Самуэль Лиддел МакГрегор Мазерс — биография, автор Eric Midnight
Самуэль Лиддел МакГрегор Мазерс
Самуэль Лидделл МакГрегор-Мазерс (Samuel Liddell MacGregor Mathers) (8 или 11 января 1854, Хакни (административный район Лондона), Англия - 5 или 20 ноября 1918) - один из основателей Герметического Ордена Золотой Зари, английский оккультист, автор сочинений, посвященных оккультизму и Церемониальной магии. Переводчик Гримуаров и Каббалистических сочинений.
Самюэль Лиддел МакГрегор Мазерс родился в 1854 году, 8 или 11 января (точная дата неизвестна) в Хакни, районе Лондона. Его отец, Уильям М. Мазерс, умер, когда Самуэль был еще ребенком. Мазерс посещал среднюю школу Брэдфорда. В молодости он увлекался изучением языков, и в последствии смог переводить с иврита, латыни, греческого, французского, коптского и кельтского, что весьма повлияло на его дальнейшую жизнь, так как, имея своим главным занятием Магию и Оккультизм, он перевел множество Магических текстов, включая «Священную Магию Абрамелина», «Малый Ключ Соломона», «Гримуар Армадель», а также «Разоблаченную Каббалу», что благотворно сказалось на Оккультном и Магическом просвещении англоязычного общества. Его работа с Гримуарами, которой он по праву гордился, о чем писал в предисловии к «Ключу Соломона», впервые дала возможность многим, не имевшим доступа к закрытым архивам Британской Библиотеки, ознакомиться с истинными сокровищами Магического Искусства. И, возможно, были среди них и подобные Иохе Гревису, одному из вавилонских философов, который нашел верный способ познания мудрости Ключа Соломона через молитву. Однако, не всеми из перечисленных языков Мазерс владел в совершенстве, и поэтому определенные его переводы подвергались справедливой критике, в том числе и со стороны Артура Эдварда Уэйта. Кроме Магии и Оккультизма, Мазерс увлекался военным делом, и первой его переведенной книгой был французский военный справочник.
В Масонство Мазерс вошел благодаря Алхимику и ясновидцу Фредерику Холланду. Он был посвящен в Ложу Хенджист № 195 4 октября 1877 года. Меньше, чем за 18 месяцев, он прошел все Степени Символического Масонства, и был посвящен в Степень Мастера 30 января 1878. В 1881 году Мазерс вступил в Общество Розенкрейцеров Англии (Societas Rosicruciana in Anglia, S.R.I.A.), где принял магический девиз «S' Rioghail Mo Dhream» (S.R.M.D.) — «Я — королевского происхождения». В том числе он получил несколько Градусов Маргинального Масонства, а из своей первой Ложи ушел в 1882 году. Возможно, по той причине, что решил посвятить свои занятия алхимическим и визионерским опытам вместе с Фрэдом Холландом. Благодаря неустанным стараниям в развитии S.R.I.A. Мазерс получил почетную Восьмую Степень в 1886. В 1891 году он стал Мастером Коллегии, но покинул Орден в 1903, так как не смог вернуть денежный долг.
В 1887 к Мазерсу обратился его друг и покровитель Доктор Уинн Уэсткотт с просьбой расшифровать таинственный манускрипт, полученный от фройляйн Анны Шпренгель, и таким образом было выяснено, что в манускрипте содержатся первые пять Инициатических Ритуалов Ордена Золотой Зари. Через год Мазерс, Уэсткотт и Вудман, все трое — члены Общества Розенкрейцеров, основали в Англии первый Храм Ордена Золотой Зари, Храм Исиды-Урании. Магическим девизом Мазерса в Ордене стал «Deo Duce Comite Ferro» (D.D.C.F.) — «Бог мне хозяин, а меч — товарищ». Знаменательным событием того же года оказалось знакомство Мазерса с его будущей женой, а также будущим членом Ордена Золотой Зари, Миной Бергсон, которая в замужестве взяла себе кельтское имя, что было созвучно настроениям многих из ведущих членов Золотой Зари, Мойна. Они сочетались браком 16 июня 1890 года в библиотеке Музея Хорниман, отца Анни Хорниман, которая также была членом Золотой Зари, и в том же году оказала помощь Мазерсу, сделав его куратором музея, что позволило ему прекратить свое бедственное финансовое положение, которое он порой поправлял участием в боксерских турнирах. Мойна считала Мазерса своим другом и наставником, и полагала, что у них одна душа двоих. В отличие от других женщин, входивших в Герметический Орден Золотой Зари, Мойна Мазерс не была противницей обычаев Викторианской эпохи, она считала, что ее долг перед мужем священен, и в дальнейшем она оказала великую помощь Ордену, употребив для его убранства свой художественный талант, а также, будучи замечательным медиумом, стала осуществлять связь с Тайными Владыками Ордена. Кроме того, она оказала и большую поддержку своему мужу, не оставив его в тяжелые годы их совместной жизни.
