то время на юге в Авиньоне.
Таким образом, если Уэсткотт и Матерс в действительности были избраны Императорами F.A.R+C., это позволяет лучше понять, почему последний считал, что его «Тайные вожди» жили во Франции, в Париже; подчеркнем, что в то время там жил таинственный французский алхимик Фулканелли, который имел обширные знакомства среди тех оккультистов, что вращались вокруг Папюса (д-ра Жерара Энкоса), каковой в субботу 23 марта 1895 года был посвящен в Храме Ahathoor. Как бы там ни было, Матерс не мог не помнить о своем шотландском происхождении, а также о том, что клан МакГрегоров происходит из графства Аргайл, что вблизи острова Малл, где нашли убежище французские рыцари-тамплиеры. Согласно утверждениям Матерса, один из его вождей, Frater Ex Lux Septentriones, был жившим в Париже шотландским Адептом.
ВЫЖИВАНИЕ АЛХИМИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ ЗОЛОТОЙ ЗАРИ
Очевидно, что после раскола 1903 года алхимическая традиция Золотой Зари сохранялась как в Stella Matutina, так и в Alpha Omega.
АЛХИМИЯ STELLA MATUTINA
Контакты д-ра Фелкина с немецким оккультистом Рудольфом Штайнером, который был тесно связан с древней ветвью немецких розенкрейцеров (Иллюминатами), а также являлся Императором F.A.R.+C., оказались весьма плодотворными. Очевидно, Штайнер обучил Фелкина некоторым духовным алхимическим практикам (например, модернизации Ритуалов Срединного Столпа и Розового креста, которые практиковались в Stella Matutina). Несомненно, что знаменитый документ Z.2, посвященный алхимии, был написан Фелкином, а не Матерсом. Кстати, стоит подчеркнуть, что ритуалы R.R.&.A.C. не были исключительно заслугой МакГрегора Матерса, он испытывал влияние тех ритуалов германского Ордена Златорозового Креста, которые, я всецело уверен, были пережданы ему вполне надлежащим образом. В действительности, я располагаю доказательствами, что образцом для жезлов Золотой Зари послужил жезл Моисея, описанный в совершенно секретном и древнем (датированном 1514 годом) германском документе, принадлежавшем данному Ордену, копия которого, полученная из его Внутренней Коллегии, у меня имеется. Довольно любопытно отметить, что данный документ демонстрирует исключительно польские иудейские кабалистические влияния, в особенности те, что исходили от Сабтая Цви, который в 1666 году объявил себя Мессией, которого ожидают евреи. Эта дата (1666 год) весьма интересна, поскольку соответствует солярному циклу в 111 лет. В самом деле, германский Орден Златорозового Креста связан с этим 111-летним циклом; к примеру, именно в 1777 году он был реорганизован, приняв новую систему градусов, также принятую S.R.I.A., а 111 лет спустя, в 1888 году, была основана Золотая Заря. Кроме того, документ Ордена Златорозового Креста, который я упомянул выше, содержит множество ритуалов, которые мы снова находим в Золотой Заре (например, латинская и ивритская версии Ритуала Кабалистического Креста и Ритуала Срединного Столпа). Таким образом, данный документ содержит доказательства того, что магические ритуалы Золотой Зари и в самом деле являются развитием обрядов упомянутого германского Ордена; однако, поскольку ритуалы последнего по-прежнему остаются в тайне, это также доказывает, что основатели Золотой Зари получили подлинную германскую розенкрейцерскую передачу… [4]
Теперь же вновь вернемся к алхимической традиции Stella Matutina, которая, как представляется, прекрасно сохранилась в Новой Зеландии, куда Фелкин переехал на жительство. Пэт Залевский, глава Храма Тота-Гермеса в Веллингтоне, связался со мной и предоставил довольно интересную информацию относительно своих алхимических занятий; в своем письме он подчеркивает, что, по его мнению, практика алхимии была необходима R.R. et A.C. Тем не менее, он говорит, что подлинная практика алхимии была доступна продвинутым членам лишь во Внутреннем Кругу. Точно также было и в Розенкрейцерском Ордене Alpha Omega, где практическая алхимия открывалась лишь Adepti Exempti.
АЛХИМИЯ ALPHA OMEGA
В Англии алхимическая традиция Золотой Зари прекрасно сохранилась в Розенкрейцерском Ордене Alpha Omega, особенно благодаря деятельности Frater Animo Et Fide (Эдварда Лангфорда Гарстина), Канцлера лондонского Храма A.O. Он получил от Мойны Матерс некоторые весьма ценные алхимические трактаты, которые ее муж в высшей степени ценил, больше всего это касалось Mysterium Magnum Якоба Беме и Aurea Catena Homeri (1722) Кирхвегера. Кроме того, МакГрегор Матерс считал весьма значимой Splendor Solis Соломона Трисмозина, поскольку этот трактат включал 22 прекрасные цветные гравюры, каковые он, естественно, связал с 22 Путями Древа Жизни. Однако был и еще один алхимический трактат, с которым Гарстин был хорошо знаком: «Le Livre des 22 Feuillets Hermetiques» («Книга 22 герметических страниц»), написанная Керданеком де Порником (Kerdanek de Pornic), которая описывает 22 герметических Аркана, число, отсылающее к 22 Старшим Арканам Таро. Вероятно, именно МакГрегор Матерс обнаружил эту очень редкую французскую брошюру, которую Гарстин получил от Мойны. Эта книжица, которая находится в моем распоряжении, обладает исключительной ценностью, поскольку являет собой весьма ясное описание 22 шагов Великого Делания, включая многие лабораторные изображения. Невероятно, но алхимический метод, описанный в Книге 22 герметических страниц, есть Путь Антимония, который весьма напоминает бакстромовский.
Лангфорд Гарстин написал два неизданных эссе, посвященных алхимии, «Алхимия и астрология» и «Словарь алхимических терминов». Кроме того, он опубликовал две книги, «Теургия» (1930) и «Тайный огонь» (1932). Будучи англичанином, он, естественно, в большей мере интересовался трудами таких своих соотечественников, как Воган, Филалет, Нортон, Рипли, Джон Ди и Келли. Фактически, Гарстин не занимался оперативной алхимией, он скорее практиковал «алхимию духовную» (Я убежден, что значительная часть этой духовной алхимии перешла через американские храмы Alpha Omega в B.O.T.A.)
Кроме того, Эдвард Гарстин являлся секретарем Исследовательского Общества (Quest Society), к которому также принадлежал входивший в число его друзей Жерар Гейм (Heym). Гейм был французским алхимиком, который периодически посещал Лондон. Он близко дружил с С.Л. МакГрегором Матерсом и Мойной Бергсон-Матерс. Тем не менее, он никогда не проходил посвящения в Храме Ahathoor, что следует из Старых протоколов нашего Храма, однако Гейм был основателем Общества изучения алхимии и ранней химии и его знаменитого журнала «Ambix». Кроме того, он состоял во Французском обществе литераторов под названием «Les Amants de la Licorne» («Поклонники единорога»), которые глубоко интересовались алхимическим символизмом. Это общество было основано Клодом д`Иже, опубликовавшим «Anthologie de la Poesie Hermetique». Членом этого общества, которое под наименованием «L'Orbe de la Licorne» существует в Париже и в наши дни, являюсь и я.
В своем предисловии к французскому переводу «Le Dominicain Blanc» Густава Майринка Жерар Гейм демонстрирует свое глубокое понимание даосской алхимии. Вполне вероятно, что он принадлежал к F.A.R.+C., поскольку данное розенкрейцерское братство является единственной в Европе организацией, связанной с сохранившейся китайской алхимией и практикует Путь «Красного Дракона».