В 1892 году Мазерс сообщает о том, что смог лично связаться с «Тайными Вождями» Ордена и получить Ритуалы Ордена Рубиновой Розы и Золотого Креста. Самуэль и Мойна Мазерс переезжают в Париж, где два года спустя основывают Храм Ахатхор. Но несколько лет после Мазерс терпит убытки как в финансах, так и в отношении руководства Орденом. Из-за Уильяма Берриджа, распространявшего в Ордене чуждые ему учения (касательно сексуально-дыхательных упражнений за авторством Харриса), он ссорится с Анни Хорниман, после чего она перестает выплачивать ему ежегодное пособие. Стремление Мазерса к единоличной власти в Ордене вызывает недовольство его членов, из-за чего против его руководства поднимается бунт. Герметический Орден Золотой Зари раскалывается на несколько внутренних групп, каждая из которых желает следовать своей собственной концепции работы. Кроме того, в ноябре 1898 года в Храм Исиды-Урании вступает Алистер Кроули, чья персона порицалась другими членами Ордена за безнравственность. Недовольство членов Ордена этим вступлением привело к требованию Флоренс Фарр отстранить ее от должности представителя Мазерса, которую она занимала в Лондоне, о чем она написала в своем письме к нему. Мазерс же в своем ответе утверждал, что руководство Ордена может принадлежать исключительно ему, и, кроме того, обвинил Уильяма Уинна Уэсткотта в подделке основополагающих документов Ордена, то есть шифрованных рукописей. Однако, это было не единственное его действие против Уэсткотта. В марте 1897 Уэсткотт был вынужден покинуть занимаемые им должности в R.R. et A.C., поскольку некто доложил государственным чиновникам о его причастности к Магическому Ордену. В своем письме к Гарднеру Уэсткотт пишет:
«Получив намек, что, так или иначе, государственным чиновникам стало известно, что я являюсь видным деятелем Общества, в котором я по-дурацки позиционирую себя как кого-то, наделенного магическими силами, и, если это станет известно общественности, то это не сделает чести Коронеру Короны, которая будет опозорена таким безумным способом. Поэтому, у меня не было альтернативы — я не могу предположить, кто преследует меня — но кто-то должен был доложить».
Однако, этот случай донесения был не первым в жизни Уэсткотта. В своем письме к Гарднеру от 13 марта 1897 г. он пишет:
«Я получил подобное сообщение в 1889 о Т.О. и о моей поддержке Мадам Блав. [атсткой] на Авеню Роад, и тогда я вынужден был прекратить читать там лекции по четвергам. Тогда я был Вицепрезидентом Ложи Блав.[атской]. Выглядит, будто кто-то пытается вытянуть меня из должностей в З.З. – да?»
Как оказалось после, это было дело рук никого иного, как Мазерса, который, устранив Уэсткотта с его должности, затем продолжал клеймить его как фальсификатора и лгуна.