И Жерар Гейм, и Лангфорд Гарстин были друзьями Арчибальда Кокрена, величайшего британского алхимика той эпохи. Кокрен был подлинным адептом, жившим в Лондоне в 1930-х и, вероятно, состоял в Alpha Omega. Он написал «Алхимия, открытая заново и восстановленная» (1940). Ителль Колкон (Ithell Colqhoun) писала, что Гарстен посещал его великолепную лабораторию, где Кокрен показывал ему «Философское Яйцо, стеклянный сосуд овальной формы, где слой за слоем помещалась основная материя, окрашенная в традиционные алхимические цвета, черный, серый, белый и желтый. Наверху же располагалось нечто похожее на цветок, центр которого был окружен лепестками оранжево-красного цвета. Держа свою основную материю на постоянном медленном огне, Кокрен заставил ее расти; она разрасталась подобно дереву».
Следует отметить, что описанный Гарстином философский цветок в точности соответствует Красному Цветку из «Книги 22 герметических страниц»; Кокрен в своей работе шел по пути «Свинца Мудрецов». Кроме того, он следовал наставлениям, которые обнаружил в работах сэра Джорджа Рипли – по всей видимости в «Книге Сердца» - предлагающей способ приготовления философского камня. Согласно Гарстину, Кокрен в ходе своих алхимических экспериментов постоянно использовал «открытую (open) Пентаграмму», что служит доказательством тому, что он следовал инструкциям к алхимическим ритуалам Золотой Зари, изложенным в Z.2.
Арчибальд Кокрен изготовлял масла, полученные из металлов, в особенности масло золота, наиболее могущественное средство исцеления. Он лечил миссис Майю Транхел-Хейс (Soror Ex Fide Fortis, Императрицу Храма Alpha Omega) от нервного расстройства, давая ей по три капли масла серебра. Помимо прочего, в начале второй мировой Кокрен спас жизнь Жерара Гейма, снабдив его бальзамом, когда тот получил повреждения во время работы в противопожарной службе. В 1965 году Жерар Гейм рассказывал мисс Колкон, что один из его друзей, доживший до 95 лет, принимал питьевое золото, данное ему Кокреном, с большой пользой, оно продлило ему жизнь и молодость. Согласно мисс Колкон, Арчибальд Кокрен погиб во время второй мировой, когда бомба разрушила его лабораторию; однако, согласно К.Р. Кэммелу, Кокрен пережил военное время в своей лаборатории, которая была защищена. Кэммел утверждает, что, «когда его лаборатория была разрушена разорвавшейся неподалеку бомбой, то стеклянные реторты, содержащие эликсиры на всех стадиях трансмутации, оказались невредимы – это выглядело как чудо и было таковым». Согласно Кэммелу, Кокрен переехал в Брайтон, «где несколькими годами позже – приблизительно в 1950 году – он скончался в преддверии финального триумфа (открытия Философского Камня)».
Кэммел утверждал, что «Кокрен в разное время дал ему два флакона эликсира золота, которое следовало принимать, смешав несколько капель с вином». Кэммел говорит: «Я извлек огромную пользу. В наиболее страшный период немецких авианалетов в 1940 году, когда я был постоянно занят на противовоздушной обороне, этот эликсир придавал мне столько сил, что я, приняв его, мало уставал и не испытывал нервного напряжения, нуждался в небольшом количестве сна и еды, выглядел и чувствовал себя полным сил и здоровья».
Описание эффектов золотой тинктуры вполне точное, насколько я могу судить по собственному опыту принятия нескольких капель питьевого золота, данных мне братом, посвятившим меня в F.A.R+C.
Но большая часть алхимической традиции Alpha Omega сохранилась в архивах нашего Храма Ahathoor, который содержит весьма ценные и редкие документы, в частности известное Древнее Химическое Делание Абрахама Елеазара, чье подлинное название на иврите Сефер Ха-Йора (Sepher Ha-Iorah), опубликованное в Германии в 1735 году и переведенное на английский Frater In Cornu Salutem Spero (Уильямом Сатерлендом Хантером) и на французский Soror Semper Ascendere (м-м Вороновой) в 1925 году, когда она занимала должность Премонстратора Храма Ahathoor. Алхимический процесс, описанный в Сефер Ха-Йора, схож с тем, о котором повествуется во Второй Книге Thesaurus Thesaurorum a Fraternitate Rosae et Aureae Crucis Testamento, а также в Sigillum Secretorum or Magnalia Dei Optimi Maximi, переведенных с латыни Frater Deo Duce Comite Ferro (С.Л. МакГрегором Матерсом), которые также присутствуют в нашем архиве.
Мне посчастливилось обнаружить еще один довольно редкий и превосходный французский экземпляр Сефер Ха-Йора, скопированный и проиллюстрированный цветными изображениями самим мастером Элифасом Леви. Согласно его пометкам, этот экземпляр данной книги был сделан с оригинала (предположительно с той самой известной книги Авраама Еврея, которую нашел Николя Фламель!) Леви пишет, что оригинал в прошлом принадлежал известному французскому алхимику Дюшанто (члену Ордена Златорозового Креста). По всей видимости, он был написан на иврите; в любом случае, экземпляр Элифаса Леви полон слов на этом языке… Леви посвятил этот экземпляр и преподнес его своему покровителю графу Мнишеку, который также являлся алхимиком и другом лорда Бульвер-Литтона. Вообще, эта чудесная копия Элифаса Леви принадлежит частному коллекционеру, который, помимо прочего, является членом довольно закрытого Парижского Герметического Общества.
Среди других ценных документов, хранящихся в архивах Храма Ahathoor, я должен также назвать:
- Золотой Век Мадатануса (Граф Адриан Минзихт – 1621), манускрипт, переведенный и написанный рукою Frater D.D.C.F. Матерс в конце своего перевода добавил нижеследующее важное замечание:
«Эта последняя работа частично воспроизведена из рукописной Книги, предоставленной Тайными Вождями Внутреннего Круга Розенкрейцеров Высшему Магу Ордена Златорозового Креста во Внешнем мире, и в новое время хранящейся в секрете. Розенкрейцеры высших степеней Внешнего Ордена узнают книгу, о которой я говорю, и лишь во имя их блага я оставил этот намек».
- "Le Tresor des Tresors ou comment on peut ramener les corps a leur matiere premiere dans le but d'obtenir leur generation ou leur multiplication". Этот манускрипт, приписываемый Франсуа Борри, итальянскому алхимику, который был Мастером королевы Кристины Шведской. Он был переведен и переписан Soror Semper Ascendere 20 июля 1926 года. Согласно примечанию, оставленному королевой Кристиной в конце манускрипта, она преуспела в Великом Делании. Путь, которым она шла, схож с тем, что описан Синезием.
АНАЛИЗ АЛХИМИЧЕСКОГО МАНУСКРИПТА Z.2
Теперь я постараюсь проанализировать Z.2, этот весьма примечательных манускрипт, поскольку он является одним из немногих документов, посвященных алхимии, рассматривающим с практической точки зрения соответствия между ней, магией и астрологией. Объяснение же алхимического метода, содержащееся в Z.2. носит скорее теоретический характер.
В действительности, в подлинной практической алхимии выбор Materia Prima зачастую определяет путь, которым необходимо следовать: сухой или влажный. Например, такие крепкие металлы как железо не могут быть обработаны тем же способом, что и мягкие, наподобие, ртути: это всего лишь вопрос, касающийся температуры плавления металлов. Таким образом, технические операции сухого пути имеют некоторую аналогию с металлургией; при влажном пути используют как и в химии стеклянные сосуды. Более того, в рамках сухого или влажного пути существует множество различающихся процессов, зависящих не только от выбранной Первой Материи, но и от использования специфических методов. Например, «Путь Антимония» (сухой путь) полон различных операций. Еще более сложен «Путь Магнезии», который ближе к Влажному Пути, в котором, однако, имеется возможность работать согласно процедурам Сухого Пути!