Итак, в феврале 1990, в разгаре серии внутренних конфликтов, Мазерс писал Флоренс Фарр, которая являлась старшим членом Ордена, обвиняя Уэсткотта в подделке:
«Он НИКОГДА не состоял в личном или письменном общении с Тайными Руководителями Ордена , он либо сам подделал, либо был обеспечен подделкой мнимой переписки между ним и ими, и мой язык был долгие годы связан Клятвой Молчания по отношению к нему, которую он потребовал с меня прежде, чем раскрыл, что он сделал, или причиной чего он послужил, или сразу и то и другое». (Опубликовано у Э. Хоува, «Маги Золотой Зари»).
В результате доверия к Алистеру Кроули Мазерс утерял легитимную власть в Ордене Золотой Зари, и был низложен и исключен из него. За это исключительное доверие Кроули «отблагодарил» своего друга и учителя, позаимствовав Ритуалы Ордена для своей деятельности и основания своего Ордена, а также высмеяв его в своей художественной книге «Лунное дитя». В связи с обнародованием материалов Ордена Мазерс решил подать в суд на Кроули, однако нуждался для этого в финансовой поддержке. Он просил Уильяма Уинна Уэсткотта о необходимой для подачи иска сумме, однако тот отказал ему, требуя Мазерса принести извинения в письменной форме, и даже посылая Мазерсу точный текст извинений через посредника, Кэдбери-Джонса.
«Если [Мазерс] желает получить от меня в подарок деньги, — то он должен написать отказ от обвинений в подделке: Он обязан написать два — одно личное письмо ко мне, датированное декабрем 1901 года или началом 1902-го, — и подтверждение, обращенное к нынешним членам, — датированное числом более поздним. Я высылаю вам копии того, что должен потребовать, — я не собираюсь давать ему денег ни на какие нужды».
Он приложил три наброска писем «за что я предлагаю заплатить» и добавил: «Не давайте ему смотреть на страницы с моим почерком». Все три наброска содержали полное отречение от обвинений, и самоуничижительные извинения за то, что они были сделаны. Второе письмо заканчивается словами: «Если он выполнит все, что я хочу, то получит банкноту достоинством в пять фунтов стерлингов: не допустите, чтобы это выглядело, как взяточничество». (Письма от 27 и (29) марта 1910; письма и приложенные наброски находятся среди личных бумаг Уэсткотта).
Разумеется, Мазерс отказался. По версии Фрэнсиса Кинга, причиной разлада между Мазерсом и Кроули послужило «длительное пребывание Кроули на Дальнем Востоке, его временное обращение в ортодоксальный буддизм Хинаяны и попытки убедить Мазерса принять такую же религиозную позицию», что не увенчалось успехом, так как Мазерс не был сторонником восточных учений, и опасался присущей им идее растворения человеческой личности.
Кроме того, Золотую Зарю достаточно скомпрометировали и другие безнравственные особы, — американская супружеская пара Хоросов, которые создали фальшивый Орден Золотой Зари, и под этим видом занимались мошенничеством и изнасилованием несовершеннолетних.
Примерно в 1903 году Мазерс вместе с Джоном Броуди-Иннесом, примирившимся с ним, основывают Орден Альфы и Омеги, в который вступили члены Ордена Золотой Зари, сохранившие верность Мазерсу после расколов, и предпочитавшие продолжать Оккультно-Магическую линию Ордена, не пожелав следовать направлению нового Императора Лондонского Храма, Артура Эдварда Уэйта, который приветствовал исключительно Мистицизм, порицая Практическую Магию. Стоит отметить, что неприятие у Уэйта к Мазерсу возникло еще до момента их непосредственной встречи, когда Уэйт ознакомился в Британском Музее с его работами по Магии.
В 1819 году, 5 или 20 ноября Мазерс скончался от неизвестной болезни. Как утверждает Дион Форчун, от испанки. Однако, мало известно о его личной жизни, и многие сведения было бы сложно проверить. Все же, по мнению Мойны Мазерс, которая была так же немногословна, это случилось вследствие частых визитов Тайных Владык Ордена, появление которых было сложно переносить физически и морально. После смерти МакГрегора Мазерса, Мойна Мазерс продолжала защищать его от теперь участившихся нападок на его персону, и приступила к руководству Ордена Альфы и Омеги, продолжая дело своего покойного мужа.