Интересно узнать, что алхимический процесс, описанный в знаменитом документе Z.2, принадлежит, в сущности, Влажному Пути. Этот Путь длиннее, нежели Сухой, но более легок и безопасен: Сухой Путь короток, но весьма рискован. Влажный Путь применяет дистилляции и сублимации жидких субстанций в реторте при низкой температуре; Сухой Путь использует тигель, сухие субстанции и высокие температуры. Тем не менее, документ Z.2 начинается Влажным Путем, а заканчивается Сухим. Отметим, что метод Бакстрома прямо противоположен: он начинается Сухим (с применением тигля), а завершается варкой, Влажным Путем (в стеклянном сосуде). В самом деле, между двумя путями порою имеются сближения, которые представляют собою одну из основных сложностей, для тех, кто изучает алхимию.
Проверка различных алхимических стадий, о которых говориться в Z.2, демонстрирует некоторые ошибки, особенно это касается «Режима Планет», который не является верным; ведь порядок, который описан в манускрипте следующий: Сатурн – Луна – Солнце – Марс – Меркурий – Юпитер – Венера. Традиционная планетарная последовательность, описываемая во всех алхимических текстах такова: Меркурий – Сатурн – Юпитер – Луна – Венера – Марс – Солнце. Фактически, это порядок появления цветов в процессе варки, каковая всегда является конечным пунктом Великого Делания. Древние описывали цветовые изменения Материи, в соответствии со старыми астрологическими цветовыми соответствиями планет. Так, Меркурий символизировался несколькими различными цветами; Сатурн – черным; Юпитер – Серым; Луна – белым; Венера – зеленым; Марс – красным; и Солнце – золотым. Но нам не следует забывать, что цветовая шкала Золотой Зари, «Радужная шкала», иная: индиго – синий – оранжевый – красный – желтый – пурпурный – зеленый. Это ничуть не напоминает обычную цветовую последовательность великой варки.
Еще одно отличие документа Z.2 от прочих тайных трудов по оперативной алхимии касается выставления материи на солнечный, а затем лунный свет, т.е. неверная очередность. Тем не менее, сам по себе факт упоминания данного процесса свидетельствует о том, что автор документа Z.2 действительно хорошо разбирался в тайнах алхимии, поскольку указания на него никогда не было в опубликованных текстах (хотя и демонстрировалось множество раз на иллюстрациях). В самом деле, воздействие света на материю, а также, прежде всего, то, как и когда оно должно производиться, есть одна из главных тайн, которую Философы открывают лишь своим ученикам после надлежащего посвящения и присяги. Фулканелли дает превосходное определение алхимии, говоря о ней как об «искусстве трансмутации материи силою света».
В итоге, мы можем отметить, что при использовании метода, о котором идет речь в документе Z.2, алхимик в финале обретает порошок и масло; однако, в Великом Делании, масло и порошок всегда объединялись посредством длительного процесса под названием «Всасывание» (imbibitions), пока не будет получено красного порошка или тинктуры («Красный Лев»). Таким образом, мы приходим к выводу, что метод из Z.2 касается не изготовления Камня Философов, но скорее есть «отдельный процесс», подобно, например, экстрагированию соли и масла (или «сульфура») из металла или растения.
Более интересной чертой манускрипта Z.2 является связь магических ритуалов с алхимическим процессом. Ведь в классических алхимических текстах такого рода информация, как правило, опускается. Тем не менее, одна из таких редких магических инструкций касательно алхимии помимо Z.2, которые мне удалось разыскать, содержались в весьма секретном тексте, переданном мне Внутренней Коллегией Братства Златорозового Креста, который озаглавлен «Testamenti Fraternitatis Roseae et Aureae Crucis - Liber II: "De Magia Divina et Naturali cum Chymico-Magicae Secretorum».
Метод, описанный в данном документе, представляет собой внутреннюю алхимическую практику с использованием «Питьевого Золота», связанную с эвокацией семи Планетарных Духов и Ангела-Хранителя Делателя. Стоит подчеркнуть, что все упомянутые магические или, скорее, теургические практики были всегда доступны после получения Камня Философов, каковой использовался в качестве «астрального магнита» для привлечения духовных сущностей.
Адепты, которые передали мне эти секретные инструкции, придавали особое значение тому факту, что магическая практика будет небезопасна для тех, кто еще не получил Камень Философов, посредством сил коего он мог бы возродиться. В самом деле, английский Адепт поведал мне, что, согласно его собственным экспериментам, Камень Философов обладает сильной способностью пробуждать чувство предвидения, каковое может быть весьма полезно при общении с духовными сущностями в процессе магической эвокации.
Следует знать, что употребление Камня Философов или Питьевого Золота может представлять опасность для людей неподготовленных, поскольку данные субстанции пробуждают то, что розенкрейцеры древности звали «тонкий огонь тела» (кундалини), а также по причине мощного подъема сексуальной силы, которую довольно трудно контролировать. Если ученик не подготовлен надлежащим образом, эликсир может вызвать массу расстройств в его личной жизни: он может превратиться в раба собственных желаний и неспособности контролировать и направлять эту новую энергию. Если он не знает, каким образом сублимировать силу «тайного огня» своей кундалини, эта энергия может быть целиком израсходована на сексуальную активность или помыслы. В иных случаях этот «огонь» мог бы подняться к его мозгу и вызвать многочисленные галлюцинации. Если разум ученика не достаточно чист, перед ним могут предстать чудовища, как случилось с Глиндоном в знаменитом романе Бульвера-Литтона «Занони». В целом, эликсир вызывает великое «кармическое» очищение, в особенности в любовной сфере ученика.
Такова причина, по которой Адепты никогда не дают Эликсир, Питьевое Золото, неподготовленным ученикам и молодым людям, но лишь тем, кто обладает опытом, достигшим, по крайней мере, сорокалетнего возраста и только после семи лет обучения. Последнее включает в себя некоторые в известном смысле «тантрические» практики (далекие от так называемой «сексуальной магии»» Алистера Кроули!) В действительности, Внутренняя Коллегия Ордена Златорозового Креста сведуща в подобного рода практиках, однако держит их в строгом секрете, поскольку Адепты опасаются, что ими могут злоупотребить. Другая часть этой магической подготовки – это своего рода «йога», включающая медитацию на луну и солнце с применением магических зеркал. Разумеется, МакГрегор Матерс кое-что знал об этих тайных практиках (каковые открывались лишь в степени Adeptus Exemptus), поскольку получил оперативный корпус Ордена Златорозового Креста и, в особенности, тайные комментарии относительно Salomonic et Mosaic Magical Claviculae.
Примечания переводчика:
[1] Некоторые сведения относительно манускрипта Z.2, а также выдержки из него содержаться в работе Ф.Кинга "Современная ритуальная магия", М.1999.
[2] Именно так переводили русские члены Bruderschaft des Gold- und Rosenkreuzes название своей организации, отделение которой существовало в России в XVIII столетии.
[3] Барон Экер фон Экхоффен был изгнан из Ордена Златорозового Креста за то, что стал принимать в его ряды иудеев.
[4] Среди множества, мягко говоря, спорных утверждений, которые остаются на совести автора, гипотеза о связи Ордена Златорозового Креста с иудейской традицией предтавляется переводчику наименее соответствующей действительности. См. прим.3.
Copyright © 1996, Jean-Pascal Ruggiu
Перевод: © Д.Б. Зеленцов